2.1. Понятие социальных сетей. Возможности социальных сетей в подборе персонала.
Наиболее часто в рекрутинге используеются работные сайты и социальные сети.
Youtube. Составление видеорезюме не является распространенной практикой в России. Однако можно предположить, что в течение следующих десяти лет популярность видеорезюме увеличится - в особенности, в тех сферах, где от кандидатов требуется визуальное портфолио, навыки работы перед камерой, креативный подход и др. Также можно наблюдать тенденцию более частого использования сервиса Youtube компаниями в целях повышения имиджа и привлечения специалистов.
Еще один интересный пример использования функционала социальных сетей - это приложения внутри сайта. В 2012 году компания "HeadHunter" выпустила приложение "Вакансии Headhunter" для популярной социальной сети "Вконтакте" (параллельно с "Facebook"), которая позволяет пользователям смотреть вакансии, не выходя из сайта. По состоянию на декабрь 2016 года, приложение установили 13000 участников. В сети "Вконтакте" есть и другие подобные приложения - "Работа и подработка" (81000 участников), Smart Start (39000 участников), FriendWork (19000 участников) и др. Эти приложения направлены на поиск работы соискателями, позволяют создавать свое резюме и искать работу в пассивном режиме.
Этот новый вид инструментария может быть адаптирован и использован и для облегчения работы рекрутеров, потому такие социальные сети ежедневно используются миллионами людей и содержат ценную для рекрутера информацию: например, об уровне и месте образования потенциальных кандидатов, предыдущих местах работы, демографических признаках, знании языков, взглядах и интересах. В отдельных случаях анализ страниц найденных таким образом кандидатов может дать представление об их навыках, грамотности и талантах - информацию, которая может помочь при составлении профессионального портрета кандидата и повлиять на принятие решения.
Несложно представить себе будущее, в котором, откликнувшись на заинтересовавшуюся в приложении вакансию, кандидат будет автоматически перенаправлен на тестирование по квалификациям или навыкам, сможет провести видеособеседование или посмотреть статус своей заявки.
Интерактивность и многофункциональность подобных приложений может послужить новым направлением развития информационного обеспечения деятельности рекрутинговых компаний.
Следует отметить, что на сегодняшний день в научной литературе еще не сложилась единая и общепринятая типология социальных сетей. Большинство существующих на данный момент подобных классификаций предложены исследователями-любителями или специалистами в области интернет-бизнеса, поэтому эти классификации являются любительскими и далеко не всегда отвечают правилам научной классификации. Возможно, такая ситуация сложилась по причине того, что тема социальных сетей только начинает привлекать исследователей. Среди них в настоящее время нет единого мнения, по какому критерию можно классифицировать социальные сети. Ученые предлагают свои варианты, основываясь на технологическом, целевом, географическом или другом принципе разделения.
Исследователь социальных сетей Л.А. Браславец, опираясь на работы, посвященные типологии СМИ А.И. Акопова, М.М. Колесниковой, В.А. Колодкина, Э.В. Могилевской, М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской, а также на работы в области интернет-журналистики А.И. Акопова, А.А. Гарматина, А.Ю. Долгополова, А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановой, М.М. Колесниковой, В.А. Колодкина, предлагает использовать типологическую концепцию периодических изданий применительно к классификации социальных сетей5. Она основывается на структурно-функциональной организации социальных сетей. В качестве признака, который однозначно воздействует на структурно-функциональную организацию сети, может выступать тип межличностных связей, на котором специализируется конкретная сеть.
По этому признаку можно выделить следующие виды социальных сетей, существующие на сегодняшний день.
Универсальные сети. Они пользуются наибольшей популярностью среди пользователей. Их основная функция - поиск людей (друзей, родных, знакомых, бизнес-партнеров, коллег по работе и даже будущих сотрудников) и дальнейшее общение с ними. Существует возможность создавать группы по интересам, организовывать мероприятия, рассылать приглашения на них, вести блоги, размещать фотографии, аудио- и видеоролики и т.п. Наиболее популярные сегодня в нашей стране социальные сети – "ВКонтакте" (www.vk.com) (более 110 млн человек), "Одноклассники" (www.odnoklassniki.ru) (более 18 млн человек), "Мой мир" ( www.my.mail.ru ) (более 10,9 млн человек8) и Facebook ( www.facebook.ru ) (более 5,3 млн человек из 836 млн человек в мире). При этом три сайта, кроме сайта "Мой мир", входят в ТОП-10 самых посещаемых сайтов рунета10. "Одноклассники" и "ВКонтакте" в российском интернет-сообществе появились практически одновременно, с разницей в несколько месяцев – 4 марта и 10 октября 2006 г. соответственно, "Мой мир" через год – 17 мая 2007 г., а русскоязычная версия Facebook еще через год – 20 июня 2008 г. (в США, на ее родине, она была запущена 4 февраля 2004 г.).
