Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien 2:1086–1088

Другие работы

Baker, J. P. "Gifts of the Spirit". In NDT, pp. 269–271.

Bennett, Dennis and Rita. The Holy Spirit and You. Plainfield, N. J.: Logos, 1971. (Харизматы.)

Blue, Ken. Authority to Heal. Downers Grove, 111.: Inter–Varsity Press, 1987.

Bridge, Donald. Signs and Wonders Today. Leicester: Inter–Varsity Press, 1985. (Харизматы.)

Bridge, Donald, and David Phypers. Spiritual Gifts in the Church. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1973. (Харизматы.)

Budgen, Victor. The Charismatics and the Word of God. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1985. (Цессационисты.)

Carson, D. A. Showing the Spirit: A Theological Exposition of 1 Corinthians 12—14. Grand Rapids: Baker, 1987.

Chantry, Walter J. Signs of the Apostles. 2d ed. Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976. (Цессационисты.)

Clements, Roy. Word and Spirit: The Bible and the Gift of Prophecy Today. Leicester UCCF Booklets, 1986.

Deere, Jack. Surprised by the Power of the Holy Spirit: A Former Dallas Seminary Professor Discovers That God Still Speaks and Heals Today. Grand Rapids: Zondervan, 1993. (Это самое взвешенное и убедительное исследование, направленное против цессационистской точки зрения, которое мне когда–то доводилось читать.)

Edgar, Thomas. "The Cessation of the Sign Gifts". In BibSac 145:180 (Oct. — Dec. 1988), pp. 371–286. (Цессационисты.)

Ellis, E. E. "Prophecy, Theology of. In NDT, pp. 537, 538.

Farnell F. David. "The Current Debate About New Testament Prophecy". In Bib–Sac 149:595 (July–Sept. 1992), 277–303.

Farnell F. David. "Does the New Testament Teach Two Prophetic Gifts?" In BibSac 150 (Jan. — March, 1993), pp. 62–88.

Farnell F. David. "Fallible New Testament Prophecy/Prophets? A Critique of Wayne Grudem's Hypothesis". In The Master's Seminary Journal 2:2 (Fall 1991), pp. 157–180.

Farnell F. David. "The Gift of Prophecy in the Old and New Testaments". In Bib–Sac 149:596 (Oct. — Dec, 1992), pp. 387–410.

Farnell F. David. "When Will the Gift of Prophecy Cease?" In BibSac 150 (April–June, 1993), pp. 171–202.

Gaffin, Richard В. Perspectives on Pentecost: Studies in New Testament Teaching on the Gifts of the Holy Spirit. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1979. (Цессационисты.)

Gee, Donald. Concerning Spiritual Gifts. Springfield, Mo.: Gospel Publishing House, 1972 (revised edition). (Традиционные пятидесятники.)

Gee, Donald. Spiritual Gifts in the Work of Ministry Today. Springfield, Mo.: Gospel Publishing House, 1963. (Традиционные пятидесятники.)

Gentry, Kenneth L., Jr. The Charismatic Gift of Prophecy: A Reformed Response to Wayne Grudem. 2d ed. Memphis, Tenn.: Footstool Publications, 1989. (Цессационисты.)

Green, Michael. I Believe in the Holy Spirit. London: Hodder and Stoughton, and Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

Greig, Gary, and Kevin Springer, eds. The Kingdom and the Power: Are Healing and the Spiritual Gifts Used by Jesus and the Early Church Meant for the Church Today? Ventura, Calif: Regal Books, 1993.

Gromacki, Robert G. The Modern Tongues Movement. Rev. ed. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1972. (Цессационисты.)

Grudem, Wayne. "Does God Still Give Revelation Today?" In Charisma, Sept., 1992, pp. 38–42.

Grudem, Wayne. The Gift of Prophecy in 1 Corinthians. Lanham, Md.: University Press of America, 1982.

