Часть 2 Идеология пищевых предпочтений и альтернативные практики питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ранее исследования практик питания в России проводились либо в отдельных этнических группах, либо на отдельных территориях. Предметом таких исследований являлось: воздействие пищи на физиологию человека, разработка научно обоснованного рациона питания, здоровье и питание, питание как способ оздоровления тела и составляющая здорового образа жизни (Методические рекомендации ЛСГМИ 1990; Апанасенко 1988; Григулевич 1996; Цигмор 1996). Ряд исследований зарубежных авторов посвящен вегетарианскому и макробиотическому питанию, историческим традициям питания (Осава 1991; Айванхов 1993; Ар 1993; Мартинус 1994; Ачарья 1995; Куши 1998). В этих работах анализируется взаимосвязь актуального пищевого поведения и историко-культурных традиций питания, прослеживаются связи мировоззрения и практик питания личности, выдвигается ряд аргументов в пользу того или иного типа рекомендуемого питания.

Предметом нашего исследования являются идеологии и практики питания российских объединений “экологической этики” в период 1990-х годов. Контекст демократических рыночных реформ в России способствовал появлению возможностей легитимизации альтернативных практик питания участников объединений. Во-первых, появилась возможность открытого распространения идеологии групп. Во-вторых, на смену товарному дефициту и однообразию пришло насыщение рынка пищевых продуктов и появилась возможность реализации новых пищевых предпочтений.

Рассмотрим, на какие идеологемы опираются участники движения для обоснования и оправдания альтернативных практик питания, которых они придерживаются.

Идеология альтернативных практик питания в объединениях
“экологической этики ”

Каждое из объединений опирается на идеологию, претендующую на статус философии. Активисты групп – приверженцы философских учений, с которыми они познакомились до создания объединения, по текстам или на встречах сходных объединений. Несмотря на все разнообразие учений, все объединения опираются на некоторые общие принципы целостного мировоззрения и рисуют постматериалистическую глобалистскую картину мира, которая убедительнее всего выражена в классических для движения текстах российских философов Николая и Елены Рерихов. “В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и представляют единый элемент. (…) Абсолют вмещает в себе все конечное и бесконечное, проявленное и непроявленное, зримое и незримое” (Рерих 1992). “Закон Мироздания одинаков, но вибрации его различны, потому так разнообразно мироздание” (Сердце: 175).

Проблематизация отношений человека и природы – смысловое ядро этой философии. Земля и Человек рассматриваются как части вселенной, развивающиеся согласно космическим законам эволюции, общим для всей вселенной (включая Землю), всех живых существ и человека. “Сущность эволюции заключается в развитии способности различных форм жизни повышать свои вибрации и воспринимать из всевозможных, исходящих из Единого Источника вибраций, все более и более высокие и тонкие, соответствующие стремлениям данной жизни в данную эпоху” (Клизовский 1991: 77). Космические законы эволюции распространяются не только на макропроцессы планетарного масштаба, но и на повседневную жизнь отдельного индивида. Индивид – суть микрокосм вселенной. Это означает, что повседневные практики его бытования должны соответствовать общим законам. Среди таких практик практики питания рассматриваются как основные, как регуляторы обмена веществ между космосом и человеком, гарантирующие возможность баланса систем человека и природы.

Большинство учений, которым следуют участники объединений (кроме учения Порфирия Иванова и Джорджа Осавы), депривативны относительно философии Рерихов и носят прикладной характер.

Так, в текстах Е.Д.Марченко (Марченко 1993) окружающий мир (среда) рассматривается как знаковая система, а употребляемая пища мыслится как элемент этой системы. В учении Порфирия Иванова особый акцент делается на возможности человека обрести здоровье через взаимодействие с природой, большое значение придается практике регулярного голодания (Иванов 1993). Учение макробиотики Дж.Осавы и М.Куши (Осава 1991; Куши 1998) фокусируется на формировании здорового образа жизни, в основе которого лежит баланс энергий инь (женской) и ян (мужской), реализуемый в первую очередь через практики питания. В учении А.Сандровой и В.Димирова питание рассматривается как неотъемлемая часть практик, связанных с подготовкой к трансформации физического тела в космическое.

