Сущность, причина, плод, функция, украшение, проявление, стадии, всеохватность таковости, неизменность и нераздельность качеств надо понимать как описание абсолютного пространства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

У природы будды есть десять разных аспектов. Все это будет разъясняться подробнее, а начнем мы с краткого изложения. Вы уже знаете, что Майтрея говорит о каждой теме заново. Сначала резюме, потом - разъяснение. Так что потерпите. С точки зрения десяти аспектов природа будды:

 

1. Исконно чистая. Это сущность (ngowo).

2. Причина (gyu), когда есть мотивация.

3. Плод (dre), когда она свободна от загрязнений.

4. Деяние (ley). Когда вы видите или ощущаете страдание и боль и действуете соответствующе. Скажем, вы пытаетесь избавиться от страдания и обрести счастье. Это потому что у вас есть риг, кхам. Как мы сказали вчера, из-за того, что у вас есть кхам, вы знаете, как вредить другим и как избежать вреда для себя.

5. Владеющий (denpa), или же вмещающий всех качеств причины и следствия.

6. Вход (jug), или же подход. Практикующие разных способностей могут войти в него и обрести плод.

7. Разные случаи (nekab), или ситуации. У нас есть природа будды в нечистых случаях, чистых и т.д.

8. Всеохватная (deshin kuntu drowey dön) - природа будды пронизывает всё.

9. Неизменная (taktu mingyur), так как она на запятнана никакими изъянами и не украшена никакими благими качествами.

10. Недвойственная, неотделимая (yermey), потому что нельзя отделить пустотность от ясности и так далее.

 

Это настоящий смысл пустотности (döndam yingkyi kong). Очень красивое выражение. Когда Будда учил Праджняпарамите, он использовал слова типа "пустотность", но истинный, скрытый смысл это природа будды. Теперь перейдем к деталям десяти аспектов природы будды.

 

#1: Сущность

 

[30] Подобно чистоте драгоценного камня, простора, воды, она по сути всегда не загрязнена. Она возникает в силу устремления к дхарме, высшей праджни, медитации и сострадания.

Как драгоценный камень, небо и вода чисты, так она по своей природе всегда свободна ядов. Из преданности дхарме, высшей мудрости, самадхи и сострадания [возникает ее постижение].

 

Драгоценный камень природно, исконно чист. Это не вчерашний пример с окном. Это пример получше, как мне кажется. Естественно, но лучше! У меня был просто стеклопакет. Небо и вода также естественно чисты, как драгоценный камень. Когда мы говорим о природно чистой воде, то Индия кажется ту не к месту. Но махасандхи тоже используют такой пример, и он работает очень хорошо. Например, они говорят, что когда ум запятнан, это похоже на воду, превратившуюся в лёд. Сама вода стала льдом. Они с водой нераздельны. Это великий союз. Этот пример работает очень хорошо. Так же и природа будды исконно чиста.

 

#2: Причина

 

Это был первый аспект, сущность, а вторая половина стиха посвящена второму аспекту, причине. Причин четыре: первая это энтузиазм (möpa), например, по отношению к махаяне. Вторая - озарение, или мудрость, постигающая бессамостность. Третья - самадхи, обладающее блаженством. Четвертая - сострадание к чувствующим существам. Эти четыре причины вытекают из кхама. Но они также и реализуют кхам. Думаю, отныне слово "кхам" я буду использовать чаще и чаще, потому что мы уже разобрались, о чем говорим. Опять же, далее идет подробное объяснение.

 

[31] Ее качества сходны с таковыми драгоценного камня, она сильна, с таковыми пространства - потому что неизменна, воды - потому что увлажняет.

[Имеет] силу, не превращается ни во что другое, имеет увлажняющую природу: такие же [три] качества у драгоценного камня, неба и воды.

