Коллективное распространение альтернативных практик питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участники общественных объединений используют разнообразные коллективные формы распространения альтернативных практики питания: они развивают инфраструктуру пищевых точек и магазинов, прямо распространяют рекомендованные продукты среди населения, проводят лекции и семинары, агитирующие в пользу новой диеты. Организации учреждают вегетарианские кафе, столовые, столы заказов, магазины. Так, например, вегетарианское кафе при “Общине духовного возрождения” в г. Вологда практикует льготную систему питания в виде благотворительных талонов, распространяемых среди активистов и сторонников объединения. В результате такой практики в кафе появился постоянный контингент посетителей. Информантка отмечает эффективность такой формы распространения альтернативных практик питания: Людям нравится наша кухня. Постепенно привыкают к вегетарианскому питанию. На витрине есть рецепты, как готовить, их раздавали желающим. Многие люди заинтересовались” (ж, 25 л.)

Другой пример – распространение и продажа соевых продуктов на предприятиях и среди населения в поселке Вырица представителями организации “Братство Иванов Стотысячных”.

Еще один пример. Активисты объединения “Макробиотика” ежемесячно устраивают не менее трех открытых семинаров по макробиотическому питанию. Кроме того, в помещении организации “Макробиотика” распространяются разнообразные и редкие макробиотические продукты (соя и соевое мясо, молоко, мука, соус и т.д.), экзотические продукты (бобовые: маш, нут; цельные злаки: пшеница, рожь, ячмень, бурый рис, кунжут), морские водоросли, различные специи и чаи (кроме черного чая, который не рекомендован макробиотической доктриной).

Коллективные практики распространения альтернативного питания через кафе, магазины при объединениях, столы заказов приводят к распространению нового стиля жизни, в том числе и вегетарианского питания среди тех, кто не является участником данных объединений. Так создается ресурсная база движения.

Итак, исследование продемонстрировало множественные изменения привычных пищевых практик в среде участников объединений экологической этики. Продукты, рекомендуемые в пищу, рецептура приготовления блюд, практики приема пищи и режим питания – все эти аспекты пищевого поведения рефлексируются, обосновываются и ритуализируются, становясь, таким образом, значимыми для формирования стиля жизни и идентичности участников движений. Рассмотрим, каким образом сами участники движения представляют изменения, происходящие с ними в результате перехода на новые пищевые практики.

Презентация преображения личности в результате перехода
на новые пищевые практики

Участники движения описывают произошедшие с ними личностные изменения в категориях состояния здоровья, психологического состояния, межличностных отношений, изменения стиля жизни. Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов преображения “я” участников движения. Как считают информанты, следование альтернативным пищевым практикам приводит через некоторое время к улучшению физического состояния организма. Отмечались случаи излечения болезнейподжелудочной железы, почечно-каменной болезни, камней в почках, остеохандроза: …питание в соответствии с требованиями исключения мясной пищи, улучшил состояние здоровья: отсутствуют тяжелые формы болезней, несмотря на возраст (мне 48 лет)” (м, 48 л.).

Информанты утверждали, что в результате правильного питания они обрели чувствительность “к природным, энергетическим и космическим явлениям”.

Некоторые связывали изменение питания с омоложением организма: “В теле чувствую легкость, подвижность, соответствующую юношескому возрасту, и это несмотря на то, что не занимаюсь никакой физкультурой, даже зарядкой; выносливость намного превосходит показатели молодых лет жизни”.

На фокус-группе одна из респонденток представила следующий нарратив о преображении личности своей знакомой вследствие изменения питания:

У меня есть соседка Л., ей 72 года. Она стройная, симпатичная женщина с 65 кг, цветущая и, на мой взгляд, без единой морщины. Когда ей было 62 года, она была 107 кг, больная женщина, к которой постоянно подъезжала скорая помощь, по 3 раза в день. Один раз она услышала о Шаталовой и о макробиотике, и встала на этот путь правильного питания, исключив мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, не нарушая режим питания, то есть последний прием пищи не позже 19 часов. Она стала из 107 кг той женщиной, о которой я сказала вначале. Как экспонат, я могу ее привести сейчас. Это очень симпатичная, приятная женщина. Более того, через год правильного питания она стала заниматься бегом, и через год стала получать призы марафонского бега Санкт-Петербург – город Павловск. Слава женщинам и мужчинам, кто встает на правильное питание и приобретает такую красоту!

В данном рассказе фактически прославляется преображение личности, описанное в категориях внешней привлекательности, спортивных достижений, здоровья, отказа от услуг медицины, омоложения, похудания.

Большинство информантов отмечали улучшение психического состояния, которое описывается как обретение внутреннего комфорта, уравновешенности, терпимости к людям. Самодиагнозы следующие: “психологически и морально – внутренний комфорт”; “эмоционально стала уравновешенная”; “стала менее раздражительной, терпимой, глубже задумываюсь, стараюсь познать истину и глубже понимать Природу”.