На основе анализа текстов учений, интервью и анкетного опроса активистов и лидеров объединений нами было реконструировано шесть идеологем, обосновывающих и оправдывающих альтернативные практики питания. Данные идеологемы могут фигурировать во всех или нескольких учениях одновременно или работать в рамках одного объединения. В первой части параграфа мы рассмотрим эти идеологемы. Во второй части параграфа мы остановимся на конкретных пищевых рекомендациях как приложениях идеологем. При изложении идеологем, обосновывающих альтернативные практики питания, мы использовали логику “от абстрактного к конкретному”, двигались от наиболее абстрактных философских построений к эмпирическим теориям.

1. Идеологема “эволюции человека” исповедуется почти во всех исследуемых объединениях. Представления об эволюции человека основываются на учении “живой этики”, разработанном Е.И. Рерих и Н.К. Рерихами. “Живая этика”, по характеристике самих ее создателей, это синтез древней мысли Востока и научных достижений Запада. В основе учения лежит знание о неизбежности трансформации человека в процессе эволюции и вера в необходимость совершенствования душевных и физических качеств человека. “Живая этика” – как философия действующих нравственных правил, способствующих совершенствованию человека, – предполагает следование альтернативным пищевым практикам. Ядром таких практик является вегетарианство, которое рассматривается как предпосылка эволюции личности. Согласно “живой этике”, употребление в пищу животных задерживает эволюционное развитие человека. “Если бы человечество могло воздерживаться от пожирания трупов, то эволюция могла бы ускориться” (Учение Живой Этики 1993). Сторонники учения “живой этики” верят, что растительная пища излучает полезные для человека особые энергетические вибрации. По словам информанта, “…главные принципы, заложенные в системе питания, которые разработаны… Живой этикой,.. повышение качества вибрации, т.е., чем выше по вибрациям продукт, тем он более полезен для питания” (м, 48 лет).

2. В основе идеологемы трансформации физического, эфирного, астрального и ментального тел лежит представление о множественности тел человека, которые функционируют как индивидуальные энергетические проводники космического сознания (Сандрова, Димиров 1996). Сознание мыслится как всеобщая космическая энергия. Тела человека – проводники – способствуют трансферту космического сознания в индивидуальное. Как правило, различают четыре тела человека: физическое, эфирное, астральное и ментальное. Физическое тело видимо и ощущаемо в повседневности. Эфирное тело представляет собой энергетическую составляющую физического тела, которая регистрируется такими приборами биоэлектрографии, как “Корона”. Эфирное тело исчезает после смерти физического тела человека. С помощью астрального тела, или тела желаний, человек действует в контексте сновидений; оно продолжает жить после смерти физического тела. Ментальное тело, или тело мысли, действует как проводник грез, фантазий, воспоминаний, мысленного планирования будущих действий; оно не прекращает действовать и в бодрствующем состоянии.

Согласно учениям, тела их последователей постепенно трансформируются и радикально преображаются. Суть преображения, по учению А.Сандровой и В.Димирова, в достижении состояния космического или святого тела, смысл которого в том, что физическое тело – тело ощущений – исчезает. Преображение возможно лишь при следовании вегетарианским практикам питания. Данная идеологема наиболее распространена среди участников “Братства Иванов Стотысячных”. По мнению верующих, вегетарианство способствует физическому сокращению в объеме органов пищеварения, уменьшению их функциональных возможностей. Этим верующие объясняют предписываемое в учении осознанное малоедение и питание исключительно экологически чистыми продуктами. Первым симптомом трансформации физического тела является возникновение так называемых параспособностей – в виде слуховых и зрительных видений (видений и голосов). Этот этап также должен сопровождаться изменением пищевого поведения. По словам одной из респонденток, для тех, кто начал слышать Учителя, дают фруктовую диету и небольшое количество блюд из круп и пшеницы” (ж, 40 л.). Данная идеологема отличается от первой жесткостью предписаний альтернативных практик питания как средств достижения идеального человеческого состояния.

