Если говорить о нормативно-правовых документах, то в своей деятельности психолог ориентируется на следующие нормативно-правовые акты:
1) международные.
• Декларация прав и свобод человека,
• Конвенция ООН о правах ребенка;
2) российские федеральные:
• Конституция Российской Федерации,
• Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (изменения и дополнения от 20.07.2000 г.).
Психолог может руководствоваться отраслевыми федеральными законодательными актами, например, в работе в образовательных учреждениях ориентироваться на федеральный закон об образовании. Также психолог должен знать Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, поскольку его потенциальные клиенты могут оказаться в ситуациях, регламентированных этими правовыми актами. Например, клиентом психолога может оказаться несовершеннолетний, родители которого вовлекают его в антиобщественные занятия (например, занятие проституцией), что подпадает под действие ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». Кроме того, психолог обязан знать, что любая психологическая услуга несовершеннолетнему гражданину может быть оказана только с согласия его официальных представителей.
31. Профессионально-этические требования к психологической деятельности
Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами). Условно можно выделить два основных уровня этических принципов:
1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем-то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.
2. Традиционно выделяемые этические принципы. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы:
Профессиональная этика психолога - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.
Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.
Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.
Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.
Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.
32. Формы работы психолога в образовательном учреждении и на предприятии
И в образовательном учреждении и на предприятии применимы следующие формы работы психолога:
-психодиагностика (цель - выявление особенностей психического развития, формы – тесты, методики и т.д.);
-психопросвещение (цель – приобщение к психологическим знаниям, формы - лекции, беседы, семинары,
выставки, подборка литературы и т.д.);
-психопрофилактика (цель - сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья, формы – индивидуальная или групповая, направленная на информирование, обучение соц. навыкам, создание благоприятного климата в коллективе и т.д.);
-психоконсультация (цель – оказание психологической помощи, формы – научение методам самосхранения)
33. Методическое обеспечение психологической диагностики психологической службы организации + 34. Методическое обеспечение психологического просвещения психологической службы организации + 35.Методическое обеспечение психологического сопровождения психологической службы организации + 36. Методическое обеспечение обучения персонала организации. Подходы к обучению персонала организации
Методическое обеспечение профессионального обучения персонала (МОПОП) - это рациональная система учебно-методической документации, средств обучения, контроля знаний, умений и навыков работников предприятия, необходимая для полной и качественной теоретической и практической их подготовки в пределах периода, установленного учебным планом.
МОПОП включает в себя:
• учебную документацию: рабочие учебные планы и учебные программы, перспективные тематические планы, планы форм обучения непосредственно на рабочем месте, вне рабочего места организации и за ее пределами;
• средства обучения для учащихся и слушателей: учебники, учебные пособия (при отсутствии - конспекты лекций), практикумы, справочники, сборники задач, сборники индивидуальных задач для выполнения упражнений и самостоятельных работ, учебно-методические пособия для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты инструкционно технологического документации и тому подобное;
• средства для преподавателей, мастеров и инструкторов производственного обучения, тьюторов и тренеров по корпоративному обучению: отдельные методики и методические разработки по темам по учебным дисциплинам, методические рекомендации, информационные материалы о прогрессивный опыт по обучению персонала, методы обучения передовых высокопроизводительных приемов и способов работы и т.п. ;
• дидактические средства на уроках, лекциях, практических занятиях: наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал, демонстрационное оборудование, приборы для контроля знаний, умений и навыков работников;
• учебное оборудование для выполнения работниками учебно-производственных и лабораторно-практических работ. Его перечень зависит от профессии, должности, по которым проводится обучение на производстве, и конкретизируется в рабочих программах учебных дисциплин.
Выбор методов обучения.
Система обучения персонала подразумевает организацию обучения как минимум по четырем направлениям: для адаптации новых сотрудников; для повышения эффективности компании в целом (например, усиление ориентации на потребности клиентов и изменение методов работы с клиентами); для повышения эффективности отдельных групп сотрудников и подразделений (например, изменения в бухгалтерском учете или технологии производства); для повышения эффективности отдельных сотрудников (например, приобретение специальных навыков и освоение управленческих технологий).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.