Антонина Кулясова, Иван Кулясов, Мария Тысячнюк
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Альтернативные практики питания
в объединениях “экологической этики ”


Введение

В данной статье представлены результаты исследования восьми российских объединений “экологической этики”, проведенного в 1997 – 98 годах.

В настоящее время количество и численность общественных объединений в России постоянно возрастает (Справочник “Общественные культурные организации Санкт-Петербурга” 1996). Исследовательской группой экологического отдела Центра независимых социологических исследований в марте – апреле 1998 года в Санкт-Петербурге выявлено около 160 экологических общественных объединений. Из них 25 выделены в группу под названием объединения “экологической этики” (Справочник “Негосударственные экологические организации Санкт-Петербурга” 1998). Основной экологической деятельностью этих объединений является распространение идей и практик нравственно-этического совершенствования человека.

В данной работе мы ставим две исследовательские задачи. Во-первых, мы отвечаем на вопрос, можно ли назвать российские объединения “экологической этики” новыми общественными движениями. Во-вторых, мы реконструируем идеологию и альтернативные практики питания участников этих объединений.

Особенностью изучаемых объединений является ориентация на развитие человека, этические и экологические ценности. Участники исследуемых объединений практикуют альтернативное питание, которое является для них одной из ценностей новой идентичности. Практики питания, культивируемые в объединениях “экологической этики”, мы называем альтернативными потому, что их отличие от традиционно принятых в современном российском обществе закреплено идеологически. Следование этим практикам, их объяснение в идеологии и нарративах рассматриваются как способы формирования новой индивидуальной и коллективной идентичности. К практикам питания мы относим: пищевые предпочтения, технологии приготовления пищи, режим и правила употребления пищи.

Текст статьи построен следующим образом: в начале обсуждается соотношение объединений “экологической этики” и новых общественных движений. Во второй части анализируются практики питания как механизмы создания идентичности.

В исследовании использовались количественные и качественные методы: анкетный опрос участников объединений, проблемно-ориентированное интервью, фокус-группа, участвующее наблюдение. Идеология практик питания исследовалась с помощью дискурсивного анализа текстов, в которых изложены основные доктрины данных объединений.

Анкетный опрос был проведен с лидерами, активистами и рядовыми участниками объединений. Из 100 анкет, выданных на руки, заполнили и вернули 45. Проблемно-ориентированные интервью были взяты у 9 лидеров и активистов. Фокус-группа проведена с 7 представителями Вырицкого центра “Братство Иванов Стотысячных”. Интервью и фокус-группа были записаны на пленку, транскрибированы, занесены в компьютер и кодированы. Метод участвующего наблюдения с ведением полевого дневника использовался в обществе “Знамя Культуры”, ассоциации “Макробиотика”, клубе “Здравствуйте!” и центре “Здоровая Семья” в течение трех лет (1995 – 1998); в объединениях “Братство Иванов Стотысячных” и “Соборное соглашение: Земля – планета любви”, организации “Община духовного возрождения” в течение года (1997 – 1998); в организации “Радастея” – два раза, на 10-ой встрече объединения “Братство Иванов Стотысячных” в п. Новый Иерусалим Московской области.

Исследование проводилось в пяти санкт-петербургских и трех вологодских общественных объединениях “экологической этики”. Кроме того, был проведен опрос активистов пяти общественных объединений из других городов, принимавших участие в десятой встрече общественного объединения “Братство Иванов Стотысячных”. Для исследования были выбраны наиболее известные, устойчивые, многочисленные объединения, регулярно организующие встречи, семинары, школы, культивирующие и распространяющие альтернативные практики питания.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.