Какая связь существует между бюджетным дефицитом и государственным долгом? Опасны ли эти явления для экономики страны? (Артемий)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают доходы. Дефицит государственного бюджета характерен на данный момент для многих стран.

Государственный долг - это сумма накопленных в стране за длительный период времени бюджетных дефицитов .

Различают:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям, частным лицам.

Внутренний долг - это долг государства своему населению.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга:

Государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны.

1. Государственный заём - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита;

2. Установить степень опасности размера дефицита бюджета, невозможно без тщательного анализа величины государственного долга.

3. Для оценки же величины государственного долга необходимо исследование изменения бюджетного дефицита.

4. Бюджетный дефицит и государственный долг могут влиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций, сокращение производства

5. «Нейтральность» бюджетного дефицита и гос. долга является следствием : снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.

Опасны ли эти явления для страны? – Да опасны, так как нарастание бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни населения, их зарплат. Как правило, дыры в бюджете заполняются заёмными средствами. Существуют внутренний долг – заём государства у крупных предприятий страны, что позволяет им практиковать лоббизм. Выплата процентов по внутреннему долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных облигаций сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения, происходит повышение ставок налога, Внешний долг – заём средств, товаров у других стран. Большой внешний долг понижает авторитет страны, заставляет страну-заёмщика платить огромные проценты в виде ценных ресурсов, денежных средств, сель-хоз товаров. С ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

 

74. Государственный долг. На какой фазе цикла лучше гасить государственный долг и почему? (Карина)

Государственный долг представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

75. В чем состоит проблема управления государственным долгом? (Карина)

76. Как стоит в настоящее время проблема государственного долга в России? (Карина)

Стратегические вопросы развития государственного долга РФ находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Оперативное управление государственным долгом РФ осуществляют Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также Центральный банк России, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты Министерства финансов Российской Федерации

 

В последнее время в России наблюдается тенденция к росту внутренних заимствований, что с одной стороны способствует сохранению капитала в стране, но с другой стороны, известно, что масштабные внутренние государственные заимствования приводят к вытеснению частных заемщиков с внутреннего рынка. В таких условиях компаниям и банкам становится труднее и дороже привлекать финансовые ресурсы на внутреннем рынке.

 

Особенностью долговой ситуации России является наличие значительных объемов квазисуверенной задолженности (долга в расширенном понимании – совокупного долга). Уровень совокупного суверенного внешнего долга в динамике на 01.01.2016 г. составил 515 млрд. долл., что может в кризисной ситуации потребовать масштабной государственной поддержки.

 

В настоящее время серьезными проблемами управления государственным долгом РФ являются: высокая стоимость государственных заимствований и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга; проблема рефинансирования государственной задолженности; необходимость увеличения государственной внутренней задолженности в условиях сокращения возможностей для заимствований за рубежом; снижение международного рейтинга России до уровня "ВВ+" с негативным прогнозом, т.е. верхней ступени "спекулятивного" уровня; условные обязательства бюджета, в том числе задолженность квазигосударственных компаний и банков, а также частных компаний и банков; непроизводительный характер долга.

Существующая в России система управления внешним долгом позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. Эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и прочие).

77. Дайте характеристику «встроенным стабилизаторам» в фискальной политике государства. (Карина)

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

 

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

 

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

 

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 928.