Финансовая политика государства. Ее цели и возможности в макроэкономике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Артемий)

Финансовая политика — это совокупность основных положений, практических форм организации и методов использования финансов.

Она позволяет соединить воедино потенциальные возмож­ности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организа­цией органов финансовой системы (субъектов управления).

Главная цель: улучшение благосостояния страны

Второстепенные цели:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

4) увеличение бюджетной обеспеченности жителей.

Возможности финансовой политики:

a) В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на следующие виды:

1. финансовая стратегия (долгосрочная перспектива);

2. финансовая тактика.

б) В зависимости от функциональных звеньев : бюджетная политика (политика формирования, исполнения и регулирования бюджета) , налоговая политика (система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.) , страховая политика (совокупность базовых принципов и целевых установок государства по достижению устойчивого развития страхового сектора ) , ценовая политика (государственное регулирование цен и тарифов), таможенная политика (регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров) , политика в области социальных расходов, политика в области управления государственным долгом.

Результаты финансовой политики выражаются на макроуровне в следующих показателях: объем ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции.

 

88. Государственный бюджет. Структура государственного бюджета. (Карина)

89. Способы покрытия дефицита государственного бюджета. (Карина)

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг)

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственногобюджета.

 

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии.

 

Недостатки:

В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования дефицита госбюджета.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

 

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

 

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать); высоконадежны (гарантированы государством) и достаточно доходны (по ним платится процент).

 

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Долговой способ финансирования вызывает «эффект вытеснения» частных инвестиций. Часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы». Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены.

 

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

 

Достоинства подобного метода

Возможность получения крупных сумм.

Неинфляционный характер

Недостатки:

Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты, как самой суммы долга, так и процентов по долгу).

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга.

Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике.

При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Дата: 2019-07-24, просмотров: 645.