Англиканские (епископальные)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1882–1892 Litton, 109–122

Арминианские (уэслианские или методистские)

1875–1876 Pope, 1:430–436

1892–1894 Miley, 1:355–422, 406–408

1940 Wiley, 2:7–50

1960 Purkiser, 204–222

1983 Carter, 1:195–236

Баптистские

1767 Gill, 1:440–451

1887 Boyce, 189–194, 213–217

1907 Strong, 465–483, 514–532

1917 Mullins, 255–262

1976–1983 Henry, 2:124–142; 4:494–521

1983–1985 Erickson, 455–518, 541–558

1987- 1994 Lewis/Demarest 2:123–182

Диспенсационалистские

1947 Chafer, 2:125–143, 161–173

1949 Thiessen, 151–157

1986 Ryrie, 189–194

Лютеранские

1917–1924 Pieper, 1:515–527

1934 Mueller, 205–209

Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:183–196 (1.15)

1861 Heppe, 4:197–228, 220–250

1871–1873 Hodge, 2:92–116

1878 Dabney, 293–294

1887–1921 Warfield, BTS, 238–261

1889 Shedd, 2a:3–l 15; 3:249–377

1937–1966 Murray, CW, 2:14–22, 34–46

1938 Berkhof, 181–190, 202–210

1962 Buswell, 1:231–261

Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)

1988- 1992 Williams, 1:197–220

Соответствующие разделы в авторитетных римско–католических богословиях

Традиционные богословия

1955 Ott, 94–96, 101–106

Написанные после II Ватиканского собора

McBrien, 1:101–178

Другие работы

Barclay, D. R. "Creation". In NDT, pp. 177–179.

Berkouwer, G. C. Man: The Image of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1962.

Boston, Thomas. Human Nature in Its Fourfold State. London: Banner of Truth, 1964 (first published 1720).

Ferguson, S. B. "Image of God". In NDT, pp. 328–329.

Henry, C. F. H. "Image of God". In EDT, pp. 545–548.

Hoekema, Anthony A. Created in God's Image. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1968, pp. 1–111.

Hughes, Philip Edgcumbe. The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ. Grand Rapids: Eerdmans, and Leicester: InterVarsity Press, 1989, pp. 1—70.

Kline, Meredith G. Images of the Spirit. Grand Rapids: Baker, 1980.

Laidlaw, John. The Bible Doctrine of Man. Edinburgh: Т. & T. Clark, 1905.

Machen, J. Gresham. The Christian View of Man. London: Banner of Truth, 1965 (reprint of 1937 edition).

McDonald, H. D. "Man, Doctrine of. In EDT, pp. 676–680.

McDonald, H. D. The Christian View of Man. Westchester, 111.: Crossway, 1981.

Robinson, H. W. The Christian Doctrine of Man. 3d ed. Edinburgh: Т. & T. Clark, 1926.

Отрывок для запоминания

Быт. 1:26–27:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему) по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

ГЛАВА 21. Человек: мужчина и женщина

Почему Бог сотворил людей двух полов? Могут ли мужчины и женщины быть равными, но при этом обладать разными ролями?

Объяснение и обоснование в Писании

В предыдущей главе мы отметили, что один из аспектов творения человека по образу Божьему заключается в его качестве мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27, курсив мой. — У. Г.). Такая же связь между творением человека по образу Божьему и в качестве мужчины и женщины прослеживается в Быт. 5:1,2: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их»[454] (курсив мой. — У. Г.). Это не единственный аспект, подтверждающий наше создание по образу Божьему, но важно то, что в Писании он упомянут в том же самом стихе, в котором говорится о первоначальном творении человека Богом.

Итак, создание человека в качестве мужчины и женщины говорит об образе Божьем 1) в гармонии межличностных отношений, 2) в равенстве по индивидуальности и значимости, 3) в различии по роли и авторитету[455].

А. Межличностные отношения

Бог создал людей не для того, чтобы они были изолированы друг от друга. Он создал нас по Своему подобию таким образом, что мы можем достигать единства в различных формах человеческого общения. Особенно глубоким единство может быть в семье (как в обычной семье, так и духовной — в церкви). Межличностное единство между мужчиной и женщиной в этом веке наиболее полно выражается в браке, где муж и жена, в определенном смысле, становятся единым целым: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Это единство носит не только физический характер; это также единство духовное и эмоциональное. Муж и жена в браке — это то, «что Бог сочетал» (Мф. 19:6). Сексуальная связь с кем–либо, кроме своего мужа или своей жены, — это особо тяжкий грех против своего собственного тела (1 Кор. 6:16,18—20). В рамках брака мужья и жены теряют исключительное право распоряжаться собственным телом, они разделяют это право со своим супругом или своей супругой (1 Кор. 7:3—5). «Должны мужья любить своих жен, как свои тела» (Еф. 5:28). Союз между мужем и женой не является временным — это союз на всю жизнь (Мал. 2:14—16; Рим. 7:2). Это не тривиальное явление, это глубокая связь, сотворенная Богом как олицетворение отношений между Христом и Церковью (Еф. 5:23–32).

