Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)

Другие работы

Примечание. Во многих из книг, перечисленных в библиографии к гл. 20, о творении человека по образу Божьему, также имеются разделы, посвященные сущности человеческой природы и происхождению души.

Colwell, J. Е. "Anthropology". In NDT, p. 28–30.

Cooper, John W. Body, Soul, and Life Everlasting: Biblical Anthropology and the Monism–Dualism Debate. Grand Rapids: Eerdmans, 1989.

Delitzsch, F. A. System of Biblical Psychology. Trans, by R. E. Wallis. 2d ed. Grand Rapids: Baker, 1966.

Gundry, Robert Н. Soma in Biblical Theology With Emphasis on Pauline Anthropology. Grand Rapids: Zondervan, 1987.

Heard, J. B. The Tripartite Nature of Man. 5th ed. Edinburgh: Т. & T. Clark, 1882.

Hoekema, Anthony A. "The Whole Person". In Created in God's Image. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1986, pp. 203—226.

Ladd, George Eldon. "The Pauline Psychology". In A Theology of the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1974, pp. 457—478.

Laidlaw, John. The Bible Doctrine of Man. 2d ed. Edinburgh: Т. & T. Clark, 1905.

McDonald, H. D. "Man, Doctrine of. In EDT, 676–680.

Отрывок для запоминания

2 Кор. 7:1:

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

ГЛАВА 23. Грех

Что такое грех? Каково его происхождение? Наследуем ли мы греховную природу от Адама? Наследуем ли мы вину от Адама?

Объяснение и обоснование в Писании

А. Определение понятия «грех»

История человеческого рода, как она представлена в Писании, — это, прежде всего, история человека в состоянии греха и борьбы с Богом, а также история Божьего плана спасения, направленного на то, чтобы привести человека обратно к Богу.

Мы можем определить понятие «грех» следующим образом: грех — это любое несоответствие моральному закону Бога в действии, в состоянии или в природе. Грех здесь определяется в соотнесении с Богом и с Его моральным законом. Грех — это не только индивидуальные поступки, такие, как воровство, ложь или убийство, но также состояния, которые противоречат требованиям, предъявляемым нам Богом. Мы видим это уже в десяти заповедях, которые запрещают не только греховные действия, но также и вредные состояния: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Здесь Бог уточняет, что желание украсть или совершить прелюбодеяние также является грехом в Его очах. Нагорная проповедь также запрещает греховные состояния, такие, как гнев (Мф. 5:22) или похоть (Мф. 5:28). Павел перечисляет такие состояния, как зависть, гнев и эгоизм (Гал. 5:20), и говорит, что они являются делами плоти, которые противоположны желаниям Духа (Гал. 5:20). Таким образом, жизнь, угодная Богу, связана с моральной чистотой не только в поступках, но также и в сердечных устремлениях. Ведь величайшая заповедь требует, чтобы наше сердце пришло в состояние любви к Богу: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот, первая заповедь» (Мк. 12:30).

Данное выше определение уточняет, что грех есть несоответствие Божьему моральному закону не только в действии и в состоянии, но также и в нашей моральной природе. Сама наша природа, наше внутреннее содержание, сама суть того, чем мы являемся, как личность, также может быть греховной. До того, как мы были искуплены Христом, мы не только совершали греховные поступки и пребывали в греховных состояниях, мы были также грешниками по природе. Поэтому Павел и говорит, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8, курсив мой. — У. Г. ), или что прежде мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3, курсив мой. — У. Г.). Даже во сне неверующий, хотя он и не совершает греховных действий и не лелеет в себе греховных состояний, все же «грешен» в очах Божьих; его природа греховна и не соответствует Божьему моральному закону.

Были предложены также и другие определения сущности греха. Возможно, самое распространенное определение заключается в утверждении о том, что грех — это себялюбие[499]. Однако подобное определение неудовлетворительно, так как: 1) Писание не определяет грех таким образом; 2) забота о себе часто является благом и одобряется Писанием, как, например, в том случае, когда Иисус повелевает: «Но собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20), или когда мы стремимся возрасти в святости и в христианской зрелости (1 Фес. 4:3), или даже когда мы приходим к Богу через Христа. Бог, несомненно, призывает заботиться о самих себе, когда говорит грешникам: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). Если мы определим сущностную природу греха как себялюбие, то многие люди придут к убеждению, что они должны отречься от любого устремления, направленного на их личную выгоду, что, безусловно, противоречит Писанию[500]; 3) часто грех не является себялюбием в обычном смысле этого слова — люди могут проявлять бескорыстную преданность лжерелигии, светским, гуманистическим или политическим целям, которые противоречат Писанию, но не обусловлены «себялюбием» ни в одном из распространенных значений этого слова. Более того, ненависть к Богу, поклонение идолам и неверие обычно вызваны не себялюбием, и все же эти явления — очень тяжелые грехи; 4) такое определение предполагало бы, что неправомочность или грех присутствовали также в действиях Бога, так как наивысшая цель Бога — искать Своей славы (Ис. 42:8; 43:7,21; Еф. 1:12). Однако такой вывод явно неправилен.

Гораздо правильнее определять грех так, как это делает Писание, исходя из соотношения с Божьим законом и Его моральными качествами. Иоанн говорит нам, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Когда Павел желает показать всеобщую греховность человечества, он обращается к закону Бога, будь то писаный закон, данный иудеям (Рим. 2:17—29), или неписаный закон, действующий в совести язычников, которые своим поведением «показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:15). В обоих случаях их греховность доказывается по их несоответствию моральному закону Бога.

