Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien, 2:848–854

Другие работы

[Знаком♦ отмечены работы авторов, в целом согласных с точкой зрения, изложенной в этой главе; знаком 0 отмечены работы авторов, не согласных с такой точкой зрения.]

♦Bacchiocchi, Samuele. Women in the Church. Berrien Springs, Mich.: Biblical Perspectives, 1987.

0Bilezikian, Gilbert. Beyond Sex Roles: What the Bible Says About a Woman's Place in Church and Family. 2d ed. Grand Rapids: Baker, 1985.

♦Clark, Stephen B. Man and Woman in Christ: An Examination of the Roles of Men and Women in Light of Scripture and the Social Sciences. Ann Arbor: Servant, 1980.

Clouse, Bonnidell, and Robert G. Clouse, eds. Women in Ministry: Four Views. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1989.

Colwell, J. E. "Anthropology". In NDT, pp. 28–30.

Conn, H. M. "Feminist Theology". In NDT, pp. 255–258.

♦Cottrell, Jack. Feminism and the Bible; An Introduction to Feminism for Christians. Joplin, Mo.: College Press, 1992.

0Evans, Mary J. Women in the Bible: An Overview of All the Crucial Passages on Women's Roles. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1983.

♦Foh, Susan. Women and the Word of God: A Response to Biblical Feminism. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1980.

0Gundry, Patricia. Heirs Together. Grand Rapids: Zondervan, 1980.

0Gundry, Patricia. Woman Be Free! The Clear Message of Scripture. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

♦ House, H. Wayne. The Role of Women in Ministry Today. Nashville: Thomas Nelson, 1990.

♦ Hurley, James. Man and Women in Biblical Perspective. Leicester: Inter–Varsity Press, and Grand Rapids: Zondervan, 1981.

♦Jepsen, Dee. Women: Beyond Equal Rights. Waco, Tex.: Word, 1984.

0Jewett, Paul K. Man As Male and Female. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

0Kassian, Mary A. Women, Creation and the Fall. Westchester, 111.: Crossway, 1990.

♦Kassian, Mary A. The Feminist Gospel: The Movement to Unite Feminism With the Church. Wheaton, 111.: Crossway, 1992.

♦Knight, George W., III. The Role Relationship of Man and Women: New Testament Teaching. Chicago: Moody, 1985.

0Mickelsen, Alvera, ed. Women, Authority, and the Bible. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.

♦Neuer, Werner. Man and Woman in Christian Perspective. Trans, by Gordon Wenham. Westchester, 111.: Crossway, 1991.

♦Piper, John. What's the Difference? Manhood and Womanhood Defined According to the Bible. Westchester, 111.: Crossway, 1990.

♦ Piper, John, and Wayne Grudem, eds. Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism. Westchester, 111.: Crossway, 1991.

0Spencer, Aida Besancon. Beyond the Curse: Women Called to Ministry. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1985.

0Tucker, Ruth A., and Walter Liefeld. Daughters of the Church: Women in Ministry from New Testament Times to the Present. Grand Rapids: Zondervan, 1987.

0Van Leeuwen, Mary Stewart. Gender and Grace: Love, Work and Parenting in a Changing World. Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1990.

Отрывок для запоминания

Кол. 3:18,19:

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

ГЛАВА 22. Сущность человеческой природы

Что в Писании означают слова «душа» и «дух»? Не об одном ли и том же идет речь?

Объяснение и обоснование в Писании

А. Введение: трихотомизм, дихотомизм и монизм

Сколько составляющих в природе человека? Все согласны с тем, что у нас есть физические тела. Большинство людей (как христиане, так и нехристиане) чувствуют, что в них присутствует также и нематериальная часть — «душа», которая продолжает жить после смерти тела.

Однако в остальном согласия нет. Многие люди верят, что кроме «тела» и «души» в нас присутствует и третья составляющая, «дух», который находится с Богом в наиболее непосредственных отношениях. Точка зрения, которая заключается в том, что человек состоит из трех составляющих (тела, души и духа) называется трихотомизмом [480]. Прежде этот взгляд был очень популярен среди преподавателей Библии евангельского исповедания, но сейчас в его защиту выступают очень немногие исследователи. По мнению большинства трихотомистов, душа человека включает в себя интеллект, эмоции и волю. Они считают, что все люди наделены такой душой и что различные элементы души могут служить либо Богу, либо греху. Они считают, что дух человека — это некая высшая способность, которую приобретает человек, становясь христианином (см.: Рим. 8:10: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»). Таким образом, дух человека — это та его составляющая, которая самым непосредственным образом поклоняется и молится Богу (см.: Ин. 4:24; Флп. 3:3).

