Выписывание, учёт и хранение лекарственных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                    Выписка и получение лекарственных средств в ЛПУ.

 

Лекарственные препараты играют важную роль в комплексном лечении различных заболеваний.

При поступлении пациента в лечебное учреждение врач, после первичного осмотра, заполняет «Лист врачебных назначений». Этот документ является основой для получения больным медикаментозного лечения. Для каждого лекарственного препарата указывается путь введения (внутримышечно, внутривенно и т.д.), необходимая дозировка и кратность приема.

После ежедневного осмотра врач пересматривает назначения. Палатная и процедурная медсестры также ежедневно делают выборку назначений, т.к. могут быть новые назначения, изменения дозы препарата или отмена препарата.

Перечень всех необходимых средств составляется в двух экземплярах, один из которых передается старшей медсестре. Она суммирует эти сведения и составляет требование или накладную квитанцию для получения этих препаратов из аптеки. Документ составляется также в двух экземплярах, подписывается заведующим отделением. (Бланк требования мы подробно рассмотрим на практическом занятии).

Требования на ядовитые, наркотические препараты, этиловый спирт выписывают на латинском языке на отдельных бланках в 4-х экземплярах со штампом, печатью ЛПУ и подписью руководителя лечебного учреждения.

После получения из аптеки лекарственных препара­тов, старшая медсестра тщательно проверяет соответствие лекарственных средств выписанным требованиям, наличие этикетки с названием препарата и его дозы, дату изготовления.

 

 Характеристика лекарственных средств .

 

  Для обеспечения учета и безопасности хранения среди лекарственных препаратов выделяют препараты списка А и Б, а также препараты «общего списка».

        Список А - наркотические и ядовитые лекарственные средства и список Б - сильнодейст­вующие. К наркотическим лекарственным средствам относятся следующие: морфин, омнопон, промедол, кодеин, и другие. К ядовитым веществам относятся мышьяк, строфантин, атропин, прозерин, стрихнин. К сильнодействующим - аминазин, адреналин, преднизолон и дру­гие.

    Упаковка лекарственного вещества, условия хранения зависят от его агрегатного состояния. Выделяют твёрдые лекарственные формы (таблет­ки, драже, капсулы, порошки), жидкие (растворы, настойки, отвары, миксту­ры) и газообразные (аэрозоли), а также мягкие (свечи, мази).

 

Требования к хранению, размещению и учету лекарственных средств в отделении.

Ответственность за хранение и расход лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также за порядок на местах хранения несет заведующий отделением (кабинетом). Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода медикаментов является старшая медицинская сестра отделения (медицинская сестра кабинета).

       Общие требования к помещениям для хранения аптечных товаров в подразделениях ЛПУ

Помещение для хранения основных запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения у старшей медицинской сестры подразделения ЛПУ должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям, быть изолировано от других помещений подразделения. Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки. Пол помещения должен иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Не допускается использование деревянных неокрашенных поверхностей. Помещение должно быть оснащено специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а именно:

  • шкафами, стеллажами, поддонами для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также запирающимися металлическими шкафами и сейфами для хранения отдельных групп лекарственных препаратов;
  • холодильниками для хранения термолабильных лекарственных средств;
  • приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5–1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей;
  • моющими и дезинфицирующими средствами для обеспечения санитарного режима.

 

Лекарственные средства в отделениях должны храниться в запирающихся шкафах, с обязательным делением на группы: “Наружные”, “Внутренние”, “Инъекционные”, “Глазные капли” и др. Кроме того, в каждом отделении шкафа (например “Внутренние”) должно быть разделение лекарственных средств на таблетки, микстуры и т. д.; порошки и таблетки хранятся, как правило, на верхней полке, а растворы – на нижней.

Хранение готовых лекарственных средств должно осуществляться с соблюдением внешних условий (режимов температуры, влажности, освещенности), указанных предприятием-производителем в инструкции к препарату. Все готовые лекарственные средства должны укладываться и устанавливаться в оригинальной промышленной или аптечной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу.

 

Для более рационального хранения, лекарственные средства разделяют по способу их вве­дения. Стерильные растворы в ампулах и флаконах (голубая этикетка) для парентерального введения хранят в процедурном каби­нете в специальных стеклянных шкафах, распределяя их на полках по механизму действия.

Все упаковки с антибиотиками складывают в одну емкость «Антибиотики» и хранят на одной полке. Снижающие АД препараты (дибазол, папаверин и т.д.) помещают в другую емкость, подписывают «Гипотензивные средства»; также группируют остальные препараты в ампулах, не входящие в список А и Б и хранят уже на другой полке. На отдельной полке хранят флаконы с растворами по 100 – 500 мл.

Лекарственные средства для наружного и внутреннего употребления хранятся на посту медицинской сестры в шкафу на разных полках. Лекарственные формы, изготавливаемые в аптеке для наружного употребления, имеют желтую этикетку, а для внутреннего — белую.

Необходимо учитывать действия на лекарственные препараты таких факторов, как температура, свет, влажность. Поэтому в инструкциях к препаратам оговариваются условия их хранения.

Вакцины, сыворотки, препараты крови хранят в отдельном медицинском холодильнике с автоматической терморегуляцией. Если используются бытовые холодильники, следует помещать в них термометр и вести журнал температурного режима. В морозильной камере должны храниться холодовые элементы, которые используют при аварийном отключении электроэнергии. В этом случае холодовые элементы помещаются на полку холодильной камеры.

