Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1988–1992 Williams, 3:421–444

Соответствующие разделы в авторитетных римско–католических богословиях

(Вопрос напрямую не рассматривается.)

Другие работы

Adams, Jay. The Time Is at Hand. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1970. (Амилленаризм.)

Allis, О. T. Prophecy and the Church. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1945. (Амилленаризм.)

Archer, Gleason, Paul Feinberg, Douglas Moo, and Richard Reiter. 77ie Rapture: Pre-, Mid-, or Post–tribulational? Grand Rapids: Zondervan, 1984. (Содержит прекрасно аргументированные эссе, представляющие все три точки зрения.)

Bauckham, R. J. "Millennium". In NDT, pp. 428–430.

Beechick, Allen. The Pre–Tribulation Rapture. Denver: Accent, 1980.

Berkouwer, G. C. The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Martin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.

Boettner, Lorraine. The Millennium. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1957. (Постмилленаризм.)

Clouse, F. G. "Rapture of the Church". In EDT, pp. 908–910.

Clouse, Robert G., ed. The Meaning of the Millennium: Four Views. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1977. (Главы, написанные Лэддом и Хоэкемой являются прекрасным изложением классической премилленаристской и амилленаристской точек зрения.)

Davis, John Jefferson. Christ's Victorious Kingdom. Grand Rapids: Baker, 1986. (Прекрасное изложение постмилленаристской точки зрения.)

Erickson, Millard. Contemporary Options in Eschatology. Grand Rapids: Baker, 1977.

Feinberg, Charles L. Millennialism: The Two Major Views. Chicago: Moody Press, 1980. (Премилленаризм, предполагающий возвращение Христа до периода скорби.)

Grier, W. J. The Momentous Event. London: Banner of Truth, 1970.

Gundry, R. H. The Church and the Tribulation. Grand Rapids: Zondervan, 1973. (Премилленаризм, предполагающий возвращение Христа после периода скорби.)

Hendriksen, William. More Than Conquerors: An Interpretation of the Book of Revelation. London: Tyndale Press, 1962. (Амилленаризм.)

Hoekema, Anthony A. The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 109—238. (Амилленаризм.)

Kik, J. Marcellus. An Eschatology of Victory. Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1974. (Постмилленаризм.)

Ladd, George Eldon. The Blessed Hope. Grand Rapids: Eerdmans, 1956. (Классический премилленаризм, подразумевающий возвращение Христа после периода скорби.)

Lightner, Robert P. The Last Days Handbook: A Comprehensive Guide to Understanding the Different Views of Prophecy. Who Believes What About Prophecy and Why. Nashville, Tenn.: Thomas Nelson, 1990.

McClain, Alva J. The Greatness of the Kingdom. Grand Rapids: Zondervan, 1959. (Премилленаризм, подразумевающий возвращение Христа до периода скорби.)

Murray, Iain. The Puritan Hope. London: Banner of Truth, 1971. (Постмилленаризм.)

Pentecost, J. Dwight. Things to Come. Findlay, Ohio: Dunham, 1958. (Премилленаризм, подразумевающий возвращение Христа до периода скорби.)

Poythress Vern. Understanding Dispensationalists. Grand Rapids: Zondervan, 1987. (Амилленаризм.)

Travis, S. H. "Eschatology". In NDT, pp. 228–231.

Vos, Geerhardus. The Pauline Eschatology. Grand Rapids: Eerdmans, 1961. (Амилленаризм.)

Walvoord, John F. The Blessed Hope and the Tribulation. Grand Rapids: Zondervan, 1976. (Премилленаризм, подразумевающий возвращение Христа до периода скорби.)

Walvoord, John F. The Millennial Kingdom. Findlay, Ohio: Dunham, 1959. (Премилленаризм, подразумевающий возвращение Христа до периода скорби.)

Отрывок для запоминания

Отк. 20:4–6:

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

ГЛАВА 55. Последний суд и вечное наказание

Кто будет осужден? Что такое ад?

Объяснение и обоснование в Писании

А. Факт последнего суда

1. Свидетельство Писания о последнем суде. Писание часто утверждает тот факт, что произойдет великий последний суд над верующими и неверующими. Они предстанут перед престолом Судьи Христа в воскрешенных телах и услышат, как Он объявит их вечную участь.

