Дети с нарушениями анализаторных систем и речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дети с нарушениями слуха

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Обще­известно, что ежегодно по стране выделяются тысячи детей с патологией органа слуха и их число не имеет тенденции к за­метному снижению. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосо­матическом развитии ребенка. Большинство (более 85%) нару­шений слуха наступило на первом-втором году жизни, т. е. до развития речи в период ее формирования.

Слух — это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) восприни­мать и различать звуки. Эта способность реализуется посредс­твом слуховой системы или звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, восприни­мающих и дифференцирующих звуковые раздражения и опре­деляющих направление и степень удаленности источника звука, т. е осуществляющих слуховую структуру в пространстве.

Слуховой анализатор схематически по характеру физиологи­ческой деятельности разделяется на два отдела: звукопроводя­щий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки — спи­ральный орган, проводящие пути с ядрами и корковые центры).

Слуховая система очень древняя и сформировалась первона­чально как система анализа вестибулярных раздражителей и только затем постепенно стала выполнять функцию анализа звуков.

Как известно, звук характеризуется четырьмя основными

 

 

физическими параметрами, которым соответствуют опреде­ленные физиологические параметры слуховых ощущений.

1. К физическим параметрам звука относится частота звука, чему соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно восприни­мать звуки в диапазоне от 16— 20 Гц до 16000—20000 Гц. Этот
разброс характеризует большие различия в слуховой чувстви­тельности у людей. Существует зона максимальной чувстви­тельности к определенным частотам, которая охватывает от 1000 до 3000 Гц. Это тот диапазон, в котором в основном проис­ходит речевое общение.

2. Второй физический параметр — интенсивность звука, которая соответствует физиологическому параметру — гром­ кости звука.

3. Третий параметр — длительность.

4. Важным параметром звуковых раздражений  является также звуковой спектр. Обычно звуки не являются одиноч­ными, как правило, это набор различных компонентов — тонов или обертонов. Весь звуковой спектр стимула определяет такой физиологический параметр, как тембр звука.

Звуковой анализатор способен не только анализировать звуки по частоте, интенсивности, длительности и тембру, т. е. выполнять непосредственно функцию анализа различных физических качеств звукового стимула, но он еще участвует и в ориентировке в про­странстве. С помощью слуховой системы определяется направле­ние звука — это означает, что звуковое пространство характеризу­ется такими же пространственными координатами, как и зритель­ное: верх-низ, левая-правая сторона; по звуку человек способен определить и угол отклонения звука от средней линии, а также сте­пень удаленности звука от слушателя. Эти две характеристики — направление и степень удаленности звука — дают человеку сведе­ния о пространственных характеристиках источника звука.

Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет еще одну очень существенную характеристику — на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую

 

речь, не слышит слуховых образцов. Он не может контролиро­вать собственное произношение, следствием чего является на­рушение устной речи. Все это отрицательно сказывается на овла­дении всей сложной системы языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и ока­зывает негативное влияние на психическое развитие ребенка.

Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слы­шащими детьми ограничено.

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретен­ными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести на­следственную аномалию слухового органа (полная или частичная аплазия — недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабан­ной полости, атрезии — заращивания наружного слухового про­хода). Врожденные нарушения слуха возникают как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факто­ров со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации хими­ческими, лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой ана­лизатор может быть поражен вследствие травмы плода.

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих эти недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания (менингит, корь, скар­латина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспа­ление среднего уха — отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызываю­щие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеро­довые). Различные поражения слухового анализатора вызы­вают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возник­новения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов

 

 

всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети — это дети с полным выпадением слуха, кото­рый не может быть ими самостоятельно использован для на­копления речевого запаса. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях, так как обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные, резкие и гром­кие звуки, хотя разборчивое восприятие речи невозможно. Среди глухих детей различают:

* глухих без речи (ранооглохших), когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом на­ чале формирования речи;

* глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших), это дети с потерей слуха, но относительно со­хранной речью ввиду сравнительно позднего возникно­вения глухоты.

Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приво­дит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает на­рушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформиро­ваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и граммати­ческого строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.

Сложные вторичные нарушения характерны для формиро­вания других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается об­щение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятель­ность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений; в связи

 

с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают по­ложение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вто­ричных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Из-за отсутствия слухового контроля за собственным про­изношением звучащая речь глухого ребенка отличается невнят­ностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению не­достатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание в работе по развитию речи. Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий дефекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохра­няющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специ­ального обучения. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени — легкую, умеренную, значи­тельную и тяжелую (табл.2).

Таблица 2

 

Степень туго­ухости

Дата: 2019-07-31, просмотров: 205.