Тот факт, что Бог сотворил две разные личности в качестве мужчины и женщины, а не просто одного человека — это один из аспектов нашей сотворенности по образу Божьему, так как в нем мы до определенной степени можем видеть множественность личностей в Троице. В стихе, предшествующем тому стиху, в котором говорится о нашем сотворении в качестве мужчины и женщины, мы видим самое первое ясное указание на множественность личностей Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они…» (Быт. 1:26, курсив мой. — У. Г.). Здесь есть определенное сходство — как между личностями Троицы до сотворения мира имело место общение, связь и разделение славы (см.: Ин. 17:5,24 и выше, гл. 13 о Троице), так Бог создал и Адама и Еву таким образом, что они могли разделять любовь, общение и взаимное уважение в их межличностных отношениях. Конечно, отражение Троицы в человеческом обществе находит свое выражение различными способами, но оно, безусловно, изначально существует в этом тесном межличностном единстве брака.

Кто–то может возразить, что такое выражение множественности личностей в Боге не является полным, так как Бог — это три личности в одной, тогда как Адам и Ева сотворены как две личности в одной. Если Бог желал, чтобы мы отражали множественность личностей в Троице, почему Он не создал вместо двух личностей три, которые могли бы отражать межличностное единство Троицы? Во–первых, нам следует согласиться, что этот факт показывает неполноту аналогии между браком и Троицей. Во–вторых, хотя мы не можем точно установить причины, по которым Бог совершил то или иное деяние, о котором Писание не дает нам четких пояснений, мы все же можем выдвинуть два предположения: 1) тот факт, что Бог — это три в одном, а Адам и Ева — лишь два в одном, может служить напоминанием о том, что Бог несоизмеримо более велик, чем человек, что Он обладает большей множественностью и большим единством, чем мы, творения; 2) хотя это единство и не в точности такое же, тем не менее семейное единство мужа, жены и детей также в некоторой степени отражает межличностное единство и при этом различия личностей между ипостасями Троицы.

Втрое возражение может быть выдвинуто на основании того факта, что Иисус не был женат. Не было жены и у Павла, по крайней мере во времена его апостольства (а возможно, и ранее). Кроме того, Павел в 1 Кор. 7:1,7—9, судя по всему, говорит о том, что христианам лучше не вступать в брак. Если брак — это столь важная часть нашего отражения образа Божьего, то почему Павел и Иисус не были женаты и почему Павел призывал людей к безбрачию?

Что касается Иисуса, то Его ситуация уникальна, поскольку Он в равной степени Бог и человек и полновластный Господь над всем творением. Он не был женат на одной женщине, Он взял Себе в Невесты всю церковь (см.: Еф. 5:23—32) и с каждым членом Своей церкви Он наслаждается духовным и эмоциональным единством, которое будет длиться вечно.

Ситуация с Павлом и его советом, обращенным к коринфским христианам, несколько иная. Павел не говорит, что вступать в брак не следует вовсе (см.: 1 Кор. 7:28,36). Он рассматривает брак как нечто благое, как право и привилегию, от которых можно отказаться во имя Царства Божьего: «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. <…> …Время уже коротко… ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:26,29,31). Таким образом, Павел жертвует одним из тех путей, которым он мог бы отражать подобие Богу (брак), ради того, чтобы придать большее совершенство иным путям отражения подобия Богу и более полно осуществлять цели Божьи в мире (т. е. осуществлять свои труды ради церкви). Например, его проповедь и учительство рассматриваются как рождение духовных «детей» и их воспитание в Господе (см.: 1 Кор. 4:14, где Павел называет коринфян своими «возлюбленными детьми»; также Гал. 4:19; 1 Тим. 1:2; Тит. 1:4). Кроме того, в целом все созидание церкви было процессом, в ходе которого тысячи людей приходили к прославлению Бога через более полное отражение Его качеств в своей жизни. Мы также должны помнить, что брак — это не единственный путь отражения единства и разнообразия Троицы в нашей жизни. Они отражаются также в единстве верующих в общении в церкви — и в подлинном церковном общении люди, не вступившие в брак (как Павел и Иисус), как и люди, состоящие в браке, могут участвовать в отношениях, которые отражают природу Троицы. Поэтому созидание церкви и труд ради увеличения ее единства и чистоты также усиливает отражение природы Бога в мире.