Изменение стиля жизни в результате перехода на новую диету описывалось через изменение системы ценностей, отход от внешнего мира и сосредоточение на своем внутреннем мире. Так, например, информантка описывает свои новые ориентации в сравнительной перспективе, противопоставляя свою нынешнюю жизнь и ориентацию с прежней: “…Меньше хочу получить что-то, более спокойна, если не получается что-то получить; лекарства не принимаю; меньше хотеть – больше думать, перестала смотреть TV, слушать сумасшедшую музыку, бегать в гости, более спокойное отношение к работе, не хожу в театр, на стадионы, не смотрю спортивные передачи, не читаю газет, не читаю художественную литературу, полюбила одиночество, не говорю много по телефону” (ж, 50 л.). В этом фрагменте рефлексируется отказ от достижительных, экстравертных и коммуникативных практик и ориентаций в пользу психологического эскапизма, интерпретированного как “уход в себя”, “самоуглубление”.

Многие информанты подчеркивают уменьшение значимости питания в их жизни по сравнению с прежним опытом, на фоне роста творческой рефлексии. Так, одна из информанток говорит об изменениях, которые с ней происходят, в следующих выражениях: “[появилось] чувство радости, широта взглядов на мир, интерес познавания и творчества, уход от бытовой мелкой суеты и возни вокруг еды. Еда стала занимать меньше мыслей и времени, еда как необходимость, чтобы чувствовать себя хорошо, не более”. На наш взгляд, подобная интерпретация противоречит целенаправленной политике альтернативного питания, которая внедряется и распространяется движением. Можно предположить, что, говоря о понижении ценности “еды”, респонденты имеют в виду подчиненность питания генеральному проекту формирования нового человека.

Многие респонденты отмечали не только приобретение психического равновесия, но и улучшение межличностных отношений в результате перехода на новое питание. Так, одна рассказчица утверждает, что ее “мысли стали чище” и она “смогла справиться с комплексом неполноценности (почти), изменилась сама, изменились отношения с окружающими. Другой отмечает, что “стал более терпимым к людям, исчезла злость. Некоторые высказывали свое стремление стать лучше: Хочу и стараюсь быть лучше, чем я есть на самом деле, получается не всегда, но сдвиги в лучшую сторону есть”.

Тенденция улучшения физического, психического, эмоционального состояний, коммуникативных отношений, изменения стиля жизни прослеживается через все интервью. Однозначно и единодушно информанты позитивно оценивают новые практики питания, уверяя себя и других в их преобразовательной силе.


Заключение

Исследование позволяет нам отнести объединения экологической этики к категории новых общественных движений, поскольку они не только декларируют приверженность постиндустриальным ценностям новой идентичности, но и следуют альтернативным практикам образа жизни, в том числе и в повседневном питании. Для новых движений наиболее значимы ценности автономии, независимости и индивидуального стиля жизни. И западные, и российские новые движения отрицают доминирующие ценности модернизации, построенной на принципах экономического роста. Представители движений считают, что выход из глобального экологического кризиса лежит на пути принятия новых ценностей, отличных от идеологии экономического роста, и формирования соответствующего им типа личности. Новые движения на Западе и российские движения объединяет планетарный характер сознания участников.

В учениях объединений “экологической этики” сформулированы идеологемы и рекомендации по альтернативным практикам питания. Идеологемы альтернативного питания становятся основой конструирования новой идентичности участников объединений. Они изменяют свой стиль питания в соответствии с рекомендациями, данными в учениях и принятыми в объединениях. Несмотря на различия в идеологемах, подавляющее большинство рекомендаций по питанию ориентировано на переход к вегетарианству. Вегетарианство является, с одной стороны, одной из ценностей глубоких экологов, а с другой – рассматривается как способ достижения особого парапсихологического состояния гармонии с Миром, Космосом и Природой. Именно с вегетарианскими пищевыми практиками одни связывают физическое здоровье, а другие – нравственное совершенство человека. Убийство животных для использования их в пищу считается антигуманным и безнравственным. Почти все участники движения обсуждают альтернативное питание в перспективе создания мировой гармонии, единения человека с единым идеальным Началом, которое может выступать под разными именами, формированием нового человека, стремящегося уйти от суеты современного мира. Вегетарианство становится одной из необходимых практик достижения этой гармонии и единения, неотъемлемой частью альтернативного образа жизни, приобретает символический смысл.