Последний суд живо изображен в видении Иоанна в Откровении:

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

(Отк. 20:11—15, курсив мой. — У. Г.).

Учение о последнем суде излагается во многих других местах в Писании. Павел говорит греческим философам в Афинах, что Бог «ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30,31, курсив мой. — У. Г. )[1283]. Павел упоминает также «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5). В других местах также ясно говорится о наступлении Судного дня (см.: Мф. 10:15; 11:22,24; 12:36; 25:31–46; 1 Кор. 4:5; Евр. 6:2; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6 и др.).

Этот последний суд является кульминацией многих предвестий в человеческой истории, когда Бог вознаграждал праведность или карал неправедность. Он давал благословение и избавление от опасности тем, кто был верен Ему: Авелю, Ною, Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Давиду и другим верным из израильского народа, но также иногда свершал суд над теми, кто упорствовал в непокорности и неверии. Его суд явился в потопе, рассеянии народа при строительстве Вавилонской башни, осуждении Содома и Гоморры и в осуждении как отдельных людей (Рим. 1:18—32), так и целых народов (Ис. 13—23 и др.), которые упорствовали в грехе. Кроме того, в невидимой духовной сфере Он свершил осуждение над согрешившими ангелами (2 Пет. 2:4). Петр напоминает нам, что суд Божий свершался регулярно и неумолимо, и это приводит нас к мысли, что последний суд грядет, так как «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства» (2 Пет. 2:9,10).

2. Сколько раз будет суд? В соответствии с диспенсационалистской точкой зрения, суд произойдет не однажды. Например, диспенсационалисты отрицают, что в Мф. 25:31—46 описывается последний суд:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть… <…> …Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть… <…> …Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

По их мнению, в этом отрывке говорится не о последнем суде («великом суде белого престола», о котором говорится в Отк. 20:11—15), а о суде, который произойдет после скорби и перед началом миллениума. Они утверждают, что это будет «суд народов», на котором народы будут судимы в соответствии с тем, как они относились к еврейскому народу в период скорби. Те, кто относился к евреям хорошо и готов покориться Христу, войдут в миллениум, а кто плохо, не войдут в него.

Таким образом, по мнению диспенсационалистов, произойдет три разных суда: а) «суд народов» (Мф. 25:31—46), который определит, кто войдет в миллениум; б) «суд дел верующих» (который иногда называют «судом „бема"», от греческого слова βήμα, «судейский трон», 2 Кор. 5:10), на котором будет определена степень вознаграждения христиан; и в) «великий суд белого престола» в конце миллениума (Отк. 20:11—15), на котором будет возвещено неверующим о вечном наказании[1284].

Мы считаем (и на этом основана наша книга), что все эти три отрывка повествуют об одном и том же последнем суде, а не о трех разных. Что касается Мф. 25:31—46, то маловероятно, что диспенсационалистская точка зрения правильна: в этом отрывке нет упоминания о миллениуме. Кроме того, приговоры касаются не вхождения в земное царство миллениума или исключения из этого царства, а судьбы народов в вечности: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст. 34,41,46). Утверждение, что судьбы людей в вечности решаются на основании того, к какому народу они принадлежат, не соответствует тому, что мы знаем о Боге из Писания, так как в среде неверующих народов есть верующие люди, а в среде народов, которые подчиняются явленной воле Божьей, все же есть многие безнравственные личности. А ведь «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11). Хотя, действительно, в этой сцене «все народы» собраны перед престолом Христа (Мф. 25:32), все же это изображение суда над личностями (овцы отделяются от козлов, и те люди, которые хорошо относились к «меньшим братьям» Христовым, приглашаются в Царство, а те, кто отвергал их, отвергнуты сами, ст. 35–40,42–45).

Б. Время последнего суда

Последний суд произойдет после миллениума и отступления, которое случится в конце. Иоанн описывает царство миллениума и лишение сатаны власти на земле в Отк. 20:1—6 (см. две предыдущие главы), а затем говорит: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы… и собирать их на брань» (Отк. 20:7,8). После того как Бог полностью победит это последнее отступление (Отк. 20:9,10), говорит Иоанн, произойдет последний суд: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем» (ст. 11).

