Сын, Который является Словом Отца, извечно порожденным Отцом, принял человеческую природу во чреве Девы Марии, от ее сущности, так что две полные и совершенные природы, Божественная и человеческая, соединились в одной Личности, чтобы никогда больше не разъединяться, откуда следует, что есть один Христос, Бог и Человек; Который претерпел страдания, был распят, умер и был погребен, чтобы примирить Своего Отца с нами и стать жертвой не только за первородный грех, но и за индивидуальные грехи людей.
III. О сошествии Христа в ад
Поскольку Христос умер за нас и был погребен, следует также верить, что Он сошел в ад.
IV. О воскресении Христа
Христос действительно воскрес из мертвых и получил снова Свое тело из плоти, костей и всех вещей, присущих совершенству человеческой природы; после чего Он вознесся на небо, и восседает там, пока не возвратится, чтобы судить всех людей в последний день.
V. О Святом Духе
Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, обладает такими же сущностью, величием и славой, какими обладают Отец и Сын, и является истинным и вечным Богом.
VI. О достаточности Священного Писания для спасения
Священное Писание содержит все необходимое для спасения: поэтому ни от кого нельзя требовать, чтобы все, чего нельзя из него вычитать или доказать с его помощью, принималось за Символ веры или считалось необходимым для спасения. Под Священным Писанием мы понимаем те канонические книги Ветхого и Нового Заветов, чей авторитет никогда не подвергался сомнению в Церкви.
О названиях и количестве канонических книг
Бытие | Вторая книга Паралипоменон |
Исход | Первая книга Ездры** |
Левит | Вторая книга Ездры** |
Числа | Книга Есфирь |
Второзаконие | Книга Иова |
Книга Иисуса Навина | Псалтирь |
Книга Судей Израилевых | Книга Екклесиаста, или Проповедника |
Первая книга Самуила* | Книга Песни Песней Соломона |
Вторая книга Самуила* | Четыре великих пророка*** |
Первая книга Царств* | Двенадцать малых пророков*** |
Вторая книга Царств* | |
Первая книга Паралипоменон |
* В русской синодальной Библии это Первая книга Царств, Вторая книга Царств, Третья книга Царств, Четвертая книга Царств, соответственно. — Примеч. ред.
** В русской синодальной Библии — Книга Ездры. — Примеч. ред.
*** Имеются в виду книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. — Примеч. ред.
Остальные книги церковь действительно читает ради примера и улучшения нравов; однако она не использует их для утверждения какой–либо доктрины:
Третья книга Ездры
Четвертая книга Ездры
Книга Товита
Книга Юдифь
Продолжение книги Есфирь
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Книга пророка Варуха
Песнь трех детей
История Сусанны
О Виле и драконе
Молитва Манассии
Первая книга Маккавейская
Вторая книга Маккавейская
Все книги Нового Завета, получившие общее признание, мы также признаем и считаем каноническими.
VII. О Ветхом Завете
Ветхий Завет не противоречит Новому: ибо и в Ветхом, и в Новом Завете вечная жизнь предлагается человечеству через Христа, Который является единственным Посредником между Богом и человеком, будучи Богом и Человеком. По той причине, что прежде это было неизвестно, древние отцы стремились получить только преходящие обетования. Хотя закон, данный Богом через Моисея и касающийся церемоний и обрядов, не обязывает христиан соблюдать его, равно как и гражданские предписания этого закона не требуют исполнения в любом обществе, ни один христианин не освобождается от послушания заповедям, каковые именуются моральными.
VIII. О символах веры
Никейский символ веры, а также вероисповедание, обычно именуемое Апостольским символом веры, следует полностью принимать и верить им: ибо они могут быть подтверждены наиболее ясными свидетельствами Священного Писания.
IX. О первородном грехе
Первородный грех состоит не в подражании Адаму (как напрасно утверждают пелагиане), а в испорченности природы каждого человека, каковая естественным образом передается потомкам Адама. Из–за того что человек отдалился от первоначальной праведности и стал по своей природе склонным к греху, вожделение плоти всегда противоречит духу, и каждый человек, рожденный в этом мире, заслуживает Божьего гнева и осуждения. И эта зараженность природы остается даже у тех, кто возрожден, ибо вожделение плоти, именуемое по–гречески φρόνημα σαρκός (каковое иными истолковывается как мудрость, иными как чувственность, иными как страсть, иными как желание плоти), не подвластно закону Бога. И хотя верующие и крещенные не подлежат осуждению, апостол признает, что сами по себе страсть и вожделение имеют греховную природу.
X. О свободной воле
Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может измениться и подготовить себя к вере своими собственными естественными силами и добрыми делами и воззвать к Богу. По той причине, что у нас нет возможности делать добрые дела, приятные и угодные Богу, без Божьей благодати, мы можем иметь добрую волю только через Христа, направляющего нас и действующего в нас, когда мы имеем эту добрую волю.
XI. Об оправдании человека
Мы считаемся оправданными перед Богом благодаря нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу только верой, а не нашими собственными делами или заслугами. То, что мы оправданы только верой, составляет самую благотворную доктрину и дает великое утешение, о чем более подробно говорится в Гомилии об оправдании.
XII. О добрых делах
Добрые дела, которые являются плодами веры и совершаются после оправдания, не могут искупить наши грехи и помочь нам выдержать суровость Божьего суда. Однако они действительно приятны и угодны Богу во Христе и обязательно вырастают из истинной и живой веры; по ним живая вера узнается так же наглядно, как дерево узнается по его плодам.
XIII. О делах до оправдания
Дела, совершенные до обретения Христовой благодати и воздействия Его Духа, не угодны Богу, поскольку они не произрастают из веры в Иисуса Христа; кроме того, они не подготавливают человека к получению благодати и не заслуживают (вопреки утверждениям некоторых ученых мужей) благодати соответствия. Напротив, поскольку они совершены не по воле и повелению Бога, мы нисколько не сомневаемся, что они имеют греховную природу.
XIV. О сверхдолжных делах
Проповедовать пользу добровольных дел, совершаемых независимо от повелений Бога (так называемых «сверхдолжных» дел), невозможно иначе, как с высокомерием и нечестивостью. Ибо такими делами люди показывают, что они отдают Богу не только то, что обязаны отдавать, а делают ради Него гораздо больше, чем того требует долг, хотя Христос ясно сказал: «Когда исполните все поведенное вам, говорите: „мы рабы ничего нестоющие"».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.