Прежде чем рассматривать историю римско-италийского рабовладельческого поместья мы считаем необходимым подробно рассмотреть трактат Марка Порция Катона Старшего «Земледелие». «Земледелие» Катона является, чуть ли не единственным и полным источником по истории земледелия и землевладения в Италии II в. до Р.Х., а так же по истории рабовладельческих отношений в Римской республику в это время. Важными вопросами в исследовании трактата Катона для нашей работы являются проблема авторства, датировка трактата, а так же вопрос о цели трактата, то есть, для кого и зачем был написан трактат.
Говоря о структуре «Земледелия», сначала необходимо рассмотреть источники, которыми пользовался Катон при составлении своего трактата. Рассмотрев трактат Катона, мы можем выделить несколько групп источников, которыми пользовался автор для составления «Земледелия». Вне всяких сомнений, что Катон пользовался трудами своих предшественников. Так же можно указать на собственный опыт Катона, при ведении им своего хозяйства. При составлении «Земледелия», он пользовался находящимися под его рукой описями имущества, и юридическими документами (образцами договоров). Катон сам нигде не указывает на свои источники. Но там где он спорит с устоявшимися представлениями италийских земледельцев и предлагает новые способы ведения хозяйства (культивации масленичных культур и виноградников), то, скорее всего в этих местах он использовал передовой опыт ведения сельского хозяйства, который он мог почерпнуть как из трудов своих предшественников, а так же и личных наблюдений на Сицилии и Сардинии, в Греции Африке, Испании. Вопросы ведения сельского хозяйства интересовали ученых и философов в античности. Известен ряд трудов о сельском хозяйстве как греческих, так и негреческих авторов (из негреческих авторов большой популярностью пользовалось произведение карфагенянина Магона). Необходимо указать на большое количество греческих трудов, так или иначе повещенных сельскому хозяйству. Так, например Варрон в первой главе своего «Сельского хозяйства» дает обширную библиографию сельскохозяйственных трудов (Varr., De re rustica, I,1,8[45]). Он называет 50 имен. Среди них имена Демокрита, Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста, Гиерона II, Аттала III и других (Varr., De re rustica, I,1,8-11). Особенно для нас интересны имена Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста и Гиерона. Так Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.) представитель довольно знатной афинской семьи, ученик Сократа, написал специальный трактат «Домострой» (или «Экономик») по управлению сельскохозяйственным поместьем. Сам он был знаком с хозяйственным опытом Аттики, Спарты и Элиды.[46] Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) философ и ученый энциклопедист, основавший в Афинах философскую школу перипатетиков, занимался среди прочего и вопросами растительного мира и написал трактаты «Экономика», правда, не дошедший до нас и «О растениях». Теофраст (372-288 гг. до Р.Х.) философ, ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавил в Афинах перипатетическую школу. Его перу принадлежит множество сочинений на разные темы. Среди них есть дошедшее до нас произведение «О растениях», которое пользовалось авторитетом вплоть до XVI столетия. Гиерон II (306-214 гг. до Р.Х.) властитель Сицилии, при его правлении Сицилия превратилась в страну с развитым зерновым хозяйством. Его законами Сицилия управлялась при римском господстве. Нам известно, что Гиерон оставил сочинение по сельскому хозяйству. Но самым известным Варрон называет карфагенянина Магона, произведение которого было переведено на греческий Кассием Дионисием из Утики (Varr., de r.r., I,1,8), а в 141 г. до Р.Х. по решению римского сената на латинский языки. Это произведение было очень популярно в греческой среде и переводилось не раз (Varr. De r.r. I,1,11). Но при всей своей популярности труд Магона до нас не дошел ни в одной из версий. Видимо большей популярностью пользовались небольшие руководства по ведению сельского хозяйства и управлению рабовладельческим поместьем наподобие трактатов Катона, Варрона и Колумеллы. Несомненно, что Катон хорошо знавший греческий язык, хорошо знакомый с греческими философскими школами (например, с пифагорейцами) бывавший в Греции, Сицилии, Сардинии, Африке, Испании, мог пользоваться всеми этими сочинениями. Источники такого рода можно предполагать только в основном гипотетически. Сам Катон, как уже говорилось выше, не указывает на свои источники, и только однажды он называет ноланца Мания Перценния (Cat., 151), эллинизированного кампанца[47]. Скорее всего, он суммирует свои знания агрономической науки в советы, которые дает в своем трактате. В основном это советы в области ведения виноградарства и новых способов ухаживания за масленичным садом, а так же некоторые технические новшества и усовершенствования. Латинских трудов по сельскому хозяйству до Катона, по-видимому, не существовало. Это первая книга по сельскому хозяйству на латинском языке.[48]