И наконец, мы должны отметить, что это определение подчеркивает тяжесть греха. Из опыта мы понимаем, что грех наносит вред нашей жизни, что он привносит в нее боль и деструктивные последствия, которые могут отразиться также и на других людях. Но определение греха как несоответствия моральному закону Бога подчеркивает, что грех — это не просто боль и деструктивные последствия, это нечто неправильное в самом глубоком смысле этого слова. В мире, сотворенном Богом, грех не может быть одобрен. Грех прямо противоположен всему благому в сущности Бога. Бог вечно наслаждается Собой и всем тем, чем Он является, и вечно ненавидит грех. По своей сути грех — это противоречие сути Его моральных качеств. Грех противоречит святости Бога, и Он должен ненавидеть его.

Б. Происхождение греха

Как произошел грех? Откуда он явился в мир? Во–первых, мы должны ясно сказать, что Сам Бог не грешил и что Бог не несет ответственности за грех. Согрешил человек, согрешили ангелы, и в обоих случаях они сделали это добровольно. Возлагать вину за грех на Бога означало бы лгать на качества Бога. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Авраам вопрошает: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Елиуй справедливо говорит: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов. 34:10). Фактически, Бог не может даже желать чего–то неправильного: «Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).

И все же мы должны остерегаться противоположной ошибки. Мы были бы не правы, если бы утверждали, что в мире вечно существует злая сила, равная Ему по мощи. Подобное утверждение привело бы нас к признанию так называемого «дуализма» во вселенной, т. е. к признанию двух в равной степени высших сил: одной доброй, а другой злой[501]. Мы также никогда не должны думать, что грех удивил Бога, бросил вызов Его всемогуществу или Его провиденциальному контролю над миром. Мы никогда и не должны говорить, что Сам Бог согрешил или что на Него следует возлагать вину за грех. Но мы все же должны утверждать, что Бог, «совершающий все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), Который «по воле Своей… действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32), этот Бог определил, что грех войдет в мир. Конечно, Бог не радуется греху, хотя Он определил, что грех войдет в мир через выбор воли моральных творений[502].

Еще до неповиновения Адама и Евы грех присутствовал в ангельском мире — после падении сатаны и бесов[503]. Но что касается человеческого рода, то первым был грех Адама и Евы в Эдемском саду (Быт. 3:1—19). То, как они ели плоды дерева познания добра и зла, во многом типично для греха в целом. Во–первых, их грех задел самую основу знания, так как он дал иной ответ на вопрос: «Что есть истина?» Бог сказал, что Адам и Ева умрут, если вкусят от древа (Быт. 2:17), а змей сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Ева решила поставить под сомнение правдивость слова Божьего и провела эксперимент, целью которого было выяснить, правду ли говорил Бог.

Во–вторых, грех задел основу моральных стандартов, так как он дал иной ответ на вопрос: «Что правильно?» Бог сказал, что морально для Адама и Евы было не есть плодов с этого дерева (Быт. 2:17). Но змей подал идею о том, что правильно было бы вкусить от этих плодов, и сказал, что тогда Адам и Ева станут «как боги» (Быт. 3:5; или, по английской версии, на которую опирается автор, «как Бог». — Примеч. пер.). Вместо того чтобы предоставить Слову Божьему определить, что правильно, а что нет, Ева поверила своей собственной оценке. Она увидела, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание», и поэтому она «взяла плодов его, и ела» (Быт. 3:6).

В–третьих, грех дал иной ответ на вопрос: «Кто я?» Правильный ответ заключался втом, что Адам и Ева были творениями Бога, они зависили от Него и всегда подчинялись Ему, как их Творцу и Господу. Но Ева, а за ней и Адам, подчинились искушению быть «как Бог», пытаясь тем самым поставить себя на место Бога.

Важно, чтобы мы настаивали на исторической подлинности повествования о падении Адама и Евы. Рассказ о творении Адама и Евы связан с остальной частью исторического повествования Книги Бытие[504], так и рассказ о падении человека, который следует за историей сотворения человека, представлен автором как непосредственная история. Более того, новозаветные авторы, обращаясь к этой истории, утверждают, что «одним человеком грех вошел в мир» (Рим. 5:12), и настаивают, что «суд за одно преступление [послужил] к осуждению» (Рим. 5:16) и что «змей хитростью своею прельстил Еву» (2 Кор. 11:3; ср.: 1 Тим. 2:14). Змей был, несомненно, реальным, физическим змеем, но к Еве он обращался по внушению говорившего через него сатаны (ср.: Быт. 3:15 и Рим. 16:20; также: Чис. 2:28–30; Отк. 12:9; 20:2).

И наконец, мы должны отметить, что всякий грех в конечном счете иррационален. Сатана напрасно восставал на Бога, ожидая, что сможет вознестись превыше Его. Также в случае с Адамом и Евой, когда они вступили на путь неповиновения Творцу, нелогично было полагать, что они получат от этого какую–то пользу. Эти поступки были безумными. Упорство сатаны в противлении Богу до сегодняшнего дня остается безумным выбором, так же как решение любого человека оставаться в состоянии противления Богу. Не мудрец, а «безумец» был тот человек, который «сказал… в сердце своем: „нет Бога"» (Пс. 13:1). В Книге Притчей именно о безумце говорится, что он впадает во всевозможные грехи (см.: Прит. 10:23; 12:15; 14:7,16; 15:5; 18:2 и др.). Люди иногда убеждают себя, что для совершения греха у них есть серьезные основания, но если рассмотреть их аргументы с позиции истины, можно увидеть, что в каждом случае их греховный поступок не имеет смысла.