Участники объединений мифологизируют свойства некоторых продуктов, создавая отрицательные и положительные образы. Питание ритуализируется и сопровождается практиками молитвы и совместной трапезы. Режим питания часто включает нормированное голодание. Участники объединений отмечают эффекты преображения “я”, связанные с переходом на новую диету: по их оценкам, происходит улучшение здоровья, психологического состояния, отношений с окружающими. В качестве барьеров следования альтернативным практикам питания называются: коммуникативные сложности (конфликты в семье), дефицит ресурсов времени и продуктов, прежние традиции питания.

Проект создания новой идентичности через альтернативные практики питания включает индивидуальные и коллективные стратегии распространения новой диеты. Изменение идентичности и проявление ее через изменение питания приводит к напряженности в тех семьях, где не признаются ценности новой идентичности. Коллективные стратегии в виде организации вегетарианских кафе, столов заказов, магазинов способствуют активному распространению новых практик за пределами объединений.

Исторический и культурный контекст возникновения и развития новых движений в России и на Западе значительно различается. В отличие от западных новых движений, развивающихся в относительно благополучных социально-экономических условиях постиндустриального общества, подобные объединения в России развиваются в условиях социальной трансформации, становления институтов демократии и рынка, постоянных социально-экономических и политических кризисов. Однако, как и все движения, ориентированные на совершенствование личности, объединения “экологической этики” относительно независимы от политических и экономических потрясений. Это связано с тем, что их цели не в такой степени требуют привлечения финансовых и других материальных ресурсов, как движения политической направленности, и ориентированы на интенсивную мобилизацию. Кроме того, для участников объединений “экологической этики” принятие особого образа жизни и питания зачастую является не только воплощением идей в жизнь, но и помогает физически выжить в условиях экономической нужды.

Формирование движений “экологической этики” и распространение альтернативных практик питания – свидетельство дифференциации российского общества и формирования ценностей нового типа – экологически ориентированных постиндустриальных ценностей. Устойчивость групп экологической этики будет свидетельствовать об укорененности этих ценностей в современном российском обществе.

Литература

Аберкоромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. / Пер. с англ. под ред. С.А.Еровеева. Казань: Изд-во Казан. ун-та., 1997.

Абульханова-Славская Ксения А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

Айванхов О.М. Йога питания. М.: “Извор”, 1993.

Аксёнов А., Морозов Д. Зелёным о лесе и лесном хозяйстве. М.: СоЭС, 1998.

Апанасенко И.П. Будущее нашего питания. Минск: “Ураджай”, 1988.

Ар Э. Трактат о питании. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Педагогического ин-та, 1993.

Ачарья А.А. Пища для мыслей: философия вегетарианства. Хабаровск: Издательская компания “А и М”, 1995.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

Борисов Сергей. Третий сектор – НН. Каталог-обзор общественных объединений Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Нижний Новгород: Евразия-фонд, 1996.

Бронников А.Ю. Учитель Иванов: Я жизнь предложил людям. / Проза. М.: Аделиз, 1995.

Григулевич Н.И. Этническая экология питания: традиционная пища русских старожилов и народов Закавказья. М.: ИЭА РАН, 1996.

Гущин В.А., Лустберг А.Э. Молодежное экологическое движение Ленинграда – Санкт-Петербурга. Исторические этапы, культура и субкультура. / Подростковые и молодежные инициативы. СПб., 1997.

Досон Д., Цепилова О.Д. Мобилизация экологического движения в Ленинграде // Социология общественных движений: Эмпирические наблюдения и исследования / Отв. ред. В.В.Костюшев. Кн.2. М.; СПб.: СПбФ ИС РАН, 1993.

Забелин Святослав И. Время искать, и время терять. М.: Социально-экологический союз, 1998.

Заварзин, Григорий. Смена парадигмы в биологии // Вестник Российской Академии наук, 65 (1), 1995.

Здравомыслова Е. Мобилизация ресурсов демократического движения в Ленинграде (1987-1990гг.) // Социология общественных движений. / Ред. В.В.Костушев. М.: Ин-т социологии РАН. т.2. 1993.

Здравомыслова Е. Парадигмы западной социологии общественных движений. С.Пб.: Наука. 1993.

Зеленый Петербург. Информационный бюллетень “зеленых” организаций Санкт-Петербурга. / Пробный выпуск. №1. СПб.: Агат, июль 1996.

Иванов П.К. Избранное. М. 1993.

Иванова А., Иванов В. Изображение Майтрейи. Слоним: Росток, 1996.

Клизовский И.А. Основы миропонимания новой эпохи. Рига: Виеда, 1991.

Коротков К.Г., Тейлор Р. Крашенюк А.И. От эффекта кирлиан к биоэлектрографии. СПб.: Ольга, 1998.

Кузьмина А.А. Риск-рефлексия в идеологии российского экологического движения. / Россия: риски и опасности “переходного” общества. Институт социологии РАН. / Под. ред. О.Н.Яницкого. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.