Другим немаловажным источником труда Катона являются личные наблюдения и его опыт. Но мы не можем согласится с мнением М.Е. Сергеенко, мнение которой, по этому поводу мы привели выше. Личный опыт Катона отражается во второй главе его трактата, где он описывает разговор хозяина с виликом и виликой (см. так же глл. 5;142;143) советы по отношению к рабам (Cat., 2;4;5). Так же личный опыт Катона мог повлиять на главы, рассказывающие о выборе места для поместья и постройки виллы. Или, например, кулинарные и медицинские советы (Cato, 74-82;84-86;156-160;162). Так же по этому поводу интересна глава 135, где Катон дает советы по покупке вещей для хозяйства и даже называет имена мастеров, у которых следует заказывать канат для давильни (Cato, 135,3). И это всего лишь только несколько тем, а их гораздо больше. Многие наблюдения Катона могли послужить его советам и рекомендациям. Правда Катон не включает общеизвестные факты для земледельцев, то есть его трактат ориентирован на аудиторию знакомую с сельским хозяйством или имеющею рабов-специалистов.
К личным наблюдениям непосредственно примыкают хозяйственные записи, которыми, несомненно, являются списки оборудования виноградника и оливкового сада данные Катоном в главах 10,11,12,13. Рассматривая вышеуказанные главы легко заметить, что, скорее всего под рукой Катона находились описи имущества поместий с виноградником, оливковым садом, а так же давильни (Cat., 10;11;12;13), а так же план дома или опись плана (Cat., 14,1-2). По поводу описей так же необходимо отметить следующую деталь: указанное число рабов в главах 10 и 11 могло, по-видимому, варьироваться, например, в давильне тоже появляется раб-надсмотрщик за производством масла (Cat., 13,1) или раб-смотритель (epistates), функции которого до конца не определены (Cat., 56), которые не учитывается в описях виноградника и оливкового сада.
Так же для создания своего трактата Катон использовал юридические источники. Сам Катон, как сообщают его биографы, много занимался юридическими вопросами и активно выступал в суде (Cor. Nep. Cato Mai., 2-3; Plut., Cato Mai., 1). Поэтому Катон мог и сам составить образцы договоров. Таких договоров можно отметить несколько, в основном они касаются сдачи с подряда каких-либо работ, продажи продукции или сдачи зимнего пастбища, либо овечьего стада (Cat., 14-16;144-150). По сути дела Катон дает нам формы контрактов между землевладельцем и подрядчиком или покупателем. Причем в таких контрактах, представленных нам Катоном, обговариваются все варианты, и казусы которые могут возникнуть при исполнении контракта. Так, например, при строительстве дома обговаривается особо случай попадания в усадьбу молнии и все, связанные с этим явлением действия (Cato, 14,3). Возможно, форма контракта была известна читателям Катона, и он дает только лишь наставления хозяину, касающиеся специальных условий по данному подряду.[49] То есть своеобразное юридическое пособие. Используя все свои источники Катон стремиться дать для своих читателей краткую инструкцию (пособие) во всех областях сельского хозяйства - в хозяйственной, агрономической, юридической и т.д.
В историографии высказывались различные мнения о характере, авторстве, и датировке трактата Марка Порция Катона «Земледелие». Большинство историков, ссылаясь на свидетельство Плутарха (XXV,1) указывают, что Катон составил, или вернее опубликовал свой труд в последние годы жизни не ранее середины II в. до Р.Х.[50] П. Тильшер полагает, что Катон трудился над составлением своего трактата в течение всей жизни.[51] Т. Франк предлагает более скользкую датировку - 175-150 гг. до Р.Х.[52] В.И. Михаилов полагает, что многое в книге Катона соответствует не духу середины II в. до Р.Х., а более раннему периоду, вернее самому началу века.[53] М.Е. Сергеенко датировала написание трактата Катона второй четвертью II в. до Р.Х..[54] В.И. Кузищин полагает, что трактат Катона появился в конце девяностых годов второго века до Рождества Христова.[55] И отражает самое начало процесса становления рабовладельческих поместий.
