1980 McBrien, 1:417–423; 2:865–901
Другие работы
Bauckham, Richard J. "Descent into Hell". In NDT, pp. 194–195
Berkouwer, G. C. The Work of Christ. Trans, by Cornelius Lambregtse. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.
Brown, John. The Sufferings and Glories of the Messiah. Evanston, Ind.: Sovereign Grace Publishers, 1959 (reprint of 1852 edition).
Campbell, John McLeod. The Nature of the Atonement. 6th ed. London and New York: Macmillan, 1886 (first published in 1856).
Elwell, Walter. "Atonement, Extent of the". In EDT, pp. 98–100.
Green, Michael. The Empty Cross of Jesus. The Jesus Library, ed. by Michael Green. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1984.
Grensted, L. W. A Short History of the Doctrine of the Atonement. Manchester: University Press, and London: Longmans, 1962.
Hodge, Archibald A. The Atonement. London: T. Nelson, 1868.
Kendall, R. T. Calvin and English Calvinism to 1649. Oxford: Oxford Univ. Press, 1979.
McDonald, H. D. The Atonement of the Death of Christ. Grand Rapids: Baker, 1985.
McGrath, Alister E. Luther's Theology of the Cross: Martin Luther's Theological Breakthrough. Oxford: Basil Blackwell, 1985.
McGrath, Alister E. The Mystery of the Cross. Grand Rapids: Zondervan, 1988.
McGrath, Alister E. What Was God Doing on the Cross? Grand Rapids: Zondervan, 1993.
Martin, Hugh. The Atonement: In Its Relations to the Covenant, the Priesthood, the Intercession of Our Lord. Philadelphia: Smith and English, 1871.
Morey, Robert A. Studies in the Atonement. Southbridge, Mass.: Crowne, 1989.
Morris, Leon. The Apostolic Preaching of the Cross. 3d ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.
Morris, Leon. "Atonement". In EDT, p. 97.
Morris, Leon. 77ге Atonement: Its Meaning and Significance. Leicester and Downers Grove, 111: InterVarsity Press, 1983.
Morris, Leon. "Atonement, Theories of the". In EDT, pp. 100—102.
Morris, Leon. The Cross in the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.
Morris, Leon. The Cross of Jesus. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1988.
Murray, John. Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 9–78.
Owen, John. The Death of Death in the Death of Christ. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1959.
Smeaton, George. The Doctrine of the Atonement as Taught by Christ Himself. Grand Rapids: Zondervan, 1953 (reprint of 1871 edition).
Smeaton, George. The Apostles' Doctrine of the Atonement. Grand Rapids: Zondervan, 1957 (reprint of 1870 edition).
Stott, John R. W. The Cross of Christ. Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.
Turretin, Francis. The Atonement of Christ. Trans, by James R. Wilson. Grand Rapids: Baker, 1978 (reprint of 1859 edition; first published in Latin in 1674).
Wallace, Ronald S. The Atoning Death of Christ. Wetchester, 111.: Crossway, 1981.
Отрывок для запоминания
Рим. 3:23–26:
Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
ГЛАВА 27. Воскресение и вознесение
Каким было возрожденное тело Христа? Почему это имеет значение для нас? Что произошло с Христом, когда Он вознесся на небо? Что подразумевается под состояниями Иисуса Христа?
Объяснение и обоснование в Писании
А. Воскресение
1. Новозаветные свидетельства. Евангелия содержат множество свидетельств о воскресении Христа (см.: Мф. 28:1—20; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1—53; Ин. 20:1—21:25). В дополнение к этим подробным рассказам в четырех Евангелиях Книга Деяния святых Апостолов повествует о том, как апостолы возвещали о воскресении Христа и о необходимости постоянно молиться Христу и верить в Него, как в Бога живого, царствующего на небе. Послания полностью основаны на предположении, что Иисус есть живой царствующий Спаситель, Который является ныне небесным главою церкви, в Которого надо верить, Которому надо молиться, и Которого надо прославлять, и Который возвратится однажды в силе и великой славе, чтобы царствовать на земле. Книга Откровение изображает воскресшего Христа, царствующего на небе, и предвещает, что Он возвратится, чтобы нанести поражение Своим врагам и царствовать в славе. Таким образом, весь Новый Завет несет свидетельство о воскресении Христа[619].
