1980 McBrien, 2:1150–1155
Другие работы
Beckwith, R. Т. "Purgatory". In NDT, p. 549–550.
Blamires, Harry. Knowing the Truth About Heaven and Hell. Knowing the Truth Series, eds. J. 1. Packer and Peter Kreeft. Ann Arbor: Servant, 1988.
Buis, Harry. The Doctrine of Eternal Punishment. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1957.
Cameron, Nigel M. de S., ed. Universalism and the Doctrine of Hell. Carlisle, U. K.: Paternoster, and Grand Rapids: Baker, 1992.
Crockett, William V., Z. J. Hayes, Clark H. Pinnock, and John F. Walvoord. Four Views on Hell. Grand Rapids: Zondervan, 1992.
Gerstner, John H. Repent or Perish. Ligonier, Pa.: Soli Deo Gloria, 1990.
Helm, Paul. "Universalism and the Threat of Hell". TrinJ vol. 4 N. S., No. 1 (Spring 1983): 35–43.
Hoekema, Anthony A. The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 253–273.
Hubbard, D. A. "Last Judgment, The". In EDT, pp. 620, 621.
Martin, James P. The Last Judgment. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.
Morris, L. "Eternal Punishment". In EDT, pp. 369, 370.
O'Donovan, О. M. T, and R. J. Song. "Punishment". In NDT, pp. 547–549.
Packer, J. I. "Evangelicals and the Way of Salvation: New Challenges to the Gospel — Universalism and Justification by Faith". In Evangelical Affirmations. Ed. Kenneth S. Kantzer and Carl F. H. Henry. Grand Rapids: Zondervan, 1990, pp. 107–136.
Travis, S. H. "Judgment of God". In NDT, p. 358.
Отрывок для запоминания
Отк. 20:11–13:
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
ГЛАВА 56. Новое небо и новая земля
Что такое небо? Место ли это? Каким образом будет обновлена земля? Какой будет жизнь на новом небе и новой земле?
Объяснение и обоснование в Писании
А. Мы вечно будем жить с Богом на новом небе и на новой земле
После суда верующие войдут в состояние полного наслаждения жизнью в присутствии Бога на вечные времена. Иисус скажет нам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Мы войдем в Царство, где «ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Отк. 22:3).
Ссылаясь на этот стих, христиане часто говорят, что они вечно будут жить с Богом «на небе». Однако библейское учение богаче: оно говорит нам, что там будут новое небо и новая земля — полностью обновленное творение — и мы будем жить там с Богом.
Господь дает обетование через Исайю: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы» (Ис. 65:17), и говорит о «новом небе и новой земле», которые Он сотворит (Ис. 66:22). Петр говорит: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13, курсив мой. — У. Г.). В описании своего видения тех событий, которые произойдут после суда, Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Отк. 21:1, курсив мой. — У. Г.). Он продолжает, и говорит, что произойдет нечто, что сделает равными небо и землю, так как он видит святой город, «новый Иерусалим», сходящий «от Бога с неба» (Отк. 21:1), и слышит голос, объявляющий, что «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (ст. 3). Итак, в этом новом творении произойдет соединение земли и неба, и там мы будем жить в присутствии Бога.
1. Что такое небо? В современную эпоху то место, где пребывает Бог, в Писании часто называется «небом». Господь говорит: «Небо — престол Мой» (Ис. 66:1), а Иисус учит нас молиться: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9). Иисус, «восшед на небо, пребывает одесную Бога» (1 Пет. 3:22). Итак, понятие «небо» можно определить следующим образом: небо — это то место, в котором Бог наиболее полно являет Свое присутствие для благословения.
Ранее мы рассматривали вопрос о том, каким образом Бог присутствует всюду[1299], и, в частности, как в некоторых местах Он являет свое присутствие для благословения. Величайшее проявление присутствия Божьего для благословения происходит на небе, где Он являет Свою славу и где ангелы, прочие небесные существа и спасенные святые поклоняются Ему.
2. Небо — это определенное место, а не просто состояние разума. Однако кто–то может спросить, каким образом можно соединить небо и землю? Ясно, что земля — это место, которое расположено на определенном участке нашего мира, существующего в пространстве и времени, но вероятно ли помыслить о небе как о месте, которое может быть соединено с землей?
Представление о небе как об определенном месте часто отрицается, в основном потому, что его существование подтверждается только свидетельством Писания. В последнее время даже некоторые евангельские исследователи очень неуверенно говорили о том, что небо — это определенное место[1300]. Можно ли отрицать, что небо — это реальное место, лишь на том основании, что мы о нем знаем только из Библии и не можем исследовать его опытным путем?
