1980 McBrien, 1:123, 162–168; 2:953–960
Другие работы
Berkouwer, G. С. Sin. Trans, by Philip С. Holtrop. Grand Rapids: Eerdmans, 1971. Bloesch, D. G. "Sin". In EDT, p. 1012–1016.
Carson D. A. How Long, О Lord? Reflections on Suffering and Evil. Grand Rapids: Baker, 1990.
Colwell, J. E. "Anthropology". In NDT, pp. 28–30.
Colwell, J. E. "Fall". In NDT, pp. 249–251.
Colwell, J. E. "Sin". In NDT, pp. 641–643.
Demarest B. A. "Fall of Man". In EDT, pp. 403–405.
Feinberg, J. S. The Many Faces of Evil: Theological Systems and the Problem of Evil. Grand Rapids: Zondervan, 1994.
Feinberg, J. S. Theologies and Evil. Washington, D. C: University Press of America, 1979.
Geisler, Norman. The Roots of Evil. Grand Rapids: Zondervan, 1978.
Hoekema, Anthony A. Created in God's Image. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1986, pp. 112–186.
Hughes, Philip Edgcumbe. The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ. Grand Rapids: Eerdmans, and Leicester: Inter–Varsity Press, 1989, pp. 71–210.
Johnson, R. K. "Imputation". In EDT, pp. 554–555.
Lewis, C. S. The Problem of Pain. New York: Macmillan, 1962.
Murray, John. The Imputation of Adam's Sin. Grand Rapids: Eerdmans, 1959.
Peterson, Michael L. Evil and the Christian God. Grand Rapids: Baker, 1982.
Pink, Arthur Walkington. Gleanings From the Scriptures: Man's Total Depravity. Chicago: Moody, 1970.
Plantinga, Alvin. God, Freedom and Evil. New York: Harper and Row, 1974.
Ramm, Bernard. Offense to Reason: The Theology of Sin. San Francisco: Harper and Row, 1985.
Ryrie, С. C. "Depravity, Total". In EDT, pp. 312–313.
Thomas, R. L. "Sin, Conviction of. In EDT, p. 1016.
Wenham, J. W. The Enigma of Evil. Ранее книга была опубликована с названием The Goodness of God. Grand Rapids: Zondervan, 1985.
Отрывок для запоминания
Пс. 50:3–6:
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
ГЛАВА 24. Заветы между Богом и человеком
Какие принципы определяют отношение Бога к людям?
Объяснение и обоснование в Писании
Как Бог определяет свое отношение к человеку? Со времен сотворения мира взаимоотношения Бога с человеком определялись конкретными требованиями и обетованиями. Бог говорит людям, чего он от них хочет, и дает обетования о том, как Он будет действовать по отношению к ним в различных обстоятельствах. В Библии можно найти много кратких изложений подобных условий, определяющих взаимоотношения Бога и человека, и эти изложения часто называются «заветами». Мы можем определить заветы между Богом и человеком в Писании следующим образом: завет — это неизменное, божественно установленное юридическое соглашение между Богом и человеком, в котором определены условия их взаимоотношений.
В этом определении присутствует слово «соглашение», чтобы показать наличие двух сторон, Бога и человека, которые должны вступить в определенные взаимоотношения; но здесь также присутствует и выражение «божественно установленное», чтобы показать, что человек не может вести с Богом переговоры и не может изменить условия завета, — он может лишь принять обязательства завета или отвергнуть их. Возможно, именно по этой причине греческие переводчики Ветхого Завета (известного как Септуагинта) и вслед за ними новозаветные авторы не использовали обычного греческого термина, служившего для обозначения контрактов и соглашений, в которых обе стороны были равными (συνθήκη), а употребляли менее распространенное слово διαθήκη, с помощью чего подчеркивали, что условия соглашения диктовались лишь одной из сторон. (Слово διαθήκη часто использовалось для обозначения завещания, которое кто–либо оставлял в качестве указаний по распределению имущества после своей смерти.)
В этом определении отмечается также, что заветы «неизменны». Они могут быть заменены другими заветами, но как только они установлены, изменить их нельзя. В заветах, установленных между Богом и человеком в ходе священной истории, уточнялось множество дополнительных деталей, но основным элементом всех заветов было следующее обетование: «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33; 2 Кор. 6:16 и др.).
Поскольку отношения завета между Богом и человеком по всему Писанию, от Бытия до Откровения, осуществлялись в различной форме, эта тема может быть рассмотрена на различных этапах изучения систематического богословия. Я поместил эту тему в конце части, посвященной человеку сотворенному (по образу Божьему) и человеку падшему, но перед частью, в которой будут рассмотрены личность и труд Христа.
