Личностный потенциал работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
Английские специалисты в области менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис выделили следующие характерные черты для развитых и эффективных сотрудников:
• способность хорошо выполнять свою работу;
• энергичность;
• умение управлять своими эмоциями;
• готовность открыто излагать свое мнение;
• способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы;
• способность хорошо излагать свое мнение.
Френсис и Вудкок также отмечали, что работники, не умеющие достигать успехов в работе, обычно ведут пассивный образ жизни, стремятся вернуться к стабильности. Их пугает все новое и неизвестное, и они стараются по возможности избежать изменений. Такой тип работников не имеет обыкновения разбираться в себе и своих убеждениях, и поэтому чужое мнение и критика воспринимаются ими как угроза.
Совсем наоборот ведут себя работники, которые склонны к активному отношению к жизни. Они часто добиваются успешных результатов, хотят больше знать о себе и заинтересованы в получении обратной связи от коллег. Такие работники приветствуют конструктивную критику, умеют ценить свой труд и свое время.
Структура личностного потенциала .
Структуру личностного потенциала работника можно представить в следующем виде (см. рис. 3).
Психофизиологический потенциал работника определяется
психологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиваться в способности личности (общие, специальные или практические).
Личностный потенциал работника | ||||
| ||||
Психофизиологический потенциал | Трудовой потенциал | Творческий потенциал | ||
1 |
| |||
♦ Задатки ♦ Тип ВНД ♦ Темперамент ♦ Эмоционально-волевая сфера ♦ Работоспособность | ♦ Способность и готовность к труду в условиях повышенной конкуренции ♦ Профессиональные ЗУН ♦ Мотивы трудовой деятельности ♦ Идентификация с коллективом | ♦ Уровень интеллекта ♦ Креативные способности ♦ Потребность и способность в самореализации ♦ Лидерские способности ♦ Личностные особенности работника |
Рис. 3. Личностный потенциал работника |
Работоспособность (трудолюбие) является в этом смысле одной из важнейших практических способностей. Психофизиологический механизм работоспособности определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой. Процесс формирования трудолюбия также связан с действием социализации (усвоение социального опыта).
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает:
■ в специальных учебных заведениях;
■ на предприятии.
Профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его профессионального мастерства. Предпосылкой успешного овладения профессией и конкретной работой является наличие у работника способностей и готовности к труду.
Уровень использования трудового потенциала конкретного работника определяется также структурой мотивов его трудовой деятельности. Обычно основными мотивами своего труда работники называют материальное стимулирование, интерес к процессу труда.
Наконец, степень использования трудового потенциала работника определяется уровнем его идентификации с коллективом, который может быть определен усвоением групповых норм поведения.
Основу творческого потенциала работника составляют креативные способности:
■ генерировать необычные идеи;
■ отклоняться от традиционных схем мышления;
■ быстро разрешать проблемные ситуации.
Творчество в социологии управления понимается как деятельность личности, результатом которой является создание принципиально новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека соответствующих способностей, потребностей, а также знаний и умений, благодаря которым создается реальный продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. При этом основной потребностью человека является его потребность в самореализации, в раскрытии и в расширении его созидательных возможностей. Существенным моментом является увлеченность работой, состояние вдохновения.
Понятие лидерства.
Наиболее распространены такие определения лидерства, как:
■ способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации;
■ попытка использовать непринудительные формы влияния с целью мотивации индивидов на достижение определенной цели;
■ естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы;
■ взаимодействие между членами группы.
Лидерство имеет место в тех случаях, когда один член группы изменяет побуждения или компетенцию других членов группы. Это означает, что лидерство предполагает использование влияния лидера во взаимоотношениях. Лидер должен быть способен повлиять на действия и характер деятельности своих подчиненных. Эффективность лидера определяется успешным выполнением одной или нескольких задач.
Существует два подхода к определению лидерства: поведенческий и ситуационный.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Согласно данному подходу эффективность лидера определяется не его личными качествами, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Ситуационный подход состоит в том, что лидер должен тонко чувствовать ситуацию и соответствовать ей (в какой-то степени "плыть по течению"). Явное несоответствие позиции лидера ситуации резко снижает эффективность его действий и может привести к потере авторитета и лидерства.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 222.