И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие
(Мк. 13:10; ср.: Мф. 24:14).
Великая скорбь
Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней
(Мк. 13:7,8; ср.: Мф. 24:15—22; Лк. 21:20–24).
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни
(Мк. 13:19,20).
Лжепророки, свершающие чудеса
…Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных
(Мк. 13:22; ср.: Мф. 24:23,24).
Знамения на небесах
…В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою
(Мк. 13:24,25; ср.: Мф. 24:29,30; Лк. 21:25–27).
5) Пришествие человека греха и отступление. Павел пишет фессалоникийцам, что Христос не придет, пока не явится человек греха и пока при своем возвращении Господь не уничтожит его. Этого «человека греха» иногда отождествляют со зверем из Отк. 13, а иногда называют антихристом, последнего и наихудшего из «антихристов», упомянутых в 1 Ин. 2:18. Павел пишет:
…О пришествии Господа нашего Иисуса Христа… <…> …День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. <…> И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения
(2 Фес. 2:1—10).
6) Спасение Израиля. Павел говорит о том, что многие евреи не уверовали в Христа, но он говорит также, что в будущем большое количество евреев будет спасено:
Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их
(Рим. 11:12)[1226].
Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется…
(Рим. 11:25,26).
7) Выводы о знамениях, предшествующих возвращению Христа. Все эти отрывки в совокупности весьма убедительны, и, как мы упомянули выше, многие христиане решили, что Христос просто не может прийти в любой момент[1227]. Просматривая список знамений, приведенный выше, можно понять: не требуется много аргументов, чтобы доказать, что большинство из них, или даже все, еще не произошли. По крайней мере, такое впечатление создается при первом прочтении этих отрывков[1228].
3. Возможные решения. Каким образом мы могли бы согласовать те отрывки, которые призывают нас быть готовыми к внезапному возвращению Христа, с отрывками, в которых говорится, что, прежде чем возвратится Христос, произойдет несколько важных видимых явлений? Предлагалось несколько решений.
Первое решение заключается в утверждении, что Христос не может прийти в любое время. Такой точки зрения придерживается Беркхоф, как это видно из приведенной выше цитаты. Какое время требуется для возвращения Христа, зависит от мнения о том, сколько времени нужно для исполнения знамений, таких, как проповедь Евангелия всем народам, приход скорби и собрание полного числа евреев к спасению.
Такая точка зрения вызывает два затруднения. Во–первых, она не учитывает предостережения, данные нам Иисусом, о том, что мы должны бодрствовать и что Он придет тогда, когда мы не будем этого ожидать. Какой смысл в предупреждении о том, чтобы люди были готовы к возвращению Христа в любое время, если мы знаем, что этого не может произойти в течение многих лет? Те, кто придерживается этой точки зрения, преуменьшают или отрицают значимость бодрствования и готовности к приходу Иисуса, и результат таков, каким Иисус не хотел бы его видеть, давая эти предостережения.
Во–вторых, сторонники этой точки зрения воспринимают знамения совсем не так, как их понимал Иисус. Знамения даются таким образом, что, когда мы видим их, они усиливают наше ожидание возвращения Христа. Иисус сказал: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28, курсив мой. — У. Г.). Нам также дано предостережение о том, что мы можем отпасть и последовать за ложными мессиями: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. <…> Тогда, если кто вам скажет:,, вот, здесь Христос", или: „вот, там", — не верьте» (Мк. 13:5,6,21). Итак, знаки даны для того, чтобы христиане не удивлялись всем этим великим событиям; чтобы подтвердить, что Бог все знает заранее; и чтобы удержать их от увлечения ложными мессиями, приходящими не так драматично, как Иисус, явление Которого будет видимым образом и во всемирном масштабе. Но знаки даны не для того, чтобы мы думали, что Иисус не придет еще в течение нескольких лет. Нет никаких указаний на то, что Иисус дал эти знамения для того, чтобы у христиан было основание не бодрствовать и не готовиться к Его возвращению или чтобы они не ожидали Его возвращения в любое время! Истолковывать знамения, предшествующие возвращению Христа, таким образом (как это делает Беркхоф, напр.) — значит истолковывать их вопреки тому, к чему стремился Иисус. Поэтому мнение о том, что Христос не может возвратиться в любое время, не кажется убедительным.
Другое решение этой проблемы заключается в утверждении, что Христос действительно может возвратиться в любое время, и в попытках тем или иным образом согласовать эти отрывки.