А. Завет дел
Многим представляется неуместным говорить о том, что Бог заключил с Адамом и Евой в Эдемском саду завет дел. Слово «завет» не употребляется в повествовании Книги Бытие. Однако основные составляющие части завета там присутствуют: ясное определение сторон, набор условий, которые определяют их взаимоотношения, обетование благословений в случае послушания и условия получения этих благословений. Более того, в Ос. 6:7, в связи с грехами Израиля, говорится: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет» (RSVmg, также NIV, NASB)[529]. В этом отрывке подразумевается, что Адам состоял в отношениях завета, которые он нарушил в Эдемском саду. Кроме того, в Рим. 5:12—21 Павел рассматривает Адама и Христа как глав народа, который они представляют, и это полностью укладывается в представление о том, что Адам до падения состоял в завете с Богом.
Очевидно, что в Эдемском саду был изложен определенный набор обязательных условий, которые определяли отношения между Богом и человеком. Обе стороны явно присутствуют, когда Бог обращается к Адаму и дает ему повеления. Требования, определяющие взаимоотношения, ясно видны в повелениях, данных Богом Адаму и Еве (Быт. 1:28—30; ср.: 2:15). И в прямом повелении, данном Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16,17).
В этом утверждении, обращенном к Адаму и посвященном древу познания добра и зла, имеется обетование о наказании за неповиновение (о смерти, т. е. смерти в широком смысле) — о смерти физической и духовной, а также вечной — отделении от Бога[530]. В обетовании о наказании за неповиновение есть и скрытое обетование о благословении за послушание. Это благословение состояло бы в отсутствии смерти, здесь подразумевается, что благословение было бы противоположностью «смерти». Оно состояло бы в физической и духовной бесконечной жизни во взаимоотношениях с Богом. Присутствие «дерева жизни посреди рая» (Быт. 2:9) также символизировало обетование вечной жизни с Богом, в том случае, если бы Адам и Ева исполнили условия завета, полностью подчинившись Богу, пока Тот не решил бы, что время их испытания завершено. После падения Адама и Евы Бог удалил их из сада, в том числе и для того, чтобы они не могли вкусить от плода древа жизни и не стали «жить вечно» (Быт. 3:22).
Есть и другое свидетельство, подтверждающее, что взаимоотношения завета в Эдемском саду включали в себя обетование вечной жизни, в случае если бы Адам и Ева полностью покорились Богу. Оно заключается в том, что даже в Новом Завете Павел высказывается в том смысле, что послушание, если бы оно было возможно, даровало бы жизнь. Он упоминает о «заповеди, данной для жизни» (Рим. 7:10; букв, о «заповеди к жизни»), и, чтобы показать, что закон не покоится на вере, цитирует Лев. 18:5, а затем говорит в отношении условий закона: «Кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал. 3:12; ср.: Рим. 10:5).
Иные заветы в Писании были наделены неким внешним «знаком», который их сопровождал (таким, как обрезание или крещение и Вечеря Господня). В Книге Бытие никакого знака для завета дел не установлено, но если бы нам было нужно назвать такой знак, то мы, вероятно, указали на древо жизни посреди сада. Вкушая от этого дерева, Адам и Ева причащались бы обетования вечной жизни, даруемой Богом. Сами плоды не обладали неким магическим действием, это был лишь знак, с помощью которого Бог внешне гарантировал наличие определенной внутренней реальности.
Почему так важно говорить об отношениях между Богом и человеком в Эдемском саду как о взаимоотношениях завета ? Это напоминает нам о том факте, что эти взаимоотношения, в том числе повеление повиноваться и обетование благословения за послушание, не были чем–то автоматически возникшим в отношениях между Творцом и творением. Бог не установил завета, например, с сотворенными Им животными[531]. Также и природа человека в том виде, в каком ее сотворил Бог, не требовала, чтобы Бог общался с человеком или давал какие–либо обетования о подобном общении с людьми или какие–либо ясные указания на то, что человек должен делать. Все это было выражением отеческой любви Бога к мужчине и женщине, которых Он сотворил. Кроме того, когда мы определяем эти отношения как «завет», это помогает нам увидеть ясные параллели между этими отношениями и последующими отношениями завета, которые имели место между Богом и Его народом. Если все элементы завета присутствуют (ясное соглашение сторон, утверждение условий завета и обетование благословения за послушание и наказания за неповиновение), то нет никаких причин, по которым нам не следовало бы говорить об этих отношениях как о завете, так как это и в самом деле был именно завет.
