Г Б О У с ре д н я я о б щ е об разо в а т е л ь н а я ш к о л а « Школа з д о ровь я » № 19 8
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г Б О У с ре д н я я о б щ е об разо в а т е л ь н а я ш к о л а « Школа з д о ровь я » № 19 8

 

О б у ч е н и е д е т е й с р а сс т ройствами аутистического спектра

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов и специалистов сопровождения

основной школы

 

 

С е рия « И н кл ю з и в н о е об разование»

 

Москва, 2012



ББ К 74 . 3 О 26

 

О т в е т с т в е нн ы й ред а к т о р : А л е х и н а С . В . — кандидат психологических наук, дирек-тор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ Авторский коллектив:

Се м а г о Н . Я . — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ

Х о т ы л е в а Т . Ю . — кандидат педагогических наук, заместитель руководителя ЦПМССДиП МГППУ

Г о н ч а р е нк о М.С. — учитель-дефектолог ЦПМСС «Зеленая ветка» Михаленкова Т.А. — учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 198

П о д о б щ е й редакцией Семаго Н.Я. —кандидата психологических наук, ведуще-го научного сотрудника ГРЦ ИПИО МГППУ

 

О 26     О б у ч е н и е д е т е й с р а сс т ройствами а у т и с т и ч е с к о г о с п е к т - ра. Методические рекомендации для педагогов и специалис-тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи-на // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.

 

I S B N 978 - 5 - 94051 - 114 - 4

 

Настоящие методические рекомендации подготовлены в рамках пилотного проекта «Создание модели обучения и социа-лизации школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) на средней ступени», реализованного государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 198 Юго-Западного окружного управления образования (директор Милосердова Г.В., заслуженный учитель РФ) с участием специ-алистов Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогическо-го университета по заказу Департамента образования города Москвы. Методические рекомендации направлены на распрост-ранение опыта обучения детей с аутистическими расстройства-ми в общеобразовательной школе и рассматривают основные особенности психического развития детей с вариантами аутис-тических расстройств, оптимальные для детей образовательные маршруты и рекомендуемые условия для их адаптации. Подроб-но рассматриваются организационные и содержательные усло-вия включения детей с РАС в массовую школу на этапе средне-го звена, рассказывается об опыте такого включения.

Методические рекомендации ориентированы на педагогов и специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, представителей администрации этих образовательных учреждений.

 

ББ К 74 . 3 Издание бесплатное, подготовлено во исполнение Государственной программы

«Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012—2016 годы».

 

ISBN 978-5-94051-114-4                                                                   Ó МГППУ, 2012


 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

В в е д е н и е ............................................................................................................   5

 

 

1 . В а рианты а у т и с т и ч е с к и х расстройств ..............................................       9 1.1. Ранний детский аутизм

(Искажения аффективно-эмоциональной сферы)........................       9 1.1.1. Особенности развития и поведения

детей 1-ой группы РДА (по О.С. Никольской) .......................... 10 Примерный образовательный маршрут ........................................ 11 Рекомендации по созданию условий для адаптации ................ 11 1.1.2. Особенности развития и поведения

детей 2-й группы .................................................................................... 11 Примерный образовательный маршрут ........................................ 12 Рекомендации по созданию условий для адаптации ................ 13 1.1.3. Особенности развития и поведения

детей 3-й группы .................................................................................... 13 Примерный образовательный маршрут ........................................ 16 Рекомендации по созданию условий для адаптации ................ 16 1.1.4. Особенности развития и поведения

детей 4-ой группы .................................................................................. 16 Примерный образовательный маршрут ........................................ 19 Рекомендации по созданию условий для адаптации ................ 19

 

2 . А т и п и ч н ы й аутизм (искажением когнитивной сферы) ............ 20 Примерный образовательный маршрут ............................................ 22 Рекомендации по созданию условий для адаптации.................... 22

 

С т руктура у рока

Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистическо-го спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока.

Первым обязательным условием является наличие ч е ткихг р а н и цурока. Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окон-чания урока.

На наш взгляд не допустимо плавное «перетекание» перемены в урок, так как это не дает возможности вовремя переключиться. Настро-иться на другую деятельность.

На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единогоалгоритмаурока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты (например: выпол-нение домашнего задания, подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания).


46

 

Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно п о д к л ю ч а т ьновыеэлементы, такие как: работа в парах, работа у доски, работа над проектом и т.д.