Grudem, Wayne. The Gift of Prophecy in the New Testament and Today. Westchester, 111.: Crossway, 1988.

Grudem, Wayne. Power and Truth: A Response to the Critiques of Vineyard Teaching and Practice by D. A. Carson, James Montgomery Boice, and John H. Armstrong in Power Religion. Anaheim, Calif: Association of Vineyard Churches, 1993.

Grudem, Wayne. "What Is the Real Meaning of a 'Word of Wisdom' and a 'Word of Knowledge'?" In Ministries Today (Jan. — Feb. 1993), pp. 60–65.

Grudem, Wayne. "What Should Be the Relationship Between Prophet and Pastor?" In Equipping the Saints (Fall 1990), pp. 7–9, 21–22.

Hayford, Jack W. The Beauty of Spiritual Language. Irvine, Tex.: Waco, 1993.

Horton, Michael Scott, ed. Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Chicago: Moody Press, 1992.

Houston, Graham. Prophecy: A Gift For Today? Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1989.

Hummel, Charles E. Fire in the Fireplace: Charismatic Renewal in the Nineties. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1993.

MacArthur, John F., Jr. Charismatic Chaos. Grand Rapids: Zondervan, 1992. (Цессационисты.)

MacArthur, John F., Jr. The Charismatics: A Doctrinal Perspective. Grand Rapids: Zondervan, 1978. (Цессационисты.)

Mallone, George. Those Controversial Gifts. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1983.

Moo, Douglas. "Divine Healing in the Health and Wealth Gospel". In TrinJ, Vol. 9 N. S., No. 2 (Fall 1988), pp. 191–209.

Nathan, Richard. A Response to Charismatic Chaos. Anaheim, Calif.: Association of Vineyard Churches, 1993. (Подробный ответ на книгу Джона Макартура, опубликованную в 1992 г.)

Osborne, Grant. "Tongues, Speaking in". In EDT, pp. 1100–1103.

Poythress, Vern. " Linguistic and Sociological Analyses of Modern Tongues—Speaking: Their Contributions and Limitations". In WTJ 42 (1979): pp. 367–398.

Pytches, David. Spiritual Gifts in the Local Church. Первоначально опубликована с названием: Come, Holy Spirit. Minneapolis: Bethany, 1985. (Харизматы.)

Reymond, Robert L. What About Continuing Revelations and Miracles in the Presbyterian Church Today? Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1977. (Цессационисты.)

Robertson, O. Palmer. The Final Word. Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1993. (Цессационисты.)

Ruthven, Jon. On the Cessation of the Charismata: The Protestant Polemic on Post–Biblical Miracles. Sheffield: Sheffield University Academic Press, 1993. (Харизматы. Переработанная и расширенная докторская диссертация автора, в которой он отвечает на аргументы цессационистов от Уорфилда и до наших дней.)

Saucy, Robert. "Prophecy Today? An Initial Response". In Sundoulos (Talbot Seminary; Spring 1990), pp. 1—5. (Цессационисты.)

Schatzmann, Siegfried. A Pauline Theology of Charismata. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1987.

Stephanou, Eusebius A. "The Charismata in the Early Church Fathers", The Greek Orthodox Theological Review 21:2 (Summer 1976), pp. 125—146.

Storms, C. Samuel. Healing and Holiness: A Biblical Response to the Faith–Healing Phenomenon. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1990.

Thomas, Robert L. "Prophecy Rediscovered? A Review of The Gift of Prophecy in the New Testament and Today". In BibSac 149:593 (Jan. — Mar. 1992), pp. 83–96. (Цессационисты.)

Thompson, J. G. S. S. and Walter A. Elwell. "Spiritual Gifts". In EDT, pp. 1042–1046.

Turner, M. M. B. "Spiritual Gifts Then and Now". In Vox Evangelica 15 (1985), pp. 7–64.

Warfield, Benjamin B. Counterfeit Miracles. London: Banner of Truth, 1972 (впервые опубликовано в 1918 г.).

