Благословение колива в праздники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершать гласное поминовение усопших, произносить заупокойные, в общем всегда скорбные молитвы, было бы несоответствующим праздничной радости. Но творить добрые дела в память усопших не только не возбраняется в праздники, но и весьма похваляется. К этому особенно приглашаются православные.

Богослужение молебных пений.

Виды молебных пений.

Молебные пения входят в состав любого богослужения. Но, по сло­жившейся традиции, молебным пением (или молебном) в собствен­ном смысле слова называется особое Богослужение, при котором Церковь обращается с молитвенным призывом ко Господу, Его Пречистой Матери или святым угодникам Божиим о ниспослании милости, либо благодарит Бога за получение благ. Молебны приурочиваются обычно к какому-нибудь событию в церковной жизни (храмовым праздникам, дням памяти святых), а также совершаются во времена радостных или тревожных со­бытий на жизни отечества, отдельной местности или церковной общины — победы над врагом, нашествия неприятелей, стихийных бедствий — засу­хи, ливневых дождей, неурожая, эпидемий и т.д. Молебны служат и по просьбе отдельных верующих в связи с, различными жизненными обстоя­тельствами, связанными со здоровьем того или иного члена церковной общины, началом какой-либо деятельности, путешествием и т.д.

Для верующего человека «даже мелкие подробности жизни, даже частные стороны ее подлежат особым освящениям, чтобы вся жизнь его, как сетью артерий, питалась благодатью», — говорит Павел Флоренский. Поэтому «всякое новое дело требует молитвы о нем, особливого ос­вящения своих начатков, выделении из себя некоей десятины: первины всякого дела приносятся Богу». Стремление одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению лежит в основе многообразия молебных пений, представленных в чинах, которые отличаются своеобразием, «высокой расчлененностью и конкрет­ностью» (Павел Флоренский). Последования и чины молебных пений изложены в Большом и Дополнительном Требниках, а также в отдельных книгах, именуемых «Последования молебных пений».

В молебных пениях Церковь освящает и благословляет:

1) стихии — воду, воздух, огонь и землю;

2) жилище и другие места обитания православных христиан — дом, монастырь, корабль, строящийся город;

3) пищу и предметы бытовой и хозяйственной деятельности — семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для лов­ли рыбы и проч.;

4) начало и завершение какой-либо деятельности — учебы, путешест­вий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т.д.;

5) духовное и телесное здоровье человека (молебен об исцелении больного).

Молебные пения по составу входящих в них молитвословий имеют между собой определенное сходство и различие. Сходство состоит в том, что они по своей литургической структуре близки к утрени. Различие ка­сается не только содержания и числа молитвословий, но связано также и с тем, что одни молебны совершаются с пением канона, другие без него, а третьи — без чтения Евангелия.

Каноны поются в последованиях молебных пений:

1) против супостатов, находящих на ны;

2) во время губительного поветрия;

3) во время бездождия;

4) во время безведрия.

Без канона совершаются молебны:

1) на Новый год;

2) при начале учения отроков;

3) за воинов во время брани против супостатов;

4) о недужных — многих или одном;

5) благодарственные:

а) о получении прошения;

б) о всяком благодеянии Божием;

в) в день Рождества Христова;

6) при благословении:

а) отправляющимся в путешествие;

б) хотящим плыть по водам;

7) возвышении панагии;

8) благословении пчел.

Без чтения Евангелия совершаются чины:

1) благословения водного судна ратного,

2) благословения нового корабля или лодки,

3) на копание кладезя и обретение воды,

4) благословения нового кладезя.

Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш» или возгласом «Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице», как при благодарственном молении. После возгласа поется «Царю Не­бесный» (а от Пасхи до Вознесения — «Христос воскресе», трижды), читаются Трисвятое по «Отче наш» и затем псалом, избранный в соот­ветствии с целью и предметом моления.

После Псалма в день Рождества Христова поется пророчество свя­того пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Иногда, как например в молебном пении о недужных, читается после псалма Символ деры.

Затем после псалма, или после пророчества Исаии, или после Сим­вола веры произносится Великая Ектения, в которую включаются проше­ния, относящиеся непосредственно к предмету моления. После ектении поется: «Бог Господь» и тропари.