2. Природа воскресения Христа. Воскресение Христа не было просто возвращением к жизни, подобным тому, что испытывали прежде другие, например, Лазарь (Ин. 11.1—44), ибо в таком случае Иисус был бы подвержен старению и в конце концов умер бы снова, как умирают все люди. Напротив, воскреснув из мертвых, Иисус стал «первенцем»[620] (1 Кор. 15:20,23) новой формы человеческого существования — существования, в котором Его тело было сделано совершенным, не подверженным больше дряхлению, старению или смерти, но способным жить вечно.
Это правда, что двое учеников Иисуса не узнали Его, когда шли вместе с Ним по дороге в Эммаус (Лк. 24:13—32), но Лука специально отмечает, что это произошло потому, что «глаза их были удержаны» (Лк. 24:16), но позднее «открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24:31). Мария Магдалина не узнала Иисуса лишь на мгновение (Ин. 20:14—16), но, возможно, было еще темно, и сначала она не смотрела на Него — первый раз она пришла, «когда было еще темно» (Ин. 20:1), и «обратилась», чтобы говорить с Иисусом, как только узнала Его (Ин. 20:16).
В других случаях ученики, по–видимому, узнавали Иисуса довольно быстро (Мф. 28:9; Ин. 20:19,20,26–28; 21:7,12). Когда Иисус явился одиннадцати ученикам в Иерусалиме, сначала они смутились и испугались (Лк. 24:33,37), но, посмотрев на Его руки и ноги и увидев, что Он ест рыбу, удостоверились, что Он воскрес из мертвых. Эти примеры показывают, что после смерти внешний облик Иисуса в значительной мере остался прежним. И вместе с тем Иисус не выглядел точно также, как перед смертью, ибо ученики не только поразились тому, чего, по их мнению, не могло произойти, но и не сразу узнали Иисуса, поскольку в Его облике произошли какие–то изменения. Надо полагать, эти внешние изменения объясняются не чем иным, как различием между человеком, прожившем жизнь, полную страданий и горя, и человеком, чье тело было возрождено во всей красоте молодости и совершенного здоровья: хотя тело Иисуса по–прежнему оставалось материальным, оно было воскрешено в преображенном виде, уже не подверженном страданию, дряхлению, болезни или смерти; оно было «облечено в бессмертие»(1 Кор. 15:53). Павел говорит, что возрожденное тело «восстает в нетлении… в славе… в силе… тело духовное» (1 Кор. 15:42—44)[621].
Тот факт, что после воскресения у Иисуса было материальное тело, которое можно было осязать, подтверждается тем, что ученики «ухватились за ноги Его» (Мф. 28:9), что по дороге в Эммаус ученики приняли Его за обычного путника (Лк. 24:15—18,28,29), что Он взял хлеб и преломил его (Лк. 24:30), что Он ел рыбу, чтобы показать ученикам, что Он не дух, что Мария приняла Его за садовника (Ин. 20:15), что «Он показал им руки и ребра Свои» (Ин. 20:20), что Он предложил Фоме потрогать Его руки… и ребра (Ин. 20:27), что Он приготовил обед для Своих учеников (Ин. 21:12,13) и что Он ясно сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Петр сказал, что ученики «с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41).
Это правда, что Иисус мог появляться и исчезать из виду совершенно неожиданно (Лк. 24:31,36; Ин. 20:19,26). Однако нам не следует делать на этом основании далеко идущие выводы, поскольку о том, что Иисус мог внезапно появляться и исчезать, говорится не во всех отрывках; в некоторых из них просто сказано, что Иисус пришел и стал среди учеников. Когда Иисус внезапно стал невидим ученикам в Эммаусе, возможно, это было некое чудесное явление, подобное тому, что имело место, когда «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его» (Деян. 8:39). Не следует также придавать слишком большое значение тому, что Иисус дважды приходил и становился среди учеников, когда «двери были заперты»[622](Ин. 20:19,26), ибо в тексте не говорится, что Иисус «проходил сквозь стены» или что–нибудь в этом роде. В другом эпизоде, описанном в Новом Завете, когда возникла необходимость пройти через запертые двери, они чудесным образом отворились (Деян. 12:10)[623].
