Правила приготовления пищи (технология)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отличие от диетологии, некоторые рецепты приготовления пищи в объединениях экологической этики ритуализированы – это означает, что они включают дополнительные действия, призванные улучшить качество пищи, но не связанные напрямую с технологией приготовления блюд. Например, в рецепте предлагается во время приготовления пищи сосредоточить мысль на благих пожеланиях тем, для кого она готовиться. В практике общественных объединений принято делиться рецептами приготовления пищи. Описывая устойчивые формы взаимодействия в объединениях, один из респондентов рассказывает: “В клубе же идет постоянный обмен рецептами салатов, оригинальных блюд, кулинарными изобретениями… лучше всего… готовить своими руками” (м, 43г.).

Для тех, кто придерживается альтернативных практик питания, символическое значение приобретает самостоятельное приготовление продуктов питания, обычно покупаемых в магазинах, прежде всего хлебопечение. Хлеб считается сакральной пищей, которая десакрализируется массовым производством. Предлагаются две альтернативы технологий хлебопечения. Первая из них – самостоятельное приготовление традиционного хлеба в домашних условиях. Рассказывая о ней, информант вспоминает: “Начал печь хлеб в духовке. Получилось. Гораздо более сытно, чем хлеб из магазина” (м, 43г.). Вторая альтернатива – самостоятельное изготовление заменителей традиционного хлеба по следующему рецепту: “Проросшая пшеница, 1 мм, прокручивается через мясорубку. В это тесто добавить соду, специи, немного сметаны, мед и [поставить] в слабую духовку”. Эти лепешки, по словам участницы объединения, по своей энергетической ценности гораздо выше хлеба, потому что“сохраняется [витамин] В12, необходимый для работы мозга. После длительного употребления лепешек пшеничных хлеб обычный кажется пустым, неэнергетичным. Ощущение, что наелся опилок” (ж, 42г.).

Рекомендуется отказ от технологий, связанных с брожением, консервированием, стерилизацией, копчением, приготовлением на огне, поскольку все эти процедуры делают пищу мертвой, подобной мясу. Не рекомендуется также использование острых пищевых добавок, поскольку считается, что они способствуют выходу жизненной энергии вовне, а для формирования нового человека необходима концентрация на внутреннем духовном развитии.

Предпочтительными являются сыроедение и технологии запаривания пищи. Предлагается множество рецептов приготовления блюд из зерновых и сои. Соя – как белковый продукт и его производные – является для многих участников объединений основным заменителем мяса. Рецепты блюд из сои имеют те же названия, что и названия мясных блюд. Приведем фрагмент из интервью: “У меня, вот, в этой коробке лежат 20 пакетов сои: шницеля, гуляш, фарш, лапша. И очень вкусные блюда я могу вам дать продегустировать. Есть сейчас гуляш в наличии, всем могу по кусочку мяса дать, и всем рекомендую, кому вы будете сообщать нашу беседу, тем рекомендую включить в рацион соевые продукты. Очень вкусно и быстро приготавливаются, и полезно” (ж, 52г.).

Ритуально-религиозный характер приготовления пищи подчеркивается включением вербальных и музыкальных элементов молитвы в предлагаемые кулинарные рецепты. Один из респондентов представляет следующий рецепт изготовления гречневой каши: “Замочить гречку в холодной воде, с мантрами, через 2 часа добавить соль, масло, перемешать, предложить богу: гречка в таком виде выводит из организма радионуклиды, дает организму большое количество энергии ян, массу сексуальной энергии” (ж, 26 л.).

Другой пример – рецепт овощного борща: “Овощной борщ. Сами выбираем продукты для него в магазине, готовим под музыку – жизнеутверждающую, духовную, читаем над ним молитвы Господу, Владыкам, предлагаем им первыми вкусить наше блюдо, благодарим элементалов (гномы – элементалы земли, ундины – воды, эльфы – воздуха, саламандры – огня) за создание продуктов, произносим: Учитель, из твоих рук…” (м, 33г.).

Ритуализация способов приготовления пищи связана с приписыванием питанию сакрального смысла, пониманием его как способа формирования нового человека и регулирования состояния души и тела.

Режим питания

В диетологии под режимом питания подразумевается устойчивое расписание приема пищи и воздержания. Участники объединений особое внимание уделяют такому аспекту режима питания, как воздержание от пищи и питья. Тема голодания и его инструментальные и символические функции рефлексируются в учениях и рассказах информантов.

В разных объединениях рекомендованы разные режимы питания. Так, в объединениях “Здравствуйте!”, “Здоровая семья” и “Братстве Иванов Стотысячных” рекомендуется регулярное полное воздержание от пищи – еженедельно на 42 часа, с 18 часов пятницы до 12 часов воскресенья. Эта практика введена на основе рекомендаций, сформулированных в катехизисе учения Порфирия Иванова “Детка”. Конец недели рассматривается в текстах Иванова как период, наиболее благоприятный для воздержания, поскольку природа в это время помогает человеку терпеть воздержание, необходимое для обретения и поддержания здоровья человека. Некоторые из участников объединений дополнительно воздерживаются от пищи и воды в течение еще одних суток, в среду. Среди участников объединений распространен двухразовый или одноразовый режим питания, причем завтрак рассматривается как “дурная привычка” (ж, 38 л.). В данном случае голодание рассматривается не только как оздоровительная процедура очищения организма от шлаков и закаливание, но и как жертва, которую человек приносит природе за то, что она обеспечивает его пищей. Жесткий режим питания обосновывается не только необходимостью оздоровления организма и ориентацией на совершенствование человека, но и экономической необходимостью. Альтернативные практики питания представляются более “дешевыми”, чем массовые.

В объединении “Макробиотика”, наоборот, не рекомендуется полное воздержание от пищи. Учителя считают любые голодания вредными для организма, поскольку, по их мнению, они приводят к ненужному физическому и психологическому стрессу. Рекомендации по режиму питания ограничиваются указаниями на многократность и устойчивую периодичность приема пищи по часам.

В остальных объединениях оптимальным режимом считается двухразовое питание и периодическое голодание, регулируемое желанием и самочувствием человека, необходимое для формирования нового человека.

Правила приема пищи

Правила приема пищи в объединениях, так же как и технологии, носят ритуальный характер. В результате исследования нам удалось реконструировать следующие правила приема пищи: совместные трапезы, сочетание молитвы и трапезы.

Совместные трапезы – один из важных ритуалов групп, способствующих формированию коллективной идентичности. Они наделяются несколькими смыслами. С одной стороны, через совместную еду осуществляется материальная поддержка участников групп: “Поскольку у нас трудности с деньгами. Мы все… наши члены Вырицкой группы… все-таки стараемся, вот… на наши встречи, когда мы собираемся вместе 2 раза в неделю или 3 раза… приносить фрукты, для того чтобы как бы пополнить наш жизненный потенциал. Применяем фрукты, бананы, травяные чаи, бульоны овощные, варенье, орехи, мед, печенье” (ж, 56 л.). С другой стороны, совместные трапезы выступают как возможность ощутить и подтвердить свою принадлежность к новой общности. Совместные трапезы становятся способом выражения коллективной идентичности.

Большинство респондентов отмечало, что они не придерживаются особых ритуалов питания, однако постоянно рефлексируют процесс приготовления и употребления пищи: “Особого ритуала нет, но люблю все делать неспешно, мысленно предваряя свои действия” (ж, 42г.).

Итак, исследование альтернативных практик питания показало, что участники объединений “экологической этики” ориентированы на вегетарианство. Большинство из них, однако, не выполняет полностью рекомендаций по приему пищи.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 149.