Как мы видим, каждая социальная сеть имеет большое число пользователей. Но, несмотря на это и на то, что они построены по одинаковому принципу, каждая из них имеет свои особенности. Так, у "Одноклассников" часть сервисов предоставляется на платной основе. И "Одноклассники", и "ВКонтакте" имеют сегодня низкие технические возможности по интеграции с другими сайтами, сторонними сервисами и предоставлению статистики. Для них характерно много спама, а также большое количество конфликтов из-за нелегального контента (музыка, видео, пароли для программного обеспечения и т.п.), хотя "ВКонтакте" содержит огромную базу с аудио- и видеоконтентом. Facebook в России наибольшей популярностью пользуется пока только у жителей Москвы. Хорошие технологии, статистика пользователей (для рекламодателей), бесплатность, большой мировой опыт, отсутствие нелегального контента – преимущества Facebook по сравнению с другими социальными сетями. Эти преимущества через некоторое время, по прогнозам исследователей, позволят этой социальной сети занять лидирующую позицию. "Мой мир" входит в Mail.Ru Group, владеющей также почтовым сервисом mail.ru. Это значительно упрощает поиск друзей для пользователей, имеющих электронную почту на mail.ru: она генерирует адреса возможных друзей автоматически.
Социальные сети дневникового типа. Их обычно называют блогоплатформами, поскольку пользовательский раздел представляет собой блоги. Блог (сокр. от англ. weblog – сетевой журнал или дневник событий) – регулярно обновляемая web-страница, размещенная на сайте (блогхостинге), материалы (постинги или посты) которой могут содержать тексты, фотографии, видео, расположенные, как правило, в обратном хронологическом порядке. Блоги, которые часто сравнивают с личными дневниками, отличаются от них публичностью и широкими возможностями комментирования11. LiveJournal (www.livejournal.com) – первая блог-служба, чей российский аналог стал самым популярным среди русскоязычных пользователей, был открыт 18 марта 1999 г. американским программистом Брэдом Фитцпатриком. Россия занимает второе место после США по числу пользователей: свыше 2,7 млн человек (в США – более 5,6 млн человек). Всего в мире LiveJournal пользуются свыше 35 млн человек. В нем можно вести онлайновые дневники, личные и коллективные блоги, вступать в сообщества, публиковать записи и комментарии. LiveJournal так же, как и три популярные универсальные социальные сети, о которых мы рассказали выше, входит в топ десяти самых посещаемых сайтов рунета.
Второй по популярности в России блог – это Twitter (www.twitter.com), он был основан в США 15 июля 2006 г. Поддерживает русский язык с апреля 2011 г. В России сегодня имеет свыше 1 млн пользователей (в мире – более 500 млн человек). В Twitter стоит ограничение по числу символов (не более 140), поэтому его часто называют микроблогом. Еще одно отличие микроблога от блога – отсутствие возможности вести массовые дискуссии. Для того чтобы писать в Twitter, необходимо минимальное знание английского языка (меню, подсказки и описание всех действий на английском, хотя писать сообщения можно и на русском). Twitter представляет собою систему микроблогов с ответом на вопрос: "Что ты сейчас делаешь?". Сообщения (также их называют "твитами") сразу отображаются на странице и доставляются другим пользователям, которые подписаны на их получение.
Сети, специализирующиеся на объективных межличностных связях. Объективными в данном контексте называются социальные сети, возникновение которых не зависит от осознанного желания пользователя. Связи могут быть разными: между родственниками (родственные сети), соседями (соседские сети), учениками (ученические сети), однополчанами (сети однополчан), партнерами и коллегами (профессиональные сети). В рамках рассматриваемой темы нас интересуют именно профессиональные сети. Их основная задача – поиск и установление деловых контактов для общения на профессиональные темы, обмен опытом и информацией, поиск вакансий и работы, развитие деловых связей. Они обеспечивают широкий набор функций и инструментов для решения данных задач. Среди них автоматическое создание электронной визитной карточки, механизм рекомендаций, поиска и предложения вакансии, услуг, поиск по профессиональной области, импорт деловых контактов и т.п.
