Этико-деонтологические особенности общения с инкурабельным больным, его семьей и близкими.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этика паллиативной помощи аналогична общемедицинской этике: она заключается в сохранении жизни и облегчении страдания. В конце жизни облегчение страданий имеет гораздо большую значимость, поскольку сохранить саму жизнь становится невозможно.

Выделяют шесть этических принципов паллиативной помощи, которые можно сформулировать следующим образом:

1) соблюдать автономию пациента (уважать пациента как личность);

2) делать добро;

3) не вредить;

4) поступать справедливо (беспристрастно);

5) больной и семья — единое целое; забота о семье — это продолжение заботы о пациенте;

6) стремиться сохранить жизнь (при биологической невозможности обеспечить комфортную смерть).

 

 При паллиативном подходе пациенту оказывают четыре вида помощи: медицинскую, психологическую, социальную и духовную. Универсальность такого подхода позволяет охватить все сферы, касающиеся нужд пациента, и сфокусировать все внимание на сохранении качества жизни на определенном уровне. Качество жизни — это субъективное удовлетворение, испытанное или выраженное индивидуумом. Жизнь по-настоящему

качественна, когда разрыв между ожиданиями и реальностью минимален.

Не при каких обстоятельствах больной не должен замечать в поступках медсестер ни малейших признаков тревоги и волнения. Экстремальные ситуации или такие проявления заболевания как кровотечение, рвота, судороги не должны вызывать у медперсонала испуга и растерянности. Выражение лица у медперсонала даже в очень критической ситуации должно оставаться спокойным, а их профессиональные действия - четкими и уверенными.

Нельзя давать понять, намекать больному о неблагополучном течении его заболевания. Даже в тяжелых случаях о прогнозе заболевания с больным необходимо говорить в оптимистичном тоне. Необходимо учитывать, что некоторые пациенты догадываются об истинной сути своего заболевания. В этих случаях нужно объективно разъяснять больному тяжесть его заболевания, при необходимости сказать о возможных осложнениях, но каждый раз заканчивать беседу с чуткостью и оптимизмом.

    Вернемся к беседе с пациентом. Контакт с ним должен быть максимально тесным. Медик должен видеть лицо больного, в беседе применять паузы, представляя пациенту возможность проявлять активность. Идеальным является осуществление физического контакта. В момент дачи информации медик берет за руку пациента или касается его плеча.                     

      Фактически происходит следующее. «Да, положение безнадежное, но вы не останетесь в одиночестве. На всем пути, который вас ожидает, мы (хосписная служба вкупе с родственниками) будем с вами и облегчим любые трудности». Психологическое наблюдение, что в присутствии кого-либо, особенно врача, медсестры, родных, боль и страдания переносятся легче, работает неукоснительно. Хочется подчеркнуть, что истинно гуманные отношения с больным как раз и требуют не оставлять его одного. Если медик присутствует при рождении, то и конец жизни должен быть обеспечен присутствием его, ибо врач, медсестра, санитарка - не просто работники медслужбы, но и друзья пациента, сострадающие ему в его страданиях. Здесь уместно привести слова одного признанного авторитета из области медицины, который, рассуждая о враче, имеющем дело с неизлечимым больным, говорит: «Его высочайшая миссия начинается там, где кончается возможность излечения больного».

В случае если больной не знает своего диагноза, эта информация не должна попасть к нему от медперсонала который осуществляет уход, либо только с согласия врача. Были случаи, когда больные, узнав от медсестры о тяжести заболевания, в порыве отчаяния заканчивали жизнь самоубийством. Обычно больные очень внимательно прислушиваются к докладу дежурной медсестры, об их состоянии лечащему врачу. Поэтому информация, которая может быть передана врачу в отсутствии пациента.

Тяжелые стационарные больные обычно остро ощущают разлуку с семьей и близкими. Поэтому очень важно создать спокойную атмосферу общения пациента с родственниками и друзьями, но придерживаться длительности посещений, определенных врачом, и оберегать его от назойливых посетителей.

 

      5. Специализированная медицинская, социальная и психологическая помощь инкурабельному больному и его семье; обучение родственников уходу за больным.

 

Первое заведение для ухода за умирающими, названное хосписом, возникло в 1842 г. во Франции. Мадам Ж. Гарньер основала в Лионе хоспис для людей, умирающих от рака. В Англии первыми открыли хосписы в Лондоне в 1905 г. ирландские сестры милосердия.

Первый современный хоспис (хоспис Святого Кристофера) был основан в Лондоне в 1967 г. Его основательницей была баронесса С.Сондерс, медицинская сестра с высшим образованием и специалист по социальной работе. С начала 1960-х гг. хосписы

стали появляться по всему миру.

В России первый хоспис был создан в 1990 г. в Санкт-Петербурге.

  

Структура хосписов в основном включает: выездную службу; дневной стационар;

стационарное отделение; административное подразделение; учебно-методическое, социально-психологическое, волонтерское и хозяйственное подразделения. Основной рабочей единицей хосписа является медицинская сестра, обученная оказанию паллиативной помощи.

 

 Основные принципы деятельности хосписа можно сформулировать

следующим образом:

1) услуги хосписа — бесплатны; за смерть нельзя платить, как и за рождение;

2) хоспис — дом жизни, а не смерти;

3) контроль за симптомами позволяет качественно улучшить

жизнь пациента;

4) смерть, как и рождение, — естественный процесс. Его нельзя тормозить и торопить. Хоспис является альтернативой эвтаназии;

5) хоспис — система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным;

6) хоспис — школа и для родственников и близких пациента и их поддержка;

7) хоспис — это гуманистическое мировоззрение.