Б. Равенство в индивидуальности и значимости

Как ипостаси Троицы равны в их значимости и в их личностной полноценности (см. выше, гл. 13), так и мужчины и женщины сотворены Богом как существа, равные по своей значимости и индивидуальности. Когда Бог сотворил человека, он сотворил «мужчину и женщину» по Своему образу (Быт. 1:27; 5:1,2). И мужчины, и женщины в равной степени созданы по образу Божьему; и мужчины, и женщины отражают в своей жизни природу Бога. Это означает, что в жизни каждого человека мы должны видеть отражение некоторых аспектов природы Бога. Если бы мы жили в обществе, состоящем только из мужчин–христиан или только из женщин–христиан, мы не получили бы столь полного представления о Боге, как при созерцании благочестивых мужчин и благочестивых женщин в их взаимодополняющих различиях, которые лишь вместе отражают красоту сущности Бога.

Но если мы в равной степени созданы по образу Божьему, то мужчины и женщины, несомненно, в равной степени важны для Бога и в равной степени ценны для Него. Мы от века обладаем равной значимостью в глазах Бога. Тот факт, что Писание называет и мужчин, и женщин созданными «по образу Божию», должен исключить любое чувство гордости или униженности и любое представление о том, что какой–то пол «лучше» или «хуже» другого. В частности, в отличие от многих нехристианских культур и религий, никто не должен испытывать гордости или чувства превосходства только по причине принадлежности к мужскому полу и никто не должен чувствовать разочарование или унижение только по причине принадлежности к женскому полу[456]. Если Бог считает нас равными по значимости, то это разрешает все прочие вопросы, так как суждение Бога — это истинный стандарт личностной значимости на все времена.

Когда Павел в 1 Кор. 11:7 говорит: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа», он не отрицает тот факт, что жена сотворена по образу Божьему. Он просто говорит о том, что между мужчинами и женщинами есть важные различия, которые следует соблюдать в одежде и в поведении на собрании общины. Одно из этих различий заключается в том, что мужчина в своем отношении к женщине представляет Бога, каков Он есть, а женщина в этих взаимоотношениях показывает совершенство мужчины, от которого она была сотворена. Однако в обоих случаях Павел подчеркивает взаимозависимость мужчины и женщины (см. ст. 11,12).

Наше равенство перед Богом, которое отражает равенство ипостасей Троицы, должно естественным образом вести мужчин и женщин к взаимному уважению. Гл. 31 Книги Притчей Соломоновых — это прекрасная иллюстрация чествования благочестивой женщины:

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. <…> Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы

(Прит. 31:10,28—30)

Также и Петр призывает мужей «оказывать честь» своим женам (1 Пет. 3:7), а Павел подчеркивает: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:11,12). И мужчины и женщины значимы в равной степени; и те и другие зависят друг от друга; и те и другие достойны чести.

В новозаветной церкви личностное равенство мужчин и женщин подчеркивается с новой силой. В Пятидесятнице мы видим исполнение пророчества Иоиля, в котором Бог обещает нам:

…Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать

(Деян. 2:17,18; цитата из Иоил. 2:28,29).

Святой Дух изливается на церковь с новой силой, и как мужчины, так и женщины получают дар особого служения. Духовные дары распределяются между мужчинами и женщинами, начиная с Пятидесятницы и в течение всей истории церкви. Каждого христианина Павел считает ценным членом тела Христова, так как «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7, курсив мой. — У. Г. ). После перечисления даров Духа он говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11, курсив мой. — У. Г.). Так же и Петр, обращаясь к многочисленным церквам Малой Азии, говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10, курсив мой. — У. Г.). Здесь не говорится, что все верующие обладают одним и тем же даром; здесь сказано, что как мужчины, так и женщины будут наделены ценными дарами ради служения церкви и что нам следует ожидать широкого и свободного распределения даров как среди мужчин, так и среди женщин.

В связи с этим едва ли правильно будет спрашивать, чьи молитвы более действенны — мужчин или женщин, кто лучше воспевает хвалы Богу — мужчины или женщины, кто обладает большей духовной глубиной в отношениях с Богом. Мы просто не можем дать ответа на все эти вопросы. Мужчины и женщины равны в их способности получать силу Святого Духа. В истории церкви были как великие мужи, так и великие служительницы Божьи. Как мужчины, так и женщины были замечательными воинами молитвы, они в равной степени покоряли как земные царства и власти, так и духовные твердыни властью Господа нашего Иисуса Христа[457].

Равенство перед Богом в новозаветной церкви в еще большей степени подчеркивается в церемонии крещения. В Пятидесятницу были крещены как уверовавшие мужчины, так и уверовавшие женщины: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Это очень важно, так как в Ветхом Завете символом принадлежности к народу Божьему было обрезание, которое совершалось только над мужчинами. Новый символ принадлежности к народу Божьему — крещение, преподающееся и мужчинам, и женщинам, еще раз доказывает, что и те, и другие должны рассматриваться как полноценные и равные члены народа Божьего.

