Причины конфликтов:
· различие в представлениях об общественно-экономическом устройстве страны
· взаимосвязь всех участников экономического процесса
· относительная ограниченность ресурсов
Практика госрегулирования экономики показывает, что чтобы выполнить одну цель, необходимо практически заморозить выполнение другой. В этой связи экономисты обозначили комбинацию целей «магическим многоугольником целей». В этом многоугольнике указывается разное количество целей, их может быть от трёх до семи. В случае если целей от одной до трёх, экономисты рассматривают как единое задание. Например:
1) Усиление инфляции вызывает спад производства и соответственно сокращение рабочих мест.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, чем больше мы увеличиваем занятость, тем больше усиливается инфляция. Для развитой экономики страны это приводит к снижению курса национальной валюты, что ведёт к снижению оплаты труда в международном сравнении. Труд становится дешевле, и страна начинает выигрывать от экспорта своей продукции. Но в то же время появляются потери в области импорта из-за дороговизны ввозимой продукции.
Одно из решений данного конфликта целей реализуется следующим образом. Обеспечивая политику занятости, государство модернизирует производственный комплекс. Это позволяет повысить экспортный потенциал и увеличить вероятность сохранения выгодного соотношения в платёжном балансе.
2) Конфликт между целями экономического роста и охраной окружающей среды породил теорию нулевого роста. Потому что, чтобы поддержать небольшой стабильный экономический рост, необходимо постоянное потребление природных ресурсов.
70. Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию.(Карина)
Кейнсианцы не отрицали экономическую роль денег, но считали, что пределы инфляции должны регулироваться государством. Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в экономической политике развитых стран господствовал кейнсианский подход, однако в начале 70-х гг. мировая финансовая система не раз потрясалась резкими колебаниями валютных курсов, крахами на фондовых биржах, что остро поставило проблему роли денег в производстве ВНП и развитии совокупного спроса. В этих условиях и возникла теория монетаризма, появление которой связывают с именем американского экономиста Милтона Фридмена. За раскрытие роли денег в повышении уровня экономической активности производства М. Фридмену в 1976 г. была присуждена Нобелевская премия.
Кейнсианцы утверждали, что при капитализме существует несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями населения и это несоответствие порождает периодическую инфляцию и безработицу. Поэтому, по их мнению, государство должно играть стабилизирующую роль, активно использовать в этих целях кредитно-денежную политику.
Монетаристы, наоборот, утверждают, что государство своими непродуманными действиями и манипуляциями с фискальной и кредитно-денежной системой способствует дестабилизации системы, усиливает циклические колебания в экономике.
В движении общественного продукта монетаристы делают акцент на деньги. Основополагающим условием монетаризма является уравнение обмена, имеющее вид MV= PQ, где М - предложение денег; V- скорость обращения денег, точнее, скорость оборота одноименной денежной единицы в течение года; Р - уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается единица физического объема производства; Q - физический объем произведенных товаров и услуг.
Как и классики в целом, монетаристы считают, что скорость обращения денег стабильна, она меняется, но постепенно и предсказуемым образом, а это говорит о том, что производство и спрос могут уравновешиваться между собой. Поэтому если деньги разумно инвестировать в производство, то за этим последует расширение спроса. Деньги в силу этого являются решающим фактором экономической активности и уровня цен. У них денежные предложения - "причина", а ВНП - "следствие".
С точки зрения кейнсианцев, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Скорость обращения денег колеблется как в течение цикла, так и в длительной перспективе. Отсюда вывод: связь между изменением денежного предложения и последующим изменением ЧHП слаба и сомнительна.
Гораздо более мощным средством стабилизации экономики кейнсианцы считают фискальную политику. Монетаристы отвергают ее в качестве регулирующего фактора производства. Безрезультатность фискальной политики, по их мнению, обусловлена эффектом вытеснения. Суть его трактуется так: государство посредством налогов или через государственные займы изымает деньги у населения, тем самым оно вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за инвестиционные фонды, вытесняет частный сектор из сферы инвестиций, а значит, и бизнеса. Кейнсианцы не признают это вытеснение значительным для экономического развития и роста ЧHП.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 499.