Недавно М. Харрис предложил альтернативную интерпретацию приведенных выше стихов, в частности, стихов, в которых Иисус изображен то появляющимся, то исчезающим. Он считает, что эти стихи показывают, что, хотя Иисус мог иногда материализоваться в плотское тело, Его обычное существование протекало в нематериальной, или бесплотной, форме «духовного тела». Кроме того, после вознесения на небо на сороковой день Иисус навсегда отказался от материализации в плотское тело. Профессор Харрис говорит:
Воскресение Иисуса было не превращением в бесплотное тело, а овладением «духовным телом», которое могло материализоваться или дематериализоваться по Его воле. Когда Иисус хотел появиться перед какими–нибудь людьми в материальном виде, Он представал перед ними в том же «духовном теле», в каком пребывал в то время, когда был невидим и неосязаем… Через сорок дней, когда Его явления на земле прекратились, Иисус принял единственно возможную форму, видимую обитателям небес, но имеющую бесплотное тело… В Своем воскрешенном состоянии Он преступил законы физического существования. Он больше не был связан материальными или пространственными ограничениями[624].
Необходимо отметить, что Харрис со всей определенностью утверждает материальное, телесное воскресение Иисуса из мертвых[625]. Он говорит, что воскресло то же самое тело, которое умерло, но затем оно преобразилось в «духовное тело» с новыми свойствами[626].
В ответ, хотя я не считаю, что это вопрос большого доктринального значения (поскольку он касается только природы возрожденного тела, о чем нам известно очень мало)[627], можно возразить, что Новый Завет предоставляет несколько убедительных свидетельств, вынуждающих нас не согласиться с точкой зрения Харриса. Харрис признает, что в некоторых случаях Иисус имел материальное тело из плоти и костей, к которому можно было прикоснуться и которое позволяло Ему принимать пищу. Он даже признает, что «Тот, Кто вознесся на небо на глазах учеников, был настоящий Иисус из „плоти и костей"(Лк. 24:39)»[628]. Единственный вопрос заключается в том, существовало ли это тело Иисуса в другие моменты в нематериальной, бесплотной форме, как утверждает Харрис. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны поинтересоваться, требуют ли новозаветные тексты о появляющемся и исчезающем Иисусе подобного умозаключения. По–видимому, они этого не требуют.
Лк. 24:31, где говорится, что после того, как Иисус преломил хлеб и подал его двум ученикам, «Он стал невидим для них», не предполагает такого вывода. Греческое выражение, переведенное как «стал невидим» (άφαντος έγένετο), в Новом Завете больше нигде не используется, но встречается у Диодора Сицилийского (историка, работавшего в 60—30 гг. до н. э.), где однажды оно используется по отношению к человеку по имени Амфиараус, который сорвался на колеснице в пропасть и «стал невидим», а в другом месте — по отношению к Атласу, которого сдуло сильным ветром с вершины горы, и он «стал невидим»[629]. В каждом из этих примеров данное выражение означает лишь то, что люди скрылись из поля зрения, а не дематериализовались или действительно стали невидимыми[630]. Поэтому и по поводу Лк. 24:31 мы можем сказать только то, что ученики перестали видеть Иисуса — то ли потому, что Его восхитил Ангел Господень (как это было с Филиппом в Деян. 8:39), то ли потому, что Он просто скрылся из их поля зрения (как это было с Моисеем и Илией на горе Преображения, Мф. 17:8, или с Елисеем в окружении небесного воинства, 4 Цар. 6:17, или с учениками, прошедшими мимо стражей темницы в Деян. 5:19–23; 12:6,10). Во всех этих случаях необходимость вывода о превращении материального тела Иисуса в нематериальное не более велика, чем необходимость вывода о превращении материальных тел учеников в нематериальные, когда они прошли мимо стражи (Деян. 5:23; 12:10) и освободились из темницы. Следовательно, в Лк. 24:31 говорится не о превращениях, происходивших с телом Иисуса, а только о том, что ученики не могли Его видеть[631].
Что касается заявления о способности Иисуса проходить сквозь материальные преграды, то оно не находит подтверждения в Новом Завете. Как показано выше, тот факт, что Иисус появлялся в комнате, когда двери были захлопнуты или заперты (Ин. 20:19,26), необязательно означает, что Он проходил сквозь двери или стену. Особенно показателен в этом отношении первый эпизод освобождения апостолов из темницы: они не проходили сквозь двери, но «Ангел Господень отворил двери темницы» (Деян. 5:19); однако на следующее утро служители докладывали, что нашли темницу «запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями; но отворивши не нашли в ней никого» (Деян. 5:23). Ангел отворил двери, апостолы прошли через них, и ангел снова закрыл и запер двери. Соответственно, когда Петр был освобожден из темницы, ему не пришлось дематериализоваться, чтобы избавиться от сковывающих его цепей, ибо «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7)[632]. Точно так же нельзя исключить возможность, что двери чудесным образом отворились для Иисуса или что Он даже вошел в комнату вместе с учениками, но был временно скрыт от их глаз.
