1. Психологическое сопровождение - целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствует восстановлению веры в себя и свои возможности, повышает устойчивость личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. При этом ответственность за принятие решения лежит на самом человеке, а сопровождающий обладает только совещательными правами и учитывает его интересы.
В сфере профессиональной деятельности под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина, 1997). Это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Целью психологического сопровождения в образовании, как указывает И. В. Дубровина, является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, т. е. создание условий для полноценного психического развития ребенка на всех этапах онтогенеза.
М. Битянова: Сопровождающая деятельность состоит из следующих компонентов:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития;
2. создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» школьников;
3. создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников или ученических коллективов.
2. Формы работы психолога в образовательных учреждениях и на предприятии (индивид., групп., смешан.);
3. Методическое обеспечение психодиагностики психологической службы организации;
4. Методическое обеспечение психологического просвещения психологической службы организации;
5. Методическое обеспечение психологического сопровождения психологической службы организации;
6. Методическое обеспечение обучения персонала организации;
7. Подходы к обучению персонала организации (методология).
23. Психологическая диагностика как направление деятельности психолога образовательного учреждения
Это углубленное психолого-педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Одним из важнейших методических принципов является комплексность изучения ребенка. Согласно Т.Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ОУ являются индивидуальные и возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом и личностном развитии. Этапы:
- сбор предварительной информации. Получение информации о жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана (психологический анамнез ребенка); изучение практического запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке (обязательно для психологов, работающих в детских учреждениях).
-экспериментально-психологическое обследование. Определение общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследования и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.
- аналитический этап. Обработка совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно-вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы психокоррекционной работы.
- заключительный этап. Беседа с родителями или иными лицами, обратившимися к психологу, относительно результатов обследования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психокоррекционных мероприятий.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 250.