White, John. When the Spirit Comes with Power. Downers Grove, 111.: Inter–Varsity Press, 1988.

White, R. Fowler. "Gaffin and Grudem on Ephesians 2:20: In Defense of Gaffin's Cessationist Exegesis". In WTJ 54 (Fall 1993), pp. 303–320. (Цессационисты.)

White, R. Fowler. "Richard Gaffin and Wayne Grudem on 1 Corinthians 13:10: A Comparison of Cessationist and Noncessationist Argumentation". In JETS 35:2 (June 1992), pp. 173–182. (Цессационисты.)

Wilkenson, J. "Healing". In NDT, pp. 287, 288.

Wimber, John. With Kevin Springer. Power Evangelism. San Francisco: Harper and Row, 1986.

Wimber, John. Power Healing. San Francisco: Harper and Row, 1987.

Отрывок для запоминания

1 Кор. 12:7–11:

Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

ЧАСТЬ VII. Учение о грядущем

ГЛАВА 53. Возвращение Христа: когда и как?

Когда и как возвратится Христос? Может ли Он возвратиться в любое время?

Объяснение и обоснование в Писании

Приступая к заключительной части этой книги, мы обращаемся к событиям, которые произойдут в будущем. Учение о грядущих событиях часто называют «эсхатологией», от греческого слова έσχατος которое означает «последний». Итак, исследование эсхатологии — это исследование «последних событий».

Неверующие могут делать разумные предсказания о будущих событиях, основываясь на том, что происходило в прошлом, но, исходя из самой человеческой природы, очевидно, что люди не могут знать будущего. Поэтому неверующие не могут обладать точным знанием о будущем. Христиане же, которые верят в Библию, находятся совсем в иной ситуации. Да, мы не можем знать о будущем всего, но Бог знает все о будущем, и в Писании Он рассказал нам об основных событиях, которые еще только произойдут в истории вселенной. Мы можем быть абсолютно уверены, что эти события произойдут, так как Бог никогда не ошибается и никогда не лжет.

Мы уже рассматривали учение Писания о нашем собственном будущем как личностей в гл. 40 (о смерти и промежуточном состоянии) и в гл. 41 (о прославлении). Изучение будущих событий, которые произойдут с конкретными людьми, иногда называется «личной эсхатологией». Однако Библия говорит также об определенных значительных событиях, которые повлияют на всю Вселенную. В частности, Библия говорит нам о втором пришествии Христа, о миллениуме, о последнем суде, вечном наказании неверующих и вечном вознаграждении верующих и о жизни с Богом на новых небесах и новой земле. Изучение этих событий иногда называют «общей эсхатологией». В этой главе мы рассмотрим вопрос о возвращении Христа, Его «втором пришествии». В последующих главах будут рассмотрены и прочие темы, имеющие отношение к последним событиям.

В истории Церкви было много споров — часто очень горячих — относительно того, что касается будущего. Эту главу мы начнем с тех аспектов вопроса о втором пришествии Христа, по поводу которых все евангельские христиане сходятся во мнении, а в конце обратимся к спорному вопросу: может ли Христос возвратиться в любое время? Затем, в следующей главе, мы рассмотрим вопрос о миллениуме, о том, что в течение долгого времени было причиной разногласий между христианами.

А. Произойдет внезапное, личное, видимое, телесное возвращение Христа

Иисус часто говорил о Своем возвращении. «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44). Он сказал: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Сразу же после того, как Иисус вознесся на небеса, два ангела сказали ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Павел учил:« Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4:16). Автор Послания к Евреям писал, что Христос «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28). Иаков писал: «пришествие[1217]Господне приближается» (Иак. 5:8). Петр сказал: «Придет же день Господень, как тать» (2 Пет. 3:10). Иоанн писал: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). В Книге Откровение часто говорится о возвращении Христа, а оканчивается она обетованием Иисуса: «Ей, гряду скоро !» и ответом Иоанна: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:20).