Равный статус всех членов народа Божьего Павел подчеркивает также в Послании к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27,28, курсив мой. — У. Г.). Павел подчеркивает здесь тот факт, что никакие классы людей, например евреи, физически восходящие к Аврааму, или свободные, обладавшие большими экономическими и гражданскими свободами, не могли претендовать в церкви на какой–то особый статус. Рабы не должны были считать себя униженными по отношению к свободным мужчинам и женщинам, а свободные не должны были считать свое положение более высоким, чем положение рабов. Иудеи не должны были считать себя выше эллинов, а эллины — ниже иудеев. Павел стремится к тому, чтобы мужчины не воспринимали образ мыслей окружавшей их культуры, и даже культуры иудаизма 1 в., и не полагали, что они обладают большей значимостью, чем женщины, или что они более ценны для Бога. Также и женщины не должны были чувствовать себя униженными или менее значимыми членами церкви. И мужчины и женщины, и иудеи и эллины, и рабы и свободные — все равны для Бога по значимости и ценности, равны в своей принадлежности к телу Христову, церкви, на все времена.

В практическом смысле это означает, что нам некого в церкви считать «людьми второго сорта». Идет речь о мужчине или о женщине, о еврее или о греке, о чернокожем или о белом, о богатом или о бедном, о здоровом или больном, о сильном или о слабом, привлекательном или некрасивом, об интеллектуальном или о малообразованном человеке — все они в равной степени ценны для Бога и должны быть настолько же ценны друг для друга. Такое равенство — замечательный аспект христианской веры, и это отличает христианство от большей части прочих религий, культур и сообществ. Подлинное достоинство благочестивого мужского и женского начала можно обрести только в послушании возрождающей мудрости Божьей, как она изложена в Писании.

В. Различие в роли

1. Взаимоотношения в рамках Троицы и мужское главенство в браке. Между лицами Троицы во всей вечности существовало равенство по значимости, индивидуальности и божественности. Однако между лицами Троицы существовало также различие по роли[458]. Бог–Отец всегда был Отцом, и всегда относился к Сыну так, как Отец относится к Своему Сыну. Хотя все три личности Троицы равны по силе и по всем прочим свойствам, Отец обладает большим авторитетом. В Троице Ему свойственна лидирующая роль, которой Сын и Святой Дух не обладают. В творении Отец говорит и полагает начало, однако сам труд творения совершается через Сына и поддерживается постоянным присутствием Святого Духа (Быт. 1:1,2; Ин. 1:1—3; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2). В труде искупления Отец посылает Сына в мир, Сын приходит, исполняет в послушании Отцу порученную Ему роль и умирает во искупление наших грехов (Лк. 22:42; Флп. 2:6—8). После того как Сын вознесся на небеса, Святой Дух нисходит для того, чтобы придать Церкви силу (Ин. 16:7; Деян. 1:8; 2:1—36). Ни Отец, ни Святой Дух не пришли для того, чтобы умереть за наши грехи. Ни Отец, ни Сын не излились на церковь в Пятидесятницу с новозаветной силой. Каждое лицо Троицы обладает особой ролью, или функциями. Таким образом, различия по роли и авторитету между лицами Троицы полностью сочетаются с их равной значимостью, индивидуальностью и божественностью.

Если люди должны отражать природу Бога, то нам следует ожидать, что среди людей также будут иметь место аналогичные различия по роли, даже в отношении самого основного из всех различий между человеческими существами — различия между мужчинами и женщинами. Именно это и открывается нам в библейском тексте.

Павел ясно обозначает эту параллель, когда говорит: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3, курсив мой. — У. Г.).

Как Бог–Отец обладает авторитетом, которому подчиняется Сын, хотя оба они равны по божественности, так и в браке муж обладает авторитетом, которому подчиняется жена, хотя они равны в своей индивидуальности[459]. В этом случае роль мужчины подобна роли Бога–Отца, а роль женщины — параллельна роли Бога–Сына. Они равны по значимости, однако им присущи различные роли. В контексте 1 Кор. 11:2—16 Павел рассматривает этот факт как основание для повеления коринфянам о том, чтобы они носили различную одежду, уместную для мужчин и женщин того времени, чтобы различия между мужчинами и женщинами в христианском собрании были внешне очевидны[460].

2. Указания на различия в роли до грехопадения. Но действительно ли эти различия между мужской и женской ролью были частью первоначального замысла Божьего, или они были введены как одна из составляющих наказания за грехопадение? Когда Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.), не стал ли этот момент началом подчинения Евы авторитету Адама?

Представление о том, что различия по авторитету были введены лишь после грехопадения, отстаивали различные авторы[461]. Байлзикиан[462] говорит: «Поскольку власть Адама над Евой возникла в результате грехопадения, она рассматривается как нечто сатанинское по происхождению не в меньшей степени, чем сама смерть»[463].

Однако если мы исследуем текст повествования о творении в Книге Бытие, то увидим многочисленные указания на различия по роли между Адамом и Евой, которые существовали уже до грехопадения.