1) Согласовать их можно, например, следующим образом: предположить, что Новый Завет говорит о двух различных возвращениях Христа или двух вторых пришествиях Христа[1229], а именно о тайном пришествии, во время которого Христос забирает христиан из мира (пришествие «за Его святыми»), и о пришествии, которое произойдет после семи лет скорби, т. е. о видимом, явном, торжествующем пришествии (пришествии «со святыми»), во время которого Христос явится для того, чтобы править землей. За этот семилетний период все те знамения, которые еще не исполнились (великая скорбь, лжепророки с их чудесами, антихрист, спасение Израиля и знамения на небесах), исполнятся. Следовательно, нет никакого противоречия между ожиданием пришествия, которое может произойти «в любой момент» и осознанием того факта, что более позднему пришествию будут предшествовать многие знамения[1230].
Проблема этого решения заключается в том, что из отрывков, предсказывающих возвращение Христа, трудно вывести мысль о двух отдельных возвращениях. Однако мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе, где будем анализировать взгляд премилленариев на возвращение Христа с целью восхищения христиан до наступления скорби. Следует отметить также, что этот подход возник недавно, что он не был известен в истории Церкви до тех пор, пока в прошлом веке не был предложен Джоном Нельсоном Дарби (John Nelson Darby, 1800—1882). Нам не следует полагать, что подобное разрешение несогласованности приведенных выше отрывков не является единственно возможным.
2) Другое решение заключается в предположении о том, что все знамения уже исполнились и поэтому Христос действительно может прийти в любой момент. С этой точки зрения, возможное исполнение знамений заключается, судя по всему, в событиях истории ранней церкви, происшедших в I в. Можно сказать, что в определенном смысле Евангелие действительно было проповедано всем народам; что возникли лжепророки, которые противились Евангелию; что была великая скорбь, которую христиане претерпели, испытав гонения нескольких римских императоров; что сыном погибели на самом деле был император Нерон, а полное число евреев, предназначенных к спасению, собралось постепенно, в ходе истории Церкви, ведь сам Павел приводит себя в пример начала этого процесса (Рим. 11:1). В следующей главе мы рассмотрим более подробно этот взгляд, а здесь просто отметим, что многие люди не сочли эту точку зрения убедительной, поскольку знамения, о которых идет речь, кажутся им событиями более значительными, чем те, которые имели место в I в.
3) Есть и другая возможность согласовать эти отрывки. Можно предположить, что, возможно, знамения уже исполнились, хотя это и маловероятно, но мы не можем точно знать, все ли знамения исполнились. Такая точка зрения учитывает главнейшую цель появления знамений и тот факт, что нам не следует знать, когда возвратится Христос. Что касается знамений, то их главнейшая цель — усилить наше желание возвращения Христа. Поэтому, когда мы видим что–либо, сходное с этими знамениями, наше желание возвращения Христа становится более живым и сильным. Что же касается повеления бодрствовать и быть готовыми к возвращению Иисуса, то сторонники этой точки зрения могут сказать, что Христос мог бы возвратиться в любое время (так как мы не уверены, что все знамения исполнились), а потому мы должны бодрствовать, даже если мы не думаем, что Иисус может возвратиться в ближайшее время (так как складывается впечатление, что еще не все знамения исполнились). И наконец, сторонники этой точки зрения согласны, что мы не можем знать, когда именно возвратится Христос, и что Он возвратится тогда, когда мы не будем Его ожидать.
Но возможно ли, что эти знамения уже исполнились? Мы можем рассмотреть их по порядку. В каждом случае наш вывод будет таков: возможно, хотя и маловероятно, что это знамение уже исполнилось.
1) Проповедь Евангелия всем народам. Было ли Евангелие проповедано всем народам? Вероятно, нет, ведь есть много языковых групп и племен, которые еще не слышали Благую весть. Поэтому маловероятно, что это знамение уже исполнилось. Однако Павел говорит в Послании к Колоссянам о всемирном распространении Евангелия: «Вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает» (Кол. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также: «Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23, курсив мой. — У. Г.). В этих стихах он, безусловно, не подразумевает, что все живое творение слышало Благую весть. Он имеет в виду, что она начала распространяться по миру, и, таким образом, Евангелие было проповедано всему миру или всем народам[1231]. Поэтому, хотя это и маловероятно, но все же возможно, что это знамение первично исполнилось в I в., а затем в большем масштабе исполнялось еще несколько раз.
2) Великая скорбь. Похоже, что Писание указывает на период страданий гораздо более значительных, чем те, что уже происходили на земле. Однако следует помнить, что многие люди предостережение Иисуса о великой скорби относили к осаде Иерусалима римлянами во время Иудейской войны 66—70 гг. н. э.[1232]Страдания, связанные с этой войной, были действительно ужасны и могли быть именно тем, что Иисус предсказывал, когда говорил о великой скорби. Начиная с I в. в истории было много периодов жестоких гонений на христиан, и даже в нашем веке гонения имели место в разных частях планеты: христиан преследовали в бывшем Советском Союзе, в коммунистическом Китае и в исламских странах. Трудно было бы убедить тысячи христиан нашего времени, десятилетиями преследовавшихся за веру на огромных территориях, что эта великая скорбь еще не пришла. Они в течение долгих лет молились о том, чтобы Христос возвратился и избавил их от той скорби, которую они переносили.
