Психологическое консультирование как направление деятельности психолога
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.
Индивидуальные консультации делятся на:
— однократные и многократные;
— консультации по личному обращению;
— в результате вызова, направления;
–– без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
— без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;
— изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).
Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).
По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним.
Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) — механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) — содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).
Следовательно, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.
В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу приходится обращаться к сущности человека при формулировке для клиента психологических задач, решать вопрос о смысле жизни человека, что требует философского и морально-этического самоопределения психолога-консультанта.
Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы связать субъективные модальности членов группы. В ходе консультирования выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), например Э. Берна, 3. Фрейда, В. Сатир, А.И. Захарова, А.Е. Личко и др., их содержание и устойчивость, иерархию, типы воздействия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 219.