Особенности и виды нарушенного развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нарушения психического развития — универсальная форма реакции организма на любое негативное воздействие не только биологических, но и неблагоприятных социально-психологи­ческих факторов. В широком смысле — эта форма отражает изменения в психике соотношение между социальным и биоло­гическим влиянием.

Для обозначения нарушений психического развития исполь­зуются разные понятия: дизонтогенез; аномалии развития; асинхрония; регресс и некоторые другие. Все перечисленные понятии отражают разные стороны проявлений нарушенного развития, но наиболее общие признаки таких нарушений ха­рактеризуются термином «дизонтогенез».

Предложенное для обозначения отклонений развития Э. Швальбе понятие «дизонтогения», стимулировало эволици-онно-онтогенетическое изучение психических нарушений в де­тском и подростковом возрасте.

При исследовании психически больного ребенка в центре внимания детского психолога обычно стоит вопрос о психоло­гической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности.

Особое значение при патопсихологической оценке психи­ческих нарушений придается учету отклонений от стадии воз­растного развития, на которой находится больной ребенок, т. е. особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процес­сом либо его последствиями.

Важным моментом в изучении как нормального, так и ано­мального онтогенеза явилось выделение Л. С. Выготским двух

 

 

взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психологической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, создает препятствия для со­циально-психического развития — усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Л. С. Выготский считал, что психологическое изучение ано­мального ребенка выдвигает задачи от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее — к типу ди-зонтогенеза. Только в таком структурно-динамическом изуче­нии аномального развития, вскрытии его патопсихологических механизмов Л. С. Выготский видел путь к дифференцирован­ной коррекции нарушения развития. Эти положения Л. С. Вы­готского легли в основу выделяемого В. В. Лебединским1 ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два ос­новных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуля-торных систем, как подкорковых, так и корковых).

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем по­ражения. Характер аномалии развития будет различным в за­висимости от того, когда возникло повреждение нервной сис­темы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее яв­ления недоразвития. В то время как для позднего нарушения нервной системы характерны явления с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода развития функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локали­зацию, формирование которых в онтогенезе завершается отно­сительно рано. Корковые же функции, имеющие более длитель­ный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко не развиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

С параметром времени связана и другая вероятность пора-

 

1 Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

 

 

жения той или иной функции. Как известно, в ходе психологи­ческого развития каждая функция в определенное время про­ходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наиболь­шей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вред­ности. Сензитивные периоды характерны не только для раз­вития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К основным сензитивным периодам детства относятся: возрасты от 0—3 года и 11 —15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических наруше­ний. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к раз­личным вредностям. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить яв­ления регресса — возврата функции на более ранний возраст­ной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто бу­дет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоот­ношения между первичным и вторичным дефектом.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выгот­ский1 предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

* первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении анализаторов, детские церебраль­ные параличи, локальные поражения определенных кор­ковых зон и т. д.);

4 вторичные, возникающие опосредованно в процессе ано­мального социального развития.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект является основным объ­ектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

1 ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

 

В процессе развития изменяется иерархия между первич­ными и вторичными, биологическими и социально обусловлен­ными нарушениями. Если на первых этапах основным препятс­твием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недораз­вития, а также личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и препятствовать адекватной социальной адапта­ции.

Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социаль­ной компенсации этой группы детей.

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с наруше­нием межфункциональных взаимодействий в процессе ано­мального системогенеза.

Сюда следует отнести механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Перечисленные параметры по-разному выступают при раз­личных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сферы.

По мнению В. В. Лебединского, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

» недоразвитие;

• задержанное развитие;

• поврежденное развитие;

• дефицитарное развитие;
» искаженное развитие;

• дисгармоничное развитие,

Предполагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отстава­нием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропор­циональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармо­ничное развитие; и группа аномалий, вызванных поломкой от­дельных функций; поврежденное и дефицитарное развитие.

 

 

Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь на­иболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичным примером стойкого недоразвития является олигоф­рения.

К психическому дизонтогенезу по типу задержанного раз­ вития относится развитие, характеризующееся замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в раз­личных клинических вариантах инфантилизма (конституцио­нального, соматогенного, психогенного, церебрально-органи­ческого). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией, при психогенных формах — в большей степени с яв­лениями микросоциальной и педагогической запущенности.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследс­твенные заболевания; внутриутробные, родовые и послеро­довые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и орга­ническое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2—3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Особый вид дизонтогенеза представляет дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями отдельных ана­лизаторных систем.

При искаженном развитии наблюдаются сложные соче­тания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приво­дящие к ряду качественно новых патологических образований. Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме детского аутизма.

Дисгармоническое развитие при своей структуре в опре­деленной мере напоминает искаженное развитие. Отличие дис­гармонического развития от искаженного развития состоит в

 

том, что основой этого типа дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная, стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Моделью дисгармонического развития является ряд психо­патий, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания.

В табл. 1 приводятся (в обобщенном виде) результаты пато­психологического обследования состояний психических сфер ребенка, характерные для того или иного варианта дизонтоге­неза.


Литература

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960 1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

4. Сухарева Г.Е, Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2.
М., 1955.; Т. 3. М., 1963.