И вновь, хотя мы и можем думать, что слова Иисуса указывают на еще большие преследования в будущем, трудно быть в этом абсолютно уверенным. Кажется, уместно было бы считать — хотя это и маловероятно, но возможно, — что предсказание о великой скорби уже исполнилось.
3) Лжехристы и лжепророки. Что касается ложных мессий и лжепророков, творящих чудеса и знамения, то любой миссионер, работавший среди народов, занимающихся колдовством, засвидетельствует, что «чудеса и знамения» часто совершались силой бесов, для того чтобы противодействовать распространению Евангелия. Несомненно, бесовские чудеса и ложные знамения происходили в течение столетий, по крайней мере, с тех времен, когда египетские чародеи при дворе фараона произвели ложные знамения в противоположность чудесам Моисея (Исх. 7:11; 8:7; ср.: Деян. 8:9—11). Подобные ложные чудеса, в какой бы форме они ни происходили, чаще всего сопровождаются ложными религиями, соблазняющими большое количество людей (руководители таких групп могут быть названы ложными мессиями или лжепророками). Похоже, что слова Иисуса предсказывают гораздо большее проявление подобных деяний во времена, непосредственно предшествующие Его возвращению, но вновь следует сказать, что трудно быть уверенным в том, что так оно и будет. Правильнее всего было бы считать — что маловероятно, но все же возможно, — что это знамение уже исполнилось.
4) Чудесные знамения на небесах. Появление чудесных знамений на небесах — это, вероятнее всего, еще не исполнилось. Конечно, имели место затмения солнца и луны, появлялись кометы, и так происходило с самого сотворения мира. Но Иисус говорит о чем–то значительно более масштабном: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29, курсив мой. — У. Г. ). Франс пытается доказать, что это символический язык, отсылающий к разрушению Иерусалима и к суду Божьему над ним[1233]. Но тогда он должен полагать, что Ис. 13:10 (на эти слова, судя по всему, указывается в Мф. 24:29) — это также не более чем символический язык, повествующий о падении Вавилона. Хотя гораздо более вероятно, что как Ис. 13:10, так и Мф. 24:29 повествуют о событиях, которые еще только произойдут в будущем — когда звезды буквально упадут с неба, а солнце и луна погаснут; уместным преддверием к этим событиям будут потрясения земли и неба и космические разрушения, и произойдет это после возвращения Христа (см.: Евр. 1:10–12; 12:27; 2 Пет. 3:10,11). Более того, очень важно, что за описанием космических событий в Мф. 24:29 следует описание «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (ст. 30)[1234]. Учитывая эти факты, трудно согласиться с тем, что описание падения звезд с неба и помрачения солнца и луны — это всего лишь символический язык. Правильнее было бы рассматривать эти описания как буквальные знамения, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа и которые относятся к другой категории, в отличие от прочих знамений, так как вполне очевидно, что они еще не были явлены. Тем не менее эти события могут произойти очень быстро — всего за несколько минут или, самое большее, за час или два — и сразу же после этого возвратится Христос. Эти знамения не убеждают нас в том, что нам следует отрицать тот факт, что Христос может возвратиться в любое время.
5) Пришествие человека греха. Уже не раз совершались попытки идентифицировать человека греха («антихриста») с историческими фигурами, обладавшими огромной властью, которые сеяли смерть и разорение среди народов. Древнеримские императоры Домициан и Нерон жестоко преследовали христиан, и о них обоих полагали, что это и есть антихрист. (Многие римские императоры, в том числе и эти двое, провозглашали себя божествами и требовали поклонения себе.) В недавнее время антихристом чаще всего считали Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. С другой стороны, многие протестанты, начиная с эпохи Реформации, в особенности те, кто терпел гонения от католической церкви, считали антихристом того или иного папу.
Однако все эти предположения оказались неверными[1235], и, судя по всему, в мир явится еще худший «человек греха», который принесет на землю страшные гонения и страдания, и победит его лишь Иисус, когда возвратится. Однако зло, свершенное всеми прочими из упомянутых правителей, было столь велико, что, по крайней мере тогда, когда они находились у власти, невозможно было быть уверенным, что «человек греха», о котором говорится в гл. 2 Второго послания к Фессалоникийцам, еще не явился[1236]. И вновь мы можем сказать: маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось.
6) Спасение Израиля. Что касается спасения полноты Израиля, то следует вновь отметить, что Рим. 9—11, судя по всему, указывает на то, что в будущем произойдет массовое соединение еврейского народа, когда он примет Иисуса в качестве Мессии. Однако у нас нет уверенности в том, что Рим. 9— 11 предсказывает именно это, и многие исследователи считают, что в будущем не произойдет никакого соединения еврейского народа, превосходящего то, что мы уже видели в истории Церкви, так как Павел приводит себя в качестве первого примера этого соединения (Рим. 11:1,2). И вновь мы можем сказать, что маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось.