Хотя завет, существовавший до грехопадения, определялся разными терминами (напр., Адамов завет, или завет природы), судя по всему, самым правильным его наименованием является «завет дел», так как участие в благословениях этого завета ясно зависело от повиновения, или от «дел» со стороны Адама и Евы.
Как и во всех заветах, заключенных Богом с людьми, здесь нет никаких переговоров о его условиях. Бог властно излагает завет Адаму и Еве, и у них нет возможности внести изменения. Единственно возможный выбор — это соблюдать его или нарушать.
Действует ли сейчас завет дел? Во многих важных аспектах, безусловно, действует. Прежде всего, Павел подразумевает, что совершенное повиновение законам Бога, если бы таковое было возможным, даровало бы жизнь (см.: Рим. 7:10; 10:5; Гал. 3:12). Мы должны также отметить, что наказание за нарушение этого завета все еще действует, ибо «наказание за грех — смерть» (Рим. 6:23). Это подразумевает, что завет дел остается в силе для каждого человека, остающегося вне Христа, несмотря на то что ни один грешный человек не может исполнить его условий и получить благословения. И наконец, мы должны отметить, что Христос ради нас в совершенстве подчинился завету дел, так как Он не совершил греха (1 Пет. 2:22), и в совершенстве повиновался Богу вместо нас (Рим. 5:18,19).
С другой стороны, в определенном смысле завет дел больше недействителен: 1) нам более не предъявляется конкретное требование не вкушать плодов с дерева познания добра и зла; 2) поскольку наша природа греховна (как природа христиан, так и нехристиан), мы не в состоянии самостоятельно исполнить требований завета дел и получить благословение, — таким образом, завет имеет непосредственное отношение к людям, но приносит лишь наказание; 3) за христиан Христос успешно выполнил требования этого завета раз и навсегда, и мы обретаем благословение этого завета не действительным послушанием, а веруя в заслугу труда Христова. Фактически, если бы современные христиане считали, что они обязаны заслужить милость Божью послушанием, то они лишали бы себя надежды на спасение. «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. <…> А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно» (Гал. 3:10,11). Христиане были освобождены от завета дел благодаря труду Христа и тем, что они были включены в новый завет, завет благодати (см. ниже).
Б. Завет искупления
Богословы говорят также и о другом виде завета, т. е. о завете, который заключается не между Богом и человеком, а между лицами Троицы. Этот завет называют «заветом искупления». Он состоит в соглашении между Отцом, Сыном и Святым Духом, в котором Сын согласился стать человеком, быть нашим представителем, подчиниться за нас требованиям завета дел и понести наказание за грех, которое заслуживали мы. Учит ли Писание о том, что подобный завет существует? Да, так как в нем говорится о конкретном плане и намерении Бога, которое совершилось между Отцом, Сыном и Святым Духом ради достижения нашего искупления.
Со стороны Отца этот «завет искупления» подразумевал согласие дать Сыну людей, которых Он искупит как Свою собственность (Ин. 17:2,6); послать Сына в качестве их представителя (Ин. 3:16; Рим. 5:18,19); приготовить тело Сыну, в котором Тот будет пребывать в качестве человека (Кол. 2:9; Евр. 10:5); принять Его как представителя народа, искупленного Им (Евр. 9:24); дать Ему всю власть на небесах и на земле (Мф. 28:18), в том числе власть излить Святого Духа в силе, чтобы применить искупление к Его народу (Деян. 1:4; 2:33).
Со стороны Сына было согласие отправиться в мир в качестве человека и жить в качестве человека под Моисеевым законом (Гал. 4:4; Евр. 2:14—18), в совершенстве подчиниться всем повелениям Отца (Евр. 10:7—9), быть послушным даже до смерти, до креста (Флп. 2:8). Сын также согласился собрать Себе народ, чтобы никто из данных Ему Отцом не погиб (Ин. 17:12).
Роль Святого Духа в завете искупления часто не обсуждается, но она, безусловно, была уникальной и жизненно важной. Он согласился исполнить волю Отца и наполнить Христа, чтобы Тот осуществил Свое служение на земле (Мф. 3:16; Лк. 4:1,14,18; Ин. 3:34); применить блага искупительного труда Христа к Его народу после того, как Христос возвратился на небеса (Ин. 14:16,17,26; Деян. 1:8; 2:17,18,33).