1) Адам был сотворен прежде Евы. Тот факт, что Бог сперва сотворил Адама, а затем спустя некоторое время — Еву (Быт. 2:7,18:23), предполагает, что Бог рассматривал Адама как главу семьи. О такой двухступенчатой процедуре не говорится в связи ни с одним из созданных Богом животных, однако здесь у Бога, по–видимому, был особый план. Сотворение Адама первым согласуется с ветхозаветным понятием «первородства», представлением о том, что первенец обладает правом лидерства в этом поколении семьи. Весь Ветхий Завет подразумевает право первородства, даже в случаях его продажи или иной его передачи младшим членам семьи (Быт. 25:27—34; 35:23; 38:27—30; 49:3,4; Втор. 21:15—17; 1 Пар. 5:1,2). «Право первородства» принадлежит первому из родившихся сыновей, и оно остается за ним, если только не вступают в силу особые обстоятельства[464]. Тот факт, что мы правы, усматривая определенный смысл в сотворении Адама первым, и что этот смысл имеет отношение к различиям по роли, которую Бог дал мужчинам и женщинам, подтверждается текстом 1 Тим. 2:13. Здесь Павел говорит, что в церкви управлять и учить должны только мужчины, и подтверждает свои слова указанием на то, что «прежде создан Адам, а потом Ева».

2) Ева была сотворена как помощник Адама. Писание уточняет, что Бог Еву создал для Адама, а не Адама для Евы. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18, курсив мой. — У. Г.). Павел рассматривает это обстоятельство как достаточно значимое, чтобы обосновать на нем различия между мужчинами и женщинами в поклонении. Он говорит: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:9, курсив мой. — У. Г.). Это не подразумевает меньшей значимости, однако это указывает на тот факт, что различия по роли существовали с самого начала.

В последнее время некоторые авторы доказывают, что сотворение Евы в качестве помощника Адаму не указывает ни на какие различия по роли или авторитету, так как слово «помощник» (евр.עזר) в Ветхом Завете часто употребляется для обозначения того, кто более силен или велик по сравнению с тем, кому он оказывает помощь[465]. Ведь слово «помощник» в Ветхом Завете употребляется даже при описании Бога, Который помогает Своему народу. Однако суть заключается в том, что в каждом конкретном деле тот, кто помогает, занимает подчиненное или более низкое положение по отношению к тому, кому оказывается помощь (и не важно, о каком значении слова «помогать» идет речь — о ветхозаветном или о нашем современном). Это верно, даже когда я «помогаю» моему соседу–мальчишке починить его велосипед — это его ответственность и его задача, а я просто посильно участвую в этом, это не моя ответственность. Дейвид Клайнз говорит о том, что весь Ветхий Завет исходит именно из такого положения вещей:

Исследовав все случаи употребления этого слова в Ветхом Завете, я пришел к следующим выводам: хотя вышестоящие могут помогать нижестоящим, сильные могут помогать слабым, боги могут помогать людям, в самом акте помощи они занимают подчиненное положение. Это означает, что они занимают второстепенную, подчиненную роль. Их помощь может быть принципиально важной, но они помогают в каком–то деле, которое является ответственностью кого–то другого. Они не сами выполняют эту задачу, и это даже не сотрудничество, так как для подобных ситуаций существуют другие термины. В еврейской культуре быть помощником не значит быть равным[466].

Другое возражение заключается в том, что еврейское слово, переведенное в Быт. 2:18 как «соответствующий», подразумевает, что Ева на самом деле занимала главенствующее положение, поскольку это слово в действительности означает «перед»[467]. Однако Реймонд С. Ортлунд справедливо замечает, что это еврейское слово не может означать «главенствующий», иначе Пс. 118:168 следовало бы понимать так: «Все пути мои главенствуют над Тобой»! Это слово означает просто «соответствующий»[468].

3) Адам дал Еве имя. Тот факт, что Адам дал имена всем животным (Быт. 2:19,20), указывал на власть Адама над животным миром, так как в ветхозаветном мышлении право дать кому–либо имя подразумевало получить власть над ним (это становится очевидным, напр., когда Бог дает имена таким людям, как Авраам и Сарра, или когда родители дают имена своим детям). Поскольку еврейское имя указывало на функции названного, Адам в именах называл характеристики или функции тех животных, которым он давал имена. Поэтому, когда Адам сказал о Еве: «Она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23), это также свидетельствовало о его главенствующей роли[469]. Это верным было до грехопадения, когда Адам называет Еву «женой», и точно также это истинно и после грехопадения, когда «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20)[470]. Иногда говорят, что Адам на самом деле не называл Еву до грехопадения[471]. Однако несомненно, что, назвав свою жену словом «жена» (точнее, «женщина». — Примеч. пер.; Быт. 2:23), Адам дал своей жене имя, точно так же, как он дал имена всем живым существам (Быт. 2:19,20). Иногда в Ветхом Завете имена своим детям дают матери, но это не отрицает того факта, что дарование имени символизирует власть над кем–то, поскольку и матери, и отцы обладают родительской властью над своими детьми.

4) Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина». Пояснения относительно того факта, что Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина», или каким–либо другим словом среднего рода, были даны в гл. 20. В Быт. 5:2 говорится, что «в день сотворения их» Бог «нарек им имя: человек» (אךם, т. е. «мужчина», «Адам». — Примеч. пер. ). То обстоятельство, что человеческий род был назван словом, которое было также именем Адама, т. е. мужчины, а не женщины, предполагает главенство мужчины. Это напоминает обычай, по которому женщины в браке принимают фамилию мужа: этим подчеркивается главенствующая роль мужчины в семье.

5) Змей сперва обратился к Еве. После того как сатана согрешил, он начал пытаться исказить или испортить все, что Бог задумал и сотворил благим. Судя по всему, сатана (в виде змея), обратившись сперва к Еве, пытался изменить соотношение ролей, искушая Еву стать главной, не подчинившись Богу (Быт. 3:1). Бог же, напротив, сначала обращался к Адаму (Быт. 2:15—17; 3:9). Видимо, Павел имеет в виду именно это изменение ролей, когда говорит: «Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). По крайней мере, это показывает, что сатана, обратившись сначала к Еве, пытался изменить порядок главенства в браке, установленный Богом.

6) После грехопадения Бог сперва обратился к Адаму. Бог обращался лично к Адаму еще до того, как была сотворена Ева (Быт. 2:15— 17), и после грехопадения, хотя первой согрешила Ева, Бог прежде пошел к Адаму и призвал его к ответу за совершенный поступок; «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему. Где ты?» (Быт. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Бог воспринимал Адама как главу семьи, как человека, несущего ответственность за то, что происходит в семье. Заметьте, это произошло после того, как грех вошел в мир, но и до того, как Еве было сказано: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), т. е. до того момента, с которого, по мнению ряда авторов, началось мужское главенство в семье.

7) Адам, а не Ева, представлял весь человеческий род. Несмотря на то что Ева согрешила первой (Быт. 3:6), мы считаемся грешниками из–за греха Адама. Новый Завет говорит нам: «В Адаме все умирают» (1 Кор. 15:22; ср. ст. 49); «Преступлением одного подверглись смерти многие» (Рим. 5:15; ср. ст. 12—21). Это указывает на тот факт, что Бог дал Адаму главенствующую роль в человеческом роде и что эта роль не была дарована Еве.

8) Проклятие исказило прежние роли. Наказав Адама и Еву, Бог не дал новых ролей или функций; грех привнес боль и исказил те функции, которыми люди обладали ранее. Так, Адам по–прежнему нес основную ответственность за обработку земли, но земля производила «тернии и волчцы», и он ел хлеб свой в поте лица своего (Быт. 3:18,19). Также и Ева по–прежнему была ответственна за рождение детей, но теперь это стало даваться ей через боль: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Затем Бог внес также конфликт и боль в отношения между Адамом и Евой, которые прежде были гармоничными. Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.). Сузан Фоу утверждает, что слово, переведенное как «влечение» (евр. תשוקה), означает «желание покорить» и что это слово подразумевает стремление Евы узурпировать власть своего мужа[472]. Если такое понимание слова «влечение» верно (а это, по–видимому, так), то это означает, что Бог внес конфликт во взаимоотношения между Адамом и Евой и обусловил стремление Евы противостоять авторитету Адама.

Об Адаме Бог сказал Еве: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Слово «господствовать» (евр. משל), использованное здесь, обычно относится к монархическому правлению, а не к взаимоотношениям внутри семьи[473]. Это слово, безусловно, не предусматривает причастности подчиненных к власти, оно обозначает скорее диктаторскую, абсолютную власть, а не взвешенное, заботливое правление. Оно предполагает скорее грубость, чем доброту. Смысл здесь таков, что Адам будет неверно использовать свою власть, грубо обращаясь со своей женой, и это вновь говорит о боли и конфликте в тех взаимоотношениях, которые прежде были гармоничными. Дело не в том, что до грехопадения у Адама не было власти; дело в том, что после грехопадения он злоупотребляет этой властью.

Итак, в обоих случаях речь идет об искажении взвешенного, смиренного главенства Адама и осознанного, добровольного подчинения Евы главенству, которое существовало еше до грехопадения.

9) Искупление во Христе вновь утверждает верный порядок творения.Если изложенное выше утверждение об искажении ролей после грехопадения верно, то в Новом Завете нам следует ожидать отмены болезненных аспектов во взаимоотношениях, возникших в результате греха и проклятия. Искупление во Христе должно вернуть прежний порядок: женщины не будут восставать против власти мужа, а мужья не станут применять свою власть с грубостью. Именно это мы и видим: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:18,19; ср.: Еф. 5:22—33; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:1—7). Если бы подчинение жен мужьям было греховно, Петр и Павел не призывали бы христиан поддерживать в браке такую порочную практику! Они не говорят, например: «Пусть у вас в саду растут тернии», или: «Пусть ваши роды будут настолько болезненными, насколько это возможно», или: «Отдалитесь от Бога, оставьте всякое общение с Ним!» Искупление Христа устраняет последствия грехопадения: «Для сего–то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Заповеди Нового Завета, касающиеся брака, никоим образом не дают продолжения каким–либо элементам проклятия и не одобряют греховных аспектов человеческих взаимоотношений; они вновь утверждают порядок и различие ролей, которые изначально существовали в благом творении Бога.