Хранение большинства лекарственных средств в аэрозольных упаковках должно осуществляться при температуре от +3 до +20 С в сухом, защищенном от света месте, вдали от отопительных приборов. Аэрозольные упаковки следует оберегать от ударов и механических повреждений.

   Необходимо следовать следующим условиям хранения.

1. Лекарственные средства, которые разлагаются на свету, (их выпускают в тёмных флако­нах), хранят в защищённом от света месте.

2. Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

3. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры, мази, свечи, сыворотки, вакцины, препараты крови) хранят в холодильнике. Срок хранения настоев, отваров и микстур в холодильнике не более 3-х дней. 

Признаками непригодности лекарственных форм являются помутнение, не­приятный запах, изменение цвета. Если мази расслоились, изменили цвет или приобрели прогорк­лый запах, их не используют.

4. Не используют препараты (таблетки, порошки и др.), если истёк срок их годности или они изменили цвет, консистенцию.

5. Все шкафы, где хранятся лекарственные средства, должны запираться на ключ, (медработ­ник, работающий на посту или в процедурном кабинете отвечает за их сохранность).

6. Изделия медицинского назначения следует хранить раздельно от лекарственных средств и по группам: резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные средства, изделия медицинской техники.

Медсестра не имеет права:

менять упаковку лекарственных средств;

одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;

заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;

хранить лекарственные средства без этикетки.

 

 Хранение и учет препаратов списка А и В.

 

Нормативным документом, регламентирующим работу с наркотическими и сильнодействующими веществами, является Приказ Минздрава и соцразвития РФ № 397н от 16.05.2011 «Об утверждении специальных требований к условиям хранения НСиПВ»

 

Препараты списка А и списка Б хранят в сейфах, находящихся в кабинете старшей медсестры или в процедурном кабинете. Сейфы (металлические шкафы) должны находиться в закрытом состоянии. После окончания рабочего дня они должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфов, печать и пломбир должны хранить при себе материально ответственные лица, уполномоченные на то приказом главного врача учреждения здравоохранения.

 

По истечении рабочего дня наркотические и психотропные лекарственные средства должны быть возвращены на место основного хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, д. б. заполненна «Тетрадь передачи ключей от сейфа», где указыва­ют дату, количество полных и пустых ампул по наименованиям и ставят свою подпись, приняв­ший смену расписывается в получении ключей.

  На внутренней стороне дверок сейфов должны быть соответствующие надписи (“А” или “Б”) и соответствующие перечни препаратов с указанием высших разовых и суточных доз, а так же в месте их хранения д. б. таблица антидотов (противоядий) к ним на случай отравления. На постах дежурных врачей и сестер так же д.б. таблицы высших разовых и суточных доз наркотических средств и психотропных веществ и таблицы противоядий при отравлениях ими. Препараты для наружного, внутреннего и парентерального применения должны находиться на отдельных полках.

Допускается хранение наркотических и психотропных лекарственных средств, требующих защиты от повышенной температуры: в помещениях 1-й и 2-й категорий, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, - в запирающихся холодильниках (холодильных камерах) или в специальной зоне для размещения холодильников, отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью; в помещениях 3-й категории, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, - в специальной зоне для размещения холодильников (холодильных камер), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью;

в помещениях 4-й категории - в термоконтейнерах, размещенных в сейфах;

в местах временного хранения - в термоконтейнерах, размещенных в сейфах, либо в металлических или изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах, помещенных в термоконтейнеры.

      

Если врач назначил больному наркотическое средство, он должен записать это в специальном листе назначения нар­котиков с указанием названия препарата, его дозы, количества и времени введения. Когда подхо­дит время введения наркотика, медсестра сообщает об этом врачу, получает нужный препарат из сейфа и вводит больному в присутствии врача. В листе назначения наркотиков после каждой инъекции расписывается врач и медсестра. Использованная ампула возвращается в сейф (в последующем, по мере накопления пустые ампулы уничтожаются комиссией из 3-х человек). После выполнения назначения, следует отметить это в «Журнале учёта наркотических средств», в нём есть страница прихода и расхода, на странице расхода указывают дату, ФИО больного, № истории болезни, количество введённых ампул и остаток, после чего рас­писываются.

Журнал должен быть прошнурован, концы шнура скреплены на последнее странице подписью главного врача и печатью ЛПУ с указанием количества страниц, когда журнал начат и закончен.

На первой странице журнала находится перечень препаратов с соответствующей им страницей. Заполнение журнала ведется на отведенной странице строго для каждого наименования препарата.

За нарушение правил хранения и учёта наркотических средств медработник несёт уголовную ответственность.

 

                                                                                                                 

         

      Приложение №3

 

Требование - заказ на получение лекарств из аптеки

                        

   Название учреждения (отделения)                                                     Код учреждения по ЗКУД

     Штамп учреждения                                                                                  Код учреждения по ЗКПО

     Аптека №

     Требование-заказ №

     От «          »                20  г.., через кого

     Доверенность №  от

 

 

№ п/п

Название

товара

Единица

измерения

Упаковок (ампул)

По розничным ценам

По оптовым ценам

заказано отпущено Цена Сумма Цена Сумма
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

             Продажная сумма (словами)

                                           

                   Востребовал                                                                                      Отпустил

              Ф. И. О. руководителя учреждения                                            Получил

               Главный бухгалтер                                                                       Зав. аптекой

               Круглая печать учреждения

 

 

         

                     Дата

 

Лекция № 17

Дата: 2019-07-30, просмотров: 229.