Выписка и получение лекарственных средств в ЛПУ.
Лекарственные препараты играют важную роль в комплексном лечении различных заболеваний.
При поступлении пациента в лечебное учреждение врач, после первичного осмотра, заполняет «Лист врачебных назначений». Этот документ является основой для получения больным медикаментозного лечения. Для каждого лекарственного препарата указывается путь введения (внутримышечно, внутривенно и т.д.), необходимая дозировка и кратность приема.
После ежедневного осмотра врач пересматривает назначения. Палатная и процедурная медсестры также ежедневно делают выборку назначений, т.к. могут быть новые назначения, изменения дозы препарата или отмена препарата.
Перечень всех необходимых средств составляется в двух экземплярах, один из которых передается старшей медсестре. Она суммирует эти сведения и составляет требование или накладную квитанцию для получения этих препаратов из аптеки. Документ составляется также в двух экземплярах, подписывается заведующим отделением. (Бланк требования мы подробно рассмотрим на практическом занятии).
Требования на ядовитые, наркотические препараты, этиловый спирт выписывают на латинском языке на отдельных бланках в 4-х экземплярах со штампом, печатью ЛПУ и подписью руководителя лечебного учреждения.
После получения из аптеки лекарственных препаратов, старшая медсестра тщательно проверяет соответствие лекарственных средств выписанным требованиям, наличие этикетки с названием препарата и его дозы, дату изготовления.
Характеристика лекарственных средств .
Для обеспечения учета и безопасности хранения среди лекарственных препаратов выделяют препараты списка А и Б, а также препараты «общего списка».
Список А - наркотические и ядовитые лекарственные средства и список Б - сильнодействующие. К наркотическим лекарственным средствам относятся следующие: морфин, омнопон, промедол, кодеин, и другие. К ядовитым веществам относятся мышьяк, строфантин, атропин, прозерин, стрихнин. К сильнодействующим - аминазин, адреналин, преднизолон и другие.
Упаковка лекарственного вещества, условия хранения зависят от его агрегатного состояния. Выделяют твёрдые лекарственные формы (таблетки, драже, капсулы, порошки), жидкие (растворы, настойки, отвары, микстуры) и газообразные (аэрозоли), а также мягкие (свечи, мази).
Требования к хранению, размещению и учету лекарственных средств в отделении.
Ответственность за хранение и расход лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также за порядок на местах хранения несет заведующий отделением (кабинетом). Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода медикаментов является старшая медицинская сестра отделения (медицинская сестра кабинета).
Общие требования к помещениям для хранения аптечных товаров в подразделениях ЛПУ
Помещение для хранения основных запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения у старшей медицинской сестры подразделения ЛПУ должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям, быть изолировано от других помещений подразделения. Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки. Пол помещения должен иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Не допускается использование деревянных неокрашенных поверхностей. Помещение должно быть оснащено специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а именно:
Лекарственные средства в отделениях должны храниться в запирающихся шкафах, с обязательным делением на группы: “Наружные”, “Внутренние”, “Инъекционные”, “Глазные капли” и др. Кроме того, в каждом отделении шкафа (например “Внутренние”) должно быть разделение лекарственных средств на таблетки, микстуры и т. д.; порошки и таблетки хранятся, как правило, на верхней полке, а растворы – на нижней.
Хранение готовых лекарственных средств должно осуществляться с соблюдением внешних условий (режимов температуры, влажности, освещенности), указанных предприятием-производителем в инструкции к препарату. Все готовые лекарственные средства должны укладываться и устанавливаться в оригинальной промышленной или аптечной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу.
Для более рационального хранения, лекарственные средства разделяют по способу их введения. Стерильные растворы в ампулах и флаконах (голубая этикетка) для парентерального введения хранят в процедурном кабинете в специальных стеклянных шкафах, распределяя их на полках по механизму действия.
Все упаковки с антибиотиками складывают в одну емкость «Антибиотики» и хранят на одной полке. Снижающие АД препараты (дибазол, папаверин и т.д.) помещают в другую емкость, подписывают «Гипотензивные средства»; также группируют остальные препараты в ампулах, не входящие в список А и Б и хранят уже на другой полке. На отдельной полке хранят флаконы с растворами по 100 – 500 мл.
Лекарственные средства для наружного и внутреннего употребления хранятся на посту медицинской сестры в шкафу на разных полках. Лекарственные формы, изготавливаемые в аптеке для наружного употребления, имеют желтую этикетку, а для внутреннего — белую.
Необходимо учитывать действия на лекарственные препараты таких факторов, как температура, свет, влажность. Поэтому в инструкциях к препаратам оговариваются условия их хранения.
Вакцины, сыворотки, препараты крови хранят в отдельном медицинском холодильнике с автоматической терморегуляцией. Если используются бытовые холодильники, следует помещать в них термометр и вести журнал температурного режима. В морозильной камере должны храниться холодовые элементы, которые используют при аварийном отключении электроэнергии. В этом случае холодовые элементы помещаются на полку холодильной камеры.
Хранение большинства лекарственных средств в аэрозольных упаковках должно осуществляться при температуре от +3 до +20 С в сухом, защищенном от света месте, вдали от отопительных приборов. Аэрозольные упаковки следует оберегать от ударов и механических повреждений.