В. Учение об унаследованном грехе[505]

Как грех Адама влияет на нас? Писание учит, что мы наследуем грех от Адама двояким образом.

1. Унаследованная вина: мы признаны виновными вследствие греха Адама. Павел поясняет последствия Адамова греха следующим образом: «Посему… одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Контекст показывает, что Павел говорит не о «текущих» грехах, которые люди совершают каждый день, так как весь абзац (Рим. 5:12—21) основан на сравнении Адама с Христом. И когда Павел говорит: «Так [греч. ούτως, „таким образом"; т. е. через грех Адама] и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», он говорит, что через грех Адама «все согрешили»[506].

Выражение «все согрешили» означает, что, когда Адам проявил неповиновение, Бог помыслил обо всех нас так, словно это мы согрешили. Эта идея раскрывается в следующих двух стихах:

Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего

(Рим. 5:13,14).

Здесь Павел указывает на тот факт, что со времен Адама до времени Моисея у людей не было записанных законов Божьих. Хотя их грех и «не вменялся» им (как нарушение закона), они все же умерли. Тот факт, что они умерли, является прекрасным доказательством того, что Бог считал людей виновными на основании греха Адама.

Мысль о том, что Бог считал нас виновными из–за греха Адама, получает дальнейшее подтверждение в Рим: 5:18,19:

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (курсив мой. — У. Г.).

Здесь Павел открыто говорит, что через прегрешение одного человека «многие сделались [греч. κατεστόθησαν, также аорист изъявительного наклонения, обозначающий завершенное действие в прошлом] грешными». Когда Адам согрешил, Бог помыслил обо всех потомках Адама как о грешниках. Хотя мы еще не существовали, Бог, глядя в будущее и зная, что мы будем существовать, начал думать о нас, как о тех, кто виновен, подобно Адаму. Такое понимание согласуется также с утверждением Павла о том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Конечно, многие из нас даже еще не существовали, когда Христос умер. Но все же Бог рассматривал нас как грешников, нуждавшихся в спасении.

Из этих стихов следует сделать вывод, что во время искушения в Эдемском саду Адам представлял весь человеческий род. В качестве нашего представителя Адам согрешил, и Бог признал виновными и нас так же, как Адама. (Иногда в этой связи употребляется специальный термин — глагол «вменить», что означает — «помыслить о чем–либо как о принадлежащем кому–либо, и тем самым сделать так, что это в действительности начинает принадлежать указанному человеку».) Бог счел, что вина Адама принадлежит и нам, и, поскольку Бог есть наивысший Судья всего, что происходит в мире, а Его помыслы всегда истинны, вина Адама действительно лежит и на нас. Бог по праву вменил нам вину Адама.

Иногда учение об унаследованном от Адама грехе называют учением о «первородном грехе». Как я уже сказал, я не использую этого термина. Если он все же применяется, то следует помнить о том, что грех, о котором говорится в данном случае, это не первый грех Адама, а вина и склонность к греху, с которыми мы родились. Он является «первородным» в том плане, что мы обладаем им с самого начала нашего существования как личности, но все же в виду имеется наш грех, а не грех Адама.

Когда впервые сталкиваешься с идеей о том, что мы были признаны виновными из–за греха Адама, хочется протестовать, так как это кажется несправедливым. Ведь мы не принимали решения в пользу греха, не так ли? Но тогда почему нас считают виновными? Справедливо ли это со стороны Бога?

В ответ можно сказать следующее:

1) Каждый человек, утверждающий, что это несправедливо, добровольно совершил множество грехов, за которые Бог также признает нас виновными. Они и составят главную основу нашего осуждения в последний день, ибо Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:6, курсив мой. — У. Г.), и «кто неправо поступит, тот получит по своей неправде» (Кол. 3:25, курсив мой. — У. Г.).

2) Кроме того, многие рассуждают так: «Окажись мы на месте Адама, мы бы тоже согрешили, и наше последующее сопротивление Богу доказывает это». Возможно, так оно и есть, но этот аргумент не представляется убедительным, так как в нем слишком многое основано на предположениях о том, что могло или не могло бы иметь место лишь теоретически. Такая неопределенность едва ли избавит от чувства несправедливости.

3) Самым убедительным ответом на это возражение был бы следующий. Если мы считаем несправедливым, что нам вменяется грех Адама, то мы не должны претендовать и на праведность перед Богом, которая вменяется нам через Христа. Так как в этом случае Бог использовал точно такой же способ (см.: Рим. 5:12—21): «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (ст. 19). Адам, наш первый представитель, согрешил, и Бог счел нас виновными. Но Христос, представитель всех тех, кто верит в Него, был послушен Богу совершенным образом, и Бог счел нас праведными. Бог рассматривает человеческий род как органическое целое, как единство, представленное его главой — Адамом. И новая раса христиан, тех, кто возрожден Христом, тоже воспринимается Богом как органическое целое, как единство, представленное Христом, — главой Его народа.

Однако не все евангельские богословы согласны с тем, что мы признаны виновными на основании греха Адама. Многие богословы, в особенности арминиане, считают, что это было бы несправедливо со стороны Бога, и не верят, что именно такое учение представлено в Рим. 5[507]. Тем не менее евангельские исследователи согласны, что мы получаем предрасположенность к греху, наследуя ее от Адама. К этой теме мы сейчас и переходим.