Что касается природы возрожденного тела Иисуса, то тексты, показывающие, что Иисус явно имел материальное тело «из плоти и костей» (Лк. 24:39), которое было осязаемо и позволяло Ему есть, пить, преломлять хлеб и готовить обед, намного более определенны, чем тексты о появлениях и исчезновениях Иисуса. В отличие от последних эти тексты не предполагают альтернативного толкования, отрицающего материальность тела Иисуса, — сам Харά рис признает, что в этих текстах Иисус имеет тело из плоти и костей. Но чему должны были научить апостолов эти явления во плоти, как не тому, что возрожденное тело Иисуса, несомненно, было материальным? Если Иисус воскрес из мертвых в том же теле, в каком умер, и если Он неоднократно являлся ученикам во плоти, ел и пил с ними (Деян. 10:41) в течение сорока дней, и если Он вознесся на небо на глазах учеников (Деян. 1:9), и если ангелы в то же мгновение сказали им, что «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11), то, очевидно, Иисус учил их, что Его возрожденное тело является материальным. Если бы «обычной формой» существования возрожденного тела была нематериальная, то этими неоднократными явлениями во плоти Иисус создавал бы у учеников (и у всех последующих читателей Нового Завета) ложное представление о том, что Его возрожденное тело осталось материальным, тогда как оно таковым не было. Если обычно он пребывал в бесплотном состоянии и предполагал навсегда остаться бесплотным по вознесении, то со стороны Иисуса было бы нечестно говорить: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Он не сказал: «…плоти и костей, которые, как вы видите, временно есть у Меня»! Учить апостолов о материальности Своего тела, в то время как в обычной форме существования Иисус таковым не обладал, означало бы вводить их в заблуждение.
Если бы Иисус хотел показать им, что способен материализоваться и дематериализоваться по своей воле (как утверждает Харрис), Он мог бы легко продемонстрировать это перед ними, чтобы они смогли подробно описать это явление. Он вполне мог пройти сквозь стену у них на глазах, вместо того чтобы внезапно появляться среди них. Короче говоря, если бы Иисус и авторы Нового Завета хотели внушить нам, что возрожденное тело было обычно и по преимуществу нематериальным, они бы так и сделали, но вместо этого они дали нам множество ясных указаний на то, что обычно оно было материальным, хотя это было совершенное тело, навсегда избавленное от дряхления, болезней и смерти.
И наконец, этот вопрос наводит на более широкие богословские размышления. Физическое воскресение Иисуса и Его вечное обладание материальным возрожденным телом ясно подтверждают совершенство материального мира, первоначально созданного Богом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Мы, воскрешенные мужчины и женщины, будем жить вечно на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). Мы будем жить на обновленной земле, освобожденной «от рабства тлению» (Рим. 8:21) и подобной Эдемскому саду. Там будет новый Иерусалим, и люди «принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:26), и там будет «река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:1,2). Очевидно, в этом вполне реальном, материальном мире мы будем жить как человеческие существа с материальными телами, приспособленными к существованию в обновленном Богом творении. Таким образом, воскрешенное в материальной форме тело Иисуса подтверждает совершенство человека, которого Бог создал не в виде духа, подобного ангелам, а в виде
существа с материальным телом, каковое было «хорошо весьма». Мы не должны впадать в заблуждение, полагая, что бесплотное существование в каком–то смысле является для людей более предпочтительной формой жизни[633]. Сделав нас венцом творения, Бог придал нам материальные тела. Воскресший из мертвых в совершенном материальном теле, Иисус царствует ныне на небе, и возвратится к нам, чтобы остаться с нами навсегда.