3. Идеологема ритмологии, или питание как сонастройка с окружающим миром (как процесс познания), лежит в основе практик питания объединения “Радастея” (Марченко 1993). Учение ритмологии создала и проповедует Евдокия Марченко. Создаваемые ею ритмы – по видимости лишенные смысла стихообразные тексты – представляют собой мантры или молитвы, которые человек должен начитывать, чтобы достичь совершенного состояния. Мантры – постоянный фон повседневных действий, одним из которых является питание. Через питание личность настраивается на окружающий мир. Каждый продукт питания содержит информацию. “Еда становится средством познания мира. Это как знаки… знаковая система… подсказки”, – отмечает одна из информанток (ж, 42г.). Другая активистка отмечает: “Я к продуктам питания подхожу не с точки зрения здоровья моего, т.е. я не забочусь о том, чтобы было максимум полезно, а подхожу с точки зрения влияния мира на меня и как поглощаю в себя мир” (ж, 21г.). Исповедующие ритмологию утверждают, что решению каждой конкретной жизненной задачи соответствует определенный продукт питания, способ его приготовления, цвет пищи. Так, например, пища красного цвета способствует оздоровлению; пища оранжевого цвета рекомендуется для активизации творческой деятельности; пища желтого цвета способствует гармонизации отношений с людьми; пища зеленого цвета хороша для развития интуитивного познания и т.д.

По мнению информантов из объединения “Радастея”, человек должен реконструировать смысл, содержащийся в продуктах как знаках, и использовать полученное знание в альтернативном питании. Через питание происходит настройка человека на понимание другого. “…Для того чтобы нас окружающая среда слышала, мы вынуждены есть и яйца, и рыбуутверждает активистка объединения (ж, 42г.). В данном случае яйца и рыба рассматриваются как наиболее грубые, с точки зрения энергетических вибраций, виды пищи, которые все-таки допускаются к употреблению (в отличие от мяса) и способствуют развитию межличностной коммуникации.

4. Идеологема “право животных на жизнь” основана на учении “Живой этики” или на библейских текстах (Кн. Бытия, гл. 1 – 29). Эта идеологема близка респондентам из различных объединений. В данном случае аргументация строится следующим образом: для человека как высшего существа неестественно убивать и поедать животных. Человек не должен лишать животных жизни раньше отпущенного им естественного срока. Таким образом, обосновывается отказ от охоты на диких животных; производства научных опытов, приводящих к страданиям и смерти животных; производства предметов потребления, для создания которых необходима смерть животных (кожаные и меховые изделия). Информанты верят, что, убивая и мучая животных, человек уподобляется хищникам. Сторонники этой позиции выдвигают следующие лозунги: “Братьям нашим меньшим нужно жить”, “У животных идет эволюция, мы тут не при чем, без нас обойдутся”. Вывод тезиса о праве животных на жизнь – отказ от мясоедения как практики питания, недостойной человека.

5. Идеологема “культура здоровья и человеческого бытия” особенно значима для респондентов из рериховского объединения “Знамя Культуры”, клуба “Здравствуйте!”, центра “Здоровая семья”. Эта идеологема реконструирована нами на основе анализа текстов учения П.К.Иванова и его учеников, разработавших систему закалки-тренировки, состоящую из регулярных оздоровительных процедур (Иванов 1993; Бронников 1995; Орлин 1997, 1998). Практики оздоровления способствуют формированию вокруг личности “культурно-оздоровительного пространства” (Орлин 1997, 1998). Это пространство создается и поддерживается посредством сознательного выбора человеком практик ухода за телом, пищи, одежды, жилища, с точки зрения их полезности для здоровья. Высшая ценность здоровья в такой практике предполагает культивирование альтернативных практик питания. К ним относятся: оздоровительные технологии приготовления пищи, умение длительное время обходиться без еды или хотя бы без привычных ее компонентов, например мяса. Данная идеологема в одном из интервью была интерпретирована так: “Я начала отдавать предпочтение живой пище, отказываюсь от всего мертвого”” (ж, 38 л.). Под “живой” пищей подразумевается вегетарианское питание.