2. Унаследованная испорченность: из–за греха Адама наша природа греховна. В дополнение к «официальной» вине, которую Бог вменяет нам за грех Адама, мы наследуем также и греховную природу, как следствие этого греха. Эту унаследованную греховную природу иногда называют «первородным грехом», или, более точно, «первородным осквернением». Я использую термин «унаследованная испорченность», так как мне кажется, что он более точно передает содержание рассматриваемого явления.

Давид говорит: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Некоторые исследователи ошибочно полагают, что здесь имеется в виду грех матери Давида, но это неверно, так как контекст не имеет никакого отношения к матери Давида. В этом логическом отрывке Давид исповедует свой личный грех. Он говорит:

Помилуй меня Боже… изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего… ибо беззакония мои я сознаю… Тебе, Тебе единому согрешил я (Пс. 50:3—6, курсив мой. — У. Г.).

Давид ошеломлен осознанием своего греха; оглядываясь на свою жизнь, он понимает, что был грешен с самого начала. Он обладал греховной природой столько времени, сколько мог вспомнить себя. Его, фактически, «во грехе родила… мать» (Пс. 50:7). Еще до того, как он родился, у него уже была склонность к греху. Он утверждает, что в момент зачатия, был наделен греховной природой, ибо он был «в беззаконии зачат» (Пс. 50:7). Здесь мы видим ясное утверждение о внутренней склонности к греху, присущей человеку, которая входит в нашу жизнь с самого начала. Схожее утверждение встречаем также в Пс. 57:4: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь».

Таким образом, нашей природе свойственна склонность к греху. Павел утверждает, что до того, как мы стали христианами, мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3). Любой человек, вырастивший детей, может подтвердить на основании собственного опыта тот факт, что все мы рождаемся со склонностью к греху. Детей не надо учить хулиганить; они сами это умеют. Мы, как родители, должны учить их благим поступкам, воспитывать их «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Эта унаследованная склонность не означает, что все люди настолько плохи, насколько это возможно. Гражданский закон, воспитание семьи и общества и человеческая совесть (Рим. 2:14,15) ограничивают греховные склонности нашего сердца. Поэтому по Божьей «общей благодати» (т. е. по незаслуженной благосклонности, которую Он дарует всем человеческим существам) люди смогли совершить много добра в сфере образования, развития цивилизации, в научном и технологическом прогрессе, в сфере прекрасного и в развитии искусства, в законотворчестве и в проявлениях доброты по отношению к ближним[508]. Фактически, чем сильнее христианское влияние в обществе в целом, тем яснее проявится влияние «общей благодати» и в жизни неверующих. Но, несмотря на способность совершать добро, наша унаследованная испорченность, наша склонность к греху, которую мы получили от Адама, означает, что мы не способны совершить ничего угодного Богу. Это проявляется двояким образом.

1) В нашей природе полностью отсутствует духовное благо. Нельзя сказать, что какая–то часть нашего существа греховна, а какая–то нет. Грехом охвачена вся наша внутренняя сущность — наш интеллект, наши эмоции и устремления, наше сердце (как центр наших устремлений и принятия решений), наши цели и мотивы и даже наши физические тела. Павел говорит: «Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18); «Для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). Кроме того, Иеремия говорит нам, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). В этих текстах Писание не отрицает, что неверующие в каком–то смысле могут совершать добро в человеческом обществе. Писание отрицает, что они могут совершать духовное добро или быть благими в контексте взаимоотношений с Богом. Вне действия Христа в нашей жизни мы подобны неверующим, которые «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18)[509].

2) Наши поступки абсолютно лишены духовного блага в глазах Бога. Эта концепция связана с предыдущей. Мы, как грешники, не только не имеем никакого духовного блага в нас самих, мы также лишены способности совершать нашими собственными силами такие действия, которые сами по себе были бы угодны Богу. Павел говорит, что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, по поводу духовного плода для Царства Божьего и дел, угодных Богу, Иисус говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Неверующие неугодны Богу уже просто потому, что их поступки проистекают не из веры в Бога и не из любви к Нему (не говоря уже обо всех остальных причинах), а «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Павел объясняет своим читателям, что, когда они были неверующими, они были мертвы «по преступлениям и грехам… в которых… некогда жили» (Еф. 2:1,2). Неверующие порабощены греху, так как «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). С человеческой точки зрения, люди могли бы сделать много доброго, но Исайя говорит: «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6; ср.: Рим. 3:9—20). Неверующие даже неспособны правильно понять истину о Боге, так как «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Мы также не можем прийти к Богу нашей собственной силой; Иисус говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44). Но если мы совершенно неспособны совершать духовное благо в очах Божьих, то обладаем ли мы какой–то свободой выбора? Безусловно, люди, которые пребывают вне Христа, все же совершают волевой выбор — т. е. они решают, что они желают сделать, а затем делают это. В этом смысле определенная «свобода» выбора у них остается[510]. И все же, по причине их неспособности совершать благо и отходить от их фундаментального противления Богу и их фундаментального предпочтения греха, неверующие не обладают свободой в самом важном измерении, т. е. свободой совершать добро и делать то, что угодно Богу.

Значение этой доктрины для нашей жизни очевидно. Ведь если Бог дает кому–либо желание покаяться и веровать в Христа, то он не должен медлить и ожесточать свое сердце (ср.: Евр. 3:7,8; 12:17). Эта способность к покаянию и желание веровать в Бога не свойственны нам по природе и даруются Духом Святым; но это не будет длиться вечно: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:15).

Г. Грехи, которые мы совершаем в течение нашей жизни

1. Все люди грешны перед Богом. Писание во многих местах свидетельствует о всеобщей греховности человека. «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). Давид говорит: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2). Также и Соломон говорит: «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46; ср.: Прит. 20:9).

