Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien, 2:1101–1106

Другие работы

Archer, Gleason. Paul Feinberg, Douglas Moo, and Richard Reiter. The Rapture: Pre-, Mid-, or Post–tribulational? Grand Rapids: Zondervan, 1984.

Bauckham, Richard J. "Apocalyptic". In NDT, pp. 33—35.

Beechick, Allen. The Pre–Tribulation Rapture. Denver: Accent, 1980.

Berkouwer, G. C. The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Marlin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.

Clouse, F. G. "Rapture of the Church". In EDT, pp. 908–910.

Dumbrell, William J. The Search for Order: Biblical Eschatology in Focus. Grand Rapids: Baker, 1992.

Erickson, Millard. Contemporary Options in Eschatology. Grand Rapids: Baker, 1977.

Gundry, R. H. The Church and the Tribulation. Grand Rapids: Zondervan, 1973.

Hoekema, Anthony А. The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 109–238.

Ladd, George Eldon. The Blessed Hope. Grand Rapids: Eerdmans, 1956.

Lightner, Robert P. The Last Days Handbook: A Comprehensive Guide to Understanding the Different Views of Prophecy. Who Believes What About Prophecy and Why. Nashville, Tenn.: Thomas Nelson, 1990.

Rosenthal, Marvin. The Pre–Wrath Rapture of the Church. Nashville, Tenn.: Thomas Nelson, 1990.

Travis, S. H. "Eschatology". In NDT, pp. 228–231.

VanGemeren, Willem. The Progress of Redemption. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

Van Kampen, Robert. The Sign. Wheaton, 111.: Crossway, 1992.

Vos, Geerhardus. The Pauline Eschatology. Grand Rapids: Eerdmans, 1961.

Walvoord, John F. The Blessed Hope and the Tribulation. Grand Rapids: Zondervan, 1976.

Отрывок для запоминания

1 Фес. 4:15–18:

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.

ГЛАВА 54. Миллениум

Что такое миллениум? Когда он должен наступить? Пройдут ли христиане через великую скорбь?

Объяснение и обоснование в Писании

Слово «миллениум» означает «тысяча лет» (от лат. millennium, «тысяча лет»). Этот термин основывается на тексте Отк. 20:4,5, где говорится, что некие люди «ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Непосредственно перед этим отрывком написано о том, что с неба сошел ангел, который взял дьявола, «и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Отк. 20:2,3).

В истории Церкви существовало три основных подхода к пониманию природы «миллениума».

А. Изложение трех основных подходов

1. Амилленаризм. Это самый простой подход.

В соответствии с этой точкой зрения, в Отк. 20:1—10 описывается нынешняя эпоха Церкви. Это та эпоха, в которую влияние сатаны на народы очень ограничено, так что Евангелие может быть проповедано всему миру. Те, о ком говорится, что они будут править с Христом в течение тысячи лет, — это христиане, которые умерли и уже правят с Христом на небесах. В соответствии с этим взглядом, царствование Христа в течение миллениума — это не телесное царствование на земле, а небесное царствование, подобное тому, о котором Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Основная мысль амилленаризма заключается в том, что в будущем не будет миллениума. Поскольку амилленарии верят, что текст Отк. 20 исполняется уже сейчас, в эпоху Церкви, они утверждают, что именно сейчас длится период «миллениума», о котором говорится в этих стихах. Точную продолжительность эпохи Церкви мы не можем узнать, и выражение «тысяча лет» — это просто образное выражение длительного отрезка времени, в который свершаются превосходные планы Бога.

В соответствии с этой точкой зрения, нынешняя эпоха Церкви будет длиться до времени возвращения Христа. Когда Христос возвратится, произойдет воскресение как верующих, так и неверующих. Тела верующих воскреснут для воссоединения с душами, и верующие навечно войдут в вечную радость на небеса. Неверующие воскреснут для того, чтобы предстать перед судом и подвергнуться осуждению. Верующие также предстанут перед престолом Судьи Христа (2 Кор. 5:10), но этот суд определит лишь степень их вознаграждения на небесах, так как только неверующие будут навечно осуждены. В это время появятся новое небо и новая земля. Сразу же после суда наступит вечность (см. рис. 54.1).

Эта схема довольно проста, поскольку в ней все события конца времен происходят одновременно, сразу же после возвращения Христа. Некоторые амилленарии говорят, что Христос может возвратиться в любое время, другие же (как, напр., Беркхоф) утверждают, что некоторые знамения еще только должны исполниться.

Рис. 54.1. Амилленаризм

2. Постмилленаризм. Приставка «пост-» означает «после». В соответствии с этим подходом, Христос возвратится после миллениума. Точка зрения постмилленариев представлена на рис. 54.2.

В соответствии с этой точкой зрения, постепенно будет все шире распространяться Евангелие и все больше расти церкви, таким образом, все большая часть мирового населения обратится к христианству. Поэтому влияние христианства на общество будет все больше, а общество все в большей степени будет жить в соответствии с тем, что заповедал Бог, и постепенно на земле наступит «век миллениума», век мира и праведности на земле. Этот «миллениум» будет длиться в течение длительного периода времени (не обязательно тысячу лет в буквальном смысле), и в конце этого периода Христос возвратится на землю, верующие и неверующие воскреснут, произойдет последний суд и возникнут новое небо и новая земля. Тогда мы войдем в вечность.

Самая основная черта амилленаризма — это уверенность в том, что Евангелие способно изменять жизни и приносить благо миру. Вера в постмилленаризм усиливается, когда церковь переживает периоды возрождения, когда нет войн и международных конфликтов и когда создается впечатление, что достигнут большой прогресс в деле преодоления зла и страданий в мире. Однако утверждения постмилленаризма основаны не просто на наблюдении событий, которые происходят вокруг нас, а на аргументах, взятых из различных мест Писания, которые будут рассмотрены ниже.

Рис. 54.2. Постмилленаризм

3. Премилленаризм. 1) Классический, или исторический, премилленаризм. Приставка «пре-» означает «перед», и «премилленаристская» точка зрения заключается в том, что Христос возвратится перед миллениумом[1238]. Этот взгляд имеет долгую историю, начиная с самых ранних веков. Этот подход изображен на рис. 54.3.

В соответствии с этой точкой зрения, современная эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока на землю не придут великая скорбь и страдания («С» на рис. 54.3 и 54.4 обозначает «скорбь», «В» — «верующих»)[1239]. После периода скорби, в конце эпохи Церкви, Христос возвратится на землю для того, чтобы установить тысячелетнее царство. Когда Он возвратится, умершие верующие воскреснут из мертвых, их тела соединятся с душами и эти верующие будут править с Христом на земле в течение тысячи лет. (Некоторые премилленарии считают, что это будет буквально тысячу лет, а другие полагают, что это символическое выражение для обозначения долгого периода времени.) В это время Христос будет физически присутствовать на земле в Своем воскрешенном теле и будет править как Царь на всей земле. Верующие, которые будут воскрешены из мертвых, и те, кто будет на земле, когда Христос возвратится, получат прославленные воскрешенные тела, которые не будут подвержены смерти, и в этих воскрешенных телах они будут жить на земле и править с Христом. Из тех неверующих, которые будут жить на земле, многие (но не все) обратятся к Христу и спасутся. Иисус будет править в совершенной праведности, и на всей земле будет мир. Многие премилленарии полагают, что земля будет обновлена и в это время мы увидим новое небо и новую землю (однако для премилленаризма этот вопрос не основной, так как можно быть премилленарием и верить, что новое небо и новая земля возникнут после суда). В начале этого периода сатана будет связан и брошен в бездну, так что в течение миллениума он не будет обладать никакой властью (Отк. 20:1 —3).