За ними иногда сперва читается 50 псалом (при молебных пениях во время бездождия, безведрия, во время губительного поветрия), или псалом 120 «Возведох очи мои в гору...» (В чине благословения водного судна), и затем следует канон, если он положен на молебне. Припевы к тропарям канона обычно указываются наряду.

После 3-й песни канона бывает сугубая ектения «Помилуй нас, Боже». После 6-й песни произносится малая ектения и читается Еванге­лие, которое предваряется прокимном и другими молитвословиями, произ­носимыми обычно перед чтением Евангелия на утрени. В праздничные дни читается то Евангелие, которое читалось в этот день на утрени (исключая благодарственный молебен или молебен по какому-то особому случаю).

Иногда перед Евангелием читается Апостол, перед Апостолом мо­жет быть паремия (в день Рождества Христова).

Канон оканчивается пением «Достойно есть» или в праздник — ирмосом 9-й песни праздника.

Затем читается Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь и произ­носится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». Потом бывает возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...» и читается особая молитва, со-образная предмету моления или благодарения. Иногда она читается с ко­ленопреклонением.

После молитвы следует отпуст, который священник произносит, держа в руках крест.

Если молебен совершается без канона, то после пения «Бог Господь» и тропарей читаются Апостол и Евангелие. Иногда же перед Апостолом читается паремия. После Евангелия бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва. После нее поется великое словословие «Слава в вышних Богу» или «Тебе, Бога, хвалим». Диакон произносит: «Премудрость», священник: «Пресвятая Богородица, спаси нас» и далее все, как бывает перед отпус­том. После отпуста — возглашение многолетстврвания.

Молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов церковного и домашнего обихода, весьма просты. На них не положено чтение Евангелия. После начала, которым является иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое по «Отче наш», а иногда просто возглас священника «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы, соответствующие случаю. Молитва сопровожда­ется иерейским благословением и кроплением святой водой предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит вместе с тем и отпустом.

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного тем, что в нем преобладают пасхальные песнопения. После возгласа священника «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется «Христос воскресе...» (трижды) со сти­хирами «Да воскреснет Бог...», как на утрени и Литургии. Затем вместо тропаря поется ипакои «Предварившия утро...» Если же канон поется и святому, то перед этим ипакои поется тропарь святому. После 3-й и 6-й песен поется «Спаси от бед...», после 6-й песни поется еще кондак «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертие...» и икос Пасхи «Еже прежде солн­ца...» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», «Христос воскресе...» (трижды) и ипакои «Предварившия утро...», на.«Слава» — тропарь святому, на «И ныне» — кондак Пасхи «Аще и во гроб...» Затем следует ектения «Помилуй нас, Боже...» и вместо «Слава Тебе, Боже...» поют «Христос вос­кресе...» и отпуст.

Чинопоследование молебна общего (по Часослову с. 176)

I часть

«Благословен Бог наш...» Обычное начало

Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою...» «Бог Господь...» Тропари Псалом 50

II часть

Канон Пресвятой Богородице с ирмосом «Воду прошед...»

По 3-й песни: «Спаси от бед...»

Ектения: «Помилуй нас, Боже...»

Тропарь «Моление теплое...»

По 6-й песни: Ектения малая

Кондак: «Предстательство христиан...»

Прокимен: «Помяну имя Твое...»

Евангелие от Луки

Слава: «Молитвами Богородицы...»

И ныне: «Помилуй мя, Боже...»

«Не ввери мя человеческому предстательству...»

«Спаси, Боже, люди Твоя...»

По 9-й песни: «Достойно есть...»

Стихиры: «Высшую Небес...»

III часть

Трисвятое по «Отче наш...»

Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...»

Ектения: «Помилуй нас, Боже...»

Молитва к Пресвятой Богородице

Отпуст

 

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА СВЯЩЕННИКОМ

 

Священник освящает храм чрез положение (на престоле) антиминса со святыми мощами, освященного и присланного архиереем. А потому при освящении храма священником не совершается все то, что относится к освящению антиминса, вследствие этого и самый чин отличается большей краткостью и меньшей торжественностью. В остальном священнодействия при освящении храма священником, за немногими исключениями, — те же, какие бывают при освящении храма архиереем.

Особенности при освящении храма священником.