В Новом Завете, в Рим. 1:18 — 3:20, сказано, что все люди виновны перед Богом. Павел говорит: «Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: „нет праведного ни одного"» (Рим. 3:9,10). Он уверен, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Иаков, брат Господа, пишет: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Но если он, лидер и апостол[511] ранней церкви, признается, что совершает много грехов, то что же говорить о нас самих. Иоанн, возлюбленный ученик, который был особенно близок Иисусу, говорил:

Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1:8–10)[512].

Однако это объяснение звучит неубедительно, так как Иоанн пишет первое предложение (ст. 8) в настоящем времени, следовательно, это утверждение справедливо в отношении всех христиан во все времена. Иоанн не пишет: «Если говорим, будучи все еще незрелыми христианами, что не имеем греха, — обманываем самих себя». Не формулирует он свою мысль и таким образом (чего требовала бы указанная точка зрения): «Если говорим, прежде чем мы достигли состояния безгрешной праведности, что не имеем греха, — обманываем самих себя». Напротив, почти в конце своей жизни, обращаясь с посланием ко всем христианам, в том числе к тем, кто возрастал в зрелости в течение десятилетий, Иоанн ясно говорит о той истине, которая, как он считает, относится ко всем христианам: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это недвусмысленное утверждение относится ко всем христианам, пока они не покинули этой жизни. И если мы утверждаем, что это не так, — «обманываем самих себя».

2. Ограничивает ли наша способность нашу ответственность? Пелагий, популярный христианский учитель, проповедовавший в Риме ок. 383—410 гг. н. э., а потом позднее (до 424 г. н. э.) в Палестине, учил, что Бог считает человека ответственным только за то, что человек способен сделать. Поскольку Бог повелевает нам делать добро, то мы должны обладать способностью делать то добро, к которому призывает нас Бог. Пелагианство отвергает учение об «унаследованном грехе» (или «первородном грехе») и утверждает, что грех состоит лишь из отдельных греховных поступков[513].

Однако идея о том, что мы ответственны перед Богом только за то, что мы способны совершить, противоречит свидетельству Писания, которое говорит о нас, как о «мертвых по преступлениям и грехам» (курсив мой. — У. Г.) нашим, в которых мы некогда жили (Еф. 2:1). Мы не способны совершить никакого духовного блага и при этом полностью виновны перед Богом. Более того, если бы наша ответственность перед Богом была ограничена нашей способностью, то крайне ожесточенные грешники, которые пребывают у греха в полном рабстве, могли бы быть менее виновными перед Богом, чем зрелые христиане, которые служат Ему в послушании ежедневно. И сам сатана, который вечно способен совершать только зло, мог бы быть совершенно невиновным, — атакой вывод очевидно неправилен.

Истинная мера нашей ответственности и вины — это не наша способность повиноваться Богу, а, скорее, абсолютное совершенство Божьего морального закона и Его святости (которая отражена в этом законе). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

3. Виновны ли дети до того, как они совершат грехи в своей жизни? Многие полагают, что Писание учит нас представлению о «возрасте ответственности» (age of accountability ), до которого маленькие дети не отвечают за грех и не считаются виновными перед Богом[514]. Однако отрывки, приведенные выше, в связи с «унаследованным грехом», указывают, что даже до своего рождения дети виновны перед Богом и наделены греховной природой, которая не только предрасполагает их к греху, но в связи с которой и Бог рассматривает их как «грешников». «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Тексты, в которых говорится о последнем суде в связи с совершенными в жизни греховными поступками (напр.: Рим. 2:6—11), никакие проясняют, будет ли основание для суда в том случае, если не было совершено никаких индивидуальных поступков — благих или дурных, как, например, если ребенок умер в раннем детстве. В этой ситуации мы должны принять тексты Писания, которые говорят о том, что мы наделены греховной природой уже с периода, предшествующего рождению. Более того, нам следует осознавать, что греховная природа ребенка проявляет себя очень рано, во всяком случае, в течение первых двух лет его жизни, как это может подтвердить любой человек, вырастивший детей. (В другом месте Давид говорит: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь», Пс. 57:4.)

Но что, в таком случае, мы можем сказать о детях, которые умирают до достижения того возраста, в котором они были бы способны понять Евангелие и уверовать в него? Могут ли они быть спасены?

Здесь мы должны сказать, что если такие дети спасены, то не по их собственным заслугам и не на основании их праведности или невинности, а целиком на основании искупительного труда Христа и перерождения по действию Святого Духа внутри них. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Однако Бог, безусловно, может произвести перерождение (т. е. дать новую духовную жизнь) в ребенке, который еще не родился. Так случилось с Иоанном Крестителем, ибо ангел Гавриил, еще до рождения Иоанна, сказал: «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15, курсив мой. — У. Г.). Можно сказать, что Иоанн Креститель был «рожден свыше» еще до того, как он был рожден! Схожий пример находим в Пс. 21:11: Давид говорит: «От чрева матери моей Ты — Бог мой». Таким образом, очевидно, что Бог может спасать детей необычным путем, вне процесса слышания и понимания Евангелия, производя в них перерождение очень рано, иногда еще до рождения. За этим перерождением, вероятно, следует нарождающееся, интуитивное осознание Бога и вера в Него в очень раннем возрасте, но этого мы просто не можем понять[515].

Мы должны утверждать, однако, что такой способ не является обычным путем, которым Бог чаще всего спасает людей. Спасение обычно происходит тогда, когда человек слышит и понимает Евангелие, а затем начинает доверять Христу. Но в необычных случаях, как, например, с Иоанном Крестителем, Бог даровал спасение до наступления подобного понимания. И это приводит нас к выводу о том, что Бог, безусловно, может действовать таким же образом в том случае, когда Он знает, что ребенок умрет до того, как услышит Евангелие.