В соответствии с премилленаристской точкой зрения, в конце тысячелетнего периода сатана будет освобожден из бездны и соединится с многочисленными неверующими, которые внешне подчинялись Христу, но внутренне были Ему непокорны. Сатана соберет этих непокорных людей для битвы с Христом и будет окончательно повержен. Тогда Христос воскресит из мертвых всех неверующих, умерших во все времена, и они предстанут перед Ним для последнего суда. После того как произойдет последний суд, верующие войдут в вечность.

Судя по всему, премилленаризм становится более популярен, когда Церковь претерпевает гонения, а зло и страдание умножаются на земле. Однако, как и в случае с постмилленаризмом, аргументы в пользу премилленаристской точки зрения основаны не просто на наблюдении происходящего, а на конкретных отрывках из Писания, в основном (но не исключительно) на Отк. 20:1—10.

Рис. 54.3. Классический премилленаризм

Сноска 3 на картинке[1240]

2) Форма премилленаризма, подразумевающая восхищение Церкви до наступления скорби (диспенсационалистский премилленаризм). Еще одна разновидность премилленаризма получила широкое распространение в XIX и XX вв., особенно в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах. В соответствии с этим подходом, Христос возвратится не только до наступления миллениума, но также и до великой скорби. Эта точка зрения близка к классическому премилленаризму, упомянутому выше, однако с одним важным отличием: здесь добавляется еще одно возвращение Христа, которое произойдет до того, как Он вернется править на землю в период миллениума. Это будет тайное возвращение Христа, с целью забрать верующих из мира[1241]. Этот взгляд представлен на рис. 54.4.

В соответствии с этой точкой зрения, эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока внезапно, неожиданно и тайно Христос не возвратится на землю, а затем не призовет верующих к Себе: «Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес.4:16,17). Затем Христос вместе с верующими, взятыми с земли, возвратится на небеса. Когда это произойдет, на земле начнется великая скорбь, которая будет длиться семь лет[1242].

В течение этих семи лет скорби многие знамения, появление которых, как было предсказано, будет предвещать возвращение Христа, исполнятся[1243]. Произойдет великий исход еврейского народа, и евреи уверуют в Христа как в Мессию. Среди великих страданий будет успешна проповедь, особенно из уст новообращенных евреев–христиан. В конце скорби Христос вернется со Своими святыми, чтобы править на земле в течение тысячи лет. После миллениума произойдет война, в результате которой сатана и его силы будут окончательно повержены, и тогда воскреснут неверующие, произойдет последний суд и начнется вечность.

Нужно упомянуть еще об одной особенности этой точки зрения. Она встречается исключительно среди диспенсационалистов, которые стремятся провести четкое различие между Израилем и Церковью. Подход, подразумевающий возвращение Христа до скорби, позволяет провести это разграничение, поскольку Церковь забирается из мира до массового обращения еврейского народа. Поэтому евреи остаются отдельной от Церкви группой. Другая характерная черта премилленаризма, подразумевающего возвращение Христа до скорби, заключается в стремлении истолкования библейских пророчеств «настолько буквально, насколько это возможно». Особенно это касается ветхозаветных пророчеств об Израиле. Те, кто придерживается этой точки зрения, считают, что пророчества о будущем благословении Богом Израиля исполнятся в среде самого еврейского народа; евреи не «одухотворятся» своим исполнением в Церкви. И наконец, еще одной привлекательной чертой данной разновидности премилленаризма является то, что она позволяет людям настаивать, что Христос может возвратиться «в любой момент», а потому полностью учитывает те отрывки из Писания, которые призывают нас быть готовыми к возвращению Христа. Тем не менее сторонники этого взгляда очень буквально истолковывают знамения, предшествующие возвращению Христа, поскольку считают, что они еще только исполнятся во время скорби.

Прежде чем рассмотреть аргументы, свидетельствующие в пользу этих трех (или четырех) точек зрения, важно подчеркнуть, что истолкование деталей пророческих изречений, касающихся будущих событий, — часто задача очень нелегкая, зависящая от многих факторов. Поэтому степень уверенности в наших выводах будет меньшей, чем в других учениях. Несмотря на то что я придерживаюсь одной точки зрения (классический премилленаризм), я полагаю, что евангельским христианам важно осознать, что эта область исследований очень сложна и требует большой степени благодати в отношении тех, кто придерживается других взглядов на миллениум и период скорби.

Рис. 54.4. Диспенсационалистский премилленаризм

Б. Аргументы в пользу амилленаризма

В защиту амилленаристской точки зрения приводятся следующие аргументы:

1. Амилленарии говорят, что во всей Библии лишь один отрывок (Отк. 20:1—6) содержит учение о будущем земном тысячелетнем царстве Христа и что сам по себе этот отрывок неясен. Неверно основывать столь важное учение на отрывке, истолкование которого спорно и неясно.

Но каким образом амилленарии толкуют Отк. 20:1—6? Их толкование[1244]подразумевает, что в этом отрывке речь идет о нынешней эпохе Церкви. Вот этот отрывок:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

В соответствии с амилленаристским толкованием[1245], связывание сатаны (ст. 1,2) произошло во время земного служения Иисуса. Он говорил о том, что сильного нужно связать, для того чтобы расхитить его дом (Мф. 12:29), и что Дух Божий в то время присутствовал, побеждая бесовские силы: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). О сокрушении сил сатаны Иисус сказал во время Своего служения: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

Сточки зрения амилленариев, то, что описано в ст. 4, происходит на небе: «И увидел я… души обезглавленных за свидетельство Иисуса… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Поскольку Иоанн видит «души», а не физические тела, то, как утверждают амилленарии, это должно произойти на небесах. Когда в тексте говорится, что «они ожили», то это не означает, что они обрели телесное воскресение. Возможно, это просто означает, что «они жили», поскольку аорист έζησαν может быть истолкован как утверждение о действии, которое происходило в течение определенного периода времени. (Глагол «царствовали» — это также аорист изъявительного наклонения; он обозначает действие, длившееся тысячу лет, поэтому глагол «ожили» может иметь сходное значение.) С другой стороны, некоторые амилленарии истолковывают глагол έζησαν как «ожили» в том смысле, что люди вошли в небесное существование в присутствии Христа и начали править с Ним на небесах.

В соответствии с этой точкой зрения, слова «первое воскресение» (ст. 5) обозначают уход на небеса для того, чтобы быть с Господом. Это не телесное воскресение, а вхождение в присутствие Бога на небесах. Точно так же ст. 5 («Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет») истолковывается в том смысле, что они не вошли в присутствие Божье для суда до окончания тысячелетнего периода. Таким образом, как в ст. 4, так и в ст. 5 выражение «ожили» означает «вошли в присутствие Божие». (Другое амилленаристское толкование «первого воскресения» заключается в мнении о том, что здесь идет речь о воскресении Христа и об участии верующих в воскресении Христа через единение с Христом.)

2. Второй аргумент, который часто приводят в пользу амилленаризма, заключается в том, что Писание учит лишь об одном воскресении, когда воскрешены будут как верующие, так и неверующие, а не о двух воскресениях (о воскресении верующих до миллениума и воскресении неверующих для суда по окончании миллениума). Это важный аргумент, так как премилленаристская позиция требует принятия двух различных воскресений, разделенных тысячелетием.