Священническое освящение храма отличается от архиерейского тем, что:

молитвы на утверждение престола, какие прочитаны архиереем при освящении антиминса, не читаются;

нижняя престольная одежда («срачица») обвязывается вервию (шнуром) вокруг престола просто, как поясом, а не крестообразно;

вокруг храма вместо мощей обносят антиминс; святые мощи не полагают под престол, но на нем полагают только антиминс.

По древней практике Русской Православной Церкви, перешедшей к нам из Греческой Церкви, при освящении храма священником престол и стены храма помазывались святым Миром, и только в Синодальный период, начиная с 1698 г. до 1903 г., это священнодействие запрещено было совершать священнику, считая, что совершать его имеет право только архиерей.

Но в начале XX в. (с 1903 г.) древняя практика освящения престола священником чрез помазание святым Миром вновь была восстановлена.

Накануне дня освящения, пред всенощным бдением, у местной иконы Спасителя священник ставит на столе дискос с освященным антиминсом, над которым поставляет звездицу, и все покрывает воздухом. Пред святым антиминсом возжигается лампада, которая должна гореть всю ночь.

В алтаре на особом столе у горнего места полагают кропило и камни для прибивания гвоздей и др. предметы, необходимые для освящения храма.

На середине храма поставляется стол, и на нем помещают священные предметы алтаря: одежды престола и жертвенника, священные сосуды, Евангелие, крест, святое Миро и стручец и др. (см. подробнее в Приложении).

Пред этим столом на двух аналоях кладут три освященные иконы: Спасителя, Божией Матери и храмовую.

Всенощное бдение совершается пред этими иконами на середине храма, а не в алтаре. (Царские врата и завеса закрыты.) Вся служба совершается обновлению и храму.

В самый день освящения храма совершается малое водоосвящение, после которого священники вносят святую воду и стол со свящ. предметами в алтарь через царские врата и ставят по правую сторону престола.

Участвующие в освящении храма священники должны быть одеты в полное священническое облачение, поверх которого надевают защитные запоны.

Внеся стол, закрывают царские врата, после чего приступают к освящению престола и храма.

Подобно архиерейскому освящению храма, чин освящения храма священником заключает в себе:

устройство престола (трапезы);

омовение его и помазание святым Миром;

облачение престола и жертвенника в одежды;

освящение всего храма;

перенесение антиминса и положение его на престол;

заключительная молитва и краткая лития.

Устройство престола.

После того как будет внесен в алтарь стол со свящ. предметами, царские врата и завеса закрываются. Священники берут верхнюю доску будущего престола, предстоятель кропит ее святой водою с обеих сторон, ничего при этом не произнося. Певцы начинают петь 144-й псалом. Доска устанавливается на столпах так, чтобы совпадали засверленные в ней и в столпах отверстия под гвозди.

В засверленные под гвозди отверстия вливается воскомастих и зачищается ножами. Певцы поют 22-й псалом. Также приносят четыре гвоздя и полагают их на трапезе. Предстоятель кропит их святой водою и вкладывает в отверстия на углах доски. Священнослужители, взяв четыре камня, забивают гвозди в столпы, прикрепляя таким образом трапезу к ее основанию.

Омовение и освящение престола.

На престол льют теплую воду, и священники растирают ее руками, а потом натирают трапезу мылом. Затем снова льют воду для смытия мыла и престол вытирают полотенцами. Предстоятель снова окропляет святой водою трапезу.[12]

После этого приносят красное вино, смешанное с розовою водою; предстоятель трижды крестообразно возливает на трапезу (на середину и по сторонам немного ниже середины). Священники вместе с предстоятелем растирают вино с родостамной по престолу и втирают его губками досуха. (Певцы поют 83-й псалом.)

Наконец, предстоятель помазывает престол святым Миром. (Певцы при этом поют 132-й псалом.) По древней практике, священник, освящая престол, помазывает крестообразно трапезу посередине и на четырех углах.[13] Диакон при каждом помазании говорит «Вонмем», а предстоятель на каждое помазание трижды произносит «Аллилуиа».

После этого совершается облачение престола и жертвенника в их одежды.

