Методы принятия управленческих решений .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления).

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы:

■  отбора, хранения, обработки и анализа информации;

■  фиксации важнейших событий, их описания и оценки;

■  факторного анализа, аналогии, моделирования.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации, но в отличие от первого этапа, здесь уже происходит поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Важная роль в этих процессах отводится активному применению современных информационных технологий, выступающих в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия управленческих решений.

При выборе решения решающую роль приобретает определение критериев выбора. Чаще всего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. В частности, в процессах принятия управленческих решений в сфере производства стремятся при одновременной минимизации затрат максимизировать: производительность, эффективность и прибыль.

Сопоставление показателей минимизации нежелательных факторов производства с показателями максимизации благоприятных его факторов, повышающих эффективность производственной деятельности, качество ее продукции, уровень прибыли и доходов, позволяет осуществить выбор оптимального решения. Однако не всегда удается принять такое решение, так как это зависит не только от субъекта управления, но и от условий внешней среды, например конъюнктуры рынка, действий конкурентов и т.п.

На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели.

Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относится:

■  диагностический метод, позволяющий четко представить ход выполнения решения;

 корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения.ммммммм

Понятие личности.

В социологии "личность — это многообразная система, которая включает темперамент, направленность, способности и характер, т. е. индивидуальность человека, особенности его поведения, отношения и установок к окружающей действительности[1]"

Индивид — человек с уникальным набором качеств.

Индивидуальность — совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биологическом, психологическом, социальном и др.

Обычно выделяют три аспекта рассмотрения личности:

•  биологический, в соответствии с которым человек является носителем психофизиологических задатков, которые впоследствии могут реализоваться в определенной психологической структуре личности;

•  психологический, предусматривающий рассмотрение индивидуально­психологических особенностей личности (темперамента, характера);

•  социологический, согласно которому человек — это носитель оп­ределенного набора качеств, которые обеспечивают его взаимо­действие с другими людьми, существование в обществе.

Личность формируется в сочетании следующих четырех переменных:

S внешняя среда;

^ социальная культура;

S индивидуальные качества;

S наследственность.

Установка личности.

Установка личности - это постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к предмету, личности, ситуации.

Выделяются компоненты установки:

❖  эмоциональный — включает чувства людей относительно объекта (организации, других людей);

❖  информационный — включает убеждение или информацию, которую индивид имеет относительно объекта;

❖  поведенческий — определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.

Установки выполняют следующие функции:

•  приспособление: установки помогают людям легче приспосо­биться к своему рабочему месту;

•  защита своего "Я": реализация своего "Я"-образа (самого себя) — отрицание информации и нежелание менять свои установки, если это нарушает сформировавшееся мнение о себе;

•  выражение ценностных ориентации (свои установки).

Социализация личности.

Социализация личности — процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей,            норм,         установок,          присущих

данному обществу, социальной группе, т. е. это процесс адаптации личности к внешним условиям.

Социализация личности выделяет две стороны:

1)  усвоение социального опыта, т. е. воздействие внешней среды на процесс становления личности;

2)  воздействие индивида на внешнюю среду.

Основные институты социализации — семья, учебные заведения, работа.

Социальные роли личности.

Теория социальных ролей была предложена Джорджем Мидом как теория социального взаимодействия, в соответствии с которой признается способность личности принимать различные роли и модифицировать свое поведение в соответствии с ее социальными функциями.

Социальные функции личности:

•  служебные (начальник, подчиненный, сотрудник);

•  бытовые (клиент, покупатель, сосед);

•  семейные (муж, жена, дочь, сын, родственник и др.).

Социальная роль личности рассматривается как обязательный шаблон, стереотип поведения, объективно заданный социальной позицией личности в системе отношений в организации.

Ролевое поведение — действия индивида в соответствии с выбранной ролью.

Ролевое ожидание — ожидания окружающих от индивида, наделенного определенной ролью.

Ролевая неопределенность возникает, когда исполнитель роли не знает точно, что от него требуется. Он может не знать целей своей деятельности либо путей их достижения. В организации это обычно проблема исполнителей.

Ролевой конфликт возникает в случае, если разные ролевые ожидания сложно совместимы в одной роли. В организации это обычно проблема женщин-руководителей (конфликт между ролью начальника и ролью матери).

Ролевая перегрузка возникает, когда ожидание и требование роли превышает способности ее исполнителей (проблема высших руководителей).

Структура личности .

Структуру личности составляет взаимодействие таких компонентов как:

•  направленность личности;

•  характер;

•  способности;

•  темперамент;

•  самосознание.

Динамическая структура личности состоит из четырех подструктур личности, таких как:

1)  направленность личности: желания, интересы, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение;

2)  опыт личности: знания, умения, навыки, привычки;

3)  особенности психических процессов: ощущения, мышление, восприятие, эмоции, чувства, воля;

4)  биопсихологические свойства: темперамент; возраст; пол. Характер — устойчивое отношение к разным явлениям; совокупность

наиболее устойчивых черт личности.

Темперамент личности — это индивидуальное своеобразие устойчивых характеристик личности, которые определяют общую динамику ее психической деятельности.

Выделяют следующие основные свойства темперамента.

•  активность — степень взаимодействия с окружающим миром;

•  реактивность — сила и длительность реакций после прекращения действия стимула;

•  темп — скорость выполнения любых действий;

•  эмоциональность;

•  тревожность;

•  ригидность (пластичность) — способность к быстрой перестройке деятельности.

Еще Г иппократ выделил четыре основных типа темперамента.

1)  сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы);

2)  холерик (сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения);

3)  флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);

4)  меланхолик (слабый тип нервной системы).

В контексте социологии управления следует отметить, что не существует "плохих" типов темперамента или "неподходящих" характеров, а бывают ситуации, в большей или меньшей степени соответствующие определенному типу характера или темперамента.

Основными путями приспособления темперамента к требованиям деятельности являются:

1)  профессиональный отбор;

2)  индивидуализация предъявляемых требований;

3)  создание положительной мотивации;

4) формирование индивидуального стиля деятельности.

Социальный и внутренний опыт представляет собой совокупность приобретенных индивидом знаний, умений, навыков, привычек. Социальный опыт приобретается индивидом в процессе его пребывания в пределах определенной социальной общности. Внутренний опыт выражает самоощущение личности.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.