Есть и такое мнение, что «дух» — это не отдельная составляющая человеческого существа, а другое название «души» и что в Писании оба эти термина употребляются без различий в значении для описания нематериальной составляющей человека, которая продолжает жить после смерти тела. Точка зрения, которая заключается в том, что человек состоит из двух составляющих (тело и душа/дух), называется дихотомизмом. Те, кто придерживается этой точки зрения, согласны, что в Писании слово «дух» (евр. רוח), греч. ρνε υμα) чаще употребляется в связи с нашими взаимоотношениями с Богом, но такое употребление (говорят они) непоследовательно, а слово «душа» употребляется в тех же значениях, что и слово «дух».

Есть и еще один взгляд, который не поддерживают евангельские богословы. Он заключается в том, что человек вообще не может существовать вне физического тела, и потому после смерти тела невозможно существование какой бы то ни было «души» (последователи этой точки зрения допускают воскресение всей личности в некоторый момент будущего). Мнение, что человек состоит лишь из одного элемента и что тело — это и есть личность, называется монизмом [481]. С точки зрения монистов, слова «душа» и «дух» — это просто другие названия «человека», или «жизни». Этот взгляд не был принят большинством евангельских богословов по той причине, что большое количество текстов Писания говорит о том, что дух, или душа, человека продолжает жить после того, как тело умирает (см.: Быт. 35:18; Пс. 31:5; Лк. 23:43,46; Деян. 7:59; Флп. 1:23,24; 2 Кор. 5:8; Евр. 12:23; Отк. 6:9; 20:4 и гл. 41, о промежуточном состоянии).

Но два остальных взгляда продолжают свое существование в евангельском мире и сегодня. Хотя в истории церкви большинство христиан придерживались дихотомизма, у трихотомизма в наши дни также много сторонников[482].

Эта глава написана с позиции дихотомизма; мы убеждены, что в человеке присутствует две составляющие: тело и душа (или дух), однако мы рассмотрим также и аргументы в защиту трихотомизма.

Б. Библейские данные

Прежде чем говорить о том, рассматривает ли Писание «тело» и «душу» как различные составляющие человеческой природы, мы с самого начала должны подчеркнуть, что в целом Писание подчеркивает единство человека в том виде, в каком его сотворил Бог. Когда Бог создал человека, Он «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Здесь Адам предстает как единая личность, наделенная телом и душой, которые действуют совместно. В такое изначальное цельное и гармоничное состояние человек вернется, когда возвратится Христос, и мы будем полностью искуплены как телом, так и душой, и будем жить в Нем вечно (см.: 1 Кор. 15:51—54). Кроме того, мы должны возрастать в святости и любви к Богу в каждом аспекте нашей жизни: в теле, в душе, или в духе (ср.: 1 Кор. 7:34). Писание призывает нас: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Но признав тот факт, что Бог сотворил нас в единстве тела и души и что каждое наше действие мы совершаем как нечто целое, в единстве тела и души, мы можем перейти к утверждению о том, что Писание ясно учит, что в человеческой природе есть нематериальная составляющая. И мы можем исследовать эту составляющую.

1. Слова «душа» и «дух» используются в Писании без различия в значении. При исследовании употребления библейских слов, которые мы переводим как «душа» (евр. נפש, греч. ψ υχή ) и «дух» (евр.רוח , греч. πνευμα )[483], создается такое впечатление, что они иногда используются без различий в значении. Например, в Ин. 12:27 Иисус говорит: «Душа Моя теперь возмутилась», а в следующей главе, в очень схожем контексте Иоанн говорит, что «Иисус возмутился духом » (Ин. 13:21). Мария говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47). Судя по всему, здесь мы имеем дело с параллелизмом, поэтическим приемом, который состоит в том, что одна и та же мысль выражается с помощью разных, но синонимичных слов. Эта взаимозаменяемость терминов объясняет также, почему люди, которые умерли и отправились на небо ил и в ад, могут быть названы либо «духами» (Евр. 12:23: «…К духам праведников, достигших совершенства»; 1 Пет. 3:19: «…Находящимся в темнице духам»), либо «душами» (Отк. 6:9: «Души уби енных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели»; 20:4: «Души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие»).