Когда мы говорим о соглашении между лицами Троицы как о «завете», это напоминает нам о том, что завет был установлен Богом Своим волевым решением, а не в силу Его природы. Однако этот завет отличается от заветов между Богом и человеком, так как заключившие его стороны равны, тогда как в заветах с человеком Бог выступает как полновластный Творец, налагающий условия завета по Своему решению. С другой стороны, он схож с заветами, которые Бог устанавливает с человеком, в том, что в нем также присутствуют те элементы (стороны, условия и обетование о благословении), которые являются необходимыми условиями завета.
В. Завет благодати
1. Основные элементы. После того, как человек не смог получить благословения, предложенные ему в завете дел, Богу было необходимо использовать другие средства спасения человека. Все прочее Писание, следующее за повествованием о грехопадении в гл. 3 Книги Бытие, — это повествование о том, как Бог осуществляет поразительный план искупления, через который грешные люди могли бы войти с Ним в общение. Бог снова ясно излагает условия завета, определяющие отношения между Ним и теми, кого Он спасает. В частностях мы находим некоторые различия в деталях как в Ветхом, так и в Новом Завете, но все основные элементы завета присутствуют, и природа этих элементов остается прежней.
Сторонами в этом завете благодати являются Бог и люди, которых Он спасает. Но в этом случае Христос исполняет особую роль «посредника» (Евр. 8:6; 9:15; 12:24), исполняя за нас условия завета и тем самым примиряя нас с Богом. (В завете дел между Богом и человеком посредника не было.)
Условие (или требование) участия в завете — это вера в Христа как искупителя (Рим. 1:17; 5:1 и др.). Это требование веры в искупительный труд Мессии было также условием обретения благословений в прежнем завете, как это ясно показывает Павел на примерах Авраама и Давида (Рим. 4:1—15). Они, как и прочие ветхозаветные святые, были спасены, надеясь на труд грядущего Мессии и веруя в Него[532].
Но, хотя условие начала завета благодати — это лишь вера в труд Христа, об условии продолжения этого завета сказано, что им является повиновение заповедям Бога. Хотя этим повиновением ни в Ветхом, ни в Новом Завете мы не заслужили милости Божьей, тем не менее, если наша вера в Христа подлинна, она произведет в нас повиновение заповедям (см.: Иак. 2:17), а повиновение Христу в Новом Завете рассматривается как необходимое свидетельство того, что мы являемся подлинными верующими и участниками нового завета (см.: 1 Ин. 2:4—6).
Обетование благословений в завете было обетованием вечной жизни с Богом. Это обетование часто повторялось как в Ветхом, так и в Новом Завете. Бог обещал людям, что Он будет их Богом, а они будут Его народом: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7). «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. <…> И заключу с ними вечный завет» (Иер. 32:38—40; ср.: Иез. 34:30,31; 36:28; 37:26,27). Эта тема продолжается также и в Новом Завете: «И буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16, курсив мой. — У. Г:, ср.: ст. 17,18; также 1 Пет. 2:9,10). Говоря о новом завете, автор Послания к Евреям цитирует Иер. 31: «И буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10). Это благословение исполняется в Церкви, которая является народом Божьим, но еще большее исполнение оно находит на новых небесах и новой земле, как их увидел Иоанн: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отк. 21:3, курсив мой. — У. Г.).
Знак этого завета (внешний, физический символ вхождения в завет) в Ветхом и в Новом Заветах различаются. В Ветхом Завете внешним символом начала отношений завета было обрезание. Символом продолжения отношений завета было соблюдение празднеств и церемониальных законов, которые Бог давал народу в разное время. В Новом Завете знаком начала отношений завета является крещение, а знаком продолжения этих отношений — участие в Вечере Господней.
Причина, по которой этот завет назван «заветом благодати», заключается в том, что он полностью основан на «благодати» Божьей, т. е. на незаслуженной благосклонности, обращенной к тем, кого Бог искупает.
2. Различные формы завета. Хотя основные элементы завета благодати в ходе истории народа Божьего остаются теми же, конкретные условия завета варьируются в зависимости от времени. Во времена Адама и Евы присутствовал лишь намек на возможность отношений с Богом, которую мы видим в обетовании о семени женщины в Быт. 3:15 и в Божьем благодатном предоставлении одежды Адаму и Еве (Быт. 3:21). Завет, заключенный Богом с Ноем после потопа (Быт. 9:8—17), не был заветом, обещающим благословения вечной жизни и духовного общения с Богом; Бог лишь обещал человечеству и животному миру, что земля более не будет разрушена потопом. В этом смысле завет с Ноем, хотя он, безусловно, зависит от благодати Божьей или незаслуженной милости, представляется другим в отношении входящих в него сторон (Бог и все человечество, а не только искупленные); он отличается названным условием (от человека не требуется ни вера, ни послушание) и обещанным благословением (земля вновь не будет разрушена потопом, т. е. речь идет о чем–то совершенно ином, нежели вечная жизнь). Знак завета (радуга) также совершенно иной, так как он не требует активного или осознанного участия со стороны человека.