Свидетельства в пользу лишь одного воскресения содержатся, по меньшей мере, в трех отрывках. Иисус говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29, курсив мой. — У. Г.). Здесь Иисус говорит об одном «времени», когда и верующие, и неверующие выйдут из могил. Павел, когда говорил на суде перед Феликсом, объяснил, что он, как и его недруги–иудеи, имел надежду на Бога, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15, курсив мой. — У Г.). И вновь здесь говорится об одном воскресении — как верующих, так и неверующих. И наконец, у пророка Даниила мы читаем: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

3. Слишком сложно принять мысль о том, что прославленные верующие и грешники будут вместе жить на земле. Беркхоф говорит: «Невозможно понять, каким образом часть старой земли и грешное человечество сможет существовать вместе с частью новой земли и прославленным человечеством. Как могут совершенные святые в прославленных телах иметь общение с грешниками во плоти? Как могут прославленные грешники существовать в этой искаженной грехом атмосфере, посреди сцен смерти и разрушения?»[1246]

4. Если Христос придет в славе, чтобы править на земле, то каким образом люди могут продолжать упорствовать в грехе ? Не кажется ли край не неправдоподобным, что люди смогут продолжать отвергать Иисуса, пришедшего в воскрешенном теле, чтобы править землей в качестве Царя, и что зло и неповиновение будут возрастать на земле до тех пор, пока сатана не соберет народы на битву с Христом?[1247]

5. Нет никакой убедительной цели подобного миллениума. Как только окончится эпоха Церкви и Христос возвратится, то для чего откладывать наступление вечности?

6. И в заключение амиленнарии утверждают, что Писание, судя по всему, показывает, что все основные будущие события, которые должны произойти до наступления вечности, произойдут одновременно. Христос возвратится, будет одно воскресение и верующих, и неверующих, произойдет последний суд, возникнут новое небо и новая земля. А затем мы войдем в вечность без миллениума[1248].

Здесь мы можем коротко ответить на эти аргументы амилленариев; некоторые более полные ответы будут даны в разделе, посвященном премилленаризму.

Во–первых, в ответ на возражение о том, что только одно место в Писании учит о будущем земном миллениуме, можно привести несколько доводов.

1) Для того чтобы утвердить истину, Библии достаточно указать на нее лишь один раз, и мы должны верить в это. История о смешении языков при постройке Вавилонской башни, например, изложена только в Быт. 11:1—9, и все же мы верим, что она истинна, поскольку этому нас учит Писание. Точно также, если только один отрывок учит нас о тысячелетнем царстве Христа, мы все же должны верить в это.

Кроме того, нет ничего удивительного в том, что это учение ясно излагается в Книге Откровение. Нечто подобное уже было. Например, во всем Ветхом Завете нет ясного учения о том, что Мессия придет дважды: один раз как страдающий Мессия, Который умрет и воскреснет, заслужив для нас спасение, а затем — как победоносный Царь, для того чтобы править землей. Возможно, косвенное упоминание о втором пришествии Христа содержится у ветхозаветных пророков, однако нигде об этом не говорится открыто, так как Бог не считал необходимым открыть в такой степени Свой план спасения до того, как он осуществился. Точно так же во многих книгах Ветхого и Нового Заветов, написанных до Откровения, содержатся намеки на будущий земной миллениум, который будет предшествовать вечности, однако ясное учение об этом не было явлено до тех пор, пока Иоанн не написал Откровение. Поскольку Откровение — это та книга, которая наиболее ясно излагает то, что произойдет в будущем, вполне уместно, что это более ясное откровение помещено в этой части Библии.

2) В ответ на утверждение о том, что отрывок, который учит о миллениуме, неясен, премилленарии отвечают, что Отк. 20:1—6 понимается очень просто: текст гласит, что сатана будет связан и брошен в бездну на тысячу лет — именно это и говорят премилленарии. Текст говорит о тысячелетнем царстве Христа, и премилленарии ожидают будущего тысячелетнего царства Христа на земле. Текст говорит о людях, воскресших в «первое воскресение», и премилленарии говорят, что произойдет первое воскресение верующих, которые «блаженны и святы» (Отк. 20:6), и второе воскресение, в конце тысячи лет, для «прочих умерших» (ст. 5). По мнению премилленариев, «неясность» появляется в тексте только тогда, когда его пытаются истолковать каким–либо иным, не прямым и непосредственным образом.

3) Наконец, многие премилленарии считают, что есть и другие отрывки, особенно в Ветхом Завете, которые требуют от нас веры в будущий период времени — более великий, чем нынешняя эпоха, но еще не равный вечности (см.: Пс. 71:8–14; Ис. 11:2–9; 65:20; Зах. 14:6–21; 1 Кор. 15:24; Отк. 2:27; 12:5; 19:15)[1249]. Они утверждают, что в этих отрывках речь идет о том времени, которое очень похоже на миллениум, как они его понимают.

4) В связи с амилленаристским толкованием Отк. 20:1 —6 возникает много затруднений. Хотя Мф. 12:28,29 и Лк. 10:18 говорят о «связывании» сатаны во время земного служения Иисуса, все же связывание сатаны, описанное в Отк. 20, кажется гораздо более значительным. В этом отрывке говорится не просто о том, что сатана в это время связан, но также о «бездне» и об ангеле, который «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» (Отк. 20:2,3, курсив мой. — Примеч. пер.). Здесь имеется в виду нечто большее, чем связывание, или ограничение. Образ низвержения сатаны в бездну, заключение и печать над ним дает картину полного удаления его влияния с земли. Утверждение о том, что сатана сейчас пребывает в бездне, заключен там и над ним положена печать, просто не согласуется с ситуацией в мире в эпоху Церкви, в которую сатана все еще очень силен, когда он «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8), когда он побуждает человеческое сердце «солгать Духу Святому» (Деян. 5:3) и когда «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20).

Но даже после того, как сатана был связан, все же «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор. 4:4). Вот почему христиане все еще должны бороться «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Дело обстоит именно так, потому что даже в эпоху Церкви влияние сатаны на мир не полностью устранено, хотя Евангелие и способно побеждать бесовские силы, противодействующие распространению Царства Божьего: «Дух антихриста… и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:3), и «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит возле» (1 Ин. 5:19, курсив мой. — Примеч. пер.). Эта тема активности сатаны на земле в течение всей эпохи Церкви постоянно повторяется в Новом Завете, и поэтому крайне трудно предположить, что сатана был брошен в бездну, заточен там и на него была положена печать на тысячу лет. Эти образы могут говорить только о полном уничтожении власти сатаны на земле.

Однако что можно сказать о выражении «Дабы не прельщал уже народы» (Отк. 20:3), которое, как утверждают амилленарии, говорит о связывании и заточении сатаны? Разве это не означает, что Евангелие теперь может быть проповедано среди всех народов? Да, это выражение может иметь такой смысл. Но более согласуется со значением глагола «прельщать» (греч. πλανύω ), особенно в Откровении, утверждение о том, что это может происходить в течение всей эпохи Церкви и окончиться только с началом миллениума. Сатана назван «обольщающим всю вселенную» (Отк. 12:9), а о вавилонском волшебстве сказано, что им «введены в заблуждение все народы», до тех пор пока не придет суд (Отк. 18:23)[1250]. Поэтому правильнее было бы сказать, что сатана сейчас продолжает прельщать народы, однако с началом миллениума это воздействие прекратится. Влияние сатаны было сильнее перед первым пришествием Христа, однако и в наши дни оно продолжается.

Тот факт, что Иоанн видел «души», еще не означает, что виденное им произойдет на небесах. Поскольку души — это те, кто «ожил» в «первом воскресении», мы должны рассматривать их как людей, получивших воскрешенные тела, которые начали править на земле. Более того, Отк. 20:1 показывает, что все происходит на земле, так как там говорится: «И увидел я Ангела, сходящего с неба». Но если ангел сошел с неба, то он далее действует на земле, и все описанное также происходит на земле.

Некоторые амилленарии доказывают, что выражение «ожили» относится к вхождению в небесное существование, или в присутствие Бога. Но где еще греческий глагол ζάω, «жить», имеет такое значение? Нигде в Новом Завете этот глагол не используется в значении «войти в присутствие Божие».

