Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
То есть под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций, обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе
Их много и их можно классифицировать по разным основаниям. Например, в зависимости от целей, бывают тренинги на выработку конкретных умений (цель – выработать поведенческие навыки, идёт опора на внешнее поведение) и бывают тренинги личностного роста (цель – создать условия для саморазвития участников, тогда происходят внутриличностные изменения).
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
Тренинг позволяет персоналу совершенствовать свои знания, умения и навыки. Соответственно и компания получает от этого процесса определенную выгоду, а именно: значительно уменьшается текучесть кадров, потому что сотрудники становятся приверженными к организации, повышается их работоспособность, а, следовательно, и эффективность. Увеличивается прибыль организации, потому что важным фактором влияющим на экономическую эффективность деятельности, является человеческий фактоp. Служащие компании более углубленно знают как теоретические, так и практические стороны своей работы, используют полученные знания в процессе деятельности, в связи, с чем их значимые показатели эффективности возрастают.
38.Применение методов активного социально-психологического обучения персонала организации + 39.Применение методов активного социально-психологического обучения в работе с педагогами образовательного учреждения
Методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) - это группа методов, целенаправленно использующих социально-психологические закономерности и механизмы с целью развития коммуникативной компетентности коллектива в процессе особым образом организованного взаимодействия в группе. Они направлены на развитие у обучаемых самостоятельного мышления, способности квалифицированно решать нестандартные проф.задачи и формировать у них эффективные модели соц.поведения.
Существует 4 группы методов: дискуссионные (различные варианты «мозгового штурма»: групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций и т.п.), игровые (деловые игры, дидактические и управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др.) , смешанные (когда и то и другое) и комплексные (это самый широкий метод, наиболее эффективный, это социально-психологический тренинг) .
Отличительные особенности МАСПО:
- субъектная позиция в групповом процессе.
- обязательное взаимодействие участников между собой;
- осуществляется не только сообщение информации, но и обучение умениям практического использования усвоенных знаний;
- процесс коллективного творчества эмоционально насыщен.
С. В. Яремчук предлагает следующую классификацию МАСПО:
1) активные методы, направленные на формирование знаний: «активные лекции», кооперативные методы обучения;
2) активные методы, направленные на формирование представлений и установок: дискуссии, метод анализа конкретных ситуаций;
3) активные методы, направленные на формирование и совершенствование умений и навыков: ролевые игры, имитационные игры, большие игры.
Принципы, которые лежат в основе применения МАСПО:
1) принцип добровольности;
2) принцип «здесь и теперь»;
3) принцип персонификации высказываний;
4) принцип активности;
5) принцип равного общения;
6) принцип конфиденциальности;
7) принцип искренности и открытости.
К преимуществам МАСПО относят:
– высокий уровень активности участников в ходе всего занятия;
– формирование у них новых ценностных ориентаций и установок в общении, способствующих самораскрытию и самореализации личности;
– приобретение участниками навыков работы в группе;
– развитие у них активной социально-психологической позиции, собственного отношения к
проблемам или излагаемому материалу, способности производить значимые преобразования в
сфере не только межличностных, но и официальных, деловых отношений;
– выработку «психологического иммунитета» к различным трудным, проблемным ситуациям.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.