Но начиная с завета с Авраамом (Быт. 15:1—21; 17:1—27) присутствуют все элементы завета благодати. Павел говорит даже, что «Писание… предвозвестило Аврааму» (Гал. 3:8). Кроме того, Лука говорит, что Захария, отец Иоанна Крестителя, пророчествовал о том, что пришествие Иоанна Крестителя для приготовления пути Христу было началом Божьего исполнения древних обетовании завета, данных Аврааму («Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам», Лк. 1:72,73, курсив мой. — У. Г.). Таким образом, обетования завета, данные Аврааму, оставались в силе до того времени, пока не исполнились во Христе (см.: Рим. 4:1–25; Гал. 3:6–18,29; Евр. 2:16; 6:13—20)[533].
Чем же тогда отличается «старый завет» от «нового завета» во Христе? «Старый завет» не совпадает по объему с ветхозаветной частью Писания, так как заветы с Авраамом и Давидом в Новом Завете нигде не названы «ветхими». Лишь завет с Моисеем, завет, заключенный на горе Синай (Исх. 19—24), назван «ветхим» (2 Кор. 3:14; ср.: Евр. 8:6,13), подлежащим замене «новым заветом» во Христе (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25; 2 Кор. 3:6; Евр. 8:8,13; 9:15; 12:24). Завет Моисея был установлением[534]подробных письменных законов, данных на время, чтобы ограничить грехи народа и послужить «детоводителем», указывающим людям на Христа. Павел говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование…» (Гал. 3:19); «…Закон был для нас детоводителем ко Христу…» (Гал. 3:24).
Не следует считать, что со времен Моисея до времен Христа благодать не была доступна людям, так как обетование спасения верой, данное Богом Аврааму, оставалось в силе:
Но Аврааму даны были обетования и семени его. <…> …Закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо, если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию
(Гал. 3:16—18, курсив мой. — У. Г.).
Кроме того, хотя система жертвоприношений завета Моисея не отменяла грехов (Евр. 10:1—4), она служила прообразом жертвы Христа, совершенного первосвященника и совершенной жертвы, Который понес на Себе наши грехи (Евр. 9:11—28). Тем не менее сам завет Моисея, с его подробными законами, не мог спасти людей. Дело не в том, что законы были неправильными, ведь они были даны Богом, но в них не было силы даровать новую жизнь, а люди не были в силах повиноваться им в совершенстве: «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21). Павел осознает, что Святой Дух побуждает нас к послушанию Богу с такой силой, которая была недоступна закону Моисея. Он говорит, что Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).
Итак, новый завет во Христе намного совершеннее, так как он исполняет обетования, данные в Иер. 31:31—34, как они процитированы в Евр. 8:
Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:6—13).
В этом новом завете даны гораздо большие благословения, ибо пришел Иисус Мессия; Он жил, умер и воскрес среди нас, раз и навсегда искупив наши грехи (Евр. 9:24—28); Он открыл нам Бога в полноте (Ин. 1:14; Евр. 1:1—3); Он излил Святого Духа в новозаветной силе на весь свой народ (Деян. 1:8; 1 Кор. 12:13; 2 Кор. 3:4—18); Он начертал закону нас в сердце (Евр. 8:10). Новый завет — это «завет вечный» (Евр. 13:20) во Христе, через который мы вечно будем пребывать в общении с Богом, и Он будет нашим Богом, а мы будем Его народом.
Вопросы для самостоятельной работы
1. До того, как вы прочитали эту главу, рассматривали ли вы ваши отношения с Богом как «завет»? Испытываете ли вы большую уверенность в ваших отношениях с Богом, осознавая, что Он управляет этими взаимоотношениями через ряд обетовании, которые Он никогда не изменит?
2. Если бы вас попросили представить ваши взаимоотношения с Богом как завет, заключенный лишь между двумя сторонами, т. е. между Богом и вами, то какими были бы условия такого завета? Исполняете ли вы эти условия сейчас? Какую роль играет Христос в отношениях завета между вами и Богом? Какие благословения Бог обещает вам, если вы исполните эти условия? Назовите знаки участия в этом завете. Помогает ли вам такое понимание завета лучше оценить крещение и Вечерю Господню?
Специальные термины
завет
завет благодати
завет дел
завет искупления
новый завет
старый завет
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
1930 Thomas, 134–141
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.