Капсула: Вторая империя и франко-прусская война.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

31 июля 1870 года французские войска пересекли пограничную реку Саар и атаковали Саарбрюккен. Уже 1 сентября французская армия была полностью разгромлена под Седаном, но мирный договор был подписан лишь 26 февраля. В этом промежутке немецкие войска постепенно расширяют зону оккупации, 5 декабря был занят Руан. Действие «Пышки» происходит вскоре после этого события.

По результатам Венского конгресса (1814 – 1815) Германский союз составляли около сорока суверенных государств. Объединение германских земель успешно осуществлялось под руководством Пруссии и было, по-видимому, исторически неизбежным. Франция пыталась объединению противодействовать, что и стало причиной войны. Результатом ее стало создание Германской империи и падение Второй империи во Франции. Луи Наполеон, или Наполеон III, был взят в плен под Седаном и вскоре низложен.

Луи-Наполеон Бонапарт (1808 – 1873), племянник Наполеона, был артиллерийским офицером. Как журналист, он обладал довольно бойким пером. В 1830-е годы предпринял несколько попыток захвата власти, которые провалились самым жалким образом. Король Луи-Филипп, по-видимому, воспринимал его как безвредного смехотворного идиота. Луи-Наполеон в качестве почетного узника содержался в крепости Гам. Он принимал посетителей, пополнял образование, писал статьи и в 1846 году бежал в Англию.

1848 год вошел в историю как «весна народов». Революционная волна прокатилась по Франции, Германии, Австрии, Италии, Польше. Французский король бежал. Луи-Наполеон был избран в Сенат, а потом победил на президентских выборах, собрав 75 процентов голосов. В 1851 году он совершил государственный переворот, распустив Законодательное собрание и подавив выступления республиканцев. Сенат принял решение о преобразовании Франции в империю, которое было одобрено народным голосованием. 2 декабря 1852 года Луи-Наполеон был провозглашен императором.

В оценках деятельности и личности Наполеона III преобладают негативные и иронические. Обычно его представляют политическим авантюристом. В России его не любили из-за Крымской войны. Англичане считают эту войну своей, но французов в Крыму было больше. Говорят, Наполеон III невзлюбил Николая I за то, то последний отказал ему в братском приветствии после провозглашения императором. В советское время чрезвычайно влиятельной была крайне негативная оценка Наполеона III Карлом Марксом. Знаменитая работа Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» (которая начинается словами о том, что исторические трагедии вновь повторяются в виде фарса) в значительной степени посвящена разоблачению популистской и социалистической риторики Луи-Наполеона. Он не только всегда подчеркивал, что правит по воле народа и для народа, но и проводил реформы, направленные на улучшение положения бедных слоев. Нет сомнения, что он пользовался поддержкой. Его сторонников мало заботили ограничения политических свобод и цензура. Зато с его именем ассоциировалась политическая стабильность, экономический рост и территориальные приобретения. Судя по литературным примерам, деспотизм Второй империи был не слишком жестким. Так, Корнюде в новелле Мопассана вовсе не скрывает свои республиканские взгляды.

 

Текст 2. Заговор

Когда на другой день путешественники сошли вниз, у всех на лицах была усталость, а на сердце злоба. Женщины еле говорили с Пышкой.

 Прозвучал колокол. Звонили к крестинам. У Пышки был ребенок, который воспитывался в Ивето у крестьян. Она видалась с ним только раз в год, никогда о нем не думала, но мысль о младенце, которого собираются крестить, вызвала в ее сердце внезапный неистовый прилив нежности к собственному ребенку, и ей непременно захотелось присутствовать при обряде.

 Едва она ушла, все переглянулись, потом придвинулись поближе друг к другу, так как чувствовали, что пора в конце концов что-нибудь предпринять. Луазо вдруг осенила мыль: он считает, что нужно предложить офицеру задержать одну Пышку и отпустить остальных.

 Г-н Фоланви согласился выполнить поручение, но почти тотчас же вернулся вниз: немец, зная человеческую натуру, выставил его за дверь. Он намеревался держать всех до той поры, пока его желание не будет удовлетворено.

