Психическое недоразвитие. Умственно отсталые дети
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое недоразвитие, встречается наиболее часто. В оте­чественной психиатрии существует взгляд на олигофрению как на необратимое состояние недоразвития и искаженного разви­тия психики с ведущими признаками недостаточности высших познавательных функций.

В дефектологии термином «умственная отсталость» озна­чается стойко выраженное снижение познавательной деятель­ности ребёнка, возникающее на основе органического пораже­ния центральной нервной системы.

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом пе­ренесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и «эмоционально-волевая сфера.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфичес­ких особенностей личности умственно отсталых, характеризу­ющихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью активности всей деятельности, трудно­стью формирования отношений со сверстниками и взрослыми. Причинами олигофрении могут быть различные факторы

 

экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.

Классификация поражений головного мозга по времени воз­никновения:

• пренатальные (до родов);

• интранатальные (в период родов);

• постнатальные (после родов),

Классификация поражений головного мозга по патогенным факторам:

• гипоксические (из-за кислородной недостаточности);

• токсические (нарушение обмена веществ);

• воспалительные (энцефалит и менингит при краснухе, токсоплазмозе);

• травматические (несчастные случаи, а также сдавливание мозга во время родов, с кровоизлияниями);

• хромосомно-генетические (болезнь Дауна, болезнь Фел-
линга);

• внутрисекреторно-гормональные;

• дегенеративные;

• внутричерепные новообразования(опухоли).

Особо следует отметить группу факторов, также приводя­щих к умственной отсталости,— это алкоголизм, наркомания и токсикомания. Во-первых, продукты распада алкоголя и нар­котиков (токсины) благодаря общей системе кровообращения матери и плода отравляют развивающийся плод. Во-вторых, длительное употребление алкоголя и наркотиков (а также их заменителей) вызывает необратимые патологические измене­ния в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка.

Современные исследования показали, что у умственно от­сталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлек­торной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодейс­твия сигнальных систем. Все это является физиологической ос­новой нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции, личности в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познава-

тельных интересов, которое выражается в том, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщенность восприятия, его темп. Умс­твенно отсталым требуется значительно больше времени на вос­приятие материала, усугубляющееся трудностью выделения глав­ного и установления внутренних связей между частями. Для умс­твенно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Зна­чительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, являющимся главным инструментом познания. Оно протекает в форме та­ких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абс­тракция. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самосто­ятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти. Ос­новные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспро­изведение — у умственно отсталых имеют специфические осо­бенности, так как формируются в условиях аномального разви­тия. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормаль­ных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти у умственно отсталых не только в трудностях получе­ния и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-

 

за непонимания логики событий воспроизведение носит бес­системный характер. Наибольшие трудности вызывает воспро­изведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым

У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспро­изведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внима­ние, однако преимущественно недоразвита именно его произ­вольная сторона. Это связано с волевым напряжением, направ­ленным на преодоление трудностей, которые умственно отста­лые и не пытаются преодолевать. Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональ­ной сферы. Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмо­ции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные. Существует несколько классификаций степеней умственной отсталости. Так в справочнике В5М-1У1 выделяется:

• легкая (коэффициент интеллекта от 50 до 70);

• средняя (коэффициент интеллекта от 35 до 49);

• тяжелая (коэффициент интеллекта от 20 до 34);

• глубокая (коэффициент интеллекта ниже 20).

Американская ассоциаация умственной отсталости2 предпо­читает использовать для своих целей другую классификацию видов умственной отсталости, построенную на основе того, в какой степени человек способен вести независимую жизнь, и выделяют следующие категории: перемеживающуюся, ограни­ченную, обширную и проникающую умственную отсталость.

1 Классификация Американской психиатрической ассоциации.

2 Камер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. 4-е
издание. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2005.

В международной классификации психических и поведенчес­ких расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) предполагаются лишь общие ориентиры для оценки степеней умственной отсталости:

• легкая (коэффициент интеллекта от 50 до 69);

• средняя (коэффициент интеллекта от 35 до 49);

• тяжелая (коэффициент интеллекта от 20 до 34);

• глубокая (коэффициент интеллекта ниже 20).

Как мы видим, классификации степеней умственной отста­лости представленные в О5М-1У и МКБ-10 индентичны. Од­нако, как справедливо замечает В.В.Лебединский1, для диагнос­тики структуры дефекта этих данных недостаточно — необхо­дим еще качественный анализ дефекта.

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофре­нии, на основании тестов интеллекта (1(^=70 и ниже), тради­ционно подразделяются на три степени: идиотия (20 и ниже), имбецильность (35—50) и дебильность (50—70).

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У таких детей почти отсутствует речь, окружающих они не узнают, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не при­влекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствитель­ности. Ходить начинают поздно, движения плохо координиро­ваны. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в естественных отправлениях и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.

При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десят­ками слов.

Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родите­лей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста они переходят в специальные дома- интернаты для инвалидов.

Имбецильность является более легкой по сравнению с иди­отией степенью умственной отсталости. Дети этой категории

1 Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. 2-е

изд. М.: Академия, 2004.

 

 

обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жес­тикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоцио­нально-волевой сферы делает этих детей практически необуча­емыми даже в специальной школе. В правовом отношении эти дети, так же как и идиоты, являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих. В последнее время учеными-дефектологами для части этой кате­гории детей, имеющих более легкую степень, разработана специ­альная программа, предусматривающая овладение навыками чте­ния, письма и счета, а также простейшими трудовыми навыками. Дебильность — наиболее легкая степень умственной от­сталости. Однако сниженный интеллект и особенности эмоци­онально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овла­деть программой общеобразовательной массовой школы. У них нередко отмечаются дефекты речи виде шепелявости, сигма-тизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонети­ческого слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ос-лабленностью и соматическими нарушениями, а также особен­ностями эмоционально-волевой сферы все это значительно ог­раничивает круг их последующей трудовой деятельности.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 258.