 

 

Таблица 1

Результаты патопсихологического обследования нарушений психического развития

(дизонтогенеза) у детей

 

Характе­ристики развития психических функций

Виды нарушений психического развития

  Недоразвитие задержанное поврежденное искаженное дисгармоническое
1 2 3 4 5 6
Общая характе­ристика разви­тия психических функций Тотальное недоразвитие функций, иерархичность Парциональное недораз­витие функций, медли­тельность, инертность или расторможенность психических процессов, недостаточность речевой регуляции действий Парциональность нарушений, тугоподвиж-ность, вязкость психи­ческих процессов Неадекватность психических реакций, оторванность от реаль­ной ситуации Парциональный дефект аффективно-волевой сферы
Память Сниженная; недостаточ­ность запоминания, хра­нения, воспроизведения информации; невозмож­ность опосредованного запоминания; смысловая организация материала не эффективна Непосредственное запоминание может быть резко снижено, доступно опосредование, смысло­вая память может быть не нарушена Нарушено непосредс­твенное запоминание, процесс опосредования может быть затруднен, легко возникают персе­верации Чаще всего без особен­ностей Чаще всего без особен­ностей
Внимание Трудности концентрации и переключения, сужение объема, пассивное внима­ние более сохранно, чем активное Могут быть трудности концентрации переклю­чения Резко нарушена кон­центрация, выраженные трудности переключе­ния в связи с инерт­ностью психических процессов Чаще всего без особен­ностей Чаще всего без особен­ностей

 

1 2 3 4 5 6
Мышление Первичный интеллекту- Вторичный интеллектуаль- Вторичный интел- Искажение процесса Аффективно обусловлен-
  альный дефект; мышление ный дефект; замедленное лектуальный дефект; обобщения, сим- ные интеллектуальные
  чрезвычайно конкретно, интеллектуальное разви- нарушена активность волизм, опора на искажения, иногда по
  невозможно образование тие, малая интеллектуаль- и целенаправленность латентные признаки, типу бредообразования и
  понятий, практически ная целенаправленность, мышления, снижена своеобразие смысло- формирования сверхцен-
  невозможно обучение в преобладание игровых ин- способность к абстраги- вой сферы, возможна ных идей
  интеллектуальной сфере. тересов, недостаточность рованию, обобщению и склонность к бредооб-  
  нет переноса навыков, общего запаса знаний, ог- образованию понятий разованию  
  обобщение и абстракция раниченность представле-      
  практически недоступны ний, недоразвитие уровня      
    обобщений, конкретность      
    мыслительной деятель-      
    ности, возможно обучение,      
    перенос навыков, исполь-      
    зование помощи      
Нейродинами- Быстрая пресыщаемость Резко выражена исто- При астеническом Наблюдается истоща-
ческие системы   в интеллектуальной щаемость варианте выражена емость при некоторых
психической   деятельности   истощаемость клинических формах,
деятельности         церебрастеническом и не-
          врозоподобных синдромах
Речь Выражено недоразвитие, Речь обедненная, сло- Речь замедленная, Иногда имеет место Часто без особенностей
  бедный словарный запас, варный запас средний, нередко заикание; при мутиэм или элективный  
  активный словарь резко понимание смысла слов заболевании в младшем мутиэм, вычурность  
  ограничен по сравнению доступно, но иногда школьном возрасте фраз, неологизмы,  
  с пассивным, граммати- затруднен процесс может оставаться нередко отмечаются  
  ческий строй упрощен и объяснения понятий, сохранной скандирования с  
  часто неверен, затруд- сложные грамматические   вычурными интона-  
  нено понимание смысла структуры в активной речи   циями, своеобразный  
  слов, часто наблюдаются не используются, часто   грамматический строй,  
  дефекты произношения, употребляются место-   нередок отказ от упо-  
  косноязычие именин и слова-паразиты,   требления местоиме-  
    обычно имеют место   ния «я» и разговор о  
    дефекты произношения,   себе в третьем лице  
    письменная речь аграм-      
    матична, навык чтения не      
    всегда автоматизирован      
    в связи с затруднением      
    звуко- буквенного анализа      
    слов и нарушениями фо-      
    нематического слуха      

 

1 2 3 4 5 6
Эмоционально- Вторичный дефект, не- Психический или Отсутствие критики, Дисгармоничность, ра- При разных клинических
волевая сфера доразвитие личности, уп- органический инфанти- волевых задержек, нимость, обидчивость, формах соответственно
  лощение эмоциональной лизм, неспособность к конфликтность, агрес- холодность к близким, наблюдается: при пси-
  сферы, неспособность к волевому усилию и сис- сивность, раздражи- гипобулия, искаже- хопатии — повышенная
  обобщению аффективных тематической деятель- тельность, брутальность ние влечений, часто возбудимость, патологи-
  переживаний, безволие, ности, часто сниженный эмоций, расторможен- выражена тенденция к ческая лабильность либо
  внушаемость, примитив- фон настроения, могут ность влечений аутизации инертность, вязкость
  ные реакции, нередко отмечаться конфликтные     или вялость аффектов,
  раздражительность и переживания, неуспех     недостаточность высших
  агрессивность часто травматичен в силу     эмоций, сохранный
    сохранной критичности     интеллект не ркгули-
          рует эмоциональную
          сферу; при невро-
          зах — парциональность
          эмоционально-волевых
          нарушений, сензитив-
          ность, эмоциональная
          лабильность или инер-
          тность, проявляющиеся
          в психотравмирующей
          ситуации
Движения Грубое недоразвитие Может быть недоразви- Обычно нарушения тон- Могут быть двига- Часто без особенностей
  движений в виде общей тость мелкой моторики кой моторики, явления тельные стереотипии,  
  моторной неловкости,   тремора, тики и пр. кататонические рас-  
  неразвитости мелкой     стройства, часто отме-  
  моторики     чается вычурность поз,  
        отдельных движений,  
        манерность, амимия  

 

 

Глава 5

Дата: 2019-07-31, просмотров: 191.