Вместо заключения: В чем секрет успеха кампаний?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ успешных мобилизационных кампаний “Мораторий” и “Заповедник” показал значимость транснациональных информационных ресурсов для достижения целей движения.

Мы выделяем в данном случае две большие группы информационных ресурсов. Первая группа – ресурсы экспертизы, т.е. сведения и знания, релевантные социальной проблеме. Вторая группа – ресурсы традиционных и новых (виртуальных) информационных сетей, обеспечивающие возможности распространения и обмена сведениями и знаниями.

Информация, собранная движением, использовалась для достижения поставленных целей – прекращения вырубок и придание охранного статуса реликтовым лесам Карелии. Профессиональный сбор и анализ экологически значимой информации стал условием мобилизации общественности на протест и лоббирование требований. Сведения и знания, полученные независимыми экологами, позволили организациям оказать давление на западные фирмы-потребители лесной продукции, поступающей из Карелии. Под давлением потребителей, несколько позже лесозаготовительные кампании отказались от заготовления древесины в старовозрастных лесах (кампания “Мораторий”). Таким образом, в репертуаре действий движения информационный протест приобрел транснациональный характер и стал основным стратегическим методом. Мобилизация ресурсов экологической информации возможна при использовании старых и новых технических возможностей распространения и обмена информацией. Информационные возможности Интернет принципиально изменили ход мобилизации по сравнению с периодом десятилетней давности, когда компьютерные сети были еще недоступны российским экологическим организациям. В России первые электронные сетевые структуры появились в 1992 году. С этого времени значительно понизились цены на компьютеры, появилась широкая грантовая поддержка развития компьютерных сетей, образовались глобальные электронные сети с большим количеством пользователей. “Лесной клуб” – координатор кампании “Заповедник” – образовался в 1996 году, когда возможности компьютерных сетей были доступны экогруппам и реализовались. Благодаря электронным сетям новые возможности появились и у традиционных СМИ. Печатные издания дублируют свою информацию в “мировой паутине”, а движение создает сети рассылки, компьютерные журналы, конференции и просто сайты по тематике лесоводства. Интенсивность, гибкость информационных потоков и связанная с этим скорость мобилизации приводят к изменению типа коллективного действия. В новых информационных условиях кампания протеста может быть организована при сравнительно небольшом числе участников, минимальных финансовых затратах. Кампания мобилизации относительно непродолжительна. Вместо локальных прямых акций, которые мобилизуют местное население, использование Интернета и факсовых кампаний позволяет мобилизовать международную общественность. Информационная угроза, обеспеченная движением, достигает своей цели при поддержке прямыми акциями и информационном лоббировании на переговорах с административными и предпринимательскими структурами

Важно отметить значимость политических и рыночных возможностей для организации кампаний такого рода. Возможности рыночной экономики позволили движению использовать экономические механизмы давления на лесозаготовительные компании; так, создавая угрозу бойкота или понижения цен на лесопродукты, изготовленные без учета экологических нормативов, движение умело использовало механизм воздействия на рынок лесопродукции. У неправительственных экологических организаций появилась возможность противодействовать не только производительным, но и государственным структурам. Иными словами, третьему сектору удалось добиться успеха, балансируя между производительным и государственным сектором.

Политические реформы 1987 – 92гг. сняли барьеры для взаимодействия экологов с развитыми и сильными международными экологическими организациями. Кроме скудных локальных средств, стало возможным использование международных ресурсов и апелляция к западноевропейской общественности. Политическая открытость способствует формированию новых транснациональных организационных структур: “Cеть спасения тайги” – координатор карельских лесозащитных кампаний – является транснациональной ассоциацией, в которую входит более 130 организаций из тридцати стран. Число участников, транснациональный статус, традиции западного экологического движения – придают больший вес кампаниям, проводимым в России.

Координация действий в рамках сети составила реальное противодействие международным лесопромышленным компаниям. Этого удалось достигнуть благодаря совместным действиям движения в странах-потребителях (Великобритания, Голландия и Германия), где была проведена интенсивная кампания по разъяснению настоящей экологической стоимости лесной продукции, и в странах-производителях (Швеция и Финляндия), где собиралась информация о лесозаготовках. С помощью сети локальная проблема защиты карельских лесов преобразовалась в глобальную проблему спасения лесов в целом.

Движение в защиту лесов Карелии использовало опыт движения в защиту старовозрастных лесов Скандинавских стран. Для того чтобы принудить лесозаготовительные компании к мораторию, движению оказалось достаточным показать потенциальную возможность скандализации ситуации – информационную угрозу. Скандализация угрожала имиджу лесозаготовительных фирм и могла эффективно повлиять на снижение прибыли.

В России кампании “Мораторий” и “Заповедник” были проведены силами профессионалов и активистов и не могут считаться массовыми акциями протеста. Транснациональный характер движения, кооперация с европейскими экологами и использование их опыта позволили российским экологам добиться достижения поставленных целей.

Таким образом, исследование показало, что успешность экологических кампаний обеспечивается международными информационно-организационными ресурсами и ресурсами профессионализма. Мобилизация этих ресурсов возможна лишь в условиях глобализации экологического движения.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 163.