Мозга. Проблема афазий
Речь и ее нарушения изучаются, как известно, целым рядом дисциплин. В задачи нейропсихологии входит исследование форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга. Современная нейропсихология рассматривает эти нарушения с общих теоретических позиций, разработанных А. Р. Лурия.
Как сложная функциональная система речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный, каждый из которых вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Нарушения речи многообразны и зависят от того, какое звено речевой системы пострадало в результате мозгового поражения. Большой класс речевых расстройств носит название «афазии». В современной нейропсихологии под афазиями понимаются нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляют собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.
Зоны коры левого полушария (у правшей), поражение которых приводит к той или иной форме афазии, носит название «речевых зон» (рис. 8). В соответствии с классификацией А. Лурия существует 7 форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.
При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы возникают следующие формы афазии (рис. 9).
1. Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слова.
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Речевой слух — это фонематический слух, т. е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем данного языка. В русском языке фонемами являются все гласные и все согласные. Смена гласных или их ударности и смена согласных по звонкости и твердости меняют смысл слова. Поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха вообще ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемота).
Речевой слух как сложное образование имеет два уровня восприятия звукового состава речи: имитация звуков и классификация звуков. При нарушении фонематического слуха вследствие поражений звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поле) левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех форм речевой деятельности.
Такие больные не понимают обращенную к ним речь, вызывает трудности восприятие слов с оппозиционными фонемами (слово «голос» они слышат как «холост», «колоз»), так как звуки «г-к-х», «с-з» они не различают. Дефект понимания устной речи является центральным в этом заболевании. Речевое высказывание заменяется «словесной окрошкой», заменяют одни звуки другими — «литеральные парафазии». У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что им не ясен смысл образца, подлежащий написанию.
2. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне зоны звукового анализатора (21-е поле). При акус-тико-мнестической афазии фонематический слух сохранен, понимается обращенная речь, однако больные не способны запомнить даже небольшой речевой материал вследствие нарушения слухоречевой памяти. Как известно, объем нашей оперативной памяти равен 7 (в том числе и слухоречевой), но у лиц с акустико-мнестической афазией объем кратковременной слухоречевой памяти снижается до 2, 3 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запом-
|
|
нить большую фразу, возникает вторичное — из-за слабости слухоречевых следов — непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого сообщения. Центральным симптомом данного нарушения является снижение запоминания. У таких больных снижается скорость переработки информации — для правильного воспроизведения образа им требуется его предъявлять медленно, но с небольшими интервалами, так как у них возникает вторичное забывание. Все эти трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.
Ретроактивное торможение проявляется в виде воспроизведения последнего слова из ряда и забывания предшествующих (из слов «дом, лес, стол, кот» — «кот»}.
При феномене проактивного торможения больной не может запомнить последующие слова, запоминает только первое («дом» — из слов «дом, лес, стол, кот»}.
Для больных с акустико-мнестической афазией характерны явления словесной реминисценции — лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после предъявления. Все эти явления отражают нарушения слухоречевой системы на мнестическом уровне. Нарушения в слухоречевой системе четко проявляются во всех формах речевой деятельности — устной активной речи, повторении слов, письме под диктовку.
3. Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области (у правшей). К ним относятся нижние отделы 21-го и 37-го полей. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов. Иногда эту форму афазии называют номинативная амнестическая афазия (или оптическая}. При этой форме афазии распадается преимущественно зрительно-мнес-тическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.
В устной речи это проявляется в том, что больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание («ну это то чем пишут»... «это такое, ну, что бы дверь запирать»). У
таких больных нет расстройстве зрительном пространстве, однако они не могут изображать предметы графически. Это показали специальные исследования: больные не могут изобразить даже элементарные объекты (стол, стул, дом), то, что может сделать здоровый человек. Этот дефект рисования связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройствами названия предметов.
Б соответствии с классификацией А. Р. Лурия амнестическая афазия встречается в двух формах: акустико-мнестической и оптико-мнестической афазии. При поражении коры затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого полушария возникает первичная оптическая алексия (нарушение чтения), которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде неузнавания целых слов (оптическая вербальная алексия). В основе этого расстройства лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария возникает односторонняя оптическая алексия, когда больные игнорируют левую сторону текста и не замечают своего дефекта.
4. Афферентная моторная афазия связана с выпадением (ослаблением) кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей) —40-е поле и примыкающее к нему 22-е поле. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афференция (речевые кинестезии), т. е. возможность проявления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта.
Существует четкая связь между артикуляцией и слуховым восприятием, что, в частности, было установлено при анализе письма детей под диктовку. Если детей, у которых затруднена артикуляция и которые только обучаются грамоте, попросить открыть рот и зажать язык зубами, то оказывается, что у них резко возрастает число ошибок, потому что артикуляция необходима им для анализа звукового состава слова. При выпадении артикуляционного звена речевой системы нарушается вся речевая сис-
тема в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков другими (по типу литеральных парафазии) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи (д-л-н, г-к-х и др.)