Новый Завет ясно и неоднократно учит о том, что небо расположено в определенном месте. Когда Иисус вознесся на небо, тот факт, что Он отправился в определенное место, похоже, составляет основную суть повествования. Кроме того, Иисус хотел, чтобы Его ученики именно так восприняли Его вознесение, когда Он постепенно возносился, все еще говоря с ними: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9; ср. с Лк. 24:51: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них»). Ангелы воскликнули: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Трудно яснее представить учение о том, что Иисус вознесся в некое место.
Тот же самый вывод можно сделать из повествования о смерти Стефана. Перед тем, как его побили камнями, он, «будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55,56). Он увидел не просто символы некоего состояния. Похоже, его глазам открылось то духовное измерение реальности, которое Бог скрыл от нас в этом веке, то измерение, которое тем не менее существует в нашем мире пространства и времени и в котором Иисус ныне живет в Своем воскрешенном теле, ожидая времени, когда Он возвратится на землю[1301]. Кроме того, тот факт, что мы обретем воскрешенные тела, подобные воскрешенному телу Христа, указывает нам, что небо — это место, где мы в этих физических телах (ставших совершенными, не подверженными слабости и старению)[1302] будем населять определенное место в определенное время, как ныне Иисус в Его воскрешенном теле.
Представление о небе, как об определенном месте, в первую очередь базируется на обетовании Иисуса: «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14:2, курсив мой. — У. Г.). Он совершенно определенно говорит о том, что уходит из этого Своего существования обратно к Отцу, а затем снова вернется: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:3, курсив мой. — У Г.).
Эти тексты подводят нас к выводу, что даже сейчас небо — это определенное место, хотя его расположение ныне нам неизвестно и мы не можем воспринять его нашими чувствами. Это место, в котором пребывает Бог и которое после суда будет каким–то образом обновлено и соединено с обновленной землей.
3. Физическое творение будет обновлено, и мы будем продолжать существовать и действовать в нем. Помимо нового неба Бог сотворит «новую землю» (2 Пет. 3:13; Отк. 21:1). Многие отрывки из Писания указывают на то, что физическое творение будет значительно изменено: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19—21, курсив мой. — У. Г.).
Однако возникает вопрос, будет ли земля просто обновлена, или же полностью разрушена и заменена новой землей, заново сотворенной Богом? Похоже, что в некоторых местах Писания говорится о совершенно новом творении. Автор Послания к Евреям (цитируя Псалом 101) говорит о небе и земле: «Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» (Евр. 1:11,12). Далее он говорит о Божьем обетовании: «Еще раз поколеблю не только землю, но и небо», и это означает «изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр. 12:26,27). Петр говорит: «Придет же день Господень, как тать ночью и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10, курсив мой. — У. Г.). Схожее описание есть и в Откровении, где Иоанн говорит: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Отк. 20:11). Более того, Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1).
В протестантском мире существует разногласие по вопросу о том, будет ли земля полностью разрушена и заменена, или просто обновлена. Беркхоф говорит, что богословы–лютеране подчеркивают тот факт, что творение будет совершенно новым, тогда как богословы–реформаты особое значение придают тем стихам, в которых говорится о том, что творение будет просто обновлено[1303]. Процитированные выше отрывки, повествующие о том, что земля будет потрясена и что прежняя земля «прейдет», могут повествовать просто о земле в том виде, в каком она существует сейчас, а не о земле вообще. Даже во 2 Пет. 3:10, где говорится о разрушении стихий и о том, что земля и все пребывающие на ней дела сгорят, возможно, имеется в виду земля не как планета, а скорее как то, что находится на поверхности земли (т. е. большая часть почвы и то, что на ней расположено).
4. Наши воскрешенные тела будут частью обновленного творения. На новом небе и новой земле будет место и возможность для занятий в наших воскрешенных телах, которые никогда не состарятся и не станут слабыми или больными. В пользу этой точки зрения свидетельствует убедительный аргумент, гласящий, что первоначальное физическое творение было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Поэтому в физическом мире не содержится ничего наследственно–греховного, злого или «недуховного», то же самое можно сказать и о творении, которое Бог облек в физическую форму, и о наших телах, в которых Он нас сотворил. Хотя все это было нарушено и повреждено грехом, Бог не уничтожит физический мир полностью (что свидетельствовало бы о том, что грех расстроил и нарушил планы Бога), Он просто сделает совершенным все творение и приведет его в гармонию с теми целями, для которых оно было первоначально создано. Поэтому мы можем ожидать, что на новом небе и на новой земле возникнет полностью совершенная земля, которая вновь будет «хороша весьма». Мы можем ожидать также, что наши физические тела снова станут «хороши весьма» в очах Божьих, и они будут содействовать исполнению тех целей, ради которых человек первоначально и был помещен на землю.