В. Природа последнего суда

1. Иисус Христос будет Судьей. Павел говорит: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых» (2 Тим. 4:1). Петр говорит, что Иисус Христос «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42, ср.: 17:31; Мф. 25:31—33). Это право быть Судьей всего мира дано Сыну Отцом: «Отец… дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:26,27).

2. Перед судом предстанут неверующие. Ясно, что все неверующие предстанут перед Христом для суда, так как суду подлежат «мертвые, малые и великие» (Отк. 20:12), а Павел говорит, что «день гнева и откровения праведного суда от Бога… воздаст каждому по делам его… тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:5—7).

Во время этого суда будет определена степень наказания, так как мы читаем о том, что мертвые будут подвергнуты суду «каждый по делам своим» (Отк. 20:12,13), и этот суд, в соответствии с тем, что каждый человек совершил, должен поэтому заключаться в оценке дел, сотворенных людьми[1285]. Иисус говорит:

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше…

(Лк. 12:47,48).

Когда Иисус говорит Хоразину и Вифсаиде: «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11:22; ср. со ст. 24), или что книжники «примут тем большее осуждение» (Лк. 20:47), Он имеет в виду, что в последний день степень наказания будет различной.

Каждое злодеяние будет сохранено в памяти, и в тот день за него будет назначено наказание, потому что даже «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Каждое сказанное слово, каждый поступок будут рассмотрены и получат осуждение: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).

Как показывают эти стихи, в Судный день все тайны человеческого сердца будут открыты и явлены всем. Павел говорит о дне, когда «Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим. 2:16; ср.: Лк. 8:17). «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лк. 12:2,3, курсив мой. — У. Г.).

3. Перед судом предстанут верующие. Павел обращается к христианам: «…Веемы предстанем на суд Христов. <…> …Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:10,12, курсив мой. — У. Г.). Он также говорит коринфянам: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10, курсив мой. — У. Г.; ср.: Рим. 2:6—11; Отк. 20:12,15). Кроме того, на последнем суде (Мф. 25:31—46) Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение.

Важно помнить, что на этом суде верующим будут назначены вознаграждения различной степени (см. ниже), однако тот факт, что верующие предстанут пред этим судом, не должен вселять в них страх подвергнуться вечному осуждению. Иисус говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24, курсив мой. — У. Г.). Здесь «суд» надо понимать как вечное осуждение и смерть, так как он противопоставляется переходу от смерти в жизнь. В день последнего суда, более чем когда–либо, будет важно помнить, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим. 8:1). Поэтому Судный день изображается как вознаграждение верующих и наказание неверующих:

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Отк. 11:18).

Будут ли в последний день открыты все слова и дела верующих, а также их грехи? Судя по всему, да, поскольку, обращаясь к верующим, Павел говорит о Судном дне, что когда Господь придет, Он «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5; ср.: Кол. 3:25). Безусловно, это должно быть мотивом для благочестивой жизни, и Павел говорит именно об этом: «…Ревностно стараемся… быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5:9,10, курсив мой. — У. Г.). Однако это не должно пугать или беспокоить верующих, так как даже выявленные грехи будут явлены как прощенные грехи, а потому будут служить основанием для прославления Бога за изобилие Его благодати.

Писание также учит, что верующие получат вознаграждение в разной степени. Павел призывает коринфян помнить о том, что они строят церковь на том основании, которое было ей положено, — на Самом Иисусе Христе.

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:12—15, курсив мой. — У. Г.).

Павел также говорит о христианах: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10), вновь подчеркивая, что вознаграждение за содеянное в этой жизни будет разной степени. Также в притче о минах человеку, который приобрел десять мин, было сказано: «Возьми в управление десять городов», а тому, кто приобрел пять мин, было сказано: «Ты будь над пятью городами» (Лк. 19:17,19). Во многих других отрывках подразумевается или прямо упоминается о том, что на последнем суде верующие будут вознаграждены в различной степени[1286].