Кроме того, амилленаристское толкование выражения «первое воскресение» неубедительно. Слово «воскресение» (греч. άνάστασις) ни в одном другом месте не означает «вхождение на небо» или «вхождение в присутствие Божие», а просто означает телесное воскресение. Именно в этом значении воспринимали это слово также и читатели I в. Другое толкование «первого воскресения» — как воскресение Христа (и наше единение с ним) — также неправдоподобно, поскольку те, кто «ожил», — это те, кто был «обезглавлен за свидетельство Иисуса» (ст. 4), что подразумевает телесное воскресение после смерти[1251].

Во–вторых, трудно принять точку зрения, что Писание учит только об одном воскресении, когда воскреснут одновременно и верующие, и неверующие. Ведь в Отк. 20 открыто говорится о «первом воскресении» и подразумевается, что будет также и второе. О тех, кто ожил и стал править с Христом, мы читаем: «Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (ст. 5,6). В этом тексте проводится различие между теми благословенными, которые участвуют в этом первом воскресении, и теми, кто не участвует в нем. Это «прочие из умерших», и к ним не относится утверждение о власти «смерти второй» (т. е. последнего суда и вечного осуждения вне присутствия Божьего); они подвергнутся этой второй смерти. Но если в Отк. 20 содержится ясное учение о первом воскресении и о том, что прочие умершие оживут по истечении тысячи лет, то это означает, что будет два разных воскресения.

В отношении же других отрывков, которые, по мнению амилленариев, подтверждают представление об одном воскресении, следует сказать, что эти отрывки просто не уточняют, будут ли разделены во времени воскресение верующих и воскресение неверующих. Утверждение Иисуса (Ин. 5) даже содержит намек на два воскресения. Он говорит, что те, кто пребывает в могилах, выйдут из них, «творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29). Таким образом, Иисус говорит здесь о двух различных воскресениях[1252].

Что же касается Дан. 12:2, то там просто говорится, что те, кто спит в прахе земном, пробудятся, «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление», однако, произойдет это одновременно или в разное время, не уточняется. Просто говорится, что и одни люди, и другие воскреснут. То же самое справедливо в отношении Деян. 24:15, где Павел говорит, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». Это утверждение о том, что как одни, так и другие люди воскреснут, но здесь не исключается возможность, что это произойдет в разное время. Все эти стихи (без Отк. 20:5,6) могли бы как свидетельствовать, так и не свидетельствовать о едином будущем воскресении. Однако при наличии явного учения о двух воскресениях, содержащемся в Отк. 20:5,6, эти стихи следует истолковывать как свидетельство уверенности в будущем воскресении всех людей, без указания на то, что два различных воскресения будут разделены во времени.

В–третьих, мысль о том, что верующие и грешники будут во время миллениума жить на земле вместе, сейчас кажется нам странной, однако для Бога, безусловно, все возможно. Мы должны помнить, что Иисус жил на земле в прославленном теле в течение сорока дней после Своего воскресения, и, судя по всему, были и другие ветхозаветные святые, которые также жили в прославленных телах в это же время (Мф. 27:53)[1253]. Это действительно та ситуация, в которой Бог будет больше прославлен, чем теперь, и которая будет сильно отличаться от современной, однако нам не следует утверждать, что Бог не может установить такой порядок вещей. Он, конечно же, может свершить это, и многие отрывки, судя по всему, указывают на то, что Он намеревается свершить это.

В–четвертых, вполне вероятно, что зло и тайное неповиновение могут продолжать свое существование на земле, несмотря на телесное присутствие Христа, Который будет править как Царь. Мы должны помнить, что иудеи жили рядом с Иисусом в течение трех лет и все же предали Его. Более того, многие фарисеи видели чудеса Иисуса и даже видели, как Он воскрешает людей из мертвых, и все же не уверовали. Ведь даже среди учеников, бывших в присутствии прославленного Господа Иисуса, «иные усомнились» (Мф. 28:17). Трудно понять такое неверие в присутствии Христа, но мы должны помнить, что сам сатана пал, оставив высокое положение в присутствии Бога на небесах.

Когда амилленарии возражают, что люди не могут упорствовать в грехе во время телесного правления Христа на земле, они просто не отдают себе отчета в том, насколько глубоко грех укоренился в природе человека, и забывают, что грех абсолютно иррационален. Они не учитывают того факта, что даже «ясное доказательство» и «неоспоримая очевидность» не могут привести к подлинному обращению. Подлинное покаяние и вера возникают благодаря действию Святого Духа в человеческом сердце. Природа греха настолько иррациональна, что те, кто «мертв в грехах и злодеяниях», часто упорствуют в непокорности и неверии даже перед фактом полной очевидности[1254].

Это не означает, что никто не будет обращен в течение миллениума. Несомненно, в это время миллионы людей станут христианами и влияние царства Христа будет видно в каждом аспекте любого общества мира. И все же одновременно будут возрастать зло и непокорность.

В–пятых, возможно, у Бога есть несколько целей относительно миллениума, и не все из них могут быть ясны для нас в данный момент. Одно ясно: в миллениум свершатся благие намерения Бога относительно институтов общества, в особенности семьи и гражданских властей. В эпоху Церкви благие цели Бога видны в первую очередь в частной жизни и в тех благословениях, которые приходят к людям, верующим в Христа. Сейчас они в определенной степени (и в большей степени в периоды возрождения) затрагивают гражданское правительство, а также образовательные учреждения и союзы, и еще больше — семью. Однако ни в одной из этих структур благие цели Бога не проявляются в той степени, в которой могли бы, чтобы продемонстрировать великую мудрость и благость Бога не только в отношении личностей, но и в отношении общественных структур. В период миллениума Божья мудрость явит Его славу во всех этих общественных структурах.

Кроме того, во время миллениума праведность Божья будет по–прежнему под защитой. Некоторые люди будут продолжать грешить и упорствовать в неверии, и это покажет, что «противостояние греха Богу обусловлено не скверным обществом или порочным окружением. Оно обусловлено греховностью человеческого сердца. Таким образом, в день последнего суда справедливость Бога будет полностью отомщена»[1255]. В это время сатана будет связан на тысячу лет, но люди будут продолжать упорствовать в грехе, и это покажет, что главная причина не в бесовском влиянии, а в греховности, которая глубоко укоренилась в человеческом сердце.

Библия показывает нам, что Бог чем дальше, тем больше хочет открывать Свои планы и являть Свою славу. От призвания Авраама до рождения Исаака, затем — переселения в Египет и исхода, обоснования народа в Земле обетованной до царства Давида и разделенной монархии, плена, возвращения и восстановления храма, до сохранения последних верных и, наконец, пришествия Иисуса во плоти цели Бога проявлялись все яснее — все больше было видно, насколько они славны и чудны. И в жизни Иисуса откровение Его славы проявлялось постепенно в течение тридцати трех лет, а кульминацией стали три последних года Его жизни. Затем в смерти, воскресении и вознесении на небеса Иисуса было завершено наше искупление. И все же распространение церкви среди всех народов на сегодняшний день длится уже 2000 лет, и мы не знаем, как долго оно продлится. Все это говорит о том, что Бог не желает, чтобы люди сразу осознали все Его благие цели; Он хочет постепенно открывать их с течением времени. Так происходит даже в жизни отдельных христиан, которые день за днем возрастают в благодати, в общении с Богом и в подобии Христу. Поэтому не стоит удивляться тому, что Бог перед наступлением вечности сделает окончательный шаг в откровении истории спасения. Это увеличит Его славу, на которую люди и ангелы взирают с изумлением, поражаясь мудрости плана Божьего.

И в–шестых, амилленарии не дают никакого удовлетворительного объяснения тексту Отк. 20, и это основной аргумент против их точки зрения[1256].

В. Аргументы в пользу постмилленаризма

1. Великое поручение Иисуса позволяет нам предположить, что Евангелие будет распространяться и впоследствии христианский мир весьма расширится. Иисус прямо сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18—20). Поскольку Христу дана всякая власть на небе и на земле и поскольку Он обещает быть с нами при исполнении этого поручения, то мы можем ожидать, что Евангелие будет распространяться без помех и со временем восторжествует во всем мире.