Когда автор Послания к Евреям говорит, что мы «еще» не видим, что все покорено человеку (Евр. 2:8), он подразумевает, что в будущем все будет нам подчинено, ради царственности человека Иисуса Христа (отметим ст. 9: «За претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус»). Это будет исполнением первоначального плана Бога, который состоял в том, что все должно быть подчинено человеческим существам, которых Он сотворил[1304]. В этом смысле мы будем «наследовать землю» (Мф. 5:5) и править ею, как того изначально и хотел Бог.
Поэтому нас не должно удивлять, что в некоторых описаниях жизни на небесах мы видим черты, очень схожие с физическим или материальным творением Бога. Мы будем пить и есть на брачной вечере Агнца (Отк. 19:9). Иисус будет вновь пить вино со Своими учениками в Царстве Небесном (Лк. 22:18). «Река воды жизни» будет течь «от престола Бога и Агнца… среди улицы его» (Отк. 22:1, курсив мой. — У. Г.). Нет никаких причин утверждать, что все эти выражения сугубо символические, без какого бы то ни было буквального значения. Разве в плане Божьем символические пиры, символическое вино, символические реки и деревья в каком–либо смысле более возвышенны, чем реальные пиры, реальное вино и реальные реки и деревья? Эти вещи — просто одна из прекрасных черт совершенства и благости физического творения, созданного Богом.
Конечно, в Книге Откровение есть символические описания, и мы не сможем абсолютно во всех случаях точно установить, что следует понимать буквально, а что — символически. Однако нетрудно представить себе, что описание небесного города с воротами и стеной и с основаниями — это описание чего–то буквального и реального, «великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию: светило его подобно драгоценнейшему камню» (Отк. 21:10,11). «Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. <…> …И цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:21—26).
Хотя мы можем испытывать определенную неуверенность в отношении тех или иных деталей, мы не вступили бы в противоречие с текстом, если бы сказали, что на новом небе и на новой земле мы будем есть и пить, а также осуществлять другие физические действия. В Откровении, в описании неба, огромную роль играет музыка, и мы можем предположить, что там музыка и искусство будут прославлять Бога. Возможно, люди будут трудиться над целым рядом всевозможных исследований по технологическому, творческому развитию творения, показывая таким образом всю полноту совершенства их творения по образу Божьему.
Более того, поскольку Бог бесконечен и мы никогда не сможем постигнуть всю полноту Его величия (Пс. 144:3) и поскольку мы являемся конечным творением, которое никогда не сравнится в познании с Богом[1305], мы можем ожидать, что во всей вечности будем продолжать изучать Бога и Его отношения с творением. Так мы продолжим процесс изучения, который начали в этой жизни, ведь «поступать достойно Бога» — значит жить, постоянно «возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10).
5. Новое творение не будет «вневременным», а будет состоять из бесконечной последовательности мгновений. Хотя в известном гимне и поется о времени, когда «труба Господня прозвучит, и времени не будет больше», Писание не подтверждает подобного представления. Несомненно, что небесный город, освещаемый славой Божьей (Отк. 21:23), никогда не будет погружен во тьму или ночь: «Ночи там не будет» (Отк. 21:25). Однако это не означает, что небо — это такое место, где нет времени или что там невозможно сделать нечто после чего–то другого. И действительно, описания небесного поклонения в Откровении состоят из слов, которые произносятся друг за другом в связных предложениях, а действия производятся в определенной последовательности (напр., пред престолом Божьим падают старцы, и «поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои»; Отк. 4:10). Когда мы читаем о том, как «цари земные… принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:24—26), мы видим действие, которое предполагает последовательность событий, которые происходят одно после другого. Это, несомненно, следует также из того факта, что древо жизни, приносящее двенадцать видов плодов, дает «на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:2, курсив мой. — У. Г.). (О тексте Отк. 10:6 см. в гл. 10.)
Поскольку мы существа конечные, то можно ожидать, что мы всегда будем жить в последовательности мгновений. Как мы никогда не достигнем Божьего всезнания или вездесущности, так и вечности Бога, в смысле равного восприятия всего времени, жизни вне последовательности мгновений, вне ограничения временем. Мы являемся конечными существами, которые будут жить в бесконечной последовательности мгновений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.