3. Участие Отца и Сына в воскресении. Одни тексты со всей определенностью утверждают, что Христа воскресил из мертвых Бог–Отец (Деян. 2:24; Рим. 6:4; 1 Кор. 6:14; Гал. 1:1; Еф. 1:20), тогда как другие сообщают об участии Иисуса в собственном воскресении. Иисус говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17,18; ср.: 2:19—21). Наиболее разумно предположить, что в воскресении участвуют и Отец, и Сын[634]. Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25; ср.: Евр. 7:16)[635].
4. Доктриналъное значение воскресения. 1) Воскресение Христа гарантирует наше возрождение: Петр говорит, что Бог возродил «нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). Он недвусмысленно связывает воскресение Иисуса с нашим возрождением, или новым рождением. Когда Иисус восстал из мертвых, Его существование приобрело новые качества: «возрожденную жизнь» в человеческом теле и человеческий дух, идеально приспособленный для вечного общения с Богом и повиновения Ему. Своим воскресением Иисус заработал для нас такую же новою жизнь, как и у Него. Когда мы становимся христианами, мы не получаем эту «новую жизнь» полностью, ибо наши тела по–прежнему подвержены дряхлению, старению и смерти. Но наш дух укрепляется живительной силой спасения[636]. Новый вид жизни, которую мы получаем при «возрождении», Христос заработал для нас именно Своим воскресением. Вот почему Павел говорит, что Бог «оживотворил» нас «со Христом… и воскресил с Ним» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 3:1). Воскрешая Христа из мертвых, Бог думал и о нашем воскресении «со Христом» и, следовательно, считал достойными приобщения к Христову воскресению. Павел говорит, что видит цель своей жизни в том, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его…» (Флп. 3:10). Павел понимал, что даже в этой жизни воскресение Христа придает новую силу христианскому служению и повиновению Богу.
Связывая воскресение Христа с действующими в нас духовными силами, Павел говорит эфесянам, что молится за них, дабы они поняли, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19,20). Здесь Павел говорит, что сила, которой Бог воскресил Христа из мертвых, — это та же сила, которая действует в нас. Более того, Павел рассматривает нас как воскресших во Христе: «…Мы погребл ись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. <…> Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе…» (Рим. 6:4,11). Эта живительная сила в нас включает способность одерживать все новые и новые победы над грехом в нашей жизни — «грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14); ср.: 1 Кор. 15:17), — несмотря на то что мы не достигнем совершенства в этой жизни. Сила воскресения включает также способность к служению в царстве. Именно после воскресения Иисус пообещал Своим ученикам: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эта новая, превосходящая человеческие возможности сила для возвещения Евангелия, совершения чудес и преодоления сопротивления врагов была дана ученикам после воскресения Христа из мертвых и стала неотъемлемым элементом силы воскресения, присущей их христианской жизни.
2) Воскресение Христа гарантирует наше оправдание: Павел связывает воскресение Христа с нашим оправданием (или полученным нами уведомлением, что мы не виновны, а праведны перед Богом)[637] только в одном отрывке. Павел говорит, что Иисус «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Воскресение Христа из мертвых было декларацией Бога об одобрении работы Христа по спасению. Благодаря тому, что Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), «Бог превознес Его…» (Флп. 2:9). Воскрешая Христа из мертвых, Бог–Отец фактически говорил, что одобряет работу Христа, претерпевшего страдания и смерть за наши грехи, считает эту работу завершенной и не видит необходимости в том, чтобы Христос и впредь оставался мертвым. Не было никаких неоплаченных грехов, ничто не вызывало гнев Божий и никакой вины, требующей наказания, не осталось — за все было уплачено сполна. Воскресением Бог говорил Христу: «Я одобряю все. Что Ты сделал, и Ты находишь благоволение в Моих глазах».
Это объясняет, почему Павел может говорить, что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Если Бог нас «воскресил с Ним» (Еф. 2:6), то, благодаря нашему союзу с Христом, Божья декларация об одобрении Христа является в то же время декларацией об одобрении нас. Когда Отец, по существу, говорит Христу: «За все грехи уплачено, и Я считаю Тебя не виновным, а праведным в Моих глазах», Он делает заявление, которое относится и к нам, поскольку мы веруем в Христа ради спасения. Таким образом воскресение Христа служит еще и окончательным подтверждением того, что Он заработал наше оправдание.