Предстоятель кропит святой водою нижнюю одежду престола (вне и изнутри), и надевают ее на престол; потом он окропляет шнур святой водою, и обвязывают им престол «просто» (Большой Требник), т. е. кругом престола — по кругу, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно предстоятель держит конец шнура в руке на верхнем правом углу престола (в месте выемки для шнура — на торце доски), а диакон опоясывает престол шнуром трижды, после чего завязывают узел у правого столпа престола (Дополнительный Требник). В это время читается 131-й псалом.

Затем при пении 92-го псалма надевается на престол окропленная святой водою верхняя одежда («инди?тия»). После этого на престол полагают, с окроплением святой водою, Евангелие, крест и дарохранительницу, и все покрывают пеленой.

Так же с окроплением святой водою надевают на жертвенник одежды, и на него, по освящении святой водою, ставятся священные сосуды и покровцы, и накрываются пеленою.

Освящение алтаря и всего храма.

Окончив облачение престола и жертвенника, все священники снимают запоны. Царские врата открывают, и предстоятель с двумя другими старшими священниками совершает освящение алтаря и всего храма. Настоятель в предшествии диакона со свечой кадит алтарь и весь храм; идущие за ним священники — один кропит святой водою алтарь и весь храм, а второй крестообразно помазывает Миром стены храма: над горним местом, над западными, южными и северными дверями храма. В это время певцы поют 25-й псалом.

После освящения храма, войдя в алтарь, предстоятель возжигает своими руками свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола. (До сего времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась).

Перенесение антиминса и положение его на престол.

В это время износят на середину храма запрестольный крест и хоругви. Священники берут Евангелие, крест и храмовую икону, диаконы — кадила; второй священник берет кропило. Предстоятель возглашает: «С миром изыдем». И исходят все священнослужители на середину храма (впереди младшие, как в крестном ходе). Хор идет за хоругвеносцами. Предстоятель, выйдя на солею, кадит антиминс, лежащий на дискосе пред иконою Спасителя, творит поклон, берет дискос с антиминсом на свою главу и следует за крестным ходом вокруг храма. Второй священник идет впереди крестного хода и кропит святой водою храм и людей. Диаконы же, периодически обращаясь, кадят антиминс, носимый предстоятелем на главе, а также кадят храм на южной, северной и западной его стороне.

Во время обхождения певцы поют тропари: «Иже на камени веры», «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже».

Когда крестный ход придет к западным дверям, певцы входят внутрь храма, и двери закрываются (или завешиваются завесой). Предстоятель снимает дискос с головы, поставляет его на столе пред церковными вратами и поклоняется мощам трижды. По углам стола горят четыре свечи. (Несущие Евангелие, крест, иконы и хоругви становятся за столом пред дверями лицом на запад.)

Предстоятель, стоя пред мощами (антиминсом) лицом к востоку, возглашает: «Благословен еси, Христе Боже наш…». Певцы (внутри храма): Аминь.

После этого предстоятель говорит: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». На эти слова певчие отвечают пением: «Кто есть сей Царь славы?»

Предстоятель, оставляя без ответа вопрошение певцов, читает молитвы входа (одну вслух, другую тайно).

После молитвы предстоятель отвечает на вопрос певцов: «Господь сил, Той есть Царь славы». Певцы повторяют вопрос: «Кто есть сей Царь славы?» Предстоятель вновь возглашает: «Господь сил, Той есть Царь славы». После чего, взяв дискос, благословляет (двери) крестообразно дискосом с лежащим на нем антиминсом, — двери отверзаются, и все входят в храм при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепие».

Предстоятель со всеми священнослужителями входит в алтарь и полагает на престоле антиминс, на нем полагает Святое Евангелие и, покадив, читает молитву с коленопреклонением. (Диакон возглашает: «Паки и паки приклонше колена».)

После молитвы диакон произносит малую ектению: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже», а священник произносит особый возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и на святых, о Тебе пострадавших, честных мученицех почиваеши…»

После возгласа предстоятель, взяв крест, выходит с собором священнослужителей на середину храма. Диакон, став пред ними, возглашает: «Господу помолимся, рцем вси», и кадит крест. Певцы (и народ): «Господи, помилуй» (3 раза). Предстоятель же осеняет крестом трижды на восток. Затем по тому же чину осеняет по трижды на запад, на юг и на север. После этого не бывает отпуста и многолетствования; предстоятель и священнослужители (а затем и народ) целуют крест с окроплением святой водою. Затем читают часы, и служится Божественная литургия.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 275.