Итак, эта тема часто звучит в Новом Завете. Это основополагающая надежда новозаветной церкви. Эти стихи предсказывают внезапное возвращение Христа, которое будет драматичным и видимым («Грядет с облаками, и узрит Его всякое око»; Отк. 1:7). Эти отрывки — слишком яркое свидетельство, чтобы допустить возможность представления (некогда очень популярного в либеральных протестантских церквах) о том, что Христос Сам не возвратится, возвратится лишь дух Христа, что выразится в принятии на земле Его учения и в подражании его жизни и любви. Но не Его учение, не Его поведение, но «Сам Господь» сойдет с небес (1 Фес. 4:16). Сам Иисус, «вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Его появление будет не просто духовным присутствием в сердцах людей, это будет личное и физическое возвращение, которое произойдет «таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Б. Мы должны радостно ожидать возвращения Христа

Ответ Иоанна в конце Книги Откровение должен быть образцом для состояния сердца всех христиан во все времена: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:20). Истинное христианство учит нас, «чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:12,13)[1218]. Павел говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа» (Флп. 3:20)[1219]. «Маранафа» в 1 Кор. 16:22 просто означает: «Господь наш грядет».

Действительно ли христиане радостно ожидают возвращения Христа? Чем более христиане наслаждаются благами этой жизни, чем более они пренебрегают подлинным христианским общением и их личными взаимоотношениями с Христом, тем менее они жаждут Его возвращения. С другой стороны, многие христиане, претерпевающие гонения и страдания или старость и болезнь, и те, чье хождение в Иисусе живо и глубоко, более искренне желают Его возвращения. Итак, наше стремление к тому, чтобы Христос возвратился, в определенной степени зависит от нашего собственного духовного состояния в данный момент. Это наше стремление также показывает, видим ли мы мир таким, каков он есть на самом деле, каким его видит Бог, — во власти греха и в противодействии Богу, во власти лукавого (1 Ин. 5:19).

Однако означает ли это, что мы не должны строить долговременных планов? Если ученый–христианин искренне желает возвращения Христа, следует ли ему браться за десятилетний проект исследований? Следует ли христианину приступать к трехлетнему курсу обучения в богословской семинарии или библейском колледже? Что если Христос возвратится до окончания вами этого учебного заведения, еще до того, как вы сможете уделять достаточно времени служению?

Нет никакого сомнения в том, что мы должны заниматься долгосрочными проектами. Именно по этой причине Иисус не позволяет нам узнать точное время Его возвращения (см. ниже): Он хочет, чтобы мы жили в послушании Ему, вне зависимости от того, чем мы занимаемся в жизни, до самого момента Его возвращения. «Быть готовым» к возвращению Христа (Мф. 24:44) — значит быть покорным Ему в настоящем, активно занимаясь тем, к чему Он нас призвал. Сама эта ситуация подразумевает (поскольку мы не знаем, когда Он возвратится), что в тот день, несомненно, будут такие миссионеры, которые едва лишь отправятся к месту своего служения, но так и не доберутся туда. Будут студенты, которые не успеют закончить своего семинарского образования и никогда не смогут применить его в церкви. Будут докторские диссертации, ставшие плодом многих лет исследований, но которые не будут опубликованы и не окажут на мир никакого влияния. Однако всем христианам Иисус скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).

В. Мы не знаем, когда именно возвратится Христос

Многие тексты указывают нам на то, что мы не знаем, и не можем знать, когда возвратится Христос. «В который час не думаете, при идет Сын Человеческий» (Мф. 24:44). «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа» (Мф. 25:13). Кроме того, Иисус сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13:32,33).

