Организационный психолог в своей диагностической работе использует, как правило, традиционный набор методов сбора данных о субъекте:
ü наблюдение;
ü анкетирование;
ü опрос;
ü тестирование;
ü эксперимент.
Особую ценность для большинства практических психологов представляет весь тестовый инструментарий. Тесты могут быть классифицированы по разным признакам, например, объективные и субъективные, индивидуальные и групповые, письменные и устные и т. д. Для целей профессиональной психодиагностики, по-видимому, целесообразно классифицировать тесты с точки зрения измеряемых ими характеристик.
Можно выделить пять основных категорий тестов:
ü интеллектуальные,
ü способностей,
ü психомоторные,
ü личностные и интересов,
ü проективные.
Методическое обеспечение включает в себя методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур. материалы для проведения психокоррекционных программ и не обходимый реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапии, арт-терапии, музыкотерапии и др.).
Отбор методического инструментария Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов.. Перечислим эти принципы.
1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп.
3. Должны быть представлены методики для индивидуального и для группового исследования.
4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику.
5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты Практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов.
Требование к методикам Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
· должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
· должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);
· содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;
· методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;
· бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;
· методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.