Для детей с данным нарушением очень важно, наличие визуальных стимулов. Именно поэтому, рекомендуется применять визуальноерас-писание не только целиком всего дня, но и алгоритма урока. Визуаль-ное расписание поможет ребенку четко понимать: сколько заданий бу-дет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. Это по-может внутренне подготовиться к смене деятельности, понимать, когда закончиться тот или иной этап.

Большинству детей данного возраста, тяжело без перерыва удержи-вать внимание в течение всех 45 минут. Для того, что бы избежать «вы-падания» из урока, необходимо обязательное внесение в алгоритм заня-тия динамическихпауз. Это даст возможность ребенку переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы. Дети с расстройством аутистического спектра хорошо воспринимают любые музыкально-ритмические игры. При этом, в классе могут находиться дети, которым наличие даже 1—2 динамических пауз оказывается недо-статочным. Для восстановления энергетического баланса и активиза-ции внимания этих детей можно использовать: переключение деятель-ности, отдельные поручения.

Не смотря на то, что у каждого из детей есть индивидуальная про-грамма обучения, они все обучаются в одном классе. Поэтому очень важно, так подобрать размер задания, что бы дети заканчивалиурокодновременно.

По окончании урока, рекомендуется подводить итог урока. Для это-го мы рекомендуем не проводить стандартную процедуру «воспомина-ния о том, что делали на уроке», а выписать о п о р н ы еф р а з ы из содер-жания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внима-ние на новом материале.

 


Д О Г О В О Р

 

г. Москва «_____»______________20___

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № … именуемое в дальнейшем Учрежде-ние, в лице директора …, действующего на основании Устава Учрежде-ния, с одной стороны, и родитель (законный представитель) учащегося, посещающего образовательное учреждение _______________________________________________________

(фамилия, имя отчество учащегося)

 

именуемые в дальнейшем — родители, с другой стороны, в лице:

Отец ___________________________________________________ (фамилия, имя отчество полностью)

 

Мать ___________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью)

 

принимая во внимание инновационный характер включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в создании специальных условий образования, заключили настоящий договор о нижеследующем:

 

П редмет д о г о в о ра

 

1.1. Оказание образовательных услуг, предоставляемых в соответст-вии с законодательством РФ и г. Москвы, и обеспечение условий реа-лизации образовательного процесса для учащегося________________ _______________________________________________________, в условиях Учреждения.

1.2. Настоящий договор определяет и регулирует взаимоотношения между Учреждением и Родителями.

1.3. Стороны обязуются на основе добровольности в сотрудничества совместно действовать для осуществления освоения учащимся_______ ______________________________________________________ образовательных программ, реализуемых Учреждением, с учетом инди-видуальных особенностей и возможностей учащегося.


71

 

 

2 . О б щи е п о л о ж е н и я

 

2.1. Учащийся принимается в образовательное учреждение по заяв-лению родителей на основании заключения Окружной психолого-ме-дико-педагогической комиссии (ОПМПК0 и (или) психолого-медико-педагогического консилиума ПМПк Учреждения.

2.2. Обучение учащегося в Учреждении проходит по индивидуаль-ному образовательному маршруту, разрабатываемому ПМПк Учрежде-ния с учетом рекомендаций ОПМПК и индивидуальной программы ре-абилитации (при наличии). Учреждение и родители согласовывают между собой индивидуальный образовательный маршрут, а также ре-жим занятий учащегося.

2.3. Учреждение в соответствии с действующим законодательством и Уставом, вправе оценивать результаты образовательного процесса, и по результатам аттестации принимать решение об эффективности обра-зовательного процесса.

 


П о д п и с и сторон

 

Р у к о в о д и т е л ь Учреждения                    Родитель

 

 

М.П.


77

 

Л и т е ратура

 

1. Б а енская Е . Р . Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмо-ционального развития, // Альманах Института коррекционной педаго-гики РАО. — 2000. — Вып. 2.

2. Б а ш и н а В.М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999.

3. Б а ш и н а В . М . , С и м а ш к о в а Н . В . Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом // Журнал «Школа здоровья».

4. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стра-тегические подходы к работе в интегративном классе (пер. с англ.) — М.:, Прометей, 2005.

5. Г ай дукевич С . Е. «Средовой подход в инклюзивном образова-нии» // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспекти-вы. — Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

6. Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы // Раздел I Интернет-портал Правительства Российской федерации / Правительство России http://government.ru/ gov/results/14607/.