Пустой уверткой было бы говорить, что мы не можем знать дня или часа, но можем знать месяц. Факт остается фактом: Иисус придет «в который час не думаете» (Мф. 24:44; Лк. 12:40). (В этих стихах слово «час» [ορα ] лучше всего понимать в более общем смысле, как обозначение времени, в которое что–либо произойдет, а не как отрезок времени в шестьдесят секунд.)[1220] Суть этих отрывков заключается в том, что Иисус говорит нам: мы не можем знать, когда Он возвратится. Поскольку Он придет неожиданно, нам следует быть готовыми к этому в любое время.

Практический вывод из этого таков: заявляя, что мы точно знаем время, когда возвратится Иисус, мы впадаем в заблуждение. Свидетели Иеговы неоднократно предсказывали точные даты возвращения Христа, и все эти предсказания оказались ложными[1221]. В истории Церкви были и другие предсказания, иногда с претензией на новое понимание библейских пророчеств, иногда с уверениями о получении личного откровения от Самого Иисуса, в котором Он якобы указал время Своего возвращения. Очень жаль, что многие люди были сбиты с толку этими заявлениями, так как если люди убеждены, что Христос возвратится, например, через месяц, то они оставляют все свои долгосрочные дела. Они забирают детей из школ, увольняются с работы, прекращают работать над длительными проектами, как в церкви, так и в других сферах деятельности. Первоначально у них возникает усиленное желание проповедовать и молиться, однако неразумная причина их поведения сводит на нет эффект их проповеди. Более того, они просто не повинуются учению Писания, которое говорит о том, что дату возвращения Христа узнать невозможно, а значит, нарушаются даже их молитва и общение с Богом. Любой человек, заявляющий, что он знает дату возвращения Христа, — о каком бы источнике ни шла речь — не заслуживает доверия[1222].

Г. Все евангельские христиане согласны в вопросе о том, что их ожидает в результате возвращения Христа

Вне зависимости от различий в деталях, все христиане, считающие Библию высшим авторитетом, согласны, что окончательным результатом возвращения Христа будет осуждение неверующих и вознаграждение верующих и что верующие будут жить с Христом на новых небесах и новой земле вечно. Бог–Отец, Сын и Дух Святой будут править миром, и люди будут поклоняться им в нескончаемом Царстве, в котором не будет больше ни греха, ни горя, ни страдания. Более подробно мы поговорим об этом в следующих главах.

Д. В отношении будущих событий существуют разногласия

Тем не менее христиане расходятся во мнениях относительно подробностей, касающихся тех событий, которые произойдут перед возвращением Христа и сразу после него. В частности, это касается вопроса о природе миллениума и связи возвращения Христа с миллениумом; последовательности возвращения Христа и периода великой скорби; а также вопроса спасения еврейского народа (и отношений спасенных евреев и Церкви).

Прежде чем мы рассмотрим эти вопросы более подробно, важно подчеркнуть, что все, о ком пойдет здесь речь и кто расходится во мнениях, стоят на подлинно евангельских позициях. Все евангельские христиане, имеющие различные точки зрения по этим вопросам, согласны, что Писание непогрешимо, и стремятся верить всему, чему учит нас Писание. Различия касаются истолкования некоторых отрывков, которые повествуют о рассматриваемых событиях, однако эти различия следует рассматривать как второстепенные, так как они не касаются доктринальных вопросов учения.

Однако нам следует уделить время более детальному изучению этих вопросов, чтобы глубже постигнуть природу событий, которые являются частью плана Божьего о нас, и так как все еще есть надежда на большее единство в Церкви, при условии, что мы согласимся исследовать эти темы вновь, более подробно и совместно обсудим их.

Е. Может ли Христос возвратиться в любое время?

Один из самых важных вопросов, вызывающих разногласие, — это вопрос о том, может ли Христос возвратиться в любое время. С одной стороны, в Писании есть много текстов, которые призывают нас бодрствовать, так как Христос может возвратиться, когда мы этого не ждем. С другой стороны, во многих других текстах говорится, что перед возвращением Христа произойдут определенные события. Кажущееся противоречие между этими отрывками разрешалось по–разному. Одни христиане приходили к выводу, что Христос может возвратиться в любое время, другие считали, что Он не может возвратиться в течение, по крайней мере, еще одного поколения, поскольку для исполнения предсказанных событий потребуется долгое время.