2. Когда речь идет о смерти, Писание либо говорит, что отходит «душа» человека, либо что отходит его «дух». О смерти Рахили Писание говорит: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала…»(Быт. 35:18). Илия молится о том, чтобы «душа» ребенка вновь вернулась в его тело (3 Цар. 17:21), а Исайя пророчествует о том, как Раб Господа «предал душу [евр.נפש] Свою на смерть» (Ис. 53:12). В Новом Завете Господь говорит богатому безумцу: «В сию ночь душу [греч. ψ υχή ] твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20). С другой стороны, смерть иногда рассматривается как возвращение духа к Богу. Так Давид в молитве произносит слова, которые Иисус позднее повторит на кресте: «В Твою руку предаю дух мой» (Пс. 30:6; ср.: Лк. 23:46). После смерти «дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)[484]. В Новом Завете говорится, что Иисус, умирая, «преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30). Также и Стефан перед смертью молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59).

В ответ на эти соображения трихотомист может возразить, что в процитированных текстах говорится о разных вещах, так как когда человек умирает, его душа и его дух отправляются на небо. Однако следует отметить, что Писание нигде не говорит о том, что «душа и дух» человека отправились на небо или вознеслись к Богу. Если бы душа и дух были различными составляющими человеческой природы, следовало бы ожидать, что подобное утверждение встретится нам где–нибудь в Писании, и читатель будет уверен, что в тексте не упущена из виду ни одна из важных составляющих. Но ничего подобного в тексте мы не находим: библейские авторы, похоже, могут говорить и о душе, и о духе, отходящих от тела во время смерти, так как оба слова, видимо, означают одно и то же.

Мы должны отметить также, что процитированные выше ветхозаветные стихи показывают, что неверно утверждать, как это делают некоторые исследователи, что Ветхий Завет так подчеркивает единство человека, что в нем вовсе не содержится никакого представления о существовании души, отличной от тела. Очевидно, многие из этих ветхозаветных текстов подразумевают, что их авторы признавали существование личности после смерти тела.

3. Человек характеризуется либо словами «тело и душа», либо словами «тело и дух». Иисус говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Здесь слово «душа» явно обозначает ту часть личности, которая существует после смерти. Оно не может здесь означать «человек» или «жизнь», так как бессмысленно говорить о том, кто «губит тело, но не может погубить человека», или «губит тело, но не может погубить жизнь», если не существует такого аспекта личности, который продолжает существовать после смерти тела. Кроме того, когда Иисус говорит о «душе и теле», Он явно говорит о человеке в целом, несмотря на то что не упоминает о «духе» как об отдельной составляющей. Судя по всему, слово «душа» означает всю нематериальную сущность человека.

С другой стороны, о человеке иногда говорится как о «теле и духе». Павел повелевает членам коринфской церкви предать заблуждающегося брата сатане, «во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5). Но это не значит, что Павел забывает о спасении также и души; он просто использует слово «дух» для обозначения нематериальной сущности человека в целом. Также Иаков говорит, что «тело без духа мертво» (Иак. 2:26), но при этом не упоминает о душе. Более того, когда Павел говорит о росте личной святости, он одобряет женщину, которая задумывается о том, «как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом» (1 Кор. 7:34), и предполагает, что такое описание учитывает все аспекты человеческой жизни. Еще более ясен текст 2 Кор. 7:1, где Павел говорит «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Очищение себя от скверны «души» или «духа» означает очищение всей нематериальной части нашей сущности (см. также: Рим. 8:10; 1 Кор. 5:3; Кол. 2:5).

4. Грешить может и «душа», и «дух». Те, кто придерживается теории трихотомизма, обычно считают, что «душа» может согрешить, так как они полагают, что душа — это интеллект, эмоции и воля. (Подтверждение мысли о том, что наши души могут грешить, мы видим в таких стихах, как 1 Пет. 1:22; Отк. 18:14.)