Как много детей Бог спасает этим путем? Писание не открывает нам этого, поэтому мы просто не можем об этом знать. Там, где Писание молчит, с нашей стороны немудро было бы выступать с уверенными заявлениями. И все же, мы должны признать, что Бог в Писании часто спасает детей тех людей, которые верят в Него (см.: Быт. 7:1; ср.: Евр. 11:7; Нав. 2:18; Пс. 102:17; Ин. 4:53; Деян. 2:39; 11:14; 16:31; 18:8; 1 Кор. 1:16; 7:14; Тит. 1:6). В этих текстах нет доказательств, что Бог автоматически спасает детей всех верующих (все мы знаем детей благочестивых родителей, которые выросли и отвергли Господа, и Писание дает нам такие примеры, как Исав и Авессалом), но они все же показывают, что обычный способ действия, «нормальный» или ожидаемый ход событий, — это ситуация, в которой Бог приводит к Себе детей верующих. Что же касается детей верующих, которые умирают маленькими, то нет никаких оснований считать, что в данном случае происходит что–то иное.

В этой связи особенно важен случай с первым ребенком, которого Вирсавия родила царю Давиду. Когда младенец умер, Давид сказал: «Я пойду к нему, а оно [дитя] не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23, курсив мой. — У. Г.). Давид, который в течение всей своей жизни был твердо уверен, что он будет жить вечно в присутствии Господа (см.: Пс. 22:6 и многие другие псалмы Давида), уверен также, что он увидит своего ребенка вновь, когда умрет. Эта уверенность может подразумевать только одно: Давид считал, что он пребудет вместе с сыном в присутствии Господа вовек[516]. Этот отрывок вместе с другими, упомянутыми выше, должен придавать уверенность всем верующим, потерявшим своих детей, когда те были еще совсем маленькими, в том, что они снова увидятся с ними в славе Царства Небесного.

Относительно детей неверующих, которые умирают в младенчестве, Писание ничего нам не сообщает. Мы просто должны доверить этот вопрос Богу и верить, что Он будет справедливым и милосердным. Если такие дети будут спасены, то это произойдет не на основе их заслуг, или невинности, которой, как мы могли бы предположить, они обладают. Если они будут спасены, то лишь на основании искупительного труда Христа; а их перерождение, так же как в случае Иоанна Крестителя, до того как он родился, совершится по Божьей благодати и милости. Спасение всегда обусловлено Его милостью, а не нашими заслугами (см.: Рим. 9:14—18). Писание не позволяет нам говорить больше, чем уже сказано.

4. Существуют ли степени греха? Есть ли такие грехи, о которых можно сказать, что они хуже других грехов? На этот вопрос можно ответить как утвердительно, так и отрицательно, в зависимости от того, что мы подразумеваем под этими словами.

1) Состояние виновности перед Богом. В смысле наших «юридических» отношений с Богом, любой грех, даже такой, который может показаться очень маленьким, делает нас виновными перед Богом и потому достойными вечного наказания. Адам и Ева узнали об этом в Эдемском саду, где Бог сказал им, что один акт неповиновения приведет к наказанию смертью (Быт. 2:17). А Павел говорит, что «суд за одно преступление к осуждению» (Рим. 5:16). Один этот грех сделал Адама и Еву грешниками перед Богом, и они уже больше не могли находиться в Его святом присутствии.

Эта истина остается действенной в ходе всей человеческой истории. Павел (цитируя Втор. 27:26) говорит об этом следующее: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Иаков заявляет:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем–нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона

(Иак. 2:10,11)[517].

Таким образом, в том, что касается состояния нашей виновности перед Богом, все грехи одинаковы, они делают нас виновными и обусловливают нашу греховность.

2) Влияние на жизнь и на взаимоотношения с Богом. С другой стороны, некоторые грехи гораздо хуже, чем другие, потому что они влекут за собой негативные последствия как в нашей жизни, так и в жизни других людей. А что касается наших взаимоотношений с Богом как с Отцом, то эти грехи в большей степени возбуждают Его гнев и более серьезно изменяют наше с Ним общение.

Писание иногда говорит о степени серьезности греха. Когда Иисус стоял перед Понтием Пилатом, Он сказал: «Посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:11, курсив мой. — У. Г.). Судя по всему, речь здесь идет об Иуде Искариоте, который близко знал Иисуса в течение трех лет и все же сознательно предал Его на смерть. Хотя Пилат обладал властью над Иисусом в силу своих полномочий и совершил несправедливость, позволив приговорить к смерти невинного человека, на Иуде было «более греха». Возможно, потому, что он больше понимал происходящее, и поэтому его поступок характеризовался большей низостью.

Когда Бог показал Иезекиилю видение грехов в Иерусалимском храме, Он сперва показал ему нечто, а затем сказал: «Ты увидишь еще большие мерзости» (Иез. 8:6). Затем Он показал Иезекиилю тайные грехи старейшин Израилевых и сказал: «И увидишь еще большие мерзости, какие они делают» (Иез. 8:13). Потом Господь показал Иезекиилю, как женщины плакали о вавилонском божестве, и сказал: «Видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости» (Иез. 8:15). И наконец, он показал Иезекиилю двадцать пять мужей в храме, которые повернулись спиной к Господу и поклонялись солнцу. Здесь ясно прослеживаются степени греха и мерзости перед Богом.