Однако мы должны остерегаться неверного понимания: хотя на небесах и будут существовать вознаграждения различной степени, радость каждого человека будет полной и совершенной на вечные времена. Если вы не согласны с этим, значит ваше восприятие счастья основано на предположении, что счастье зависит от того, чем мы обладаем, или от того статуса или власти, которыми мы наделены. На самом же деле, наше подлинное счастье состоит в наслаждении Богом и в радости по поводу того статуса и признания, которые Он даровал нам. Становится очевидным, насколько безумно утверждать, что вполне счастливы на небесах будут только те, кто будет щедро вознагражден, когда мы осознаем, что, каким бы щедрым ни было полученное нами вознаграждение, всегда будут люди, получившие вознаграждение еще большее или наделенные более значительным статусом или властью, например, апостолы, небесные создания, Иисус Христос и Сам Бог. Поэтому, если для того, чтобы быть счастливым, необходимо достичь самого возвышенного положения, то на небесах никто не был бы счастлив, кроме Бога, а это, безусловно, не так. Кроме того, те, кто получает наибольшее вознаграждение и почет на небесах, кто ближе всего к престолу Божьему, наслаждаются не своим статусом, а привилегией пасть пред престолом Божьим и поклониться Ему (Отк. 4:10,11).

В духовном и моральном плане для нас было бы большим благом четкое осознание этого ясного новозаветного учения о степени вознаграждения на небесах. Оно должно побудить нас не к соревнованию друг с другом, а к ободрению и поддержке друг друга, так как все мы можем сделать наше вознаграждение на небесах еще большим, ведь Бог может неограниченно благословлять всех нас, и все мы — члены друг другу (ср.: 1 Кор. 12:26,27). Мы могли бы внимательнее относиться к призыву автора Послания к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24,25, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, в нашей собственной жизни искреннее стремление к будущему вознаграждению на небесах может побудить нас более полно трудиться ради Господа, чем бы мы ни занимались, велико это дело или мало, платят нам за него или нет. Это стремление также может побудить нас искать Его одобрения, а не богатства или успеха. Это стремление побуждает нас трудиться ради созидания Церкви на едином основании — Иисусе Христе (1 Кор. 3:10–15).

4. Перед судом предстанут ангелы. Петр говорит, что Бог связал согрешивших ангелов узами адского мрака и «предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4), а Иуда говорит, что Бог соблюдает падших ангелов «на суд великого дня» (Иуд. 6). Это означает, что, по крайней мере, падшие ангелы, или бесы, также предстанут перед судом в последний день.

Писание прямо не говорит, что служение праведных ангелов также будет подвергнуто оценке, однако, возможно, это подразумевается в следующем утверждении Павла: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Возможно, здесь имеются в виду также и праведные ангелы, так как в контексте нет никакого указания на то, что Павел говорит о бесах или падших ангелах, а слово «ангел» без дальнейшего определения в Новом Завете нормативно обозначает праведных ангелов. Однако текст недостаточно ясен, чтобы точно сказать, о чем идет речь.

5. Мы будем помогать на суде. Поразительный аспект новозаветного учения заключается в том, что мы (верующие) будем принимать участие в процессе суда. Павел говорит:

Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

(1 Кор. 6:2,3, курсив мой. — У. Г.).

Можно, конечно, сказать, что данный отрывок означает лишь то, что мы будем присутствовать при вынесения приговора Христом и одобрим его. Но, похоже, такое утверждение плохо согласуется с контекстом, где Павел призывает коринфян улаживать самим возникающие между ними разногласия, а не выносить их на суд неверующих. Здесь же он говорит: «Неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом пред неверными» (1 Кор. 6:5,6). Суд, о котором идет речь, требует тщательного обдумывания всех обстоятельств и мудрого решения. А это означает, что подобные качества потребуются нам во время суда над ангелами и над миром.

То же самое можно сказать и по поводу Отк. 20; Иоанн говорит, что он видел престолы и «сидящих на них, которым дано было судить» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Хотя в тексте и не поясняется, кто именно сидел на этих престолах, но о них говорится во множественном числе, и это показывает, что не все аспекты суда Христос оставляет за Собой. И в самом деле, Он говорит Своим двенадцати ученикам: «Вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28; ср.: Лк. 22:30). И в ходе всей истории спасения Бог иногда давал право судить человеческим властям — Моисею и его помощникам, судьям израилевым, которых Бог поставил, мудрым царям, таким, как Давид и Соломон, гражданским властям многих народов (см.: Рим. 13:1—7; 1 Пет. 2:13,14) или тем, кто наделен властью в церкви — властью управлять и надзирать за исполнением церковной дисциплины.