2. Притчи о постепенном возрастании Царства указывают на то, что со временем оно наполнит землю своим влиянием. Здесь постмилленарии указывают на следующие стихи:

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13:31,32).

Мы можем отметить также следующий стих: «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). В соответствии с постмилленаристской точкой зрения, эти притчи указывают на то, что Царство будет возрастать в силе до тех пор, пока не распространится повсюду в мире и в определенной степени не изменит его.

3. Постмилленарии также считают, что мир становится все более христианским. Церковь растет и распространяется, и, даже когда ее угнетают или преследуют, она значительно растет благодаря силе Божьей[1257].

Однако здесь нам следует отметить очень важное различие. Тот «миллениум», о котором говорят постмилленарии, очень отличается от «миллениума», о котором говорят премилленарии. В каком–то смысле они говорят о разных явлениях. Пре милленарии говорят об обновленной земле, на которой физически присутствует Иисус Христос как Царь, вместе с прославленными верующими в воскрешенных телах; пост милленарии говорят просто о земле, на которой очень много христиан и которые оказывают влияние на общество. Они не рассматривают миллениум как период времени, когда на обновленной земле телесно правит Христос вместе с прославленными верующими (так как они считают, что эти явления будут, только когда Христос возвратится, чтобы торжественно открыть начало вечности)[1258]. Поэтому вся дискуссия о миллениуме — это просто дискуссия о порядке событий, которые ему сопутствуют. Речь идет также и о значительных различиях в природе самого этого периода.

На самом деле, хотя я и не знаю таких случаев, возможен такой вариант, что кто–либо будет одновременно постмилленарием и премилленарием, по–иному понимая термин «миллениум». Человек, в принципе, может быть постмилленарием и полагать, что влияние Евангелия будет возрастать до тех пор, пока мир не будет христианизирован, а затем возвратится Христос и установит земное царство в буквальном смысле слова, воскресив верующих из мертвых, чтобы они правили вместе с ним в прославленных телах. С другой стороны, очень оптимистично настроенный премилленарии вполне может принять многие постмилленаристские утверждения об усилении христианства в нынешнюю эпоху[1259].

В ответ на постмилленаристскую аргументацию можно отметить следующее:

1. В тексте Великого поручения говорится о том, что Христу власть действительно дана, но не говорится о том, что Он будет использовать эту власть для обращения большинства населения мира. Сказать, что власть Христа велика, — значит сказать, что власть Бога бесконечна, но ведь никто и не будет отрицать этого. Однако вопрос заключается в том, насколько Христос будет использовать эту власть для численного возрастания Церкви. Мы можем предположить, что Он будет пользоваться ею очень широко и приведет мир к обращению, однако это предположение остается лишь предположением, и не более. Оно не основано на каком–либо свидетельстве в Великом поручении или на каком–либо ином тексте, который говорил бы о власти Христа в нынешнюю эпоху[1260].

2. Притчи о горчичном зерне и о закваске действительно говорят о том, что Царство Божье постепенно возрастет из чего–то малого, до чего–то очень большого, однако здесь не говорится, до какой степени оно будет возрастать. Например, в притче о горчичном зерне не говорится, что дерево выросло настолько, что распространилось по всей земле. А в притче о закваске просто говорится о постепенном росте, пронизывающем общество (как это и происходит с Церковью), однако и здесь ничего не сказано о степени влияния, которое оказывает этот рост (не говорится, что в конце 5% хлеба было закваской, а 95% — тестом, или 20% — закваской, а 80% — тестом, или 60% — закваской, а 40% — тестом и т. д.). Говорить, что в этой притче содержится указание на что–либо, помимо того факта, что Царство будет возрастать постепенно и со временем начнет оказывать влияние на каждое общество на планете, — значит просто пытаться вложить в нее некий заранее обдуманный смысл.

3. В ответ на довод о том, что мир все более христианизируется, следует ответить, что мир также становится все более злым. Даже студент–историк не станет утверждать, что с веками человечество добилось большого прогресса в борьбе с извращенностью и аморальностью, остающихся в человеческом сердце. И в самом деле, технический прогресс в XX в. сопровождался не моральным улучшением, а беспрецедентным распространением наркомании, супружеской неверности, порнографии, гомосексуализма, непокорности властям, суеверий (астрология и движение «Новой эры»), материализма, жадности, воровства и лжесвидетельства. Даже среди тех, кто исповедует христианство, все время наблюдается пугающее несовершенство христианской жизни, особенно в области морали и взаимоотношений с Богом. Там, где верующие в Библию христиане составляют значительную часть населения, не происходит ничего, похожего на земное царство миллениума[1261]. Верно, что рост Церкви в процентном отношении к населению в последние десятилетия был значительным[1262], и нас это должно ободрять. Возможно, что однажды мы увидим гораздо большее влияние подлинного христианства на многие общества, и если так оно и будет, то точка зрения постмилленариев покажется более правдоподобной. Однако подобные события могут быть осмыслены также и в рамках премилленаристской и амилленаристской концепций, поэтому окончательное решение вопроса об этих противоречащих друг другу взглядах пока может быть найдено, только исходя из трактовки библейских текстов.

4. И наконец, мы должны помнить о том, что в Новом Завете есть много текстов, в которых постмилленаристская позиция, судя по всему, открыто отрицается. Иисус сказал: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13,14, курсив мой. — У. Г.). Иисус, похоже, не утверждает, что мир станет христианским; напротив, Он говорит, что спасенных «немного», в отличие от тех «многих», которые идут к погибели. Иисус спрашивает также: «Но Сын Человеческий пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8, курсив мой. — У. Г.), и этот вопрос предполагает, что земля не будет наполнена верующими людьми, скорее управлять будут те, в ком нет веры.

В противоположность мнению о том, что мир будет становиться все лучше и лучше под влиянием роста Церкви, Павел предсказывает, что перед юз–вращением Христа произойдет «отступление» и явится «человек греха», «сын погибели», который «в храме Божием сядет… как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3,4)[1263].

Во Втором послании к Тимофею Павел говорит:

…В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…

(2 Тим. 3:1—5).

Он говорит далее:

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. <… > Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням

(2 Тим. 3:12,13; 4:3,4).

И наконец, видимо, в наиболее полной форме о великой скорби, которая будут предшествовать времени возвращения Христа, говорится в Мф. 24:15—31:

Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. <…> И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

(Мф. 24:21–30; курсив мой. — У. Г.).

В этом отрывке изображен не христианский мир, а мир, полный страдания и зла, великой скорби, которая превосходит все предыдущие периоды страдания на земле. Здесь не говорится, что подавляющее большинство людей будут приветствовать Христа при Его возвращении, сказано, что, когда на небе явится знамение Сына Человеческого, «восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30).

Поскольку Мф. 24 — это очень трудный для постмилленариев отрывок, было совершено немало попыток истолковать его не как предсказание событий, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа, а как нечто, уже происшедшее во время разрушения Иерусалима в 70 г. н. э.

Для того чтобы обосновать такое толкование, постмилленарии считают большинство элементов Мф. 24:29—31 чистой символикой[1264]. Они утверждают, что помрачение солнца и луны, падение звезд с неба и потрясение сил небесных не следует понимать буквально, что это лишь образное описание того, как Бог является перед Своим судом. Утверждается, что такое же образное описание осуждения содержится в Иез. 32:7; Иоил. 2:10 и Амос. 8:9, — но в этих отрывках говорится просто об осуждении тьмой и не упоминается падение звезд с неба или потрясение сил небесных. Франс упоминает также Ис. 13:10 и 34:4, где говорится о помрачении солнца и луны и о падении небесного воинства, однако маловероятно, что Франс прав, утверждая, будто эти отрывки носят чисто символический характер, — они находятся в таком контексте, в котором легко могут быть поняты как буквальное предсказание космических изменений, которые будут предшествовать последнему суду. Итак, тот факт, что эти отрывки содержат просто апокалиптические образы осуждения Иерусалима, отнюдь не очевиден[1265].

