МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
Гуманитарный институт
Кафедра «Политология, история и социальные технологии»
А.К. НЕСОЛЕНАЯ
МАНИПУЛЯЦИЯ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ И СМИ
Учебное пособие
Москва – 2017
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
Гуманитарный институт
Кафедра «Политология, история и социальные технологии»
А.К. НЕСОЛЕНАЯ
МАНИПУЛЯЦИЯ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ И СМИ
Учебное пособие
для студентов технических специальностей университета, изучающих курс «Политология»
Москва – 2017
УДК 32
Н 55
Несоленая А.К. Манипуляция. Политическая манипуляция и СМИ: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. – 138 с.
В учебном пособии последовательно рассматривается сущность, специфические черты и приемы манипулятивного воздействия. Особое внимание в пособии уделяется анализу политической манипуляции как инструмента политической власти и роли средств массовой информации в реализации массового манипулятивного воздействия.
Структура пособия и подбор примеров ориентированы на раскрытие содержания отдельных тем программы курса «Политология», например, «Избирательные системы и технологии», «Политическая система общества», реализуемого кафедрой «Политология, история и социальные технологии» Гуманитарного института РУТ (МИИТ).
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих курс «Политология», «Психология массовой коммуникации» и смежные политологические дисциплины, а также всех специалистов в области теории и практики, интересующихся проблематикой манипулятивного воздействия как инструмента политической власти.
Рецензенты:
Стерлигова Ольга Петровна кандидат биологических наук, доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» Российский университет транспорта (МИИТ).
Некрасов Сергей Иванович доктор философских наук, профессор кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Московского государственного технического университета гражданской авиации.
© РУТ (МИИТ), 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… | 4 |
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «МАНИПУЛЯЦИЯ» И СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ МАНИПУЛЯЦИИ…………………………………………… | 7 |
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……………………………………………... | 16 |
ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……………………………………………… | 22 |
ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……………………………………………….. | 40 |
ГЛАВА 5. МАНИПУЛЯЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА……………………………………………………… | 73 |
ГЛАВА 6. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРОПАГАНДЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ………………………………………….. | 97 |
ГЛАВА 7. МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ………………………………………………………... | 111 |
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе необходимым условием жизнедеятельности людей является постоянный приток информации. Будучи постоянно включенным в различные коммуникативные ситуации, человек, социальные группы и общности могут выступать в качестве субъекта и объектом манипулятивного воздействия. Манипуляция – это в некотором смысле антипод, противоположность прямого общения. Если участники коммуникации не скрывают своих исходных целей и намерений, тогда мы имеет дело с открытой коммуникацией. Если же субъект коммуникации по тем или иным причинам скрывает свои исходные намерения от реципиента, тогда мы имеем дело с манипуляцией. Предпосылки для манипулятивного воздействия всегда существуют там, где существует информация. Учитывая тот факт, что информация, которую продуцирует современное общество каждый день, имеет значительный объем, а время на контакт с аудитории с информацией ограничено, то создаются объективные предпосылки для манипуляции информацией. Таким образом, манипуляция – это одна из основных форм коммуникации в условиях современного общества.
Сегодня изучение манипуляций и частности политической манипуляции, одно из актуальнейших направлений изучения ряда дисциплин, таких как «Психология массовой коммуникации», «Социология общественного мнения» и др. Особое внимание изучению манипулятивного воздействия уделяется в современной политической науке. Понимание сущности, приемов и механизмов манипулятивного воздействия является необходимым условием понимания таких политических явлений и процессов как избирательные технологии, политическая коммуникация, механизмы политической власти и пр. Как это ни парадоксально звучит, манипуляция была, есть и будет одним из широко распространенных и часто используемых инструментов политической деятельности. Для наиболее полного понимания сущности политической манипуляции, необходимо рассмотрение в общем сущности, свойств и приемов манипуляции как таковой.
Учебное пособие построено по принципу от общего к частному, отсюда - первые главы посвящены свойствам манипулятивного воздействия в целом, далее подробно рассматривается проблема политической манипуляции и роли политической манипуляции в современных социальных системах.
В первой главе учебного пособия рассмотрено многообразие определений понятия «манипуляция», определены ее существенные признаки, поведена граница между понятием ложь и манипуляция.
Во второй главе пособия обозначены основные условия осуществления манипуляции и критерии, позволяющие определить эффективность манипулятивного воздействия.