Г. Необходимость последнего суда

Поскольку верующие сразу после смерти отправляются в присутствие Божье, а неверующие после смерти переходят в состояние отделенности от Бога, в муки и наказания[1287], мы можем спросить: зачем Бог вообще назначил последний суд? Беркхоф мудро отмечает, что последний суд предназначен не для того, чтобы Бог выяснил состояние нашего сердца или наш образ жизни, поскольку Он уже все знает об этом. Вот что Беркхоф говорит о последнем суде:

Он продемонстрирует всем разумным существам славу Божью в формальном, судебном акте, который прославляет, с одной стороны, праведность и справедливость Бога, а с другой стороны — Его милость и милосердие. Кроме того, нам следует помнить, что суд последнего дня будет сильно отличаться от суда по смерти каждого отдельного человека. Он будет не тайным, а явным; он будет свершен не только в отношении души, но и тела; он будет касаться не одной личности, а всех людей[1288].

Д. Справедливость Бога на последнем суде

Писание ясно говорит о том, что Бог будет абсолютно справедлив и что в тот день никто не сможет упрекнуть Его в пристрастности. Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» (I Пет. 1:17), «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11; ср.: Кол. 3:25). Поэтому «заграждаются всякие уста» и «весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19), и при этом никто не сможет сказать, что с ним обошлись несправедливо. Одно из великих благословений последнего суда будет заключаться в том, что святые и ангелы увидят абсолютную справедливость Божью в применении к миллионам жизней, и это будет источником Его прославления в вечности. Во время осуждения развращенного Вавилона на небесах будет великое прославление Бога, так как Иоанн говорит: «Я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо истинны и праведны суды Его!» (Отк. 19:1,2, курсив мой. — У. Г.).

Е. Моральное значение последнего суда

Учение о последнем суде имеет для нас большое моральное значение.

1. Учение о последнем суде удовлетворяет наше внутреннее стремление к справедливости в мире. Знание, что последний суд состоится, дает нам уверенность в справедливости Божьего мира, поскольку Бог ведает обо всем и судит справедливо. Когда Павел повелевает рабам подчиняться своим господам, он уверяет их: «Кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия» (Кол. 3:25). Когда в описании последнего суда говорится о том, что «книги раскрыты были» (Отк. 20:12; ср.: Мал. 3:16), это напоминает нам (в каком бы смысле ни говорилось о книгах — в буквальном или в символическом) о том, что Бог постоянно и тщательно учитывает все наши поступки, и в конце концов за все содеянное люди дадут ответ.

2. Учение о последнем суде дает нам силы прощать. Мы понимаем, что нам не следует мстить другим за то, что они дурно с нами поступили, или даже просто намеревались с нами дурно поступить, так как Бог оставляет это право за Собой. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь "» (Рим. 12:19, курсив мой. — У. Г.). Поэтому, когда с нами плохо поступают, мы можем предоставить Богу право посчитаться с обидчиком, зная, что за любое зло в конечном счете будет заплачено: либо зло будет искуплено крестной смертью Христа (если обидчик станет христианином), либо за зло воздастся по заслугам на последнем суде (это касается тех людей, которые не верят в Христа ради спасения). Однако в любом случае мы можем предать подобную ситуацию в руки Божьи и молиться о том, чтобы наш обидчик уверовал в Христа ради спасения и таким образом получил прощение своих грехов. Это удержит нас от обиды, вызванной несправедливостью, в случае если обидчик не понесет наказания. Бог справедлив, и мы можем предоставить данную ситуацию Ему, зная, что однажды Он исправит каждую несправедливость и абсолютно справедливо вознаградит или накажет. Таким образом мы следуем примеру Христа, Который, «будучи злословим… не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23, курсив мой. — У. Г.). Он также молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34; ср.: Деян. 7:60, где Стефан последовал примеру Иисуса и молился о тех, кто предавал его смерти).

3. Учение о последнем суде побуждает нас жить праведно. Для верующих мысль о последнем суде — побуждение к верности и к добрым делам не для того, чтобы обрести прощение грехов, а для того, чтобы получить большее вознаграждение в вечности[1289]. Это здравый и благой мотив для нас. Иисус говорит: «Собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20) — хотя это и противоречит взглядам, распространенным в мирской культуре, в той среде, в которой люди не верят ни в небеса, ни в вознаграждение в вечности.