Более того, символическое толкование этих стихов становится еще более проблематичным, когда мы читаем продолжение высказывания Иисуса: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе… и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30, курсив мой. — У. Г.). В соответствии со своим символическим истолкованием этого отрывка, Франс говорит, что выражение «все племена земные» относится в основном к евреям, т. е. речь идет о «всех племенах (коленах) земли»[1266]Израиля. Он утверждает также, что повествование о том, как Сын Человеческий придет на облаках с неба с силой и великой славой, описывает не возвращение Христа, а Его приход к Отцу Небесному «для получения оправдания и власти»[1267]. Франс одобрительно цитирует Г. Б. Кайрда, который говорит, что «пришествие Сына Человеческого на облаках с неба никогда не считалось просто способом перемещения в пространстве, это всегда было символом мощного переворота в истории и на национальном уровне»[1268]. Ангелы Христовы, посланные с трубами для того, чтобы созвать Его избранных, истолковываются как посланники, которые проповедуют Евангелие по всей земле. Таким образом, созыв избранных — это собирание их в церковь через проповедь Евангелия.

Однако при таком толковании Франс не может удовлетворительно объяснить, почему Иисус говорит о том, что все племена земные «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Здесь речь идет не о невидимой, неземной передаче Богом–Отцом власти Христу — это предсказание возвращения Христа с силой и славой великой. Те, кто проповедует Евангелие, нигде не называются ангелами с громогласной трубой, а проповедь нигде не названа собиранием «избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Кроме того, когда в иных местах Иисус говорит о Своем пришествии на облаках, Он говорит не о пришествии к Богу–Отцу на небеса, а о пришествии к людям, на землю: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Отк. 1:7). Павел говорит, что, когда возвратится Христос, мы, живые, «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). Когда Христос приходит на облаках со славой и с великой властью, Он приходит править землей, и именно об этом говорится в Мф. 24:30,31 (Франс не комментирует тот факт, что Иисус говорит о плачущих племенах земных: «Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных» [ст. 30]. Это делает очень сомнительной точку зрения о том, что здесь речь идет о символах или о чем–то невидимом и небесном). Кроме того, вся совокупность фактов, которые нам известны из других текстов и которые мы относим к возвращению Христа (космические знамения, приход Христа с властью, громкий звук трубы, ангелы, созывающие избранных), дает полное основание полагать, что здесь имеется в виду второе пришествие Христа и что это не просто символическое изображение передачи власти. И если в Мф. 24 говорится о втором пришествии Христа, то там говорится о Его пришествии после периода великой скорби, а не после миллениума мира и праведности[1269].

И наконец, все те тексты, в которых говорится о том, что Христос может возвратиться скоро и что мы должны быть готовы к Его возвращению в любое время[1270], также следует рассматривать как важный аргумент против постмилленаризма. Ведь если Христос может возвратиться в любое время и мы должны быть готовы к Его возвращению, то представление о длительном периоде, необходимом для установления миллениума на земле до возвращения Христа, не находит подтверждения.

Г. Аргументы в пользу премилленаризма

Точка зрения, которая защищается автором этой книги, — это исторический премилленаризм. Аргументы против премилленаристской точки зрения в основном были представлены в разделах, посвященных аргументам в защиту амилленаризма и постмилленаризма, и поэтому не будут здесь еще раз рассмотрены отдельно, однако некоторые возражения будут приняты во внимание по ходу изложения.

1. Многие отрывки из Ветхого Завета, как представляется, не относятся ни к современной эпохе, ни к вечности. В этих отрывках говорится о некоем будущем этапе истории спасения, который будет более велик, чем современная эпоха Церкви, однако тогда грех еще не будет уничтожен, не будет отступления и смерти.

Исайя говорит об Иерусалиме в некоторый момент будущего:

Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем

(Ис. 65:20).

Здесь мы читаем о том, что не будет больше детей, умирающих в младенчестве, и пожилых людей, умирающих преждевременно, т. е. о таком положении, которое сильно отличается от современного. Однако грех и смерть все еще будут присутствовать, так столетний юноша умрет, а столетний грешник «будет проклинаем». Контекст этого отрывка, возможно, содержит в себе элементы описания миллениума и вечности (ст. 17,25), однако в самой природе ветхозаветного пророчества не видно будущих событий, точно так же как в них нет разделения первого и второго пришествия Христа. Итак, в более широком контексте могут присутствовать подобные элементы, однако факт остается фактом: данный отрывок (повествующий о детях и старцах, которые живут долго, о столетнем юноше и о проклинаемом грешнике) указывает на конкретный период времени, который отличается от современной эпохи.

Похоже, Исайя предсказывает царство миллениума и в других стихах:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

(Ис. 11:6—9).

В этом отрывке прямо говорится о важном перерождении природы, которое уводит нас далеко от современности, во времена, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). И все же буквально в следующем стихе Исайя говорит:

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса…

(Ис. 11:10,11).

Здесь говорится, что некоторые люди все еще ищут Мессию и, видимо, обретают спасение, а Господь, похоже, все еще собирает остаток Своего народа из различных племен земли. Поэтому, судя по всему, вечность еще не началась, хотя перерождение природы далеко превосходит ее современное состояние. Не указывает ли это на будущее царство миллениума?

Судя по всему, в Псалме 71 описывается не просто правление царя Соломона, а предсказывается слава правления Мессии:

Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Цари Фар–сиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его

(Пс. 71:8—14)[1271].

Этот отрывок, безусловно, повествует о мессианском правлении, гораздо более великом, чем правление Давида или Соломона, так как царство Мессии простирается «до концов земли» и «все народы будут служить ему» (ст. 8,11; отметим, что в псалме также говорится: «И будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов», ст. 5). Это будет царство праведности и справедливости — однако это, несомненно, еще не вечность. Там все еще будут «вопиющие нищие» и «угнетенные, у которых нет помощника» (ст. 12—14). Там все еще будут враги, которые «будутлизать прах» в правление этого праведного Царя (ст. 9). Все это свидетельствует об эпохе, которая сильно отличается от современной, однако не является вечностью, так как в ней присутствует грех и страдание.

Захария также пророчествует о будущей эпохе, в которую произойдет великое изменение земли, Господь будет Царем всей земли, но все еще будет присутствовать отступление и грех, страдание и смерть:

…И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. <…> Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них

(Зах. 14:5—17).

Здесь описание вновь не соответствует современной эпохе, так как Господь в этом тексте — Царь всей земли. Однако не соответствует оно также и вечности, так как речь тут явно идет о неповиновении Господу и войне против Него. Могут возразить, что это типичное ветхозаветное пророчество, в котором разные события совмещены в видении пророка, хотя по времени свершения эти события могут быть разделены долгими веками. Однако трудно применить подобное разделение к разбираемому отрывку, поскольку в нем наказание бедами и засухой свершается именно за войну против Господа, Царя всей земли[1272].

2. В Новом Завете, помимо Отк. 20, есть также и другие отрывки, которые говорят о будущем миллениуме. Воскресший Господь Иисус говорит церкви в Фиатире: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27, курсив мой. — У. Г.). Используемые здесь образы («пасти жезлом железным»; «сокрушать глиняные сосуды») предполагают жесткое правление народом, пребывающим в неповиновении. Но когда это верующие, побеждая зло, могли бы участвовать в подобном правлении? Такое представление хорошо согласуется с будущим царством миллениума, когда прославленные святые будут править вместе с Христом на земле, но не согласуется ни с современной эпохой, ни с вечностью (представление об управлении народами «жезлом железным» находим также в Отк. 12:5,6 и 19:15).