Необходимо следовать следующим условиям хранения.
1. Лекарственные средства, которые разлагаются на свету, (их выпускают в тёмных флаконах), хранят в защищённом от света месте.
2. Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.
3. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры, мази, свечи, сыворотки, вакцины, препараты крови) хранят в холодильнике. Срок хранения настоев, отваров и микстур в холодильнике не более 3-х дней.
Признаками непригодности лекарственных форм являются помутнение, неприятный запах, изменение цвета. Если мази расслоились, изменили цвет или приобрели прогорклый запах, их не используют.
4. Не используют препараты (таблетки, порошки и др.), если истёк срок их годности или они изменили цвет, консистенцию.
5. Все шкафы, где хранятся лекарственные средства, должны запираться на ключ, (медработник, работающий на посту или в процедурном кабинете отвечает за их сохранность).
6. Изделия медицинского назначения следует хранить раздельно от лекарственных средств и по группам: резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные средства, изделия медицинской техники.
Медсестра не имеет права:
менять упаковку лекарственных средств;
одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;
заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;
хранить лекарственные средства без этикетки.
Хранение и учет препаратов списка А и В.
Нормативным документом, регламентирующим работу с наркотическими и сильнодействующими веществами, является Приказ Минздрава и соцразвития РФ № 397н от 16.05.2011 «Об утверждении специальных требований к условиям хранения НСиПВ»
Препараты списка А и списка Б хранят в сейфах, находящихся в кабинете старшей медсестры или в процедурном кабинете. Сейфы (металлические шкафы) должны находиться в закрытом состоянии. После окончания рабочего дня они должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфов, печать и пломбир должны хранить при себе материально ответственные лица, уполномоченные на то приказом главного врача учреждения здравоохранения.
По истечении рабочего дня наркотические и психотропные лекарственные средства должны быть возвращены на место основного хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, д. б. заполненна «Тетрадь передачи ключей от сейфа», где указывают дату, количество полных и пустых ампул по наименованиям и ставят свою подпись, принявший смену расписывается в получении ключей.
На внутренней стороне дверок сейфов должны быть соответствующие надписи (“А” или “Б”) и соответствующие перечни препаратов с указанием высших разовых и суточных доз, а так же в месте их хранения д. б. таблица антидотов (противоядий) к ним на случай отравления. На постах дежурных врачей и сестер так же д.б. таблицы высших разовых и суточных доз наркотических средств и психотропных веществ и таблицы противоядий при отравлениях ими. Препараты для наружного, внутреннего и парентерального применения должны находиться на отдельных полках.
Допускается хранение наркотических и психотропных лекарственных средств, требующих защиты от повышенной температуры: в помещениях 1-й и 2-й категорий, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, - в запирающихся холодильниках (холодильных камерах) или в специальной зоне для размещения холодильников, отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью; в помещениях 3-й категории, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, - в специальной зоне для размещения холодильников (холодильных камер), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью;
в помещениях 4-й категории - в термоконтейнерах, размещенных в сейфах;
в местах временного хранения - в термоконтейнерах, размещенных в сейфах, либо в металлических или изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах, помещенных в термоконтейнеры.
Если врач назначил больному наркотическое средство, он должен записать это в специальном листе назначения наркотиков с указанием названия препарата, его дозы, количества и времени введения. Когда подходит время введения наркотика, медсестра сообщает об этом врачу, получает нужный препарат из сейфа и вводит больному в присутствии врача. В листе назначения наркотиков после каждой инъекции расписывается врач и медсестра. Использованная ампула возвращается в сейф (в последующем, по мере накопления пустые ампулы уничтожаются комиссией из 3-х человек). После выполнения назначения, следует отметить это в «Журнале учёта наркотических средств», в нём есть страница прихода и расхода, на странице расхода указывают дату, ФИО больного, № истории болезни, количество введённых ампул и остаток, после чего расписываются.
Журнал должен быть прошнурован, концы шнура скреплены на последнее странице подписью главного врача и печатью ЛПУ с указанием количества страниц, когда журнал начат и закончен.
На первой странице журнала находится перечень препаратов с соответствующей им страницей. Заполнение журнала ведется на отведенной странице строго для каждого наименования препарата.
За нарушение правил хранения и учёта наркотических средств медработник несёт уголовную ответственность.
Приложение №3
Требование - заказ на получение лекарств из аптеки
Название учреждения (отделения) Код учреждения по ЗКУД
Штамп учреждения Код учреждения по ЗКПО
Аптека №
Требование-заказ №
От « » 20 г.., через кого
Доверенность № от
№ п/п | Название товара | Единица измерения | Упаковок (ампул) | По розничным ценам | По оптовым ценам | |||
заказано | отпущено | Цена | Сумма | Цена | Сумма | |||
Продажная сумма (словами)
Востребовал Отпустил
Ф. И. О. руководителя учреждения Получил
Главный бухгалтер Зав. аптекой
Круглая печать учреждения
Дата
Лекция № 17
Дата: 2019-07-30, просмотров: 271.