Для неверующих учение о последнем суде является определенным сдерживающим моральным фактором. Если в обществе большинство людей признает, что все однажды дадут отчет перед Творцом за свою жизнь, то определенный «страх Божий» будет влиять на очень многих людей. Напротив, те, кто не осознает, что последний суд действительно состоится, предают себя все большему злу, показывая, что «нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:18, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит, что те, кто отрицает последний суд, — это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его?.."» (2 Пет. 3:3,4, курсив мой. — У. Г.). Он говориттакже, что разнузданные люди, которые «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас», тем не менее «дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Пет. 4:4,5). Мысль о последнем суде — это утешение верующим и предостережение неверующим, данное им, чтобы они оставили свои злодеяния.

4. Учение о последнем суде — мощный стимул к проповеди. Решения, которые люди принимают в этой жизни, повлияют на их судьбу в вечности. В наших сердцах и устах эхом отзывается призыв Бога, данный через Иезекииля: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит даже, что возвращение Господа откладывается потому, что Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Ж. Учение об аде

Уместно рассмотреть учение об аде в связи с учением о последнем суде. Понятие «ад» мы можем определить следующим образом: ад — это место вечного, осознаваемого наказания грешников. Писание очень часто говорит, что такое место существует. В конце притчи о талантах господин говорит: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Это одно из многочисленных подтверждений того факта, что после суда наказание будет осознаваться теми, кто ему подвергнется. На суде царь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И Иисус говорит, что проклятые «пойдут… в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46)[1290]. Параллель, проводимая в данном тексте между «вечной жизнью» и «вечной мукой», указывает на то, что оба состояния будут бесконечными[1291].

Иисус говорит об аде, как о «неугасимом огне» (Мк. 9:43), и говорит, что ад — это место, «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:48)[1292]. История о богаче и Лазаре также указывает на ужасающее осознаваемое наказание:

…Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем

(Лк. 16:22—24).

Затем богач просит Авраама послать Лазаря в дом его отца, говоря: «Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16:28, курсив мой. — У. Г.).

В Откровении вечное наказание описывается тоже весьма красноречиво:

…Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его

(Отк. 14:9–11).

Этот отрывок совершенно ясно говорит нам о вечном осознаваемом наказании неверующих.

В связи с осуждением Вавилона, огромная толпа на небесах восклицает: «Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков» (Отк. 19:3, курсив мой. — У. Г.). В период последнего отступления, когда сатана будет побежден, «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10, курсив мой. — У. Г.). Этот отрывок также очень важен в связи с Мф. 25:41, где говорится, что неверующие отсылаются «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Эти стихи помогают осознать, каким страшным злом является грех и непокорность Богу и насколько велика святость и справедливость Бога, которая и приводит в исполнение приговор.

Представление о вечном осознаваемом наказании неверующих не так давно отрицалось даже некоторыми евангельскими богословами[1293]. Прежде это учение отвергалось церковью Адвентистов седьмого дня и отдельными людьми в течение всей церковной истории. Те, кто отрицает вечное осознаваемое наказание, часто выступают в защиту «аннигиляционизма» (от лат. annihilare, «уничтожать»), учения о том, что грешники, после того как испытают гнев Божий в течение определенного времени, будут «уничтожены» Богом, так что они не будут более существовать[1294]. Таким образом, наказание «осознается», но не является «вечным».

Аргументы, выдвигаемые в защиту аннигиляционизма, следующие: 1) иногда говорят, что библейское упоминание о погибели грешников означает, что они перестанут существовать (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7 и др.); 2) что существует противоречие между осознаваемым наказанием и любовью Бога; 3) что есть несправедливость, связанная с неравнозначностью совершенных, во времени грехов и наказанием, назначаемым в вечность; 4) что постоянное присутствие злых существ в Божьем мире портило бы совершенство мира, созданного Богом для отражения Его славы.

В ответ на первый аргумент следует сказать, что терминология, употребленная в этих отрывках (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7), не подразумевает непременного прекращения существования или аннигиляции какого–либо рода. Эти выражения могут просто обозначать тяжелые и разрушительные последствия последнего суда для неверующих[1295].