Когда Павел говорит о воскресении, он утверждает, что каждый человек получит воскрешенное тело: «Первенец Христос, потом [έπειτα] Христовы, в пришествие Его. А затем [εϊτα] конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:23—25). Слова, переведенные как «потом» и «затем» (έπειτα и είτα), оба имеют значение «после этого», а не «в то же самое время». Между воскресением Христа и Его вторым пришествием, когда мы обретаем воскрешенные тела (ст. 23), есть определенный временной интервал. Так и между вторым пришествием Христа и «концом» (ст. 24), когда Христос передает власть над Царством Богу после управления этим Царством в течение некоторого времени, тоже есть определенный промежуток времени[1273].

3. Основываясь на нескольких других отрывках, где содержится намек или прямое указание на определенный будущий период времени, более великий, чем современная эпоха, но не совпадающий с вечностью, следует рассмотреть Отк. 20 еще раз. Здесь многие утверждения правильнее всего истолковывать как повествующие о будущем земном Царстве Христа, предшествующем суду.

а) Когда речь идет о связывании и заточении сатаны в бездне (ст. 2, 3), предполагается гораздо большее ограничение его активности, чем то, которое мы видим в современную эпоху.

б) Утверждение о том, что верные «ожили» (ст. 4), правильнее всего истолковывать как повествование о телесном воскресении, поскольку в следующем стихе говорится: «Это — первое воскресение». Глагол έζησαν, «ожили», — это та же самая форма глагола, которая употреблена в Отк. 2:8, где Иисус говорит о Себе: «Был мертв, и се, жив», явно имея в виду воскресение[1274].

в) Как толкуют премилленарии, царствование с Христом (в Отк. 20:4) — это нечто, что должно свершиться в будущем, а не то, что происходит сейчас (как утверждают амилленарии). Это согласуется с прочими текстами Нового Завета, где часто говорится о том, что верующие будут править с Христом и получат от Него власть править на всей земле (см.: Лк. 19:17,19; 1 Кор. 6:3; Отк. 2:26,27; 3:21). Однако нигде в Писании не говорится, что верующие во время промежуточного состояния (между временем их смерти и временем возвращения Христа) правят с Христом или разделяют с Ним власть. Ведь в Откровении, немного раньше, говорится о том, что святые на небесах до возвращения Христа ожидают под жертвенником и вопиют к Господу, чтобы Он начал судить совершающих злодеяния на земле (Отк. 6:9,10). Нигде не говорится о том, что христиане уже правят с Христом.

Те, кто ожил и правит с Христом (Отк. 20), — это люди, «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Речь здесь идет о тех, кто не был сломлен преследованиями зверя, о которых говорится в Отк. 13:1—18. Однако если жестокость преследований, о которых говорится в Отк. 13, приводит нас к заключению, что зверь еще не появился в мире, а лишь явится в будущем, то гонения, которые развяжет этот зверь, также относятся к будущему. А если гонения относятся к будущему, то сцена, описанная в Отк. 20, где те, «которые не поклонились зверю… не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4), также относятся к будущему. Это означает, что в Отк. 20:1—6 говорится не о современной эпохе Церкви, и правильнее всего полагать, что здесь речь идет о будущем Царстве Христа во время миллениума.

Все эти соображения в совокупности свидетельствуют в пользу премилленаризма. Если мы убеждены, что эта точка зрения верна, то можно считать второстепенным вопрос о том, является ли тысячелетний период тысячелетним в буквальном смысле, или просто неопределенно длительным периодом времени. И хотя мы, возможно, и не знаем всех деталей, касающихся природы миллениума, можно с полной уверенностью сказать, что в будущем нас ждет земное Царство Христа, которое будет значительно отличаться от нынешней эпохи.

Д. Время великой скорби

Если вас убедили аргументы в пользу премилленаризма, то следует решить еще один важный вопрос: когда возвратится Христос — до или после «великой скорби»?

Само выражение «великая скорбь» взято из текста Мф. 24:21 (и параллельных мест), где Иисус говорит: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Исторический премилленаризм полагает, что Христос возвратится после этой скорби, так как далее в этом отрывке говорится: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет… тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29,30). Однако, как было сказано выше, в XIX и XX вв. стали популярными разновидности премилленаризма, приверженцы которых утверждают, что Христос возвратится до скорби. Часто этот взгляд называют «восхищением до скорби», так как его сторонники полагают, что, когда Христос возвратится, Церковь будет «восхищена», или взята на небо, чтобы пребывать там с Ним.

Аргументы в пользу этой точки зрения таковы[1275]:

1. Весь период скорби будет временем излияния гнева Божьего на землю. Поэтому едва ли христиане окажутся в это время на земле.

2. Иисус дал обетование: «Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Отк. 3:10). Эти слова показывают нам, что Церковь будет взята из мира до того, как придет година искушения.

3. Если Христос возвратится после скорби и победит всех Своих врагов, тогда откуда возьмутся неверующие, которые должны жить в Царстве миллениума? Однако сторонники точки зрения, что Христос возвратится до периода скорби, принимают в расчет тысячи верующих–евреев, которые станут христианами во время скорбей и войдут в миллениум в непрославленных телах.

4. Данная точка зрения позволяет верить, что Христос может возвратиться в любой момент (имеется в виду Его пришествие до скорби), однако следует учитывать, что многие знамения еще должны исполниться (имеется в виду Его пришествие после скорби, когда знамения исполнятся).

Хотя это и не аргумент в пользу излагаемой точки зрения, все же следует отметить, что ее сторонники считают, что учение о скорби (Мф. 24) и предостережения, данные в связи с этим верующим, относятся к верующим–евреям периода скорби, а не ко всей Церкви[1276].

На все эти аргументы можно ответить так:

1. Утверждение о том, что все страдания этого периода будут результатом гнева Божьего, не согласуется с новозаветными описаниями скорби. Многие страдания произойдут «по причине умножения беззакония» (Мф. 24:12) и из–за того, что преследование Церкви и противодействие сатаны очень усилятся в этот период. Конечно, все верующие (как язычники, так и иудеи) не испытают гнева Божьего в любое время, но это не означает, что они избегнут всех страданий, даже в особенно трудные времена.

2. Иисус говорит верующим филадельфийской церкви (Отк. 3:10), что Он сохранит их от годины искушения, которая надвигается на весь мир, но этого свидетельства не достаточно для утверждения о том, что вся Церковь будет взята из мира до периода скорби. Во–первых, это утверждение относится лишь к одной конкретной церкви (филадельфийской) и его не следует применять ко всей Церкви. Тем более что «година искушения, которая придет на всю вселенную», не обязательно является тем же самым периодом, что и скорбь. Гораздо более вероятно, что речь здесь идет о времени великих страданий и преследований, которые надвигались на Римскую империю и на весь обитаемый мир. И наконец, обетование о том, что филадельфийская церковь будет сохранена, не подразумевает того факта, что она будет восхищена из мира, это значит, что она просто останется верной и будет сохранена от страданий и испытаний.

3. Утверждение о том, что в миллениум должны войти люди в непрославленных телах, — это вовсе не аргумент в пользу точки зрения, подразумевающей возвращение Христа до скорби. Когда Христос возвратится после скорби, Он победит все силы, собранные против Него, однако это не означает, что Он убьет всех этих людей или уничтожит их. Многие просто сдадутся, так и не уверовав в Христа, и, таким образом, войдут в миллениум как неверующие. А в течение миллениума многие, вне всякого сомнения, обратятся к Христу и тоже станут верующими.