Однако трихотомисты обычно считают «дух» чем–то более чистым, чем душу, свободным от греха и способным откликаться на воздействие Святого Духа. Такое понимание (которое иногда проникает в популярные христианские проповеди и книги) на самом деле не находит подтверждения в библейском тексте. Когда Павел призывает коринфян очиститься «от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1), он явно подразумевает, что в нашем духе может присутствовать скверна (или грех). Он говорит также о незамужней женщине, которая размышляет о том, как «быть святою и телом и духом» (1 Кор. 7:34). В других стихах также можно найти схожие утверждения. Например, Господь ожесточил «дух» Сигона, царя Есевонского (Втор. 2:30). В Пс. 77:8 об израильском народе говорится, что он неверен «Богу духом своим». «Гордый дух» (в русском синодальном переводе — «гордость». — Примеч. пер. ) предшествует падению (Прит. 16:18), а грешные люди могут быть «высокомерны духом» (в русском синодальном переводе — просто «высокомерные». — Примеч. пер. ) (Еккл. 7:8). Исайя говорит о «блуждающих духом» (Ис. 29:24). О Навуходоносоре сказано: «Дух его ожесточился до дерзости» (Дан. 5:20). Тот факт, что «все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (в еврейском тексте — «дух»,רוח. — Примеч. пер. ) (Прит. 16:2), означает, что наш дух может быть виновен в глазах Бога. Существуют и другие стихи, в которых подразумевается возможность греха в нашем духе (см.: Пс. 31:2; 51:10). Наконец, тот факт, что Писание одобряет того, кто «владеет своим духом» (в русском синодальном тексте — «владеющий собою». — Примеч. пер. ; Прит. 16:32), подразумевает, что наш дух — это не духовно чистая часть нашей сущности, к которой надлежит прислушиваться во всех случаях, но что в нем также могут быть греховные желания или устремления.

5. Все, что говорится о душе, говорится также и о духе, и все, что говорится о духе, говорится также и о душе. Сторонники трихотомизма сталкиваются с серьезным затруднением, когда оказываются перед необходимостью четко определить, какова разница между душой и духом (с их точки зрения). Если бы Писание давало ясное свидетельство о том, что дух — это та составляющая человека, которая непосредственно общается с Богом в поклонении и молитве, тогда как наша душа — это наш интеллект (мышление), наши эмоции (чувства) и наша воля (принятие решений), то позиция трихотомистов была бы очень сильной. Но Писание не дает оснований для таких выводов.

С одной стороны, о процессах мышления, чувств и принятия решений не говорится, что они осуществляются только нашими душами. Дух также может испытывать эмоции, как, например, в том случае, когда Павел «возмутился духом» (Деян. 17:16) или когда Иисус «возмутился духом» (Ин. 13:21). Можно быть также «унылым духом», что осмысливается как противоположность «веселого сердца» (Прит. 17:22).

Кроме того, о духе говорится, что он осуществляет функции познания, восприятия и мышления. Например, Марк говорит об Иисусе: «…Узнав [επιγινάσκω ] духом Своим» (Мк. 2:8). Когда Святой Дух «свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:16), наш дух принимает и осознает это свидетельство, что, несомненно, означает его способность воспринимать. Наш дух даже, судя по всему, достаточно глубоко знает наши мысли, так как Павел вопрошает: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11). (Ср.: Ис. 29:24, где говорится о «блуждающих духом», которые «научатся послушанию».)

Суть этих стихов заключается не в том, что именно дух, а не душа чувствует и мыслит, а в том, что и «душа», и «дух» обозначают нематериальную составляющую человеческой природы в целом и провести различие в употреблении этих терминов просто невозможно.

Нам не следует впадать в заблуждение, полагая, что наше мышление или какие–либо иные процессы (ощущение, принятие решений) осуществляются только одной какой–либо нашей частью. Эти процессы осуществляются всей нашей личностью в целом. Когда мы мыслим или чувствуем, наши физические тела, безусловно, также в этом участвуют. Когда мы думаем, мы используем физический мозг, данный нам Богом. Наш мозг и вся нервная система задействованы и тогда, когда мы испытываем те или иные эмоции, и иногда эти эмоции связаны с физическими ощущениями. Все это лишь вновь подчеркивает мысль, изложенную в начале этой главы, которая гласит: Писание подчеркивает единство человеческой природы, в которой физические тела и нематериальные составляющие наших тел действуют совместно.

С другой стороны, утверждение трихотомистов о том, что наш дух — это тот элемент, который общается с Богом наиболее непосредственно в поклонении и молитве, похоже, не имеет оснований в Писании. Мы часто слышим о том, что наши души поклоняются Богу, общаются с Ним и задействованы в других духовных процессах. «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс. 24:1). «Только в Боге успокоивается душа моя» (Пс. 61:2). «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его» (Пс. 102:1). «Хвали, душа моя, Господа» (Пс. 145:1). «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46).