Когда Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19, курсив мой. — У. Г.), Он подразумевает, что существуют заповеди меньшие и большие. Точно так же Он гневно обрушивается на фарисеев за то, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23, курсив мой. — У. Г.). В обоих случаях Иисус проводит различие между менее значительными и более значительными заповедями, тем самым имея в виду, что есть грехи хуже, чем другие, в зависимости от того, как их оценивает Сам Бог.

В целом мы можем сказать, что одни грехи приводят к более серьезным последствиям, чем другие, если они приносят больше бесчестия Богу или если они наносят больший вред нам самим, другим людям или церкви. Более того, те грехи, которые совершены по нашей собственной воле, неоднократно и сознательно, в ожесточении сердца, — в большей степени неугодны Богу, чем те, которые совершены по незнанию и не повторяются или совершены как из нечистых, так и отчасти из благих побуждений и за которыми следуют угрызения совести и раскаяние. Таким образом, в законах, которые Бог дал Моисею, предусматриваются грехи «по ошибке» (Лев. 4:2,13,22). Грех, совершенный по неведению, все же остается грехом: «Если кто согрешит и сделает что–нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать… по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» (Лев. 5:17). Тем не менее наказание и степень гнева Божьего, который возникает в результате греха, совершенного по неведению, — меньше, чем в случае намеренного греха.

С другой стороны, грехи, совершенные «дерзкою рукою», т. е. нагло и с презрением к заповедям Божьим, рассматривались как тяжелый проступок: «Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего» (Чис. 15:30; ср.: ст. 27—29).

Мы можем легко увидеть, как некоторые грехи могут нести за собой гораздо более разрушительные последствия для нас самих, для других людей и для наших взаимоотношений с Богом. Если бы я хотел получить машину моего соседа, это был бы грех перед Богом. Но если бы моя зависть подтолкнула меня на угон автомобиля, это был бы более серьезный грех. Если бы я, кроме того, избил соседа и ранил его или сбил кого–то на дороге, то это был бы еще более серьезный грех.

Точно так же, если новообращенный христианин, который прежде склонен был терять контроль над собой и ввязываться в драку, начинает свидетельствовать своим неверующим друзьям и если при этом его кто–то провоцирует, а он выходит из себя и бьет этого человека, то это, несомненно, грех перед Богом. Но если бы зрелый пастор или другой выдающийся христианский руководитель публично потерял бы контроль над своими действиями и ударил бы кого–нибудь, то этот грех был бы еще более серьезным в очах Божьих как по причине вреда, который был бы нанесен Евангелию, так и потому, что Бог налагает большую ответственность на тех, кто занимает руководящее положение: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1; ср.: Лк. 12:48). Итак, наш вывод таков, что по результатам и степени гнева Божьего одни грехи несомненно хуже, чем другие.

Однако различие в степени серьезности греха не подразумевает принятия римско–католического учения о том, что грехи можно разделить на две категории: «прощаемых» и «смертных»[518]. По римско–католическому учению, прощаемый грех может быть отпущен, но часто — после наказаний в этой жизни или в чистилище (после смерти, но перед восшествием на небеса). Смертный грех — это такой грех, который производит духовную смерть и не может быть прощен; он исключает человека из Царства Божьего.

Однако, в соответствии с Писанием, все грехи являются «смертными», так как даже самый маленький грех делает нас виновными перед Богом и достойными вечного наказания. Но даже самые серьезные грехи нам прощаются, если мы приходим к Христу ради спасения (обратим внимание на перечисление грехов жителей Коринфа, исключавших их из Царства Божьего, и на утверждение о том, что люди, которые их совершили, спасены Христом: 1 Кор. 6:9— 11). Таким образом, в этом смысле все грехи являются «прощаемыми»[519]. Разделение грехов в Римско–католической церкви на «смертные» (такие, как самоубийство) и «прощаемые» (такие, как бесчестность, злоба или похоть) может привести к легкому отношению к одним грехам, хотя они очень мешают освящению и труду ради Господа, или к сильному страху, отчаянию и неспособности обрести уверенность в прощении в отношении других грехов. Мы также должны понимать, что одно и то же действие (напр., как в приведенном выше примере, когда человек выходит из себя и вступает в драку) может быть как более, так и менее серьезным грехом, в зависимости от обстоятельств и от того, о ком идет речь. Гораздо правильнее было бы просто признать, что последствия грехов могут быть различными и что они в разной степени влияют на наши взаимоотношения с Богом и навлекают на нас Его гнев. В этом случае мы не выйдем за пределы общего учения Писания по данному вопросу.

Различие между грехами, проводимое Писанием, обладает позитивной ценностью. Во–первых, это помогает понять, когда нам следует приложить больше усилий в нашем стремлении возрастать в личной святости. Во–вторых, это помогает решить, в каком случае нам не следует обращать внимания на небольшой проступок члена семьи или друга, а в каком случае с человеком следует поговорить о явном грехе (см.: Иак. 5:19,20). В–третьих, это может помочь решить, в каком случае уместно применение церковных дисциплинарных мер, и дает ответ на часто выдвигаемое возражение против применения дисциплины. Очень часто говорят, что «мы все виновны в грехе и поэтому нам не следует вмешиваться в чужую жизнь». Хотя это и так, все же есть такие грехи, которые настолько явно приносят вред церкви и отношениям между членами церкви, что необходимо принимать меры. В–четвертых, это различие помогает нам понять, что власти не случайно устанавливают законы, по которым определенные проступки (напр., убийство или кража) заслуживают наказания, а другие нет (такие, как злоба, зависть, алчность, эгоистичное использование собственности).