4. Это не единственная точка зрения, где подразумевается возвращение Христа до скорби. Есть и другие, которые считают, что Христос может возвратиться в любое время и что Его возвращению будут предшествовать знамения. Например, те, кто предполагает, что, возможно (хотя и маловероятно), знамения уже исполнились, — также допускают такую возможность[1277].

Однако следует сказать, что за всеми этими аргументами кроется, вероятно, желание сохранить различие между Церковью (которая, по мнению представителей данной точки зрения, будет восхищена на небо, чтобы пребывать с Христом) и Израилем (который, по их мнению, будет народом Божьим на земле во время скорби, а затем в Царстве миллениума). Однако, как мы отметили ранее[1278], в Новом Завете не делается подобного разграничения между Израилем и Церковью. Поэтому нет никакой необходимости проводить различие между ними и в период скорби и миллениума.

Среди сторонников точки зрения, подразумевающей возвращение Христа до скорби, есть течение, последователи которого считают, что Христос возвратится во время скорби. Эта точка зрения отстаивается Глизоном Арчером[1279]. Он считает, что период скорби будет разделен на две части. Первые три с половиной года будут характеризоваться человеческим гневом, и в этот период Церковь присутствует; вторые три с половиной года — гневом Бога, и в этот период Церкви на земле нет. Важнейший аргумент в пользу данной теории основан на Писании; отмечается, что в Дан. 7:25, 9:27 и 12:7 и 11, как и в Отк. 12:14, семь дней, или семь времен, разделены на два интервала. Упоминается интервал в три с половиной дня символической недели, что является указанием на период в три с половиной года, после которого народ Божий будет спасен от скорби. Есть и другой аргумент: в этой теории огромное значение придается ожиданию пришествия Христа, так как три с половиной года — это период более короткий, чем семь лет.

Но хотя в Книге Пророка Даниила и говорится о разрыве «седмины», которую предсказывает Даниил, там нет никакого указания на то, что посреди недели верующие будут взяты с земли[1280]. И почему в течение трех с половиной лет скорби ожидание пришествия должно быть напряженнее, чем в течение семи лет скорби.

И наконец, некоторые возражения против мнения о том, что Христос возвратится до скорби, можно выдвинуть, исходя из теории, предполагающей, что Христос возвратится после скорби (именно такого мнения придерживается сторонники исторического премилленаризма):

1. Нигде в Новом Завете не говорится прямо, что Церковь будет восхищена из мира до периода скорби. Если это значительное событие действительно должно произойти, то о нем непременно было бы упомянуто в Новом Завете. Конечно, Иисус говорит о том, что Он придет вновь, чтобы забрать нас к Себе (Ин. 14:3), а Павел говорит, что мы будем восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4:17) и что мы изменимся в мгновение ока и обретем воскрешенные тела (1 Кор. 15:51,52). Но верующие в течение всей истории полагали, что в этих отрывках говорится не о тайном восхищении Церкви перед периодом скорби, а о видимом, публичном восхищении (или «взятии») Церкви буквально за несколько мгновений до пришествия Христа на землю вместе с ними, для того чтобы править в Царстве миллениума (или, с амилленаристской точки зрения, — в вечности)[1281].

Кроме того, крайне трудно истолковать 1 Фес. 4:17 — единственный отрывок, в котором явно говорится о том, что Церковь будет «взята» (или «восхищена»), — в том смысле, что пришествие Иисуса будет тайным. Здесь говорится: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдете неба» (1 Фес. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Об этих словах Леон Моррис справедливо заметил: «Конечно, можно сказать, исходя из этого отрывка, что восхищение произойдет тайно и никто, кроме святых, не узнает, что происходит. Однако очень трудно понять это именно таким образом. Напротив, здесь весьма ясно сказано, что все это произойдет открыто и публично»[1282].

Учение о восхищении Церкви до скорби основано на нескольких отрывках, и все они спорны. Кроме того, это учение оставалось непонятым до XIX в.

2. В нескольких текстах скорбь достаточно явно связана с возвращением Господа. Во–первых, громогласная труба, собирающая избранных (Мф. 24:31), глас трубы Божьей (1 Фес. 4:16) и последняя труба, при гласе которой изменятся наши тела (1 Кор. 15:51,52), судя по всему, являются упоминаниями об одной и той же трубе — последней трубе, которая протрубит перед миллениумом. Если это действительно «последняя труба» (1 Кор. 15:52), то не понятно, как может протрубить еще одна труба (Мф. 24:31) семью годами позже.

Кроме того, трудно истолковать Мф. 24 как повествование не о Церкви, а о еврейском народе, который спасется во время скорби. Иисус обращается к Своим ученикам (Мф. 24:1—4) и предостерегает их о грядущих гонениях и страданиях. Он говорит им о будущей великой скорби, а затем предупреждает, что «после скорби дней тех» явятся космические знамения и «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Однако возможно ли, чтобы Иисус, говоря все это Своим ученикам, подразумевал, что описываемые Им явления имеют отношение не к Церкви, а только к будущему земному царству еврейского народа, который будет обращен во время скорби? Как ученики могли бы догадаться, что Он имел в виду именно это? Маловероятно, что ученики здесь — это представители будущего еврейского царства, а не представители Церкви, с основанием которой они были столь тесно связаны, основанием которой они, собственно говоря, и были (Еф. 2:20).

3. И наконец, похоже, что Новый Завет не оправдывает представления о двух разных возвращениях Христа (однажды за Своей Церковью — до скорби, а затем, семь лет спустя, со Своей Церковью — чтобы судить неверующих). И вновь следует отметить, что это учение прямо не излагается ни в одном месте Писания, это лишь предположение, основанное на различиях, содержащихся в нескольких отрывках, в которых возвращение Христа описывается с разных точек зрения. Однако совсем не трудно рассматривать все эти отрывки как повествование об одном событии, происходящем в одно время.

Правильнее будет сделать следующий вывод: Церковь пройдет через период скорби, предсказанный Иисусом. Возможно, сами мы предпочли бы избежать этого, но решение принимать не нам. И если Бог желает, чтобы кто–либо из нас жил на земле до времени великой скорби, то нам следует вспомнить слова Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14). И еще: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). Мысль о том, что христиане должны быть готовы пройти через страдания, видна также в словах Павла, когда он говорит, что мы — сонаследники Христу, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Мы также можем вспомнить, что со времен Ноя и до времени мученичества апостолов Бог часто вел Свой народ через страдания к славе, ибо так Он поступил и со Своим собственным Сыном. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10). Именно Спаситель, Который Сам страдал более, нежели любой из Его детей, сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какой точки зрения вы придерживались до того, как прочитали эту главу: амилленаристской, постмилленаристской или премилленаристской? Как вы полагали, Христос возвратится до или после скорби? Изменилось ли ваше мнение сейчас?

2. Расскажите, как ваш нынешний взгляд на миллениум и на период великой скорби отражается на вашей христианской жизни.

3. Как, по вашему мнению, будет выглядеть жизнь людей в прославленных телах, когда Иисус Христос будут править как Царь мира? Вы можете описать более или менее подробно ваше эмоциональное состояние в различных ситуациях, которые могли бы сложиться в этом Царстве. Вы действительно жаждете наступления подобного Царства? (Ваши ответы будут несколько различаться в зависимости от вашей точки зрения по вопросу о том, когда вы обретете воскрешенное тело, — в период миллениума или в вечности.)

4. Назовите позитивное и негативное отражение точек зрения о восхищении Церкви до периода скорби и после этого периода в повседневной жизни христиан.

Специальные термины

амилленаризм

великая скорбь

восхищение

восхищение Церкви до периода скорби

восхищение Церкви после периода скорби

восхищение Церкви посреди периода скорби

диспенсационалистский премилленаризм

исторический премилленаризм

миллениум

постмилленаризм

премилленаризм

премилленаризм, подразумевающий пришествие Христа до периода скорби

премилленаризм, подразумевающий пришествие Христа после периода скорби

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.