3) Воскресение Христа гарантирует, что мы также получим совершенные возрожденные тела: В Новом Завете воскресение Иисуса несколько раз связывается с нашим окончательным воскресением в теле. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14). «Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (2 Кор. 4:14). Но наиболее обстоятельное обсуждение связи между воскресением Христа и нашим воскресением содержится в 1 Кор. 15:12—58. Здесь Павел говорит, что Христос — это «первенец из умерших». Называя Христа «первенцем» (букв.: «первый плод», греч. απαρχή), Павел использует земледельческую метафору, чтобы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как «первые плоды» или первая проба созревающего урожая показывают, каким будет весь урожай, Христос как «первенец» показывает, какими будут наши возрожденные тела, когда во время окончательной «жатвы» Бог воскресит нас из мертвых и введет в Свое присутствие[638].
После воскресения у Иисуса остались следы гвоздей на руках и ногах и рана от копья, пронзившего Его ребра (Ин. 20:27). Люди иногда спрашивают, не означает ли это, что шрамы от серьезных повреждений, полученных в этой жизни, останутся на наших возрожденных телах. На это можно ответить, что, вероятно, у нас не будет шрамов от повреждений, полученных в этой жизни, и наши тела будут совершенными, не подверженными «тлению» и воскресшими «в славе». Шрамы, оставшиеся на теле Иисуса после распятия уникальны, потому что служат вечным напоминанием о Его страданиях и смерти за нас[639]. Тот факт, что у Него остались эти шрамы, отнюдь не означает, что шрамы останутся и у нас. Напротив, все будет исцелено, восполнено и сделано совершенным.
5. Этическое значение воскресения. Павел считает, что воскресение имеет непосредственное отношение к нашему повиновению Богу в этой жизни. Заключая подробное обсуждение воскресения, Павел призывает своих читателей: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Мы должны неустанно продолжать трудиться ради дела Господня именно потому, что тоже воскреснем из мертвых, как воскрес Христос. Все, что мы делаем для привлечения людей в царство и укрепления их веры, будет иметь поистине вечное значение, ибо все мы воскреснем втотдень, когда Христос возвратится, и будем жить с Ним вечно.
Во–вторых, Павел призывает нас к тому, чтобы, размышляя о воскресении, мы поставили своей целью будущую небесную награду. Он рассматривает воскресение как время, когда все усилия, предпринятые нами в этой жизни, будут вознаграждены. Но если Христос не воскрес, и воскресения не было, то «вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:17—19; ср.: ст. 32). Но, поскольку Христос воскрес, а вместе с Ним воскресли и мы, нам следует стремиться к небесной награде и помышлять о небесном:
…Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:1—4).
Третий этический аспект воскресения состоит в требовании безусловного отказа от повиновения греху в нашей жизни. Говоря, что мы должны почитать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе», благодаря воскресению и живительной силе Христа, действующей в нас (Рим. 6:11), Павел восклицает: «Да не царствует грех в смертном вашем теле… И не предавайте членов ваших греху» (Рим. 6:12,13). Побуждая нас больше не грешить, Павел использует тот факт, что мы обладаем новой живительной силой, способной обуздать господство греха в нашей жизни.
Б. Вознесение
1. Христос, вознесенный на небо. После воскресения Иисус оставался на земле в течение сорока дней (Деян. 1:3), затем вывел учеников из Иерусалима в Вифанию и, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50,51).
Сходное описание приводит Лука в начале Книги Деяний:
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо
(Деян. 1:9–11).
Здесь рассказывается о событии, которое, несомненно, имело целью показать ученикам, что Иисус возвращается домой. Он не исчез внезапно, так что больше Его невозможно было увидеть, а постепенно вознесся у них на глазах, после чего облако (вероятно, облако Божьей славы) скрыло Его из виду. Но тут же появились ангелы, которые сказали, что Он возвратится таким же образом, каким вознесся на небо. Тот факт, что у Иисуса было возрожденное тело, подчиняющееся пространственным ограничениям (в определенный момент времени оно могло находиться только в одном месте), означает, что, восходя на небо, Иисус отправлялся в какое–то место.
Вызывает удивление, что даже некоторые евангелические богословы не решаются утверждать, что небо может быть домом или что Иисус вознесся в какое–то определенное место в пространственно–временном континууме. Мы действительно не знаем, где сейчас находится Иисус, но не потому, что Он перешел в некое «состояние вечного существования», каковое вообще не может быть локализовано во времени и пространстве, а потому, что наши глаза неспособны различать незримый духовный мир, существующий вокруг нас. Нас окружают ангелы, но мы просто не видим их, потому что наши глаза не обладают такой способностью. Елисей был окружен сонмом ангелов и огненных колесниц, которые защищали его от сирийцев в Дофане, однако слуга Елисея не видел их, пока Бог не открыл ему глаза, чтобы он смог разглядеть то, что происходит в духовном измерении (4 Цар. 6:17). Точно так же, когда умирал Стефан, Бог наделил его способностью видеть мир, скрытый от наших глаз, ибо он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55,56). А Сам Иисус говорил: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3).
