Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов.
Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности.
Величина обязательных резервов определяется в зависимости от нормы обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:
R обяз. = D х rr, где
R обяз. – сумма обязательных резервов,
D – общая сумма депозитов,
rr – норма обязательных резервов.
Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:
1. сокращаются кредитные возможности коммерческих банков. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращаются.
2. норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с сокращает величину банковского мультипликатора.
Изменение нормы обязательных резервов приводят к существенным изменениям денежной массы. Стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент используется лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.
107. Политика изменения учетной ставки Центрального банка и ее воздействие на экономику. (Карина)
На практике кредитование ЦБ коммерческих банков в случае временной нехватки у них финансовых ресурсов называется рефинансированием. Ставка процента, по которой выдаются кредиты коммерческим банкам, называется ставкой рефинансирования. Эта ставка является инструментом кредитно-денежной политики, с помощью которого ЦБ воздействует на ставки межбанковского рынка и другие процентные ставки. Изменение ставки процента позволяет ЦБ проводить политику "дорогих" и "дешевых денег".
Когда ЦБ понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению кредитов в ЦБ. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками, увеличивают предложение денег.
Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост. В данном случае ЦБ проводит стимулирующую монетарную политику и политику "дешевых денег".
Изменение ставки рефинансирования является важным инструментом воздействия на денежную базу: в отличие от межбанковского кредита ссуды ЦБ, попадая на счета коммерческих банков в ЦБ, увеличивают денежную базу, а следовательно, и предложение денег. Однако в отличие
от операций на открытом рынке в данном случае нельзя точно оценить, как сильно изменится денежная база.
Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Решение о займе в ЦБ принимает не ЦБ, а коммерческие банки, которые только ориентируются на ставку рефинансирования. Изменение учетной ставки ЦБ стоит рассматривать скорее как индикатор политики ЦБ. Но в этом случае нельзя сказать, насколько быстро другие процентные ставки отреагируют на ее изменение. Скорость изменения остальных процентных ставок зависит от конкуренции на финансовом рынке и быстроты адаптации участников денежного рынка к изменившимся условиям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 521.