Нарушения психического развития — универсальная форма реакции организма на любое негативное воздействие не только биологических, но и неблагоприятных социально-психологических факторов. В широком смысле — эта форма отражает изменения в психике соотношение между социальным и биологическим влиянием.
Для обозначения нарушений психического развития используются разные понятия: дизонтогенез; аномалии развития; асинхрония; регресс и некоторые другие. Все перечисленные понятии отражают разные стороны проявлений нарушенного развития, но наиболее общие признаки таких нарушений характеризуются термином «дизонтогенез».
Предложенное для обозначения отклонений развития Э. Швальбе понятие «дизонтогения», стимулировало эволици-онно-онтогенетическое изучение психических нарушений в детском и подростковом возрасте.
При исследовании психически больного ребенка в центре внимания детского психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности.
Особое значение при патопсихологической оценке психических нарушений придается учету отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится больной ребенок, т. е. особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его последствиями.
Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л. С. Выготским двух
взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психологической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, создает препятствия для социально-психического развития — усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.
Л. С. Выготский считал, что психологическое изучение аномального ребенка выдвигает задачи от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее — к типу ди-зонтогенеза. Только в таком структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических механизмов Л. С. Выготский видел путь к дифференцированной коррекции нарушения развития. Эти положения Л. С. Выготского легли в основу выделяемого В. В. Лебединским1 ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуля-торных систем, как подкорковых, так и корковых).
Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития. В то время как для позднего нарушения нервной системы характерны явления с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода развития функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко не развиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.
С параметром времени связана и другая вероятность пора-
1 Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
жения той или иной функции. Как известно, в ходе психологического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К основным сензитивным периодам детства относятся: возрасты от 0—3 года и 11 —15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям. Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса — возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский1 предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:
* первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении анализаторов, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.);
4 вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
1 ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и препятствовать адекватной социальной адаптации.
Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Сюда следует отнести механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.
Перечисленные параметры по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сферы.
По мнению В. В. Лебединского, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:
» недоразвитие;
• задержанное развитие;
• поврежденное развитие;
• дефицитарное развитие;
» искаженное развитие;
• дисгармоничное развитие,
Предполагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоничное развитие; и группа аномалий, вызванных поломкой отдельных функций; поврежденное и дефицитарное развитие.
Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.
К психическому дизонтогенезу по типу задержанного раз вития относится развитие, характеризующееся замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией, при психогенных формах — в большей степени с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности.
Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2—3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.
Особый вид дизонтогенеза представляет дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем.
При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме детского аутизма.
Дисгармоническое развитие при своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в
том, что основой этого типа дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная, стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания.
В табл. 1 приводятся (в обобщенном виде) результаты патопсихологического обследования состояний психических сфер ребенка, характерные для того или иного варианта дизонтогенеза.
Литература
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960 1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
4. Сухарева Г.Е, Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2.
М., 1955.; Т. 3. М., 1963.
Таблица 1
Результаты патопсихологического обследования нарушений психического развития
(дизонтогенеза) у детей
Характеристики развития психических функций | Виды нарушений психического развития | ||||
Недоразвитие | задержанное | поврежденное | искаженное | дисгармоническое | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общая характеристика развития психических функций | Тотальное недоразвитие функций, иерархичность | Парциональное недоразвитие функций, медлительность, инертность или расторможенность психических процессов, недостаточность речевой регуляции действий | Парциональность нарушений, тугоподвиж-ность, вязкость психических процессов | Неадекватность психических реакций, оторванность от реальной ситуации | Парциональный дефект аффективно-волевой сферы |
