Как всякой деятельности лидерству присущи определенные функции.
Ученые Тибо и Келли выделяют три основные функции лидерства:
■ планирование;
■ организация принятия решения;
■ координация членов группы.
В. Румянцева выделяет такие функции как:
■ организационная:
о постановка целей; o организация принятия решения; о проработка путей реализации решения; о воздействие на группу в целях координации; о распределение ролей, обязанностей и ответственности;
■ информационная:
о сбор, переработка и хранение информации;
о своевременное оповещение группы об оперативных и перспективных задачах; о учет потребностей и ролей;
■ социальная:
о обеспечение процесса социализации (адаптации) индивида в группе и более широкой общности; о воспитание подчиненных, формирование групповых норм, привычек и т. д.
Лидеры в организации .
Лидеры - это люди, чьи действия влияют на других людей в большей степени, чем действия других людей влияют на них самих.
"Лидер — ведущий; тот, кто способен увлекать за собой; тот, кто генерирует и проводит решения, затрагивающие интересы и определяющие условия жизни другого человека, и этот другой готов принимать их и следовать за ними".
Лидером можно также считать личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели.
Личность становится лидером вследствие наличия:
■ определенной ситуации, которая выдвигает требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в лидере;
■ ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;
■ определенных черт личности у потенциального лидера, способностей, характера, воли и т. д.
Процесс возникновения лидера.
Процесс возникновения лидера представляет собой последовательность следующих этапов:
■ человек испытывает стремление к превосходству;
■ он начинает демонстрировать доминирующее поведение;
■ его доминантность находит воплощение в конкретных результатах деятельности коллектива;
■ окружающими начинает ощущаться факт его лидерства;
■ они признают за ним статус лидера.
В организации лидер может быть: формальным и неформальным.
Формальный лидер:
■ несет ответственность;
■ наделен официальными полномочиями.
Неформальный лидер:
■ не несет официальной ответственности;
■ располагает только морально-психологическими инструментами воздействия.
Появлению неформальных лидеров способствуют:
■ желание группы упорядочить, скоординировать свои действия, особенно в условиях недостатка в формальном руководстве в силу несовершенства организационных и личных интересов группы;
■ значимость работы;
■ наличие у одного или нескольких членов группы явно большего потенциала лидерства;
■ конфликтные ситуации, которые также стимулируют процесс формирования лидеров.
Типы лидеров.
В отечественной психологической и социологической литературе выделяют следующие десять типов лидеров:
■ "суверен" ("патриарх"). Лидер в образе строгого, но любимого отца; он способен внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе глубокого уважения, граничащего с иррациональным, почти необъяснимым почитанием;
■ "вожак". В нем люди видят отражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе;
■ "тиран". Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха; его считают самым сильным. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и ему подчиняются;
■ "организатор". Такой лидер объединяет людей, его уважают;
■ "соблазнитель". Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли "магической силы", давая выход вовне подавленным эмоциям других людей; предотвращает конфликты; снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают существующих у него недостатков;
■ "герой". Жертвует собой ради других, такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста — благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей;
■ "кумир". Влечет, притягивает, заряжает положительной энергией окружающих. Его любят, боготворят и идеализируют;
■ "спаситель". Берет на себя ответственность за различного рода принимаемые решения, за что его подчиненные ему внутренне благодарны;
■ "изгой" — отторгнутый группой, но пытающийся самоутвердиться через борьбу за лидерство.
Стили руководства.
Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на:
■ авторитарный;
■ демократический;
■ либеральный (попустительский).
Авторитарный стиль руководства состоит в том, что руководитель:
■ стремится сконцентрировать власть в своих руках;
■ берет на себя всю ответственность за результаты;
■ оставляет за собой решающее слово в любом вопросе;
■ стремится подавлять, жестко контролировать своих подчиненных.
Авторитарный руководитель обладает достаточной властью, чтобы
навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.
Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, который для подчиненных является самым важным. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией "X" ("икс"), согласно которой:
■ люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
■ у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
■ больше всего люди хотят защищенности;
■ чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе таких исходных предположений авторитарный руководитель обычно:
■ как можно больше централизует полномочия;
■ структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
Демократический стиль характеризуется сочетанием влияния руководителя и максимального использования инициативы и творчества подчиненных, широким привлечением к управлению членов коллектива.
МакГрегор назвал предпосылки демократичного руководителя по отношению к работникам теорией "У" ("игрек"), суть которой состоит в следующем:
■ труд — процесс естественный; если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
■ если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
■ приобщение к управлению является функцией вознаграждения.
Демократичный руководитель предпочитает механизмы влияния, которые
апеллируют к потребностям более высокого уровня:
■ в принадлежности;
■ высокой цели;
■ автономии;
■ самовыражении.
Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования; к санкциям прибегает лишь тогда, когда все другие методы исчерпаны.
Либеральный стиль руководства характеризуется максимальной степенью делегирования другим ответственности.
Либеральный руководитель:
■ идет на поводу у работников;
■ предоставляет полную свободу, граничащую с попустительством. Либеральный стиль отличается невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый.
Понятие группы, критерии и свойства группы.
Группа — ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (например совместной деятельности, идентичности обстоятельств).
По определению Марвина Шоу, "группа — это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц[2]".
К критериям, характеризующим группу, относятся:
■ относительно стабильный состав участников;
■ устойчивое и предсказуемое взаимодействие;
■ осознаваемые или признаваемые единство ситуации или общность цели;
■ локализованное — во времени или пространстве;
■ организованность — управляемость и способность к самоуправлению;
■ сплоченность — степень интеграции в группе каждого из членов;
■ микроклимат — комфортность для всех участников;
■ иерархичность — наличие лидера;
■ референтность — разделение членами группы групповых норм;
■ волевая активность — устойчивость, целеустремленность, настойчивость, энергичность;
■ интеллектуальная активность — рациональность отношений в группе, ее продуктивность;
■ эмоциональная активность — взаимные симпатии и антипатии.
Групповые нормы.
Групповые нормы — это совокупность правил и требований, которые
вырабатываются группой; определенные стандарты, которые соблюдаются членами группы.
Нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного участника с выработанными эталонами поведения и осуществлять эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе. Нормы выполняют функцию социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы.
Конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок и поведения личности в соответствии с неразделяемой ранее позицией большинства.
Внутренний конформизм характеризуется действительным преобразованием индивидуальных внутренних установок личности в
результате принятия позиции большинства, которая оценивается как более обоснованная.
Внешний конформизм — демонстративное подчинение личности мнению группы с целью избежать наказание, порицание или внутренний дискомфорт.
Понятие коллектива, его признаки и функции.
Коллектив — группа совместно работающих лиц по достижению поставленных целей, где на поведение одного участника воздействует поведение другого.
Признаки коллектива:
наличие общих интересов, целей, задач;
совместная деятельность;
организация;
относительная устойчивость и длительность функционирования.
выполнение общей работы;
социализация личности, т. е. усвоение (или отрицание) ею
коллективных норм и правил;
саморазвитие (самореализация) личности;
информационное обеспечение личности.
При социологическом анализе коллективов выделяют формальную и неформальную структуры. Формальная структура коллектива отражает его производственные функции и включает в себя административную и технологическую структуру взаимодействия. Неформальная структура коллектива формируется на основе субъективных симпатий и антипатий членов коллектива. Она неизбежна в многочисленных коллективах. Неформальная структура соединяет в себе несколько малых групп.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 236.