 Тогда плебейская порода г-жи Луазо развернулась во всю ширь:

 – Не сидеть же нам здесь до старости! Раз эта пакостница занимается таким ремеслом и проделывает это со всеми мужчинами, какое же право она имеет отказывать кому бы то ни было? Скажите на милость, в Руане она путалась с кем попало, даже с кучерами! Да, сударыня, с кучером префектуры! Я-то отлично знаю, – он вино в нашем заведении берет. А теперь, когда нужно вызволить нас из затруднительного положения, эта девка разыгрывает из себя недотрогу!.. По-моему, офицер ведет себя еще хорошо. Быть может, он уже давно терпит лишение и, конечно, предпочел бы кого-нибудь из нас троих. А он все-таки довольствуется тою, которая принадлежит всякому. Он уважает замужних женщин. Подумайте только, ведь он здесь хозяин. Ему достаточно сказать: «Я желаю» – и он при помощи солдат может силой овладеть нами.

 Обе другие женщины слегка вздрогнули. Глаза хорошенькой г-жи Карре-Ламадон блестели, и она была несколько бледна, словно уже чувствовала, что офицер силой овладевает ею.

 Мужчины, рассуждавшие в сторонке, подошли к дамам. Луазо бушевал и был готов выдать врагу «эту паршивку», связав ее по рукам и ногам. Но граф, потомок трех поколений посланников и сам по внешности напоминавший дипломата, являлся сторонником искусного маневра.

 – Надо ее переубедить, – сказал он. Тогда составился заговор.

Перевод Евгения Гунста

Вопросы:

Подумайте о причинах порыва материнских и одновременно религиозных чувств Пышки и о том, какую роль этот порыв мог сыграть в дальнейших событиях.

Многие сцены новеллы находят соответствие в евангельском мифе: трапеза в дилижансе – Тайная Вечеря, любовный акт с комендантом – распятие, последующее поведение спутников Пышки – предательство учеников. Какую роль евангельская символика играет в новелле?

Обратите внимание, что, описывая поведение заговорщиков, Мопассан не объясняет суть их плана. Почему?

Объясните логику, которая привела Пышку к «сдаче».

 

Текст 3. Освобождение

Расходившийся Луазо встал с бокалом в руке:

 – Пью за наше освобождение!

Все поднялись и подхватили его возглас. Даже монахини поддались уговору дам и согласились пригубить пенистого вина, которого они еще никогда в жизни не пробовали. Они объявили, что оно похоже на шипучий лимонад, только гораздо вкуснее.

Луазо подвел итоги:

 – Какая досада, что нет фортепьяно, хорошо бы кадриль отхватить!

Корнюде не проронил ни слова, не пошевельнулся; он был погружен в мрачное раздумье и по временам негодующе теребил свою длинную бороду, словно желая еще удлинить ее. Наконец около полуночи, когда стали расходиться, Луазо, еле державшийся на ногах, неожиданно хлопнул его по животу и сказал заплетающимся языком:

 – Что это вы сегодня не в ударе? Что это вы всё молчите, гражданин?

Корнюде порывисто поднял голову и, окинув всех сверкающим, грозным взглядом, бросил:

 – Знайте, что все вы совершили подлость!

Он встал, направился к двери, еще раз повторил: «Да, подлость!» – и скрылся.

Сперва всем сделалось неловко. Озадаченный Луазо замер, разинув рот; потом к нему вернулась обычная самоуверенность, и он вдруг захохотал, приговаривая:

 – Хоть видит око, да зуб неймет!

Так как никто не понимал, в чем дело, он поведал «тайны коридора». Последовал взрыв бурного смеха. Дамы веселились, как безумные. Граф и г-н Карре-Ламадон хохотали до слез. Им это казалось невероятным.

Перевод Евгения Гунста

Вопросы:

Охарактеризуйте поведение персонажей. Вспомните в связи с этим рассуждения Бахтина о карнавальных бесчинствах. Чувства, которые испытывают герои, можно, по-видимому, определить как «единение» или «братство». Подобные чувства они испытывали во время путешествия, когда поедали запасы Пышки. В чем разница?

С той оценкой, которую дает происходящему Корнюде, трудно не согласиться. Едва ли сам Мопассан думает об участниках пирушки что-то другое. Следует, однако, подумать о том, как ведет себя Корнюде на протяжении сцены, почему и зачем он произносит свою фразу. О каких «тайнах коридора» рассказывает Луазо? Дискредитируют ли они Корнюде?

Приведите другие примеры того, как повествователь становится на чужую точку зрения, никак не отмечая перехода, или передает свои оценки персонажу, не заслуживающему доверия. Сделайте выводы об авторской позиции в новелле и об особенностях ее выражения.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 258.