11 октября является Всемирным днем хосписной и паллиативной помощи

Медиками и общественностью во всем мире поднимается тема об эвтаназии (в переводе с греческого – легкая смерть) Иногда становится известно о таких фактах. Хочется вспомнить слова римского архиепископа Кленсия: « Преклонение перед человеческой жизнью – краеугольный камень цивилизации.Когда оно исчезнет – общество начнет распадаться».

 

        6. Медсестринская помощь инкурабельному (неизлечимому) больному.

 

При планировании и осуществлении ухода в хосписе основной акцент делается на решение настоящих и потенциальных проблем пациента. Наиболее часто встречающимися проблемами являются кахексия, спутанность сознания, боль,

одышка, кашель, тошнота, рвота, анорексия, запор, понос, кожный зуд, отеки, асцит, сонливость, бессонница, пролежни, раны, снижение чувства собственного достоинства и значимости, чувство вины перед близкими (детьми), депрессия, изоляция и самоизоляция,

страх смерти, наркотической зависимости.

Уход за больными в условиях хосписа предусматривает обучение родственников пациента приемам ухода. Медицинская сестра доступно объясняет и показывает им, что и как делать, разъясняет последствия несоблюдения рекомендаций по уходу. Активное привлечение членов семьи позволяет добиться лучших результатов и справиться с чувством вины, беспомощности и бесполезности, которые нередко возникают у родственников безнадежно больного человека. При осуществлении контроля за симптомами медицинская сестра уделяет большое внимание профилактике их возникновения, немедикаментозным методам лечения, включая психотерапию

и диетотерапию.

 

      7. Роль медсестры в удовлетворении потребностей обреченного пациента.

 

При уходе за пациентом медицинская сестра особое внимание уделяет состоянию кожи, глаз, полости рта пациента для предупреждения развития пролежней, конъюнктивита и стоматита. Контроль за симптомами — важный раздел работы медицинской сестры при оказании паллиативной помощи. Он включает все этапы сестринской деятельности: сбор информации, определение проблем пациента и его семьи, цели сестринской

помощи, составление плана, его реализацию и оценку.

Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей

обреченного пациента:

В питании

Разнообразие меню с учетом пожелания пациента и предписанной врачом диеты.

Прием легкоусвояемой пищи малыми порциями 5—6 раз в день. Обеспечение искусственного питания (кормление через зонд, парентеральное, питательные клизмы, через гастростому) пациенту при невозможности кормления естественным путем.

Привлечение при необходимости к кормлению близких родственников.

В питье

Обеспечение достаточного количества жидкости. При необходимости ввод жидкости по назначению врача внутривенно капельно

В выделении

Обеспечение индивидуальным судном и мочеприемником. Контроль регулярности физиологических отправлений. При запоре клизма по назначению врача.

При острой задержке мочи катетеризация мочевого пузыря мягким катетером

В дыхании

Придание пациенту вынужденного положения, облегчающего дыхание (с приподнятым головным концом).

Обеспечение оксигенотерапии

В гигиене

Проведение утреннего туалета в постели. Не менее 2 раз в день подмывают пациента.

Проведение мероприятий по профилактике пролежней. Смена нательного и постельного белья по мере загрязнения

Во сне и отдыхе

Обеспечение максимально комфортных условий для сна и отдыха пациента (тишина, неяркое освещение, приток свежего воздуха, удобная кровать). Обеспечение приема снотворных по назначению врача

В поддержании температуры

Обеспечение физического и психического покоя. Измерение температуры тела пациента.

Уход за пациентом в зависимости от периода лихорадки

В движении

Обеспечение пациенту рационального режима физической активности (повороты, усаживание в постели, проведение простейшей лечебной физкультуры и т.д.)

В одевании и раздевании

Помощь при одевании и раздевании

В избегании опасности

Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним.

Оказание психологической поддержки. Помощь пациенту в горе и его преодолении.

Обеспечение пациенту психологической поддержки со стороны его родственников и близких.

 

Одна из основных жалоб инкурабельных пациентов – боль, которая с течением времени принимает более интенсивный характер.

  

Помимо лекарственной терапии, проводимой медсестрой по

назначению врача, существуют независимые сестринские вмешательства,

направленные на снятие или уменьшение боли:

1) отвлечение внимания;

2) изменения положения тела;

3) применение холода или тепла;

4) обучение пациента различным методикам расслабления;

5) музыкотерапия и искусство;

6) растирания или легкое поглаживание болезненного участка;

7) отвлекающая деятельность (трудотерапия).

 

    8.Психологические проблемы медперсонала паллиативной службы и способы их решения.

 

Психологические проблемы медицинского персонала. Сестринский персонал, оказывающий помощь умирающим больным, находится в состоянии постоянного эмоционального и физического напряжения. Облегчая тягостные симптомы, уменьшая страдания и боль, находясь рядом с больным до последних минут его жизни

и видя смерть, медицинские сестры испытывают следующие проблемы:

• профессиональная и человеческая ответственность не только перед больным, но и перед его окружением;

• ощущение собственной смертности;

• восприятие и переживание собственной беспомощности;

• стресс, постоянная утрата тех, за кем пришлось ухаживать.

В результате медицинские сестры, как и весь медицинский персонал, нуждаются в психологической поддержке, чтобы сохранить эмоциональное и физическое здоровье.

Психоэмоциональное напряжение уменьшают:

• хорошая организация работы;

• создание атмосферы сотрудничества, поддержки и взаимопонимания между всеми членами коллектива;

• наличие для медицинского персонала кабинетов психологической

разгрузки.

Если заболеет тот, кто ухаживает за другими, качество ухода снизится. Поэтому все лица, ухаживающие за больными, должны правильно питаться, иметь личное время, включая перерывы в работе по уходу, проводить какое-то время с другими людьми и

иметь достаточное время для сна.

 

.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 765.