В практическом смысле это означает, что по мере возрастания в зрелости во Христе мы все больше радуемся мудро установленному Богом различию в ролях супругов. Постигая библейское учение, как мужчины, так и женщины могут искренне сказать: «Так решил Бог, это прекрасно и справедливо, и я рад (рада) тому, как Бог сотворил меня, и доволен (довольна) той ролью, которую Он дал мне». В таком различии по роли в Троице и в семье есть вечная красота, достоинство и справедливость. Не задумываясь о понятиях «хуже» и «лучше», «важнее» или «незначительнее», как мужчины, так и женщины должны наслаждаться тем, как Бог создал их.

3. Еф. 5:21—33 и вопрос о взаимном подчинении. В гл. 5 Послания к Ефесянам читаем:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем

(Еф. 5:22–24).

В последние годы возникла дискуссия по вопросу о значении слова «повиноваться» в этом отрывке (греч. υποτάσσω). Утверждают, что оно здесь означает «быть внимательным и почтительным; действовать по любви [по отношению друг к другу]». Если мы понимаем данный глагол именно в этом значении, то получается, что не только на жену возложена ответственность подчиняться, так как и муж, и жена должны уважать и любить друг друга. Получается, что в этом отрывке не говорится о подчинении авторитету[474].

Однако такое значение для слова υποτάσσω не является нормативным; оно всегда подразумевает отношение подчиненности какому–то авторитету. В других случаях в Новом Завете оно употреблено для описания подчинения Иисуса авторитету Своих родителей (Лк. 2:51); о подчинении бесов ученикам (Лк. 10:17 — здесь это слово явно не означает «действовать по любви, быть почтительным»); о подчинении граждан властям (Рим. 13:1,5; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13); о подчинении мира Христу (1 Кор. 15:27; Еф. 1:22); о подчинении Христу невидимых духовных сил (1 Пет. 3:22); о подчинении Христа Богу–Отцу (1 Кор. 15:28); о подчинении членов церкви ее руководителям (1 Кор. 16:15,16 [см.: 1 Клим. 42:4]; 1 Пет. 5:5); о подчинении жен мужьям (Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:5; ср.: Еф. 5:22,24); о подчинении церкви Христу (Еф. 5:24); о подчинении рабов хозяевам (Тит. 2:9; 1 Пет. 2:18); о подчинении христиан Богу (Евр. 12:9; Иак. 4:7). Ни один из этих типов взаимоотношений не является взаимным; т. е. мужья никогда не подчиняются (υποτάσσω) женам, власти — гражданам, хозяева — рабам, ученики — бесам и т. д. Вне Нового Завета это слово используется для описания подчинения и послушания солдат в армии старшим чинам[475].

Самый главный аргумент, выдвигаемый в пользу толкования слова «подчиненный» как «внимательный, тактичный», — это употребление глагола υποτάσσω в Еф. 5:18—21. Здесь Павел говорит христианам: «Исполняйтесь Духом… повинуясь друг другу». Многие авторы утверждают, что это значит, что каждый христианин должен повиноваться каждому другому христианину, а жены и мужья в особенности должны «повиноваться друг другу». Такой тип отношений часто называют «взаимным подчинением», и сторонники этой теории подразумевают, что на жен не возложена особая и присущая только им обязанность повиноваться мужьям.

Однако последующий контекст ясно показывает, что Павел имеет в виду, когда говорит в Еф. 5:21 «…Повинуясь друг другу». Павел хочет сказать: «Повинуйтесь тем людям в церкви, которые наделены властью». Это ясно следует из последующего текста: жены должны повиноваться мужьям (Еф. 5:22—24), однако о подчинении мужей женам ничего не говорится. Павел даже повелевает женам повиноваться их «собственным мужьям» (Еф. 5:22)[476], а не всем людям в церкви или всем мужьям! Дети должны повиноваться своим родителям (Еф. 6:1—3), однако о подчинении родителей детям ничего не говорится. Рабам следует повиноваться хозяевам, но не хозяевам повиноваться своим рабам[477]. Таким образом, в Еф. 5:21 не говорится о взаимном подчинении (в том смысле, что «все должны подчиняться всем»)[478]. Также и в Кол. 3:18,19 Павел говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (см. также: Тит. 2:4,5; 1 Пет. 3:1–7).