7) Заключение. За исключением знамений на небесах, маловероятно, но возможно, что все остальные знамения уже свершились. Более того, единственное знамение, которое, как представляется, безусловно не совершилось, — помрачение солнца и луны и падение звезд — может произойти за несколько минут, и поэтому правильно было бы говорить, что теперь Христос может возвратиться в любой час дня или ночи. Итак, не похоже, но безусловно вероятно, что Христос может возвратиться в любое время.
Однако согласуется ли такая точка зрения с предостережением бодрствовать, потому что Христос возвратится тогда, когда мы не будем Его ждать? Можно ли быть готовым к чему–либо, если мы сомневаемся, что это может произойти? Безусловно, да. Каждый, кто пристегивает ремень безопасности, садясь за руль машины, приобретает автомобильную страховку, другими словами, готовится к происшествию, которое рассматривает как маловероятное[1237]. Сходным образом, вполне можно воспринимать всерьез предостережения о том, что Иисус может прийти, когда мы не ждем Его, и тем не менее говорить, что знамения, предшествующие Его пришествию, вероятно, свершатся в будущем.
В этом мнении есть положительные духовные моменты, поскольку мы живем христианской жизнью в быстро меняющемся мире. В приливах и отливах мировой истории мы иногда видим события, которые могли бы быть окончательным исполнением некоторых из этих знамений. Они происходят, а затем забываются. В самые тяжелые дни Второй мировой войны казалось очень вероятным, что Гитлер — это антихрист. Во времена гонений на церковь кажется очень вероятным, что христиане находятся посреди великой скорби. Когда мы слышим о землетрясениях и о голоде, мы гадаем, не близко ли уже пришествие Христа. Затем эти события проходят, мировые лидеры уходят с политической арены, и линия событий, ведущая к концу века сего, кажется на некоторое время прервавшейся. Но вот на общей мировой сцене возникает новая волна событий, и вновь наше ожидание возвращения Христа усиливается. С каждой последующей «волной» событий мы не знаем, какая из них окажется последней. И это хорошо, потому что Бог не хочет, чтобы мы знали об этом. Он просто хочет, чтобы мы желали возвращения Христа и ожидали его в любое время. В духовном плане для нас опасно утверждать, что эти знамения еще не исполнились, но неразумно и утверждать, что эти знамения уже исполнились. Однако самым точным соответствием новозаветному отношению к возвращению Христа было бы говорить, что мы не знаем точно, произошли ли уже эти события. В таком отношении к пришествию сочетаются разумная экзегетика, ожидание возвращения Христа и определенная степень смирения относительно нашего знания.
И, если Христос возвратится внезапно, у нас не будет искушения сказать, что то или иное знамение еще не свершилось. Мы просто будем готовы поприветствовать Его, когда Он возвратится. И если нам предстоят еще великие страдания, если мы видим сильное противодействие Евангелию, массовое возрождение в среде еврейского народа, значительный прогресс в проповеди Евангелия по всему миру и даже знамения на небесах, то мы не впадем в отчаяние, потому что будем помнить слова Иисуса:« Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
Вопросы для самостоятельной работы
1. До того, как вы прочитали эту главу, считали ли вы, что Иисус может прийти в любой час? Как это влияло на вашу христианскую жизнь? Что вы теперь думаете об этом? Если ваша точка зрения изменилась, то какое, по вашему мнению, это окажет влияние на вашу жизнь?
2. Как вы думаете, почему Иисус решил на время оставить мир, а затем возвратиться? Почему Он не остался на земле после Своего воскресения и не стал Сам проповедовать Евангелие по всему миру?
3. Теперь вы желаете возвращения Христа? Прежде вы больше желали этого? Если вы не очень стремитесь к возвращению Христа, то, как вы думаете, что в вашей жизни мешает этому стремлению?
4. Вы когда–либо откладывали долгосрочный проект потому, что считали, что время второго пришествия приблизилось? Есть у вас сейчас подобные сомнения? Если да, то считаете ли вы, что они оказывают негативное влияние на вашу жизнь?
5. Вы готовы к возвращению Христа сегодня? Если бы вы знали, что Он возвратится через 24 часа, то какие ситуации или взаимоотношения вы хотели бы исправить за это время? Что, по вашему мнению, означает повеление «бодрствовать»? Должны ли мы исправить что–то в нашей жизни сейчас, даже если считаем, что возвращение Христа сегодня маловероятно?
Специальные термины
второе пришествие Христа
личная эсхатология
маранафа
общая эсхатология
парусия
скоро
эсхатология
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.