Методы психодиагностики в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационный психолог в своей диагностической работе использует, как правило, традиционный набор ме­тодов сбора данных о субъекте:

ü наблюдение;

ü анкетирование;

ü опрос;

ü тестирование;

ü эксперимент.

Особую ценность для большинства практических пси­хологов представляет весь тестовый инструментарий. Те­сты могут быть классифицированы по разным призна­кам, например, объективные и субъективные, индивиду­альные и групповые, письменные и устные и т. д. Для целей профессиональной психодиагностики, по-видимо­му, целесообразно классифицировать тесты с точки зре­ния измеряемых ими характеристик.

Можно выделить пять основных категорий тестов:

ü интеллектуальные,

ü способностей,

ü психомоторные,

ü личностные и интересов,

ü проективные.

Методическое обеспечение включает в себя методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур. материалы для проведения психокоррекционных программ и не обходимый реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапии, арт-терапии, музыкотерапии и др.).

Отбор методического инструментария Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов.. Перечислим эти принципы.

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп.

3. Должны быть представлены методики для индивидуального и для группового исследования.

4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику.

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты Практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов.

Требование к методикам Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:

· должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

· должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);

· содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;

· методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;

· бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;

· методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.

Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.