Конечно, мы не можем точно сказать, где находится небо. В Писании часто изображаются люди, возносящиеся на небо (как Иисус и Илия), или сходящие с неба (как ангелы во сне Иакова, Быт. 28:12), поэтому у нас есть основания представлять небо как некое место, расположенное «над» землей. Разумеется, земля шарообразна и вращается вокруг своей оси, поэтому мы просто не имеем возможности сказать более точно, где находится небо, — Писание не сообщает нам об этом. Однако неоднократные упоминания о том, что Иисус отправился в какое–то место (как и Илия, 4 Цар. 2:11), а также тот факт, что Новый Иерусалим сойдет с неба от Бога (Отк. 21:2), свидетельствуют о том что небо имеет определенные координаты в пространственно–временном континууме. Возможно, те, кто не верит в Писание, подвергнут подобное представление насмешкам и с недоумением пожмут плечами, подобно тому, как первый русский космонавт, вернувшись из космоса, доложил, что не видел там Бога или неба, но это лишь указывает на слепоту их глаз по отношению к незримому духовному миру, а не то, что небо не существует как определенное место. В сущности, вознесение Иисуса на небо имело целью научить нас, что небо существует как место в пространственно–временном континууме. (Дальнейшее обсуждение природы неба см. в гл. 56.)
2. Христос получил славу и почести, которыми не обладал прежде, когда был Богочеловеком. Вознесшись на небо, Иисус удостоился славы, почестей и власти, какими никогда не обладал прежде, в Свою бытность человеком и Богом. Перед тем как умереть, Иисус молился: «Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5)[640]. В проповеди на Пятидесятницу Петр сказал, что Иисус был «вознесен десницею Божиею» (Деян. 2:33), а Павел провозгласил, что «Бог превознес Его» (Флп. 2:9) и что Он «вознесся во славе» (1 Тим. 3:16; ср.: Евр. 1:4). Ныне Иисус находится на небе, и хор ангелов воспевает Ему хвалу: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк. 5:12)[641].
3. Христос воссел одесную Бога. Одним из аспектов вознесения Христа на небо и Его прославления был тот факт, что Он воссел одесную Бога.
В Ветхом Завете предсказано, что Мессия воссядет одесную Бога: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Когда Христос вознесся на небо, это предсказание исполнилось: «Совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3). Приятие в Божественное присутствие и пребывание одесную Бога — это яркое подтверждение завершения работы Христа по спасению. Подобно человеку, садящемуся по завершении трудной работы, чтобы с удовлетворением обозреть плоды своего труда, Иисус, сидящий одесную Бога, наглядно демонстрирует, что Его работа по спасению завершена.
Вместе с тем, пребывание Христа одесную Бога указывает не только на завершение дела спасения, но и на то, что Он получил власть над вселенной. Павел говорит, что Бог воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:20,21). Сходным образом, Петр говорит об Иисусе, «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1 Пет. 3:22). Павел также опирается на Пс. 109:1, когда говорит, что Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25).
Еще одним аспектом власти, полученной Христом от Отца, когда Он воссел одесную, была власть излить Святого Духа на церковь. Петр говорит на Пятидесятницу: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33).
Тот факт, что Иисус сидит ныне одесную Бога на небе, не означает, что Он навечно «прикован» к этому месту или пребывает в бездействии. Он изображается и как стоящий одесную Бога (Деян. 7:56), и как ходящий посреди семи золотых светильников (Отк. 2:1). Подобно земному царю, сидящему на троне при вступлении на царствование, но затем ежедневно занимающемуся самыми разными делами, Христос, восседающий одесную Бога, являет Собой яркое свидетельство завершения дела спасения и приобретения власти над вселенной, но, несомненно, Он занимается на небе и другими делами.