Одна из первых профессиональных сетей – американская LinkedIn (www.linkedin.com), которая была запущена 5 мая 2003 г. Занимает лидирующую позицию по числу пользователей в мире – свыше 150 млн человек, в России же она пока на третьем месте по популярности (более 662 тыс. человек) после "Профессионалы.ру" (www.professionali.ru), где зарегистрировано более 2,9 млн человек17 и "Мой круг" (www.moikrug.ru) – более 1,8 млн человек. Последние две сети российского происхождения, они появивились значительно позже, чем LinkedIn, – 31 июля 2008 г. и 18 ноября 2005 г. соответственно. Их популярность объясняется тем, что для эффективной работы в LinkedIn необходимо хорошее знание английского языка: меню, подсказки и т.д. на английском языке. Интересно отметить, что из двух самых популярных российских сетей лидирует по числу пользователей сеть, появившаяся последней, – "Профессионалы.ру". Она позиционируется, как социальная сеть, объединяющая специалистов и бизнесменов по отраслевым, профессиональным и географическим признакам. Зная о потенциальных связях своих знакомых, можно приглашать их в свою деловую сеть и получать по знакомству выход на тысячи профессионалов. По тому же принципу построена и LinkedIn. Люди могут быть приглашены как с сайта, так и извне, однако LinkedIn требует предварительного знакомства с ними. В случае если пользователь не имеет прямой связи с контактом, он может быть представлен через другой контакт. Существует также возможность получить совет от профессионалов. А вот "Мой круг" построена по принципу кругов. Личные знакомые – это первый круг участника, знакомые знакомых – второй и т.д. Выбрав тематическое направление, пользователь увидит единомышленников и коллег, а те увидят его. Круги профессиональных интересов имеют свои форумы с содержательным контентом. В зависимости от популярности темы изменяется размер шрифта с ее названием. Присоединиться к сети можно через регистрацию и/или приглашение другого участника. Отлично подходит для просмотра карьерных путей потенциальных кандидатов и их связей, чтобы получить рекомендацию.
Одна из самых известных сетей профессиональных контактов - Linkedin. она позволяет размещать резюме в среде потенциальных работодателей. На сайте Facebook размещаются объявления о вакансиях, требования к потенциальному сотруднику, предоставляется возможность отправить заявку до необходимой компании. Вакансии на сайте сгруппированы тематически. Преимущество Facebook в том, что он рассматривает заявления для принятия на работу без учета пол, религию, цвет кожи, национальность, генетику, возраст, семейное положение или любые другие критерии, запрещенные действующим законодательством.
Конечно же, социальные сети не заменят традиционные сайты. Но отказываться от них, в условиях стремительного темпа развития общества, было бы неразумным. Поскольку именно они могут и оказывают менеджеру по поиску и найму персонала гораздо больше информации, чем обычные сайты по подбору персонала, где можно посмотреть только резюме [3]. В социальных сетях, в отличие от сайтов, есть информация о личных предпочтениях и профессиональные позиции кандидата, о его убеждению, образ жизни и круг общения. Таким образом, можно узнать, насколько хорошо человек впишется в рабочий коллектив.
Для поиска работников всех профессий не существует одной социальной сети, их множество. Несмотря на то, что каждая организация имеет свои особенности как в осуществлении основной деятельности, так и в стиле управления, общения на уровне горизонтальных коммуникационных связей. Отличается и корпоративная культура и обычаи. Поэтому универсальные рекомендации по внедрению мирового опыта рекрутинга через социальные сети предоставить достаточно сложно. Однако существует несколько особенностей, которые нужно учитывать при внедрении именно на украинских предприятиях практики набора персонала через социальные сети:
во-первых, необходимо определиться, каким образом будет осуществляться рекрутинг. Компания может создать собственную страницу в социальной сети и вести с помощью нее различные блоги. Если же предприятие является достаточно демократическим и позволяет своему персоналу тратить определенную часть рабочего времени на таком сайте (желательно определить единую для работников компании рекомендованную социальную сеть, или создать собственную), то можно делать ссылки на корпоративные мероприятия, вести "дневник" событий, планируемых и уже состоявшихся публиковать новости и важную для сотрудников информацию. Но для этого, нужно узнать количество пользователей той или иной сети, проанализировать аудиторию и ее направленность. Данные об этом приведены в табл. 1.
Таблица 1
Дата: 2019-07-30, просмотров: 235.