Память | Сниженная; недостаточность запоминания, хранения, воспроизведения информации; невозможность опосредованного запоминания; смысловая организация материала не эффективна | Непосредственное запоминание может быть резко снижено, доступно опосредование, смысловая память может быть не нарушена | Нарушено непосредственное запоминание, процесс опосредования может быть затруднен, легко возникают персеверации | Чаще всего без особенностей | Чаще всего без особенностей |
Внимание | Трудности концентрации и переключения, сужение объема, пассивное внимание более сохранно, чем активное | Могут быть трудности концентрации переключения | Резко нарушена концентрация, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов | Чаще всего без особенностей | Чаще всего без особенностей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мышление | Первичный интеллекту- | Вторичный интеллектуаль- | Вторичный интел- | Искажение процесса | Аффективно обусловлен- |
альный дефект; мышление | ный дефект; замедленное | лектуальный дефект; | обобщения, сим- | ные интеллектуальные | |
чрезвычайно конкретно, | интеллектуальное разви- | нарушена активность | волизм, опора на | искажения, иногда по | |
невозможно образование | тие, малая интеллектуаль- | и целенаправленность | латентные признаки, | типу бредообразования и | |
понятий, практически | ная целенаправленность, | мышления, снижена | своеобразие смысло- | формирования сверхцен- | |
невозможно обучение в | преобладание игровых ин- | способность к абстраги- | вой сферы, возможна | ных идей | |
интеллектуальной сфере. | тересов, недостаточность | рованию, обобщению и | склонность к бредооб- | ||
нет переноса навыков, | общего запаса знаний, ог- | образованию понятий | разованию | ||
обобщение и абстракция | раниченность представле- | ||||
практически недоступны | ний, недоразвитие уровня | ||||
обобщений, конкретность | |||||
мыслительной деятель- | |||||
ности, возможно обучение, | |||||
перенос навыков, исполь- | |||||
зование помощи | |||||
Нейродинами- | — | Быстрая пресыщаемость | Резко выражена исто- | При астеническом | Наблюдается истоща- |
ческие системы | в интеллектуальной | щаемость | варианте выражена | емость при некоторых | |
психической | деятельности | истощаемость | клинических формах, | ||
деятельности | церебрастеническом и не- | ||||
врозоподобных синдромах | |||||
Речь | Выражено недоразвитие, | Речь обедненная, сло- | Речь замедленная, | Иногда имеет место | Часто без особенностей |
бедный словарный запас, | варный запас средний, | нередко заикание; при | мутиэм или элективный | ||
активный словарь резко | понимание смысла слов | заболевании в младшем | мутиэм, вычурность | ||
ограничен по сравнению | доступно, но иногда | школьном возрасте | фраз, неологизмы, | ||
с пассивным, граммати- | затруднен процесс | может оставаться | нередко отмечаются | ||
ческий строй упрощен и | объяснения понятий, | сохранной | скандирования с | ||
часто неверен, затруд- | сложные грамматические | вычурными интона- | |||
нено понимание смысла | структуры в активной речи | циями, своеобразный | |||
слов, часто наблюдаются | не используются, часто | грамматический строй, | |||
дефекты произношения, | употребляются место- | нередок отказ от упо- | |||
косноязычие | именин и слова-паразиты, | требления местоиме- | |||
обычно имеют место | ния «я» и разговор о | ||||
дефекты произношения, | себе в третьем лице | ||||
письменная речь аграм- | |||||
матична, навык чтения не | |||||
всегда автоматизирован | |||||
в связи с затруднением | |||||
звуко- буквенного анализа | |||||
слов и нарушениями фо- | |||||
нематического слуха |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Эмоционально- | Вторичный дефект, не- | Психический или | Отсутствие критики, | Дисгармоничность, ра- | При разных клинических |
волевая сфера | доразвитие личности, уп- | органический инфанти- | волевых задержек, | нимость, обидчивость, | формах соответственно |
лощение эмоциональной | лизм, неспособность к | конфликтность, агрес- | холодность к близким, | наблюдается: при пси- | |
сферы, неспособность к | волевому усилию и сис- | сивность, раздражи- | гипобулия, искаже- | хопатии — повышенная | |
обобщению аффективных | тематической деятель- | тельность, брутальность | ние влечений, часто | возбудимость, патологи- | |
переживаний, безволие, | ности, часто сниженный | эмоций, расторможен- | выражена тенденция к | ческая лабильность либо | |
внушаемость, примитив- | фон настроения, могут | ность влечений | аутизации | инертность, вязкость | |
ные реакции, нередко | отмечаться конфликтные | или вялость аффектов, | |||
раздражительность и | переживания, неуспех | недостаточность высших | |||
агрессивность | часто травматичен в силу | эмоций, сохранный | |||
сохранной критичности | интеллект не ркгули- | ||||
рует эмоциональную | |||||
сферу; при невро- | |||||
зах — парциональность | |||||
эмоционально-волевых | |||||
нарушений, сензитив- | |||||
ность, эмоциональная | |||||
лабильность или инер- | |||||
тность, проявляющиеся | |||||
в психотравмирующей | |||||
ситуации | |||||
Движения | Грубое недоразвитие | Может быть недоразви- | Обычно нарушения тон- | Могут быть двига- | Часто без особенностей |
движений в виде общей | тость мелкой моторики | кой моторики, явления | тельные стереотипии, | ||
моторной неловкости, | тремора, тики и пр. | кататонические рас- | |||
неразвитости мелкой | стройства, часто отме- | ||||
моторики | чается вычурность поз, | ||||
отдельных движений, | |||||
манерность, амимия |
Глава 5
Дата: 2019-07-31, просмотров: 191.