Г. Замечания о практическом применении учения о браке

Если наш анализ верен, то у него должно быть и практическое применение, особенно в рамках брака, а также в отношениях между мужчинами и женщинами в целом.

Когда мужья начинают вести себя эгоистично, резко, властно или даже жестоко, они должны помнить, что все это происходит в результате греха, в результате падения человека, что это действует разрушительно и противоречит целям Божьим. Такое поведение ведет к сложностям в жизни, и особенно в браке. Мужья должны исполнять новозаветные повеления о том, что им следует любить своих жен, относиться к ним с почтением, уважать их и считать это своей самой главной ответственностью.

Точно так же и жены, когда они чувствуют возмущение, связанное с авторитетом мужа в семье, или когда они пытаются оспорить руководящую роль мужчины, должны помнить, что это результат греха и падения. Им не следует вести себя подобным образом, так как это приведет к печальным последствиям. Жена, которая стремится вести себя в соответствии с установлениями Бога, должна подчиняться мужу, соглашаться с его руководящей ролью в семье и радоваться этому[479].

Говоря об этом, нам не следует забывать, что есть и два других, почти противоположных типа искажения библейского установления. Если тирания мужа и присвоение власти женой — это агрессивные заблуждения, то два других заблуждения связаны с пассивностью или ленью. Для мужа другой крайностью будет полная пассивность или нежелание взять на себя инициативу в семье — т. е. быть, как говорится, просто «тряпкой». В рамках этого искажения библейского установления муж становится настолько «внимательным» к своей жене, что позволяет ей принимать все решения и соглашается с ней, даже когда она подталкивает его к неверным поступкам (отметим такое поведение, среди прочих, у Адама, Ахава и Соломона). Часто такие мужья отсутствуют (физически или эмоционально) — дома их просто нет, — и все их время посвящено каким–то другим заботам.

Соответствующая ошибка со стороны жены, противоположная попыткам присвоить себе власть мужа, — это полная пассивность, нежелание участвовать в принятии решений, нежелание давать оценку поступкам мужа, даже если он поступает неправильно. Подчинение авторитету не означает полную пассивность и согласие со всем тем, что говорит или делает человек, наделенный властью, — мы вовсе не в таком смысле подчиняемся власти работодателя или чиновника (мы, безусловно, можем быть не согласны с правительством, но при этом подчиняться ему), или даже власти служителей церкви (мы можем подчиняться им, даже если мы не согласны с какими–то их решениями). Жена, безусловно, может подчиняться авторитету мужа и при этом принимать активное участие в решениях, значимых для семьи.

Итак, мужьям следует стремиться к внимательному, любовному и заботливому главенству в семье. Женам надлежит стремиться к активному, сознательному и радостному подчинению авторитету своих мужей. Избегая ошибочных крайностей и следуя библейским установлениям, мужья и жены смогут открыть для себя подлинное библейское содержание мужественности и женственности, во всем их благородном достоинстве и дополняющей друг друга необходимости, какими и сотворил их Бог, и будут отражать образ Божий в своей жизни более полно.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Скажите искренне, кем лучше родиться — мужчиной или женщиной? Вы рады, что принадлежите именно к тому полу, с которым родились, или вы хотели бы принадлежать к противоположному полу? Как вы считаете, чего Бог желает от вас в этих чувствах?

2. Вы можете искренне сказать, что люди противоположного пола настолько же ценны для Бога?

3. До того как вы прочитали эту главу, вы думали о том, что отношения в семье отражают отношения личностей Троицы? Как вы считаете, такой взгляд полезен для темы семейных взаимоотношений? Вы можете сделать что–либо для того, чтобы ваша семья отражала природу Бога более полно?

4. Как соотносится учение о различиях по роли между мужчинами и женщинами, изложенное в этой главе, с современными социальными учениями? Если между мнением большей части общества и учением Писания есть различия, то трудно ли, по вашему мнению, следовать учению Писания? Что может ваша церковь сделать для того, чтобы помочь вам в этом?

5. Вне связи с вопросами о браке и романтических отношениях, считаете ли вы, что Бог желает, чтобы вы наслаждались общением в группах других христиан, состоящих из мужчин и женщин? Как вы считаете, почему Бог помещает в наше сердце стремление наслаждаться таким общением? Является ли это одним из отражений множественности в Троице, существующей наряду с единством Бога? Помогает ли это вам понять, почему незамужние и неженатые люди также должны принимать активное участие в делах церкви? Считаете ли вы, что религиозные группы в прошлом недооценивали или даже неправомерно запрещали подобное общение мужчин и женщин в христианской среде? И все же, каких опасностей следует остерегаться в таких ситуациях?

6. Если вы женаты, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке? Если вы замужем, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке?

Специальные термины

взаимное подчинение

первородство

равенство по индивидуальности

различия по роли

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Тема этой главы обычно не рассматривалась в составе систематических богословии как отдельный предмет. Поэтому наш обычный список приводится здесь в несколько сокращенном виде.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.