Организация деятельности психологического центра в социальной среде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существуют два уровня социальной деятельности психологических служб:

- поддержка каждой личности (семьи) в отдельности;

- приведение в соответствие с состоянием и потребностями внешней среды общего содержания и направлений работы службы.

 Между психологической службой и социальными институтами, с которыми ей приходится взаимодействовать, могут возникать три типа отношений.

Первый тип - это добровольные, никем не регламентируемые и официально не оформляемые связи, в основном построенные на доверии и личных отношениях, возникающих между субъектами одной или разной ведомственной принадлежности при отсутствии иерархической зависимости и при наличии достаточно согласованных целей, заинтересованности друг в друге.

Успех психологических служб во многом зависит от того, есть ли у них возможность предоставлять своим клиентам комплексную помощь - как систему дополнительных услуг. Например, в ряде случае именно по инициативе психологов проводится нейрологическое обследование клиентов со слабо выраженными органическими нарушениями нервной системы специалистами поликлиник. Со своей стороны, психологи помогают специалистам поликлиник в организации психологической диагностической работы.

Второй тип отношений - это обоюдно согласованная координация, вызванная ощущением нужды и потребности друг в друге и желанием прочно закрепить отношения. Эта модель предполагает юридически оформленное письменное соглашение. Одной из форм такого взаимодействия может быть направление клиентов друг к другу и обмен специалистами для выполнения тех или иных работ. Особое место в этом ряду занимает взаимодействие психологических служб с учреждениями системы образования и медицинскими учреждениями на своей территории, в частности, с детскими садами и школами, социальными клубами, территориальными геронтологическими центрами, детскими отделениями милиции.

По обоюдному согласию центр может заключать с конкретным учреждением образования трудовое соглашение или договор об абонементном обслуживании.

Третий тип взаимоотношений может возникать как бы по приказу свыше, со стороны тех инстанций, от которых зависят вопросы существования и финансирования службы (управление социальной защиты, местные власти и т.д.). Профессиональные интересы и добровольность выбора партнера в этом случае во внимание не принимаются. Участвовать в организуемом таким образом взаимодействии службе иногда приходится вопреки своим прямым обязанностям, особенно если вышестоящая организация не только принимает решение о сотрудничестве психологической службы с тем или иным учреждением, но и определяет цели, которые она должна перед собой ставить. Часто психологов центров обязывают входить в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних: формально - на правах экспертов, фактически - они выполняют роль обыкновенных статистов, мнение которых никого не интересует. Еще хуже, если психолога вынуждают участвовать в прокурорских и милицейских "разборках" с несовершеннолетними и их родителями, одновременно вменяя в обязанность проведение принудительных обследований и консультаций. Положение специалиста в таких случаях сильно осложняется, а значение психологической службы дискредитируется.

Конечно, даже по приказу свыше психологическая служба может работать в соответствии со своими прямыми обязанностями и целями. В целом ряде комиссий психологи действительно выполняют экспертные функции, на равных участвуя в анализе каждого конкретного случая, адекватно квалифицируя поступки и правонарушения, а главное, защищая интересыличности клиентов.

И, наконец, центры психологической помощи, не обладающие достаточно широкими возможностями с точки зрения объема оказываемых услуг, должны налаживать координационные связи с другими учреждениями социального обслуживания и даже иной ведомственной подчиненности просто потому, что в ходе работы с клиентом возникает потребность параллельного решения целого ряда его социальных проблем. С этой целью работник центра сначала сам устанавливает структурные и деловые контакты с определенной группой учреждений системы социального обслуживания (медицинских, образовательных, финансовых, правоохранительных и пр.), которым чаще всего приходится переадресовывать "свой" контингент для оказания дополнительных услуг.

Следующий шаг - помощь клиенту в установлении контакта с этой организацией, официальным лицом, специалистом, а затем дать клиенту четкую и исчерпывающую инструкцию, как и чего добиваться в организации, куда ему рекомендуют обратиться.

Взаимосвязь центра с другими организациями и ведомствами - важнейшая часть его работы, успех которой во многом зависит от умения устанавливать с ними контакты, точно определять все имеющиеся там возможности, которые могут помочь решению проблем человека. Центр тем самым выполняет социодиспетчерскую функцию.

 

17. Основные принципы работы с людьми в рамках психологического учреждения

 

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности.

2. Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента.

3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным.

4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции.

Психологи, работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи.

История клиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, или участники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать.

6. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) и возможностей их изучения и "лечения" всеми и каждым специалистом. Это означает, что "плотнее" других занятый данным случаем сотрудник, ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всех членов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия и т.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направления дальнейшей работы ("мозговая атака").

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.