Эти тексты показывают, что наши души могут поклоняться Богу, славить Его и благодарить Его. Наши души могут молиться Богу, как это видно из слов Анны: «Изливаю душу мою пред Господом» (1 Цар. 1:15). Ведь величайшая заповедь гласит: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5; ср.: Мк. 12:30). Наши души могут стремиться к Богу и жаждать Его (Пс. 41:1,2) и могут уповать на Бога (Пс. 41:12). Наши души могут наслаждаться и радоваться в Боге, ибо Давид говорит: «А моя душа будет радоваться о Господе; будет веселиться о спасении от Него» (Пс. 34:9; ср.: Ис. 61:10). Псалмопевец говорит: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время» (Пс. 118:20); «Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко» (Пс. 118:167). Похоже, нет ни одной сферы жизни или отношений с Богом, о которых бы Писание говорило, что в них участвует наш дух, а не наша душа. Оба термина употребляются для описания всех аспектов наших взаимоотношений с Богом.

Однако в свете этих текстов неверно было бы утверждать, что только наша душа (или дух) поклоняется Богу, так как наши тела также участвуют в поклонении. Мы представляем собой единство тела и души/духа. Наш физический мозг мыслит о Боге, когда мы поклоняемся Ему и когда мы любим Его всем нашим «разумением» (Мк. 12:30). Давид, в своем стремлении пребывать в присутствии Божьем, говорит: «По Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62:2). Мы читаем также: «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс. 83:3). Когда мы молимся вслух или поем хвалу Богу, в этом задействованы наши губы и голосовые связки; иногда поклонение и молитва в Писании связаны с хлопаньем в ладоши (Пс. 46:2) или воздеванием рук к Богу (Пс. 28:2; 62:5; 133:2; 142:6; 1 Тим. 2:8). Кроме того, игра на музыкальных инструментах во славу Божью — это действие, в котором участвует тот физический материал, из которого сделаны эти инструменты (см.: Пс. 149:3—5). Мы поклоняемся Богу как совокупные личности.

И в заключение следует сказать, что Писание, как представляется, не проводит различия между душой и духом. Судя по всему, на вопросы, которые мы можем адресовать сторонникам трихотомизма: «Что из того, что совершает дух, не может совершить душа? Что душа может совершить такого, чего не мог бы совершить дух?» — ответа не существует.

В. Аргументы в защиту трихотомизма

Сторонники трихотомистской позиции приводят в подтверждение своих воззрений ряд отрывков из Писания. Здесь мы приводим те стихи, которые они используют в данной связи наиболее часто.

1. 1 Фес. 5:23. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Разве этот стих не говорит с полной ясностью о трех составляющих человеческой природы?

2. Евр. 4:12. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Если меч Писания разделяет душу и дух, то разве они не являются двумя отдельными составляющими человека?

3. 1Кор. 2:14—3:4. В этом отрывке говорится о различных типах людей, о «плотских» (греч. σδρκινος, 1 Кор. 3:1), «душевных» (греч. ψυχικός, 1 Кор. 2:14) и «духовных» людях (греч. πνευματικός ). Разве наличие этих категорий не предполагает, что существуют различные типы людей, а именно «плотские» нехристиане, «душевные» христиане, которые следуют устремлениям своих душ, и зрелые христиане, которые следуют побуждению их духа? Разве это не предполагает того факта, что душа и дух — это различные части нашего существа?

4. 1Кор. 14:14. Когда Павел говорит: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода», разве он не имеет в виду, что его разум занят чем–то иным, нежели дух, и разве это не свидетельствует в пользу мнения о том, что наш разум и наше мышление следует приписывать нашей душе, но не нашему духу?

5. Аргумент, основанный на личном опыте. Многие сторонники трихотомизма говорят, что они наделены духовным восприятием, духовным ощущением присутствия Божьего, которое влияет на них таким образом, что они осознают его отдельно от обычного мышления и эмоционального опыта. Они спрашивают: «Если я не наделен духом, который отличен от моих мыслей и от моих эмоций, то чем является то состояние, которое отлично от моих мыслей и эмоций, — нечто, подлежащее описанию только как поклонение Богу в духе и ощущение Его присутствия в духе? Разве во мне нет чего–то большего, чем мой интеллект, мои эмоции и моя воля, и разве это не следует называть моим духом?»

6. Наш дух — это то, что отличает нас от животных. Некоторые трихотомисты утверждают, что и люди, и животные наделены душой, и говорят при этом, что именно дух отличает нас от животных.

7. Наш дух — это то, что оживает при возрождении. Трихотомисты утверждают также, что, когда мы становимся христианами, наш дух оживает в нас: «А если Христос в вас, то тело Мертво для греха, но дух жив для праведности».

Теперь мы можем рассмотреть приведенные выше семь пунктов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 195.