6. “Макробиотика”. – еще одна идеологема, которая основана на идеях философии даосизма (Осава 1991; Куши 1998). Согласно даосизму, мир построен на сочетании и взаимодействии двух принципов пола, мужского – ян и женского – инь. Сочетание этих принципов-начал должно быть гармонично. Основатель этого учения – Джордж Осава, японец по происхождению, большую часть жизни прожил в США, где вместе с учениками Мичио Куши и Эвелин Куши создал институт и международную ассоциацию макробиотики. Эта идеологема близка участникам объединений “Макробиотика”, “Здоровая семья”, которые убеждены, что все продукты также содержат два типа энергии полов, в разных сочетаниях. Лишь в некоторых продуктах сочетание этих энергий сбалансировано; к ним, например, относят все цельные злаки (пшеницу, рожь, ячмень, гречиху, просо, бурый рис). В других продуктах одна энергия доминирует, а другая находится в дефиците; так, например, в бахчевых преобладает энергия инь, а в горьких перцах – ян. Человек, чтобы быть здоровым, должен так строить свое питание, чтобы основу его рациона составляли сбалансированные или близкие к сбалансированным, а также экологически чистые продукты и выращенные в местных условиях.

К экологически чистым продуктам относят продукты растительного происхождения, выращенные своими руками. Они предпочтительнее продуктов, выращенных в крупных хозяйствах, с использованием техники, химических удобрений, пестицидов и гербицидов. Продукты животного происхождения считаются чистыми, если они получены от животных, выращенных на естественных, природных кормах в незагрязненном районе; к ним относятся: молочные продукты, яйца птиц, продукты пчеловодства и другие, полученные без убийства животных. Необходимо также питание продуктами местной флоры: Доктрина здесь одна: лучше всего питаться местными растениями, готовить своими руками”, – отмечает один из информантов (м, 43г.). Ориентация на локальное растениеводство объясняется тем, что человеческий организм адаптирован к местным условиям, а значит и продукты, выращенные в этих условиях, наиболее предпочтительны для его успешного функционирования. Идея питания местными продуктами растениеводства популярна среди инвайронменталистов во всем мире.

Исследование показало, что идея здорового образа жизни пронизывает весь дискурс, присутствует во всех идеологемах. Здоровое сбалансированное питание считается необходимым условием достижения здоровья. Участники объединений рассматривают здоровье как ценность, в соответствии с которой строятся их практики жизни. Здоровье рассматривается как комплексная категория, характеризующая гармонию духовного и физического в человеке, гармонию человека и космоса. Таким образом, альтернативно трактуемое здоровье становится аналогом новой идентичности, а здоровое питание – средством утверждения и реализации новой идентичности.

Проблематика здорового, или сбалансированного, питания является предметом диетологиии – науки о “физиологических нормах питания человека, лечебном и рациональном питании” (Покровский 1981: 6). Диетология рассматривает баланс питания как оптимальное сочетание пяти основным компонентов обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. В отличие от диетологии, все участники объединений “экологической этики” наделяют питание, кроме физиологического действия, дополнительными символическим, информационным, мистическим значением. Предпочтительной практикой правильного питания во всех случаях считается питание растительной пищей, которая способствует формированию человека нового типа.

Рассмотрим теперь каково конкретное преломление этих идеологем в практиках питания, культивируемых в объединениях “экологической этики”. Нами выделены следующие составляющие практик питания: пищевое поведение – рекомендуемые и не рекомендуемые продукты питания и их мифологизация; правила приготовления пищи; режим питания, правила приема пищи. Перейдем к подробному анализу этих аспектов пищевых практик, а затем рассмотрим, каким образом участники движения связывают их с формированием новой индивидуальной и групповой идентичности.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.