 

Это такой красивый стих! Вчера мы увидели, что три драгоценности это объект поклонения и устремления, но они на самом деле не что иное, как природа будды. Как говорят в шенгтонг, поскольку стекло до-чисто и до-грязно, мотивация отмыть грязь подобна устремлению. Если вы смываете грязь, стекло становится чистым, это потому, что его действительность не грязна и не чиста. Поэтому в относительном смысле вы можете сказать, что оно стало чистым. Если бы оно было в действительности чистым либо грязным, что-то одно, что мытья не могло было бы быть. Так же и у природы будды есть сила исполнять желания чувствующих существ. Поэтому она подобна исполняющей желания драгоценности.

 

До начала пути, на пути и после пути качество природы будды не меняется. Поэтому оно подобно небу. Далее становится интересно! У природы будды есть беспрепятственное восприятие. Помните, мы уже об этом говорили? Это восприятие это не что иное, как сострадание, имеющее увлажняющее качество. Поэтому природа будды подобна воде.

 

[32] Ненависть к дхарме, воззрение о самости, страх перед страданиями самсары, пренебрежение к принесению пользы существам - четыре омрачения

[33] связанных желанием, ошибающихся, шраваков и пратьекабудд. Причины очищения это четыре качества: сильное устремление к дхарме и прочее.

 

имеющих сильное желание, тиртхиков, шраваков и пратьекабудд. Причина, очищающая [все эти завесы] состоит из четырех качеств [пути], среди них выдающаяся преданность и прочее.

 

Четыре завесы, скрывающие кхам, природу будды:

1. Агрессия по отношению к дхарме, например, к пути махаяны. Здесь слово "агрессия" нашло интересное применение. У обычных людей эта завеса есть. Например, мы не хотим слушать, что в один прекрасный день умрем. Или что мы стареем ежеминутно. Это агрессия. Разновидность отрицания.

2. Привязанность, цепляние за самость.

3. Страх перед самсарой, отсюда желание обрести нирвану.

4. Четвертая завеса особенная. Она есть у Майтреи и отсутствует во многих прочих махаянских шастрах. Четвертая завеса - не полагаться на действия для принесения пользы чувствующим существам.

 

Завесы есть у разных существ. Если есть желание, что относится к существам типа нас, это первая завеса. У приверженцев крайних взглядов (muthekpa) – можно сказать, небуддистов, здесь надо быть политкорректными – вторая завеса. У шраваков третья, у пратьекабудд - четвертая. Чтобы устранить эти завесы, бодхисаттвы применяют четыре дхармы.

 

[34] Те, чьи семена - устремление к великой колеснице; чья мать праджня, рождающая качества будды; для кого медитативная устойчивость - уютная утроба; сострадание - кормилица; рождены наследниками будды.

Те, чьи семена - преданность великой колеснице; чья мать - аналитическая мудрость, рождающая качества будды; чья обитель - блаженство утробы медитативной устойчивости; чья кормилица - сострадание; это наследники Муни.

 

1. Энтузиазм по отношению к великой колеснице, махаяне, подобен семенам. Это лекарство от агрессии к дхарме, первой завесы.

2. Мудрость, постигающая бессамостность, рождает все качества будды. Поэтому воззрение, мудрость бессамостности, подобна матери. Это лекарство от второй завесы.

3. Великое самадхи с бесконечным блаженством подобно утробе. Утроба также относится к самсаре, поскольку это лекарство от третьей завесы, страха перед самсарой. Пример здесь в том, что утроба это приятное место, поэтому бодхисаттвы не имеют страха перед самсарой.

4. Сострадание подобно кормилице. Поэтому бодхисатвы всегда полагаются на деяния на благо существ.

 

Они рождают детей будды. Если вы ранее не раз получали учения махаяны и шравакаяны, то следующий стих вас сильно озадачит, а то и шокирует.

 

#3: Плод

 

[35] Ее плод - запредельные качества чистоты, "я", счастье и постоянство. Её работа - отвращение к страданию, идущее с устремлением к покою.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 204.