Куши Мичио. Макробиотика – путь к здоровью и долголетию. М.: Крон-Пресс, 1998.

Мартинус. Идеальная пища. М.: Издательство агентства “Яхтсмен”, 1994.

Марченко Е.Д. Законы радуги. Свердловск. 1993.

Методика изучения питания и показатели пищевого статуса. / Методические рекомендации ЛСГМИ. СПб.: ЛСГМИ, 1990.

Новодержкин Ю.П. (ред.) Гигиенические аспекты охраны окружающей среды: вопросы питания. / Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Ростовский медицинский ин-т, 1987.

Орлин В.С. Культура последователей П.К.Иванова. Закаливание огнем. Вологда: ОКО, 1998.

Орлин В.С. Философия здоровья Порфирия Иванова. Вологда: ОКО, 1997.

Осава Дж. Макробиотический дзен. М.: Книжная Палата, 1991.

Покровский А.А. Самсонов М.Л. (ред.) Справочник по диетологии. М.: Медицина, 1981.

Сандрова А., Димиров В. Иван-воин, СПб.: Росток, 1995.

Сандрова А., Димиров В. Щит Братства, СПБ.: Росток, 1996.

Сердце // Агни Йога. СПб., 1992.

Справочник “Негосударственные экологические организации Санкт-Петербурга”. / Сост. Е. Кобец, Э. Лахти. СПб.: Нотабене, 1998.

Справочник “Общественные культурные организации СПб”. СПб., 1996.

Столманкова А.И., Мартынюк И.О. (редакторы) Биосфера, питание, здоровье. Львов: Виша. Львовский Университет, 1982.

Темкина А., Григорьев В. Динамика интепретативного процесса: трансформация в России / Социальные исследования в России. Немецко-русский мониторинг. / Пер. с немецкого. Берлин. Москва, 1998.

Устав Всероссийского общества охраны природы. М.: 1991.

Учение Живой Этики. Самара, 1993.

Фомичев С.Р. Зеленые: взгляд изнутри // Полис. 1992. №1-2.

Фомичев С.Р. Крайне зеленые // Социологический журнал. 1995. № 8.

Цепилова О.Д. Экологические движения: предпосылки, тенденции, идеологические парадигмы, организационные структуры / Образ мыслей и образ жизни / Отв. ред. Я.И.Гилинский. М.: ИС РАН, 1996.

Цигмор А. Живая пища: путеводитель по естественному образу жизни. М.: Кронн-Пресс, 1996.

Шубин А. Экологическое движение в СССР и вышедших из него странах (вступительная статья). / Экологические организации на территории бывшего СССР. Справочник. М., 1992.

Яницкий О.Н. Человеческий фактор и социально-воспроизводственные процессы // Рабочий класс и современный мир. 1986. 4 (94).

Яницкий О.Н. Экологическое движение и контекст становления гражданского общества в посттоталитарной среде. // Социологические исследования. 1992. № 12.

Яницкий О.Н. Двенадцать гипотез об альтернативной экополитике // Социологический журнал. 1994. №1.

Яницкий О.Н. Экологическая социология // Социоло

 

Авторы

Болотова Алла Центр независимых социологических исследований 191002, Санкт- Петербург, а/я 55 Тел./факс: (812) 321 1066 E-mail: xnu@indepsocres3.spb.org

 

Воробьёв Дмитрий Центр независимых социологических исследований   191002, Санкт- Петербург, а/я 55 Тел./факс: (812) 321 1066 E-mail: chaka@indepsocres3.spb.org

 

Здравомыслова Елена Европейский Университет в Санкт-Петербурге/Центр независимых социологических исследований 191002, Санкт- Петербург, а/я 55 л./факс: (812) 321 1066 E-mail: zdrav@socres.spb.ru

 

Кузьмина Анна Институт социологии РАН, Москва 117218, Москва, Крижижановского, 24/35 E-mail: annak@glasnet.ru

 

Кулясов Иван Центр независимых социологических исследований 191002, Санкт- Петербург, а/я 55 Тел./факс: (812) 321-1066 E-mail: ku@indepsocres6.spb.org
   
Кулясова Антонина Центр независимых социалогических исследований 191002, Санкт- Петербург, а/я 55 Тел./факс: (812) 321-1066 E-mail: ku@indepsocres6.spb.org
   
Тысячнюк Мария Центр независимых социологических исследований 191002, Санкт- Петербург, а/я 55 Тел./факс: (812) 321-1066 E-mail: mtys@iatap10.spb.org  

 

Цепилова Ольга Институт социологии РАН, СПб филиал 198052, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская, 25/14

 

Яницкий Олег Институт социологии РАН, Москва 117250, Москва, Крижижановского, 24/35 E-mail: yanitsky@glas.apc.org

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.