Рекомендуемые и не рекомендуемые продукты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учения, которым следуют участники объединений содержат подробные рекомендации по пищевому поведению. Эти рекомендации являются предметом постоянного обсуждения среди участников объединений в беседах, на лекциях. Как правило, пищевые предписания носят не директивный, а рекомендательный характер и их нарушение не санкционируется. Несмотря на различия учений, в рекомендациях по питанию во всех объединениях больше сходства, чем различий. Многие респонденты верят, что люди в будущем отойдут от привычного питания, и постепенно готовят к этому свой организм.

В объединениях принято различение рекомендованных и не рекомендованных – основных и не основных продуктов питания. Продукты растительного происхождения, прежде всего неочищенные злаки рекомендуются как основа пищевого рациона участников объединений (греча, бурый рис, пшеница, рожь). Почти во всех объединениях полностью отрицается употребление мясных продуктов. Исключение составляет клуб “Здравствуйте!”, опирающийся на учение Порфирия Иванова, где допускается употребление мяса в ограниченном количестве. Участники клуба в процессе коллективного обсуждения пришли к общему выводу, что недопустимо обострять отношения в семьях в связи с отказом от мяса. В связи с этим возможен, так сказать, двойной стандарт в практиках питания: отказ от употребления мяса на встречах членов клуба и употребление мяса в семьях. По словам одного из информантов: “... нет и отрицания мясоедства, так как отрицание в семьях порой вызывает агрессию во внутрисемейных отношениях” (м, 43г.). В объединениях “Знамя культуры” и “Братство Иванов Стотысячных”, кроме растительной пищи, рекомендуемыми продуктами питания являются молоко, молочные продукты и продукты пчеловодства. В соответствии с пищевыми рекомендациями “живой этики”, рыба исключена из пищевого рациона, а яйца можно употреблять “самые свежие и в жидком виде” (Учение Живой Этики 1993). В объединениях “Макробиотика” и “Радастея”, напротив, молочные продукты не рекомендованы. Считается, что употреблять их можно только в ограниченном количестве. Рекомендации макробиотики исключают из рациона яйца, допускают употребление в пищу рыбы, притом основными продуктами считаются продукты моря и цельные зерновые и зернобобовые.

Исследование показало, что участники движения хорошо знакомы с пищевыми рекомендациями, соответствующими учениям, принятым в объединениях. Некоторые прислушиваются к рекомендациям врачей. В связи с переходом на вегетарианство, несмотря на рекомендации, употребляется много новых продуктов питания не из региона проживания. Часто упоминаются тропические и субтропические фрукты и овощи, морская капуста, дикорастущие травы, продукты из пшеницы цельной или грубого помола. Из новых продуктов питания, вошедших в рацион в последнее время, чаще всего упоминается соя и соевые продукты как мясозаменители. Из напитков наиболее часто упоминается черный листовой чай и травяной, сок и кофе. Участники объединений достаточно часто пьют молоко и воду. Из напитков, вошедших в рацион в последнее время, наиболее часто упоминается чай из трав, цветов и ягод. Список употребляемых в пищу растений расширяется, наблюдается тенденция перехода на чаи из растений региона проживания.

В списке рекомендованных продуктов на первом месте по частоте упоминания продукты растительного происхождения. К ним относятся, прежде всего, зерновые, зернобобовые, фрукты, овощи, соки, отвары трав. На втором месте оволо-лакто-вегетарианская пища, в которую входят молочные продукты, мед, яйца птиц. Практически не упоминаются рыбные и мясные продукты.

Респонденты назвали следующие не рекомендуемые для употребления участниками объединений “экологической этики” продукты питания: мясные продукты (упоминаются наиболее часто), яйца, мучное, молочные продукты, алкоголь, кофе, сахар, соль, картофель, шоколад. В отдельную категорию выделены импортные продукты, которые также не рекомендованы в пищу, поскольку не соответствуют природному балансу между человеческим организмом и средой проживания. У респондентов сформированы стереотипы положительных и отрицательных продуктов. Происходит мифологизация продуктов и определенных технологий и способов приема пищи. Мифологизация продукта, в нашем представлении, – это наделение образа продукта особыми свойствами, иногда мистического характера, на основе научно не подтвержденных сведений. Уместно различение положительных и отрицательных мифов продуктов. Приведем несколько примеров. В некоторых объединениях культивируется положительный миф о молоке. Считается, что молоко должно быть “ одним из главных продуктов питания, ввиду того, что является носителем жизненной энергии, т.е. жизнедателем” (м, 48 л.). В других объединениях формируется отрицательный миф о молоке, как тормозе жизненной активности. Считается, что “…молоко влияет и замедляет время. И если я куда-нибудь иду, или я знаю, что мне нужно будет помыслить или быстро сориентироваться в ситуации, я молоко пить не буду” (ж, 21г.). Парапсихическими потенциями наделяется мед: “Прием меда усиливает яснослышание, ясновидение”, – утверждает активистка “Братства Иванов Стотысячных” (ж, 48 л.).

Радикально отрицательный миф формируется в отношении мяса и мясных продуктов. Считается, что мясо “понижает опорные частоты мозга” (ж, 40 л.). Часто мясоедение представляется как трупоедение, а мясо представлено как труп (человека или животного). Так, одна из респонденток предлагает следующее обоснование ее личного отказа от употребления в пищу мяса: “Когда у нас в начале 90-х были перебои с мясом, я как раз вошла в обычный продуктовый магазин. Туда только что привезли мясные туши. Почему-то их выгрузили прямо в торговом зале и накрыли какой-то тканью, из-под которой виднелись части туши. Я врач по образованию, и у меня сразу прошла аналогия с анатомичкой, куда мы студентами приходили для того, чтобы вскрывать трупы. Они лежали так же. Мне стало плохо(ж, 50 л.)

Другой респондент считает, что мясо может задерживать духовное развитие индивида: “Каждый человек чувствует… потребность прекратить употребление мясных продуктов, но если сила духа не столь велика, то изначально мясные продукты могут… усилить сдерживание духовного развития человека” (м, 48 л.).

Мясоедение, таким образом, рассматривается как противоестественная и антигуманная пищевая практика.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 151.