Нет единого мнения среди историков и в отношении авторства «Земледелия». Одни историки считают, что трактат представляет собой более позднюю обработку катоновского оригинала, первоначальный же труд утерян, а «Земледелие» это не что иное, как компиляция из неоднородных и часто видоизмененных фрагментов катоновского сочинения.[56] Однако против такой трактовки говорит то, что античные авторы после Катона не упоминают ни о каких обработках и компиляциях. Тексты цитат античных авторов, как правило, вполне совпадают соответствующим местам книги. Поэтому большинство историков не только не сомневаются в авторстве Катона, но и доказывают наличие определенного плана его работы.[57]
Противоположны точки зрения историков и в отношении того, в какой степени при составлении трактата Катон использовал собственный опыт ведения хозяйства.[58] Т. Франк считает, что Катон, главным образом опирался на собственный опыт. Он критикует тех, кто сомневается в авторстве Катона.[59] Из советских историков изучению произведений агрономической науки древности, в том числе и трактата Катона «Земледелия» большое внимание, как указывалось нами выше, уделяют М.Е. Сергеенко и В.И. Кузищин, которые не сомневались в авторстве Катона. М.Е. Сергеенко считала, что трактат содержит не только практические советы опытного земледельца, но и является ценным теоретическим обобщением опыта и наблюдений Катона в сельском хозяйстве. Она сомневается в том, что основным источником для «Земледелия» послужил опыт ведения Катоном собственного хозяйства.[60] В.И. Кузищин полагает, что Катон начал строить свои виллы после возвращения с Ганнибаловой Войны[61], то есть как раз в том возрасте, о котором сообщает сам автор трактата (36 лет - Cat., 3,1) - в 198 г. до Р.Х.
Определение авторства, датировки, структуры и цели трактата, как уже говорилось выше, является важным фактором в изучении развития рабовладельческого поместья. Тем более что точная датировка трактата может нам помочь в определении времени появления рабовладельческих хозяйств, описанных Катоном. По нашему мнению время написания трактата можно определить восьмидесятыми - семидесятыми годами второго века до Рождества Христова. Нам кажется, что первоначально Катон организовал свое собственное поместье, а уже после этого составил сельскохозяйственный трактат. Причем в таком трактате должна была возникнуть необходимость, а для этого надо было , чтобы поместья такого типа уже существовали и развивались какое-то время. Возможно, трактат не был «опубликован» сразу после составления. Можно предположить, что трактат был написан, как своеобразное пособие, например, для сына Катона.[62] Так, например, Плутарх сообщает нам, что Катон составил для обучения сына римскую историю, написанную большими буквами (Cat. Mai.,.20). Так же на датировку и цели трактата указывает, по нашему мнению, «Введение» трактата Катона, где Катон рассуждает о пользе земледелия и земледельцев для государства и общества (Cat., Prefatio) что вполне согласуется с политикой, которую проводил Катон, а потом и его последователи в течение восьмидесятых - сороковых годов второго века до Рождества Христова. Е. Брегаут предполагает, что трактат был составлен, как наставление для надсмотрщика-управителя (foremen).[63] Но такое предположение Бригаута опровергается трактатом Катона, где например Катон дает советы по поведению хозяина с виликом (Cat., 3,3). С другой стороны, возможно, что Катон составил трактат для определенного круга людей, если не одного с ним сословия, то примерно одинакового с ним имущественного ценза, по мнению А.В. Грошевой сведущих в сельском хозяйстве и не менее чем сам автор, но хуже ориентированных в новых хозяйственных требованиях и веяниях.[64] Но, скорее всего, этот круг ограничивался ближним окружением Катона (его родственниками и друзьями). Интересное предположение высказал В.И. Кузищин, он предположил, что «изданием своего «Земледелия» Катон стремился завоевать популярность и обеспечить себе избрание в цензоры».[65] Катон, по словам Кузищина «пишет первый в истории римской литературы краткий трактат на латинском языке, чтобы его могли прочитать широкие круги общества»[66]. В любом случае нам кажется, что Катон составлял рекомендации (или пособие) по ведению хозяйства не для начинающих, а для людей уже знакомых с опытом ведения хозяйства, что подтверждается приведенными нами выше источниками самого Катона, где Катон стремиться не столько обобщить весь опыт ведения хозяйства, сколько дать советы по его лучшему оборудованию и организации, а так же реализации продукции.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 679.