Документы, используемые психологом в работе с персоналом в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационный психолог в своей деятельности использует различного рода документацию. В своей психологической практике ему приходится иметь дело с документами различных уровней:

— документы государственного уровня;

— организационно-правовая документация;

— справочно-информационная документация.

В документах государственного уровня отражается существующая в нашей стране классификация специалистов. На основе этой классификации определены специфические льготы, отпуска, испытательные сроки. С их учетом осуществляется тарификация работ и определяется заработная плата.

Наименование и классификация профессий и специальностей, которые существуют в народном хозяйстве, регламентируются классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Он имеет силу государственного стандарта и необходим для установления наименования должностей, учета состава кадров, распределения персонала по категориям, уровню квалификации, условиям труда, для начисления выплат и пенсий. Классификатор специальностей по образованию используется для статистического трудоустройства специалистов. Данные документы необходимы, когда проводятся массовые обследования конкретных групп специалистов. Код профессии является основанием для отнесения специалиста к той или иной категории.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих — документ, наиболее часто используемый психологом организации в работе с персоналом. В этом справочнике содержатся квалификационные характеристики различных должностей, необходимые для определения должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований. Грамотное определение квалификационной характеристики сотрудника способствует оптимизации работы аттестационной комиссии, в работе которой психолог участвует, оценивая профессиональную компетентность работника организации. Данный квалификационный справочник используется также при разработке профессиограмм.

Психологу приходится участвовать в разработке внутрифирменной документации, в которой отражается специфика (условия труда, степень его сложности и т. д.) именно в конкретной организации. Организационно-правовая документация является правовой основой деятельности организации. Психолог имеет дело прежде всего со следующими документами:

— штатным расписанием, определяющим структуру, численность, должностной состав и оплату труда работников организации;

— положениями о структурных подразделениях, устанавливающих статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений и иных органов (комиссий, советов, комитетов)

должностными инструкциями, регламентирующими организационно-правовое положение работника, определяющими его обязанности, права, ответственность;

— инструкциями (правилами, положениями), содержащими правила, регулирующие организационные, технологические, научно-технические и пр. стороны деятельности подразделений и должностных лиц.

Справочно-информационная документация включает в себя:

— докладные записки;

— предложения;

— отзывы и заключения;

— переписку;

— прочие вторичные документы, фиксирующие объективное положение дел в организации.

В работе психолога наиболее важным из этой категории документации является профессиограмма.

Профессиограмма — это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и т. д.). Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.

13. Учетная и отчетная документация психолога в организации

Опыт организации рабочего места и оформления доку­ментации в работе психолога сферы образования позво­ляет выделить ряд основных форм документов, составля­емых психологом.

Предлагаем следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера психолога-практика:

• План работы (на год);

• График работы;

• Журнал учета видов работы.

Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы доку­ментации для служебного пользования в виде протоко­лов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для об­щего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов. На основании этих документов психолог может давать рекомендации руководителям разных уровней и рядовым работникам.

Рекомендуемые формы по перспективному (головному) плану работы

Планирование всего объема работы психологом опре­деляется целями, задачами, видом и запросами данного предприятия.

Таблица 1

Схема оформления годового плана

Виды деятельности Планируемые мероприятия Сроки Приме­чания
1 2 3 4 5
I Диагностика; — Диагностика кандидатов на занятие вакантных должностей, оптимизация критериев профотбора различных долж­ностных категории персонала. — Участие в работе аттестационной комиссии — Анализ социально-психологических процессов в коллективе —Динамическое психологическое на­блюдение за сотрудником (индивиду­альная психодиагностика)      
2 Развивающая и коррекционная работа      
3 Консультирование      
4 Просветительская работа (обучение различных категорий персонала основам психологических знаний)      
5 Экспертная работа      
6 Организационно-методическая работа (в том числе — проведение подготови­тельных мероприятий для планирования работы на следующий год)      

Схема оформления годового плана может быть пред­ставлена с распределением основных мероприятий по ви­дам деятельности

Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.