Коллективные действия и группы периода перестройки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Массовые публичные форумы, митинги протеста, демонстрации, пикеты стали повседневностью общественной жизни периода перестройки в условиях реформ гласности и демократизации. Эти массовые коллективные действия стали тем бульоном, где знакомились активисты, появлялись лидеры, формировались идеологии разной направленности и соответствующие им группы. Эколого-культурная тематика была особенно острой в Ленинграде периода перестройки. Само начало протестного цикла в марте – апреле 1986 связано с митингами городских экокультурных групп – “Спасение”, “БЭР” (“Бюро экологических разработок”); несколько позже, в 1987, образовались группы “Дельта” и “ЭРА” (“Экология рядовой архитектуры”). Экологическое движение развивалось как одно из множества других на волне политической мобилизации периода перестройки. В Санкт-Петербурге одним из наиболее ярких примеров массовых акций экологического движения явились действия против строительства дамбы в Невской губе. Эти усилия координировала организация “Дельта”. Еще одним важным объектом, против которого были направлены силы движения, стал биохимический завод в городе Кириши (см. Цепилова 1996). К настоящему времени некоторые из этих групп расформированы (“БЭР”, “Спасение”), другие сменили состав или стали менее заметными в ландшафте экологического сектора (“Дельта”), однако именно из этих организаций вышли лидеры новых групп. Преемственность между группами периода перестройки и современными экообъединениями прослеживается на уровне лидерского состава, идеологий и целей, в репертуаре протеста.

Экологически ориентированные коллективные действия и группы периода протестной волны 1986 – 1991 годов стали “школой” независимого экологического действия для современных ЭНПО.

3. Государственные и негосударственные научно-исследовательские
институты и университеты

Порождающая способность структур (пост)советской науки для движения связана с двумя факторами. С одной стороны, профессиональные навыки, знания и умения ученых-экспертов востребованы экологическим движением. Без их информационных ресурсов движение фактически не может достичь успеха. Создавая ЭНПО или участвуя в их деятельности на контрактных и добровольных началах, эксперты стремятся продолжать в их рамках работать над своими академическими темами. Деятельность ученых-экологов чаще всего направлена на исследование конкретной проблемы, поэтому они, как правило, заняты в отдельных проектах. Формы участия таких специалистов в движении – экспертно-консультационные. Вторым фактором, обуславливающим приток профессионалов-экспертов в движение, является организационно-экономический кризис российской государственной науки. Для многих исследователей чрезвычайно значимым мотивом участия в экодвижении является возможность получить финансовую поддержку, поскольку бюджетное финансирование науки резко сократилось. Таким образом, исследовательские структуры стали порождающей средой большинства неправительственных организаций научного профиля и средой рекрутирования экспертов для всех экогрупп.


Образовательные структуры

Порождающей средой для ЭНПО, специализирующихся на экологическом образовании, являются школы, высшие учебные заведения, биологические кружки Дворца творчества юных (б. Дворец пионеров и школьников) и домов детского творчества (б. дома пионеров и школьников). В рамках образовательных и досуговых учреждений в настоящее время возникают образовательные экологические группы, к ним относятся экологические кружки и полевые экспедиции при средних школах, экологические клубы и центры, летние экологические лагеря, модели “природных школ”, “друзей рек” и экогрупп и пр.

Школьные программы экологического обучения инициируются преподавателями природоведения, географии, зоологии, биологии, ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). На их основе при школах создаются экологические кружки, общества, клубы и экспедиции, зооуголки.

Просветительские и досуговые структуры Санкт-Петербурга стали порождающей средой для формирования многочисленных “детских” экологических ЭНПО. Эти структуры являются организационной базой экологических образовательных групп.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 160.