1. Стихи, предсказывающие внезапное возвращение Христа. Для того чтобы ощутить совокупную силу отрывков, предсказывающих, что Христос может вернуться очень скоро, следует привести их по порядку:

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий

(Мф. 24:42—44, ср. ст. 36—39).

…Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

(Мф. 24:50).

Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

(Мф. 25:13).

О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время

(Мк. 13:32,33).

Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришел внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте

(Мк. 13:34—37).

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий

(Лк. 12:40).

Господь наш грядет

(1 Кор. 16:22).

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа

(Флп. 3:20).

Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью

(1 Фес. 5:2).

Научающая нас, чтобы мы… целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

(Тит. 2:12,13).

…Будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного

(Евр. 10:25).

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. <…> …Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. <…> …Вот, Судия стоит у дверей

(Иак. 5:7—9).

Впрочем близок всему конец

(1 Пет. 4:7).

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят

(2 Пет. 3:10).

…Время близко

(Отк. 1:3).

Се, гряду скоро…

(Отк. 22:7).

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его

(Отк. 22:12).

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

(Отк. 22:20).

Что мы можем сказать об этих отрывках? Если бы в Новом Завете не было текстов, повествующих о знамениях, которые будут предшествовать возвращению Христа, вероятно, мы пришли бы к заключению, что Иисус может возвратиться в любой момент. В этом смысле мы можем сказать, что возвращение Христа близко [1223]. Если бы существовало основание для того, чтобы считать, что Христос не вернется вскоре, то это снижало бы силу повелений смотреть и бодрствовать.

Прежде чем мы ознакомимся с отрывками, посвященными знамениям, которые будут предшествовать приходу Христа, нам следует рассмотреть еще одну проблему. Ошибался ли Иисус и новозаветные авторы, говоря, что Он скоро возвратится? Разве они не думали и даже не учили, что второе пришествие Христа произойдет уже через несколько лет? Среди либеральных исследователей Нового Завета очень распространено мнение о том, что Иисус ошибался.

Однако ни один из процитированных текстов не подтверждает необходимость такой интерпретации. Тексты, которые повелевают быть готовыми, не говорят о том, как долго следует ждать, не говорится об этом и в текстах, утверждающих, что Иисус явится тогда, когда Его не будут ждать. Что же касается текстов, в которых говорится, что Иисус придет «скоро», то нам следует осознавать, что библейские пророки часто выражались, используя «пророческую перспективу», в которой видны будущие события, но не виден временной отрезок, который от них отделяет.

Джордж Лэдд говорит:

Пророков мало интересовала хронология, и будущее всегда представлялось близким… Ветхозаветные пророки смешивали близкие и отдаленные события в единое повествование. Библейское пророчество не трехмерно, а двухмерно; у него есть высота и ширина, но ему нет дела до глубины, т. е. до хронологии будущих событий… Отдаленное видится через близкое. Верно, что ранняя Церковь жила в ожидании возвращения Господа, но такова сама природа библейского пророчества, что оно делает возможным для каждого поколения жить в ожидании конца[1224].

Петр также напоминает нам, что Господь воспринимал время иначе, чем мы, и поэтому «скоро» в Его понимании может означать не то, что мы ожидаем: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8,9).

2. Знамения, которые будут предшествовать возвращению Христа. Другой подбор текстов (нам следует их рассмотреть) говорит о знамениях, которые, как утверждает Писание, будут предшествовать времени возвращения Христа. Беркхоф говорит: «По Писанию, до возвращения Господа должно произойти несколько важных событий, и поэтому его нельзя назвать близким»[1225].

Здесь следует привести те отрывки, которые наиболее прямо говорят о знамениях, предшествующих возвращению Христа.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.