Что же касается второго аргумента, то трудно согласовать также Божью любовь и вечное наказание, которое содержится в представлении о божественном наказании в целом. И, наоборот, если (как об этом исчерпывающе свидетельствует Писание) Бог может наказывать грешников в течение некоторого времени после суда, то почему Он не может применить такое же наказание на бесконечный период времени?

Такое рассуждение может привести нас к другой разновидности анни–гиляционизма, в которой осознаваемое наказание отрицается в принципе, даже на короткое время, и единственное наказание грешников заключается в том, что после смерти они перестают существовать. Но можно ли считать наказанием подобное немедленное уничтожение, ведь в этом случае человек не ощущает страдания. Гарантия прекращения существования многим людям, особенно тем, кто страдает от тягот этой жизни, показалась бы своего рода желанной альтернативой. И если бы не существовало никакого наказания неверующих, то даже люди, подобные Гитлеру и Сталину, не получали бы никакого возмездия, и в мире не было бы справедливости. Тогда люди не боялись бы быть в этой жизни настолько грешными, насколько это возможно.

Третий аргумент, гласящий, что вечное наказание несправедливо (так как нет соразмерности временного греха и вечного наказания), основан на неверной предпосылке о том, что мы осознаем масштаб зла, творимого через непокорность грешников Богу. Дейвид Кингдон замечает, что «грех против Творца отвратителен до такой степени, которая выходит далеко за рамки нашего пронизанного грехом воображения… Кто был бы настолько дерзок, чтобы указывать Богу… каким должно быть наказание?»[1296] Свой ответ на это замечание он продолжает утверждением о том, что грешники в аду могут продолжать грешить, получать наказание за грех и не раскаиваться в нем, и отмечает, что на это указывает текст Отк. 22:11: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится»[1297].

Однако здесь против аннигиляционизма может быть выдвинут аргумент, основанный на понятии Божьей справедливости. Разве кратковременное наказание, предполагаемое аннигиляционистами, является подлинной расплатой за все грехи неверующих и удовлетворяет справедливость Божью? Если нет, то справедливость Бога не была удовлетворена и неверующий не должен быть уничтожен. Если же да, то неверующему следует предоставить право взойти на небеса и его не следует уничтожать. В любом случае аннигиляционизм не является необходимым и правильным подходом.

Что касается четвертого аргумента, который гласит, что зло, которое остается без наказания, уменьшает славу Божью в мире, то следует сказать, что нам нужно помнить о том, что когда Бог наказывает зло, Он торжествует над ним и слава Его справедливости, праведности и торжества над любым врагом в конце концов будет явлена (см.: Рим. 9:17,22—24). Глубина милосердия Божьего также будет явлена, поскольку все спасенные грешники осознают, что они заслуживают наказания Божьего и избежали его лишь по милосердию Божьему, благодаря ходатайству Иисуса Христа (ср.: Рим. 9:23,24).

После всего сказанного следует отметить, что окончательное разрешение этого вопроса во всей его глубине лежит далеко за пределами нашего понимания и скрыто в сознании Бога. Если бы процитированные отрывки из Писания не учили нас столь ясно вечному осознаваемому наказанию, аннигиляционизм мог бы показаться нам привлекательной точкой зрения. Хотя аннигиляционизму можно противопоставить богословские аргументы, в конечном счете, лишь ясность и авторитет Писания убеждают нас, что данная точка зрения противоречит учению о вечном осознаваемом наказании грешников[1298].

Как нам следует относиться к данному учению? В наши дни нам сложно — а иначе и быть не может — размышлять об этом учении. Если в нашем сердце не возникает глубокая печаль, когда мы размышляем об это мучении, то в духовном и эмоциональном плане с нами что–то не в порядке. Павел, размышляя о гибели своих братьев по крови, о гибели евреев, говорит: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (Рим. 9:2, курсив мой. — У. Г.). Не случайно и Бог говорит нам о Своей собственной печали при виде гибели грешников: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). Мучения Иисуса очевидны из Его слов: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37,38; ср.: Лк. 19:41,42).

