1.2. Подчиняется непосредственно директору Центра, опосредованно – заместителям директора.
1.3. Осуществляет общее руководство лабораторией согласно Положению о лаборатории научно-экспериментальной работы.
1.4. Имеет высшее профессиональное образование, стаж работы психологом не менее 3 лет.
1.5. Должен знать:
• Законодательные и нормативные документы по образованию и дополнительному образованию;
• Конвенцию о правах ребенка;
• Современные тенденции о развитии образования, воспитания, дополнительного образования;
• Основы психологии, педагогики, физиологии, гигиены, теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения управленческих задач;
• Основы управленческой и финансово-хозяйственной деятельности;
• Основы профессиональной психологической деятельности;
• Основы исследовательской деятельности, способы организации индивидуального и коллективного исследований;
• Трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила технической безопасности.
2. Должностные обязанности
2.1. Направляет деятельность психологической службы; участвует в определении содержания деятельности службы; организует работу по постановке общих задач и их выполнению;
2.2. Составляет перспективную программу деятельности службы.
2.3. Принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
2.4. Оказывает помощь обучающимся, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.6. Осуществляет взаимодействие с профильными организациями и учреждениями.
2.7. Анализирует и обобщает результаты работы службы, организует коллективный анализ деятельности и результатов.
2.8. Ведет отчетную документацию, периодически отчитывается о работе службы.
2.9. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.10. Участвует в работе общих административных совещаний, педагогических советов Центра, в решении общих административных вопросов.
2.11. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся.
2.12. Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей.
2.13. Отслеживает, анализирует, обобщает и доводит до сведения администрации результаты деятельности психологической службы, прогнозирует пути ее развития.
2.14. Консультирует работников Центра по вопросам развития Центра, практического применения психологии.
2.15. Взаимодействует с руководителями различных подразделений Центра и административным отделом по вопросам, связанным с психологическим обеспечением образовательного процесса
Рабочее место специалиста психолога
Парадоксально, но, обсуждая множество аспектов деятельности психолога-практика в организации, специалисты крайне редко затрагивают вопрос его рабочего места. Рабочее место — это не только вопрос физической организации пространства деятельности человека.
Увеличение миграции рабочей силы — делает чрезвычайно актуальной необходимость постоянного контроля изменений кадровой системы в организации в связи с состоянием рынка рабочей силы в регионе. Мониторинг кадрового корпуса и психологического климата становятся обязательным условием корректного решения конкретных задач.
Другими словами, психолог на современном предприятии должен ориентироваться не на решение отдельных задач как независимых (как их обычно ставит руководитель, заказчик), а на задачи в контексте основных процессов жизнедеятельности организации, в контексте ее корпоративной культуры, с учетом ключевых принципов кадровой политики.
Следовательно, одним из условий успешности деятельности психолога-практика должен стать «активный банк данных». Работа должна быть организована так, чтобы каждое новое исследование, решение каждой новой задачи способствовало накоплению системной информации о кадровых процессах. В поле внимания психолога должны быть все кадровые процессы и события, даже такие как ординарное увольнение ординарного сотрудника.
Как создавать вчерашнему выпускнику свой «активный банк данных»? Рекомендации просты — работать, но работать систематично и последовательно.
¦ Предложите анкету каждому кандидату на рабочее место. В конце года проанализируйте их.
¦ Разработайте и предложите каждому увольняющемуся небольшую анкету. В конце года сделайте анализ собранных данных.
¦ Используйте возможность проведения аттестации большей части сотрудников. Это позволяет провести обширную диагностику не только квалификации, но и настроений в коллективе. Для сбора этих сведений сделайте чуть больше (проведите анкетирование, диагностику, опросы экспертов и т. п.).
Все эти данные уже через год-два станут серьезной «информацией для размышления». Современная компьютерная техника и мощные статистические пакеты позволяют выявить как естественную вариативность изучаемых признаков, так и неслучайные отношения. А это уже факты. При внимательном рассмотрении они могут оказаться научными фактами.
Выделим некоторые принципы организации базы данных.
1. Контролирование всего цикла движения персонала (подбор — отбор — адаптация — подготовка — переподготовка — перемещения — увольнения).
2. Использование части эмпирических данных в стандартных единицах (шкала интервалов, стандартные психодиагностические методики и другие параметры, позволяющие сопоставлять и анализировать тенденции во времени, в зависимости от рынка рабочей силы, от стажа, квалификации, семейного положения, служебного положения и пр.).
3. Проведение периодического анализа данных, составление отчетов, таблиц, графиков. (Когда любишь свою профессию, уважаешь свой труд, с интересом относишься к окружающей жизни и тому, что делаешь, это получается естественно, как потребность понять и разобраться. Нужна лишь некоторая самоорганизация.)
4. Контролирование процесса движения персонала в «ключевых точках» (например, первоначальная адаптация вновь принятых работников: 1, 3, 6, 12-й месяц).
5. Использование системного подхода в работе с персоналом. Специалисты различают разные его варианты: сетевое планирование, функциональные системы, «принцип Парето» и др. Например, согласно концепции американского экономиста итальянского происхождения Уильяма Парето «20 : 80», всегда есть небольшая часть ресурсов, компонентов, субъектов, определяющая успех целого (20% сотрудников обеспечивают успех деятельности организации на 80%, 20% инвестиций дают 80% прибыли, 20% клиентов обеспечивают 80% финансового оборота организации и т. п.). Таким образом, например, контроль за деятельностью немногих лиц, занимающих ключевые позиции в социально-психологическом пространстве организации, позволяет психологу «держать руку на пульсе».
Для эффективной работы практикующего психолога большое значение имеют не только личные знания, но и организация рабочего пространства. С одной стороны, психолог – это специалист медицинского профиля. Однако, с другой стороны, его кабинет ничем не должен напоминать поликлинику – ведь тогда пациент будет воспринимать свою проблему как болезнь, возникнет чувство страха, паники, и ситуация ещё более усугубится.
Рабочее место психолога должно быть светлым и приятным, для его оборудования потребуются удобные кресла, располагающие к отдыху и неспешной беседе. Современные кабинеты психолога также оборудуются электронно-вычислительной техникой, комплексом психодиагностических приборов и средств психотерапевтического воздействия.
Большое влияние на результативность психологической работы оказывает применение специально оборудованных комнат психологической разгрузки и релаксации. Материальная база таких комнат – аудиотехника и проекционная аппаратура с записями психотерапевтического характера, светотехнические комплексы и другие средства, способствующие оказанию успокаивающего и психотерапевтического воздействия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 292.