4. Доктринальное значение вознесения Христа в нашей жизни. Как и воскресение, вознесение Христа имеет непосредственное отношение к нашей жизни. Во–первых, поскольку мы едины с Христом во всех аспектах Его работы по спасению[642], восхождение Христа на небо предвещает наше будущее вознесение и присоединение к Нему. «Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Автор Послания к Евреям призывает нас идти пожизненному пути, помня, что мы следуем по стопам Иисуса и в конце концов достигнем блаженства небесной жизни, которым ныне пользуется Он: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1,2). И Сам Иисус говорит, что однажды возьмет нас к Себе (Ин. 14:1).
Во–вторых, вознесение Иисуса дает нам уверенность в том, что нашим последним домом будет небо. «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам". И когда Я пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3). Иисус был человеком, таким же, как мы, во всех отношениях, только без греха, и Он ушел раньше нас, чтобы в конце концов мы смогли последовать за Ним и жить с Ним вечно. Тот факт, что Иисус уже вознесся на небо и достиг поставленной перед Ним цели, придает нам уверенность, что в конце концов и мы окажемся там.
В–третьих, благодаря нашему единению с Христом в Его вознесении, мы уже сейчас разделяем (отчасти) с Ним власть над вселенной, а позднее будем пользоваться ею в еще более полной мере. Именно на это указывает Павел, когда говорит, что Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Разумеется, мы не присутствуем на небе физически, поскольку остаемся пока на земле. Но если пребывание Христа одесную Бога указывает на полученную им власть, то обещание Бога посадить нас рядом с Христом означает, что мы в Какой–то мере разделим с Ним эту власть — власть противостоять «духам злобы поднебесным» (Еф. 6:12; ср.: ст. 10—18) и сражаться оружием «сильным Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4). В будущем наше с Христом господство над вселенной осуществится еще полнее: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Более того, мы разделим с Христом власть над миром, сотворенным Богом (Евр. 2:5—8)[643]. Иисус обещает: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27). И продолжает: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21). Осознать всю полноту смысла этих поразительных обещаний о нашем присоединении к Христу, сидящему одесную Бога, мы сможем только в будущем.
В. Состояния Иисуса Христа
Рассуждая о жизни, смерти и воскресении Христа, богословы иногда говорят о «состояниях Иисуса Христа». Под этим они понимают различные позиции, в которых Иисус находился по отношению к Божьему закону для человечества, обладанию властью и получению славы. Обычно различают два состояния (унижение и возвышение). Таким образом, учение о «двойственном состоянии Христа» — это учение о том, что сначала Христос испытал состояние унижения, а затем состояние возвышения.
Унижение Христа включает Его воплощение, страдание, смерть и погребение. Иногда к этому добавляют пятый аспект (схождение в ад), но, как показано выше, это представление не находит подтверждения в Писании.
Возвышение Христа также включает четыре аспекта: воскресение, вознесение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе. Во многих систематических богословиях состояния унижения и возвышения используются как широкие категории, позволяющие упорядочить обсуждение работы Христа[644].
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какие аспекты библейского учения о воскрешенном теле вы открыли для себя по мере чтения этой главы? Можете ли вы представить свойства воскрешенного тела, которые вы предвкушаете с особым нетерпением? Какие чувства вызывает у вас представление об обладании подобным телом?
2. Что бы вам хотелось сейчас сделать, если бы слабость или ограниченные возможности вашего материального тела не препятствовали осуществлению этого желания? Считаете ли вы, что подобные занятия будут возможны в вашей жизни на небе?
3. Когда вы родились свыше, вы получили новую духовную жизнь. Если вы считаете, что эта новая духовная жизнь порождена живительной силой Христа, действующей внутри вас, то каким образом это влияет на вашу христианскую жизнь и служение людским нуждам?
4. Библия говорит, что вы уже сейчас сидите «на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Как влияют размышления об этом факте на ваши молитвы и на ваше участие в духовной войне с силами зла?
5. Когда вы думаете о Христе, пребывающем ныне на небе, заставляет ли это вас сосредоточить свое внимание на вещах, имеющих вечное значение? Укрепляет ли это вашу уверенность в том, что когда–нибудь вы будете с Ним на небе? Какие чувства вызывает у вас перспектива править с Христом над народами и ангелами?
Специальные термины
возвышение Христа
вознесение
воскресение
воскресший в силе
воскресший в славе
воссесть одесную
духовное тело
нетленный
состояния Иисуса Христа
унижение Христа
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.