Обобщаем: главное целевое назначение психопрофилактики – это повышение психологической культуры и психологического самосознания у членов общества.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическое консультирование как направление деятельности психолога

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консульта­ции организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологически­ми проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

— однократные и многократные;

— консультации по личному обращению;

— в результате вызова, направления;

–– без дополнительного тестирования, с дополнитель­ным тестированием;

— без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

— изолированные и комбинированные с другими метода­ми психологической помощи (например, социально-психо­логический тренинг в промежутках между консультациями).

Кроме того, возможно выделение различных видов кон­сультаций в зависимости от теоретического подхода, в рам­ках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).

По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирова­ния.

Содержание индивидуального консультирования опреде­ляется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию пси­хологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать со­циальные, этические, нравственные и психологические за­дачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стра­тегию работы с ним.

Понятие нормы требует от психолога знания периодиза­ции психического развития, его механизмов на каждом кон­кретном этапе. В таком случае схема индивидуального кон­сультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаи­модействия (текст заказа) — механизмы психического раз­вития (психологическая задача), период психического раз­вития (возможность изменения) — содержание нормы пси­хического развития (выбор направления изменения).

Следовательно, анализируя возможности изменения кли­ента, психолог работает с задачами и резервами развития дан­ного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связан­ных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с кли­ентом в русле житейской или обыденной психологии.

В процессе индивидуальной работы с клиентом психо­логу приходится обращаться к сущности человека при фор­мулировке для клиента психологических задач, решать воп­рос о смысле жизни человека, что требует философского и морально-этического самоопределения психолога-кон­сультанта.

Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отно­шений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в груп­повом консультировании является нахождение предмета вза­имодействия членов группы, который мог бы связать субъек­тивные модальности членов группы. В ходе консультиро­вания выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), например Э. Берна, 3. Фрейда, В. Сатир, А.И. Захарова, А.Е. Личко и др., их содержание и устойчивость, иерархию, типы воздействия.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.