Нам потому трудно размышлять об аде, что Бог поместил в наши сердца часть Своей собственной любви к людям, сотворенным по Его подобию, даже к грешникам, которые Ему непокорны. Чем дольше мы живем и чем больше мы видим людей, которые нуждаются в Евангелии и вере в Христа ради спасения, тем большую печаль и угнетение духа мы испытываем, когда размышляем о вечном наказании. Однако мы должны помнить, что все, задуманное Богом и изложенное в Писании, справедливо. Поэтому мы должны остерегаться, чтобы нам не возненавидеть это учение или не начать сопротивляться ему, мы должны стремиться, насколько это возможно, признать, что вечное наказание справедливо и правильно, ибо в Боге нет никакой несправедливости.

Нам может помочь осознание того факта, что если бы Бог не осуществил вечного наказания, то Его справедливость не была бы удовлетворена, а Его слава не была бы явлена так, как Он считает необходимым. Возможно, нам поможет также мысль о том, что с точки зрения будущего мира необходимость и справедливость вечного наказания гораздо более очевидна. Иоанн слышит, как мученики на небесах восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Кроме того, при разрушении Вавилона, великий глас множества людей на небесах прославляет Бога за справедливость Его суда, ибо эти люди наконец увидели отвратительную природу зла такой, какова она есть:

…Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее… Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков

(Отк. 19:1–3).

Когда это произошло, «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!» (Отк. 19:4). Мы не можем утверждать, что все это множество спасенных людей и небесных животных морально не правы, когда они славят Бога за свершение возмездия над злом, так как все они свободны от греха и их моральное суждение угодно Богу.

Однако в нынешнем веке мы можем так приветствовать справедливость Божью в наказании зла лишь при размышлении о вечном наказании сатаны и бесов. Когда мы размышляем о них, мы не испытываем инстинктивной любви к ним, хотя и они также были сотворены Богом. Ныне они полностью предали себя злу и находятся вне возможности спасения. Поэтому мы не можем желать их спасения, как мы желаем спасения всех людей. Мы должны верить, что вечное наказание подлинно и справедливо, и все же нам следует желать, чтобы даже те люди, которые особенно жестоко преследовали церковь, пришли к вере в Христа и избежали вечного осуждения.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Прежде вы думали о том, что верующие также предстанут на последнем суде? Как теперь вы к этому относитесь? Как влияет на вашу жизнь осознание того факта, что мы предстанем перед престолом Христа–Судьи? Как вы думаете, что мы ощутим, когда все наши мысли и дела будут явлены в последний день? Ощущаете ли вы страх, когда размышляете об этом дне? Если да, то подумайте над текстом 1 Ин. 4:16–18:

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви (курсив мой. — У. Г.).

2. Вы задумывались раньше о приобретении сокровищ на небесах или о большем вознаграждении? Если вы действительно верите в это учение, то каким образом, по вашему мнению, оно влияет на вашу жизнь?

3. Как вы думаете, что испытают те, кто будет участвовать вместе с Христом в суде над ангелами и над всем миром (см.: 1 Кор. 6:2,3)? Что говорит о нашем творении по образу Божьему и о плане Бога о нас тот факт, что Он допускает нас к участию в последнем суде? Что вы чувствуете в связи с этим по поводу вас самих и ваших отношений с Богом в вечности?

4. Подумайте о ваших друзьях–христианах в церкви. Как вы думаете, что вы почувствуете, когда увидите их перед Христом на последнем суде? Что они почувствуют, когда увидят вас перед лицом Христа? Ваши размышления о будущем суде оказывают какое–либо влияние на ваши взаимоотношения с братьями и сестрами во Христе сегодня?

5. Вы рады, что произойдет последний суд над верующими и неверующими? Вы осознаете справедливость Бога, или, по–вашему, во всем этом есть что–то неправильное?

6. Вы убедились, что Писание учит о вечном осознаваемом наказании грешников? Когда вы размышляете об этом в связи с сатаной и бесами, вы чувствуете, что это справедливо?

7. Есть ли такие люди, которые вас обидели в прошлом и которых вам было трудно простить? Помогло ли вам учение о последнем суде простить этого человека?

Специальные термины

ад

аннигиляционизм

великий суд белого престола

вечное осознаваемое наказание

последний суд

суд народов

универсализм

условное бессмертие

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.