Работа над задачей 3 (с. 59) является пропедевтической работой к изучению темы «Деление с остатком». Работу можно построить следующим образом: после того как обучающиеся прочитали задачу, учитель беседует с ними.
– Сколько дощечек идет на один скворечник? (Семь.)
– Сколько дощечек имеется? (Пятнадцать.)
– Можно из пятнадцати дощечек сделать один скворечник? Докажите это. (Если из пятнадцати дощечек взять семь на изготовление скворечника, то восемь дощечек останется.)
– Можно ли из пятнадцати дощечек сделать два скворечника? Как это узнать? (На один скворечник идет 7 дощечек. Чтобы узнать, сколько дощечек идет на 2 скворечника, надо 7 умножить на 2 или к 7 прибавить 7, получится 14. Из 15 дощечек возьмем 14 на изготовление скворечника, и 1 дощечка останется.)
– Можно ли из пятнадцати дощечек сделать три скворечника? Как это узнать? (На один скворечник идет 7 дощечек, а на 2 – 14. Чтобы узнать, сколько дощечек идет на 3 скворечника, надо к 14 прибавить еще 7, получится 21. 21 больше 15, значит, 3 скворечника сделать нельзя.)
– Сколько же можно сделать скворечников из 15 дощечек? (Один, два.)
При работе над задачей 4 (с. 59) учитель показывает ученикам краткую запись задачи, которая решается умножением.
– Прочитайте задачу. Выделите условие. Назовите вопрос.
– Какие слова используем в краткой записи?
– Что известно про Ваню? Что известно про Нину?
Запись:
Решение задачи выполняется по действиям с объяснением.
– Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
– Как узнать, сколько денег у Вани? Запишите. (3 · 5 = 15 (р.) у Вани.)
– Можем теперь ответить на вопрос задачи?
– Какое действие следует для этого выполнить? Запишите. (20 – 15 = 5 (р.).)
– Сформулируйте ответ и запишите его.
V. Решение и сравнение выражений.
С комментированием выполняется задание 6 (с. 59).
Особое внимание следует уделить выражениям 1-го столбика.
Затем устно, с объяснением выполняется задание 5 (с. 59), в котором учащиеся сравнивают выражения.
– Рассмотрите внимательно выражения, записанные на доске. Что вы заметили?
2 ´ 3 + 2 2 ´ 2 + 4
2 ´ 4 – 2 2 ´ 6 – 6
2 ´ 5 – 4 2 ´ 7 – 8
– На какие группы можно разделить данные выражения?
– Найдите значения выражений. Разделите выражения на группы по их значениям.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Что узнали сегодня на уроке? Все ли было понятно?
– Оцените свою работу.
Домашнее задание: выполнить задание 7 (с. 59).
Урок 109
Тема : деление (решение задач)
Педагогические задачи: формировать умение решать задачи действием деления; развивать вычислительные навыки; закреплять умение решать уравнения и задачи изученных видов; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Основные понятия и термины: деление, умножение, множители, произведение, значение произведения, переместительный закон умножения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, сравнить, задача, ломаная линия, длина ломаной.
Организационная структура (сценарий) урока
I. Каллиграфическая минутка.
9 9 9 9 9 9… 0 0 0 0 0 0…
II. Устный счет.
1. Какое число и какой знак пропущены?
c * 19 = 64 c * 37 = 37
28 * c = 56 c * 42 = 60
2. Задание 5 (с. 60) (записано на доске).
Обучающиеся заполняют таблицу, которая записана на доске. Выполняя задание, ученики повторяют термины: слагаемое, сумма.
3. Сравните значения выражений:
2 · 5 * 2 · 4 3 · 6 * 3 · 3
2 · 7 * 7 · 2 8 · 3 * 3 · 8
2 · 8 * 9 · 2 3 · 4 * 7 · 3
– Можно ли сравнить значения этих выражений, не вычисляя их? Обоснуйте ваше мнение.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
Учитель читает задачу (с. 60, «Н»).
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
– Как бы вы предложили решить данную задачу?
Высказывания учащихся.
Примечание. Возможно, ученики сами найдут правильный способ решения задачи, тогда учителю следует подробнее остановиться на нем; если же этого не произойдет, учитель может предложить ученикам прочитать объяснение в учебнике (с. 60).
Обучающиеся могут использовать также фигурки из разрезного материала.
– Сейчас вы решили задачу действием деления. И тема нашего урока «Решение задач действием деления».
– Вы будете учиться решать задачи, в которых требуется делить поровну различное количество предметов.
IV. Работа над задачами.
– Прочитайте задачу 1 (с. 60). Что в задаче известно? Что нужно узнать?
– Выполните в тетрадях рисунок, «разложив» апельсины на тарелки.
Апельсины «раскладываются» следующим образом:
Возьмем по 1 апельсину и положим на каждую тарелку; так как тарелок только две, нам понадобятся 2 апельсина:
О
О
Берем еще 2 апельсина и кладем на каждую тарелку по одному:
О О
О О
Опять берем 2 апельсина, чтобы положить по одному на каждую тарелку:
О О О
О О О
Работа ведется до тех пор, пока все апельсины не будут «разложены по тарелкам».
В итоге в тетрадях обучающихся и на доске появляется рисунок:
О О О О О
О О О О О.
– Каким действием запишем решение задачи? (Делением.) Запишите с комментированием решение. (10 : 2 = 5 (ап.).) Дайте ответ на поставленный вопрос.
Работа в парах.
Ученики решают задачу из задания «Проверь себя» (с. 60). Задача выполняется аналогично предыдущей. Проводится самопроверка.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 286.