Основные функции лидерства .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как всякой деятельности лидерству присущи определенные функции.

Ученые Тибо и Келли выделяют три основные функции лидерства:

■  планирование;

■  организация принятия решения;

■  координация членов группы.

В. Румянцева выделяет такие функции как:

■  организационная:

о постановка целей; o организация принятия решения; о проработка путей реализации решения; о воздействие на группу в целях координации; о распределение ролей, обязанностей и ответственности;

■  информационная:

о сбор, переработка и хранение информации;

о своевременное оповещение группы об оперативных и перспективных задачах; о учет потребностей и ролей;

■  социальная:

о обеспечение процесса социализации (адаптации) индивида в группе и более широкой общности; о воспитание подчиненных, формирование групповых норм, привычек и т. д.

Лидеры в организации .

Лидеры - это люди, чьи действия влияют на других людей в большей степени, чем действия других людей влияют на них самих.

"Лидер — ведущий; тот, кто способен увлекать за собой; тот, кто генерирует и проводит решения, затрагивающие интересы и определяющие условия жизни другого человека, и этот другой готов принимать их и следовать за ними".

Лидером можно также считать личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели.

Личность становится лидером вследствие наличия:

■  определенной ситуации, которая выдвигает требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в лидере;

■  ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;

■  определенных черт личности у потенциального лидера, способностей, характера, воли и т. д.

Процесс возникновения лидера.

Процесс возникновения лидера представляет собой последовательность следующих этапов:

■  человек испытывает стремление к превосходству;

■  он начинает демонстрировать доминирующее поведение;

■  его доминантность находит воплощение в конкретных результатах деятельности коллектива;

■  окружающими начинает ощущаться факт его лидерства;

■  они признают за ним статус лидера.

В организации лидер может быть: формальным и неформальным.

Формальный лидер:

■  несет ответственность;

■  наделен официальными полномочиями.

Неформальный лидер:

■  не несет официальной ответственности;

■  располагает только морально-психологическими инструментами воздействия.

Появлению неформальных лидеров способствуют:

■  желание группы упорядочить, скоординировать свои действия, особенно в условиях недостатка в формальном руководстве в силу несовершенства организационных и личных интересов группы;

■  значимость работы;

■  наличие у одного или нескольких членов группы явно большего потенциала лидерства;

■  конфликтные ситуации, которые также стимулируют процесс формирования лидеров.

Типы лидеров.

В отечественной психологической и социологической литературе выделяют следующие десять типов лидеров:

■  "суверен" ("патриарх"). Лидер в образе строгого, но любимого отца; он способен внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе глубокого уважения, граничащего с иррациональным, почти необъяснимым почитанием;

■  "вожак". В нем люди видят отражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе;

■  "тиран". Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха; его считают самым сильным. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и ему подчиняются;

■  "организатор". Такой лидер объединяет людей, его уважают;

■  "соблазнитель". Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли "магической силы", давая выход вовне подавленным эмоциям других людей; предотвращает конфликты; снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают существующих у него недостатков;

■  "герой". Жертвует собой ради других, такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста — благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей;

■  "кумир". Влечет, притягивает, заряжает положительной энергией окружающих. Его любят, боготворят и идеализируют;

■  "спаситель". Берет на себя ответственность за различного рода принимаемые решения, за что его подчиненные ему внутренне благодарны;

■  "изгой" — отторгнутый группой, но пытающийся самоутвердиться через борьбу за лидерство.

Стили руководства.

Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на:

■  авторитарный;

■  демократический;

■  либеральный (попустительский).

Авторитарный стиль руководства состоит в том, что руководитель:

■  стремится сконцентрировать власть в своих руках;

■  берет на себя всю ответственность за результаты;

■  оставляет за собой решающее слово в любом вопросе;

■  стремится подавлять, жестко контролировать своих подчиненных.

Авторитарный руководитель обладает достаточной властью, чтобы

навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, который для подчиненных является самым важным. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией "X" ("икс"), согласно которой:

■  люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

■  у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

■  больше всего люди хотят защищенности;

■  чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предположений авторитарный руководитель обычно:

■  как можно больше централизует полномочия;

■  структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.

Демократический стиль характеризуется сочетанием влияния руководителя и максимального использования инициативы и творчества подчиненных, широким привлечением к управлению членов коллектива.

МакГрегор назвал предпосылки демократичного руководителя по отношению к работникам теорией "У" ("игрек"), суть которой состоит в следующем:

■  труд — процесс естественный; если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

■  если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

■  приобщение к управлению является функцией вознаграждения.

Демократичный руководитель предпочитает механизмы влияния, которые

апеллируют к потребностям более высокого уровня:

■  в принадлежности;

■  высокой цели;

■  автономии;

■  самовыражении.

Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования; к санкциям прибегает лишь тогда, когда все другие методы исчерпаны.

Либеральный стиль руководства характеризуется максимальной степенью делегирования другим ответственности.

Либеральный руководитель:

■  идет на поводу у работников;

■  предоставляет полную свободу, граничащую с попустительством. Либеральный стиль отличается невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый.

 

 

Понятие группы, критерии и свойства группы.

Группа — ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (например совместной деятельности, идентичности обстоятельств).

По определению Марвина Шоу, "группа — это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц[2]".

К критериям, характеризующим группу, относятся:

■  относительно стабильный состав участников;

■  устойчивое и предсказуемое взаимодействие;

■  осознаваемые или признаваемые единство ситуации или общность цели;

■  локализованное — во времени или пространстве;

■  организованность — управляемость и способность к самоуправлению;

■  сплоченность — степень интеграции в группе каждого из членов;

■  микроклимат — комфортность для всех участников;

■  иерархичность — наличие лидера;

■  референтность — разделение членами группы групповых норм;

■  волевая активность — устойчивость, целеустремленность, настойчивость, энергичность;

■  интеллектуальная активность — рациональность отношений в группе, ее продуктивность;

■  эмоциональная активность — взаимные симпатии и антипатии.

 

Групповые нормы.

Групповые нормы — это совокупность правил и требований, которые

вырабатываются группой; определенные стандарты, которые соблюдаются членами группы.

Нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного участника с выработанными эталонами поведения и осуществлять эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе. Нормы выполняют функцию социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы.

Конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок и поведения личности в соответствии с неразделяемой ранее позицией большинства.

Внутренний конформизм характеризуется действительным преобразованием индивидуальных внутренних установок личности в

результате принятия позиции большинства, которая оценивается как более обоснованная.

Внешний конформизм — демонстративное подчинение личности мнению группы с целью избежать наказание, порицание или внутренний дискомфорт.

 

Понятие коллектива, его признаки и функции.

Коллектив — группа совместно работающих лиц по достижению поставленных целей, где на поведение одного участника воздействует поведение другого.

Признаки коллектива:

наличие общих интересов, целей, задач;

совместная деятельность;

организация;

относительная устойчивость и длительность функционирования.

выполнение общей работы;

социализация личности, т. е. усвоение (или отрицание) ею

коллективных норм и правил;

саморазвитие (самореализация) личности;

информационное обеспечение личности.

При социологическом анализе коллективов выделяют формальную и неформальную структуры. Формальная структура коллектива отражает его производственные функции и включает в себя административную и технологическую структуру взаимодействия. Неформальная структура коллектива формируется на основе субъективных симпатий и антипатий членов коллектива. Она неизбежна в многочисленных коллективах. Неформальная структура соединяет в себе несколько малых групп.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.