Третья глава учебного пособия посвящена определению наиболее часто встречающихся приемов, методов и способов манипулятивного воздействия.
В четвертой главе представлены основные манипулятивные технологии, используемые в политической деятельности.
Пятая глава направлена на анализ места манипуляции в политической системе общества, особое внимание уделено описанию манипулятивных технологий, используемых в ходе избирательных кампаний.
Шестая глава посвящена определению места манипуляции в пропагандистском воздействии, как инструмента политического воздействия.
Седьмая глава рассматривает место и роль манипуляции в условиях информационно-психологического противостояния различных политических систем.
Окна Овертона»
Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественной политики «Mackinac Center», еще в середине 1990-х описал применяемую современными РR-технологами модель манипулирования общественным сознанием, посмертно названную «Окном Овертона». Автор погиб в авиакатастрофе. Но только после его смерти описанная им модель стала приобретать свою популярность[48].
Суть модели состоит в том, что любую, первоначально казавшуюся абсолютно неприемлемой идею, в ходе ряда последовательно проведенных манипулятивных операций, можно легализовать как вполне правомерную, принятую массовым сознанием и закрепленную в законах.
Согласно модели Овертона для каждой целенаправленно актуализируемой идеи или проблемы в обществе существует «свое» окно возможностей, которое может быть весьма ограниченным в плане обсуждения и принятия этой идеи. Но окно можно двигать, меняя тем самым веер возможностей. Главное – делать это необходимо постепенно и последовательно, чтобы массовое сознание привыкало к ранее чуждой ему идее.
Сдвиг мнений в окне проходит следующие стадии: немыслимые; радикальные; приемлемые; мудрые; популярные; официальная политика.
1. Немыслимое.
Цель этапа:
· снять табу на обсуждение явления;
· сделать явление известным как можно более широкому кругу людей;
· сделать обсуждение явления привычным;
· придать обсуждению явления статус важной общественной темы.
Для этого явление вводится в информационное поле, как радикально-вызывающе. Радикальный статус особенно стимулирует внимание к явлению. Обсуждение темы продвигается из стихийного в организованное - на уровень общественных или академических форумов, как социально-значимая проблема.
2. Радикальное.
Цель этапа: подмена понятий, замена эмоционально-неприемлемых терминов на эмоционально-нейтральные эвфемизмы.
На этом этапе вводятся новые понятия, обозначающие разные стороны того же явления, но не ассоциирующиеся в сознании общества с явлением в том состоянии, когда даже его обсуждение было полностью неприемлемым.
3. Приемлемое.
Цель этапа:
· внедрение идеи о естественно-природном характере обсуждаемого явления;
· преодоление отношения к явлению, как к абсолютно недопустимом;
· рекрутирование адептов явления.
Используются научные (или псевдонаучные) факты и объяснения, которые придают явлению объяснимый и, как бы, обусловленный природой характер. Это переломный этап, переводящий явление из абсолютно маргинального в понятное обществу. Из числа лиц, ищущих оригинальную форму личной самореализации, начинают появляются адепты явления.
4. Мудрое или разумное.
Цель этапа:
· распространение информации о, якобы, распространенности явления;
· внедрение в массовое сознание мысли о реальном присутствии явления в обществе;
· ассоциирование явления с конкретными лицами, не вызывающими личного отторжения.
5. Популярное.
Цель этапа:
· представление явления, как политически важной темы;
· представление отрицания явления, как нарушения права человека;
· внедрение негативного отношения к любому отрицанию явления.
Проведение социальных опросов, результаты которых интерпретируют явление, как социально-политическое. Включение обсуждения явления в политическую повестку, как требующего юридического или политического регулирования. Инициирование политических инициатив по защите адептов явления, как "меньшинства" находящегося под угрозой.
6. Официальная политика.
Начинается подготовка законодательной базы, которая поддерживается различными социологическими опросами и «авторитетными» мнениями, что заканчивается принятием законов.
Описанная Овертонам технология манипулирования общественным сознанием и мнением позволяет даже самую абсурдную идею превратить в свою противоположность. В основе такого манипулирования сознанием лежит постепенный отказ от наработанных веками моральных принципов и потакание животным инстинктам. Цель манипулирования – слом традиционных социальных институтов и превращение человека в атомизированного, лишенного статусных различий потребителя.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
Гуманитарный институт
Кафедра «Политология, история и социальные технологии»
А.К. НЕСОЛЕНАЯ
МАНИПУЛЯЦИЯ.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 337.