Больные с поражением нижних отделов теменной области коры смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» — как «хадат», «слон» — как «снол». Нарушения произношения слов являются первичным симптомом, поэтому афазия в этих случаях называется моторной. Афферентной же она называется потому, что при этих поражениях нарушается кинестетическое звено речевой моторики.
У больных с афферентной афазией нередко нарушен оральный (неречевой) праксис. Они не могут надуть одну или две щеки, высунуть язык, облизать губы. Кроме того, эти больные не могут быстро повторить подряд несколько гласных звуков, повторить слова с большим стечением согласных — «пропеллер», «пространство», «тротуар».
5. Семантическая афазия возникает при поражении зоны на стыке височных, теменных и затылочных областей мозга — 37-е и 39-е поля.
Оказалось, что в этих случаях страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений, т. е. когда для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений. Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные отношения:
а) предлоги (над, под, сверху, снизу и др.). Такие больные не
видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под
крестом» или «крест под кругом»;
б) слова с суффиксами, например, «чернильница», «пепельница», где суффикс «ца» означает вместилище, выражает пространственные отношения;
в) сравнительные отношения. Не понимают предложения
типа «Ручка длиннее карандаша», «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них самый темный?»;
г) конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец
брата», «мамина дочка», «дочкина мама» и т. д. Им понятно,
что такое «мама», «дочка», только отдельно;
д) временные конструкции, которые отражают временные
отношения между событиями, например: «Перед завтраком я
прочитал газету», «Прежде чем поехать в город, он зашел к то
варищу»;
е) пространственные конструкции типа «Солнце освещается
Землей» или «Земля освещается Солнцем». Что верно?;
ж) выражения, в которых логически связанные слова далеко
разведены друг от друга: «В школу, где учится Ваня, пришел
лектор, чтобы сделать доклад»;
и) предложения с «переходящими» глаголами: «Вера одолжила деньги Маше. Сережа одолжил деньги у Коли. Кто кому должен?»
Понимание всех перечисленных речевых конструкций основано на способности одновременно мысленно представить несколько событий и их отношение друг к другу. И так, все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного рода афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентаций, которая лежит в основе пространственного восприятия.
6. Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области — полей 44-го и частично 45-го. Это зона Брока. Моторная зона речи. При полном разрушении этой зоны больные не могут произнести ни одного слова. В то же время они могут понимать обращенную к ним речь. При менее грубых поражениях моторная эфферентная афазия протекает иначе. Звуковой анализ слова и возможность артикуляции сохранны. Центральным дефектом этой формы афазии являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных навыков. При попытках произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Трудности в плавности протекания ак-
тивной устной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности — письма, чтения и даже понимания речи.
7. Динамическая афазия связана с поражением областей, расположенных вблизи зоны Брока—9-е, 10-е и 46-е поля. Поражения этих средне и заднелобных (премоторных) отделов левого полушария приводит к речевой адинамии, «дефекту речевой инициативы». Больные самостоятельно почти ничего не высказывают, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у них отсутствуют нарушения речевой моторики, понимания устной речи.
В основе этой формы афазии лежат нарушения организации речевого высказывания, т. е. страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное). Один из методов, выявляющий этот дефект,— это метод заданных ассоциаций, когда больных просят назвать 5—7 однотипных предметов (например, красного цвета) или перечислить животных, обитающих на севере, и т. п. Они обычно называют один-два предмета или называют те предметы, которые перед ними.
Динамическая афазия, проявляющаяся в нарушениях высказывания, связана прежде всего с дефектами внутренней речи. У таких больных трудности связаны не только с нарушением внутренней речи как программы высказывания, но и с нарушениями процесса реализации этой программы во внешней речи.
Для динамической афазии характерны: пропуски глаголов, опущение предлогов, местоимений, неразвернутых простых предложений, частого употребления существительных в именительном падеже. Это аграмматизмы, свойственные нарушениям грамматической и синтаксической организации речи.
Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, возникающая при поражении подкорковых структур мозга, имеющих непосредственное отношение к речевым процессам. Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть и при опухолях или сосудистых очагах, расположенных в глубине левого полушария и не затрагивающих кору. В этих случаях возможны явления вторичной дисфункции корковых структур, входящих в «речевую зону». Особый тип нарушений
речевых расстройств составляют дисграфии, возникающие при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия.
Нарушения речи, встречающиеся при поражениях левого полушария мозга, в детском возрасте (особенно у детей до 5—7 лет), также протекают по иным законам, чем афазия. Эти нарушения стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти, что связано с иной мозговой организацией речевых процессов в детском возрасте.
На основе теоретических положений нейропсихология выделила и объяснила некоторые закономерности нарушения высших психических функций, а также показала возможности и пути их восстановления. Это правомерно и для проблемы афазии1.
Литература
1. Атлас Нервная система человека. Строение и нарушения / Под ред.
В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе. М., 2006.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
3. КокЕ.П. Зрительные агнозии. Л., 1967.
4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М., 1961; Т. 2. М.,
1970.
5. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М., 1987.
6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
7. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
9. Хамская Е.А. Нейропсихология. СПб., 2003.
10. ЦветковаЛ.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.
1 Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.
Глава 4
Дата: 2019-07-31, просмотров: 203.