Психологическое сопровождение: понятие и компоненты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Психологическое сопровождение - целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствует восстановлению веры в себя и свои возможности, повышает устойчивость личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. При этом ответственность за принятие решения лежит на самом человеке, а сопровождающий обладает только совещательными правами и учитывает его интересы.
В сфере профессиональной деятельности под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина, 1997). Это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Целью психологического сопровождения в образовании, как указывает И. В. Дубровина, является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, т. е. создание условий для полноценного психического развития ребенка на всех этапах онтогенеза.
М. Битянова: Сопровождающая деятельность состоит из следующих компонентов:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития;
2. создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» школьников;
3. создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников или ученических коллективов.
2. Формы работы психолога в образовательных учреждениях и на предприятии (индивид., групп., смешан.);
3. Методическое обеспечение психодиагностики психологической службы организации;
4. Методическое обеспечение психологического просвещения психологической службы организации;
5. Методическое обеспечение психологического сопровождения психологической службы организации;
6. Методическое обеспечение обучения персонала организации;
7. Подходы к обучению персонала организации (методология).

23. Психологическая диагностика как направление деятельности психолога образовательного учреждения

Это углубленное психолого-педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Одним из важнейших методических принципов является комплексность изучения ребенка. Согласно Т.Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ОУ являются индивидуальные и возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом и личностном развитии.  Этапы:

- сбор предварительной информации. Получение информа­ции о жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других за­интересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на получение сведений о пред­шествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового пла­на (психологический анамнез ребенка); изучение практического запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстанов­ке (обязательно для психологов, работающих в детских учреж­дениях).

-экспериментально-психологическое обследование. Опреде­ление общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследо­вания и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школь­ные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка вы­двинутых гипотез относительно сущности, характера и причин име­ющихся трудностей и нарушений.

- аналитический этап. Обработка совокупности полученных дан­ных, постановка психологического диагноза, составление услов­но-вариантного прогноза и разработка рекомендаций для програм­мы психокоррекционной работы.

- заключительный этап. Беседа с родителями или иными лица­ми, обратившимися к психологу, относительно результатов об­следования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психокоррекционных мероприятий.

 













Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.