7. Г р э н дин Т . , С к а р иа н о М . М . Отворяя двери надежды. Мой опыт пре-одоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

8. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организа-ция деятельности координатора по инклюзии в образовательном уч-реждении» — М.: «Центр “Школьная книга”», 2010.

9. Е к ж а н о в а Е . А . , Р езникова Е . В . Основы интегрированного обуче-ния: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.

10. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»//Официальный сайт Департамента образо-вания г. Москвы/Документы/ Статья 16 «Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья» Правовые акты Российской Федерации и города Москвы/Законы города Москвы http://www. educom.ru/ru/documents/prav_akt/moscow_laws/.

11. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Сост. Борисова Н.В., Прушинский С.А. — М.: Владимир: Транзит-ИКС, 2009. 12. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспекти-

вы. — Минск: Четыре четверти, 2007.

13. Лебединская К . С . , Н и к о л ь с к а я О . С . , Б а енская Е . Р . Необходимы об-щие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.

14. Лебединский В.В. Классификация психического дизонтогенеза // Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.


78

 

15. Лебединский В . В . , Н и к о л ь с к а я О . С . , Б а е н с к а я Е . Р . , Л и блинг М . М . Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

16. Л о р еман Т . , Д е пп е л е р Д . , Х а р в и Д . Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразователь-ном классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой — М., РООИ «Перспектива», 2008.

17. Н и к о л ь с к а я О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

18. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение . Серия «Особый ребенок», М.6 Теревинф, 2005, 220 с.

19. Н и к о л ь с к а я О . , Ф о м и н а Т . , Ц ы п о т а н С . Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.

20. Н и к о л ь с к а я О . С . Трудности школьной адаптации детей с аутиз-мом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — М.: Центр ле-чебной педагогики; Теревинф, 1998. — Вып. 1.

21. Н и к о л ь с к а я О . С . Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма, — М.: Центр лечебной педагогики, 2000. 364 с. 22. Олешкевич В.И. «Факторы успешности совместного обучения» —

Минск: «Четыре четверти», 2007.

23. С емаго Н . Я . Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М.: «Центр “Школьная книга”», 2010.

24. С е м а г о Н . Я . Формирование пространственно-временных и эле-ментарных математических представлений, дидактические материалы, серия 4, М.: Айрис пресс, 2005.

25. Се м а г о Н . Я . Се м а г о М . М . Проблемные дети. Основы диагностиче-ской и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003.

26. С е м а г о Н . Я . С е м а г о М . М . Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011.

27. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, Статья 15 (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Россий-ская газета, 1995, № 234).

28. Ш о п л ер Э., Л а н зи н д M . , В а т е р c Л . Поддержка аутичных и отста-ющих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и роди-телей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997.

29. Ян у ш к о Е . А . «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.


И н фо рмация о п о р т а л е Д е п а ртамента о б разования г о рода М ос кв ы «Образование без границ»

 

Портал «О б разование б е з г раниц» h tt p : // edu-open.ru, является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образо-ванию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.

Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к ин-формационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информа-ционных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

Н а п о ртале п редставлены с л е д у ю щи е м а т е риалы:

· нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное и спе-циальное образование с комментариями юриста;

· видео-лекции ведущих учёных по проблемам образования детей с ограни-ченными возможностями здоровья;

· научные доклады российских и зарубежных исследований в области ин-клюзивного и специального образования;

· коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по про-блеме проекта;

· учебно-методические материалы для специалистов; · рекомендации для родителей;

· обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.

У родителей е с т ь в о з м о ж н о с т ь:

· использовать информационно-методический ресурс для развития, обуче-ния и воспитания ребенка с ОВЗ;

· получать онлайн консультации специалистов;

· участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образова-нию детей с ОВЗ.

У с п е циалистов е с т ь в о з м о ж н о с т ь п о л у ч и т ь рекомендации:

· по разработке вариативных программ и методического сопровождения об-разовательного процесса, учитывающих особенности различных категорий вос-питанников и учащихся;

· по построению системы разноуровневой оценки знаний и умений учащихся; · по организации и проведении просветительской работы с родителями по

пониманию и принятию «особых» детей;

· по эффективным способам взаимодействия и взаимообогащения между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками.

 

Портал создан и поддерживается по инициативе Департамента образования города Москвы и Института проблем

интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО) ГБОУ ВПО Московского психолого-педагогического университета.


 

 





Г Б О У с ре д н я я о б щ е об разо в а т е л ь н а я ш к о л а « Школа з д о ровь я » № 19 8

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 152.