5. Что происходит, когда христианин совершает грех? 1) Наши формальные отношения с Богом остаются без изменения. Хотя этот вопрос можно было бы рассмотреть позднее, в связи с усыновлением или освящением, все же уместно будет разобрать его и здесь.

Когда христианин совершает грех, его формальные отношения с Богом не изменяются. Он остается человеком прощенным, так как «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим. 8:1). Спасение дается не по заслугам, это безвозмездный дар Бога (Рим. 6:23), и смерть Христа, безусловно, искупила все наши грехи — прошлые, настоящие и будущие. Христос умер «за грехи наши» (1 Кор. 15:3), т. е. за грехи всех нас, без исключения. Оправдание по–прежнему распространяется на нас[520].

Кроме того, мы по–прежнему являемся чадами Божьими, и за нами сохраняется членство в семье Божьей. В том же послании, в котором Иоанн утверждает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8), он также напоминает своим читателям: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:2). Тот факт, что в нашей жизни остается грех, не означает, что мы теряем статус чад Божьих. Усыновление также по–прежнему распространяется на нас[521].

2) Наше общение с Богом нарушается, а наша христианская жизнь бесчестится. Если мы совершаем грех, Бог не перестает любить нас, но Он гневается на нас. (Даже люди могут любить кого–то и в то же время гневаться на него, как это могут подтвердить родители, мужья и жены.) Павел говорит о том, что можно «оскорбить Святого Духа Божия» (Еф. 4:30; точнее, «огорчить», греч. λνπέω — Примеч. пер. ); когда мы совершаем грех, мы огорчаем Духа, и Он гневается на нас. Автор Послания к Евреям напоминает нам, что «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6, цитата из Прит. 3:11,12) и что «Отец духов» наказывает нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:9,10). Когда мы проявляем неповиновение, это печалит Бога–Отца (также как земные отцы бывают опечалены непослушанием своих детей), и Он наказывает нас. Та же тема возникает в гл. 3 Откровения, где воскресший Христос говорит лаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19, курсив мой. — У. Г.). Здесь снова любовь и обличение греха соединены в одном предложении. Таким образом, Новый Завет говорит о недовольстве всех трех лиц Троицы, вызванном грехом христиан. (См. также: Ис. 59:1,2; 1 Ин. 3:20.)

Вестминстерское исповедание веры мудро говорит о христианах:

Хотя они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания, все же по причине своих грехов они могут впасть в отеческую Божью немилость и не иметь возможности пребывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не исповедают свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят свою веру и покаяние

(гл. 11, пункт 5).

В гл. 12 Послания к Евреям, как и во многих других примерах Писания, показано, что Божья отеческая немилость часто исправляет нашу христианскую жизнь: «Сей [наказывает нас] для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Что же касается необходимости регулярного исповедания наших грехов и покаяния, то Иисус говорит нам о том, что мы ежедневно должны молиться: «Прости нам наши грехи, как и мы простили тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г.; ср.: 1 Ин. 1:9).

Если мы, христиане, грешим, то не только прерывается наше личное общение с Богом. Тем самым мы наносим вред нашей христианской жизни и нашему служению. Иисус предостерегает нас: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Когда мы из–за греха перестаем общаться с Христом, то уменьшается степень нашего пребывания во Христе.

Новозаветные авторы часто говорят о разрушительных последствиях греха в жизни верующих. Многие разделы посланий посвящены обличению грехов, совершаемых христианами. Павел говорит, что чем больше христиане предают себя греху, тем больше они порабощаются ему (Рим. 6:16), тогда как Бог желает, чтобы христиане все больше возрастали в праведности. Если наша цель — возрастать в полноте жизни, до тех пор пока мы не умрем и не отправимся в присутствие Божье, то согрешить — значит совершить полный оборот и отправиться обратно, под гору, прочь от уподобления Богу; это значит пойти в направлении, которое ведет «к смерти» (Рим. 6:16) и вечному отделению от Бога; в том направлении, от которого мы были спасены, когда стали христианами[522].

Петр говорит, что греховные желания «восстают» (букв.: «идут войной», греч. στρατεϋειν. — Примеч. пер.) на нашу душу (1 Пет. 2:11). Этот военный термин точно передает мысль Петра, когда он сравнивает греховные желания с солдатами в битве, цена которой — наше духовное благополучие. Сдаться таким желаниям, питать их и лелеять в своем сердце — значит давать пищу и кров вражеской армии. Если мы уступаем желаниям, которые «идут войной» на нашу душу, то мы неизбежно ощущаем ослабление духовной силы, уменьшение действенности труда Царства Божьего.

Более того, когда мы грешим, мы теряем небесное вознаграждение. Тот, кто строит из «дерева, сена, соломы» (1 Кор. 3:12), в судный день увидит, как дело его сгорит, и сам он «потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15). Павел осознает, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Павел имеет в виду, что на небесах существуют разные степени вознаграждения[523] и что грех влечет за собой негативные последствия в том смысле, что он приводит к утрате этого вознаграждения.

3) Опасность существования «необращенных евангельских христиан».Да, подлинный христианин, совершающий грех, не теряет своего оправдания и усыновления (см. выше), но все же следует помнить, что простая принадлежность к евангельской церкви и внешнее подчинение общепринятым «христианским» моделям поведения не гарантирует спасения. Существует реальная возможность (особенно в тех странах, где исповедовать христианскую веру несложно или даже похвально), что некоторые не рожденные свыше люди будут в Церкви. Если такие люди перестанут быть послушными Христу, им не следует утешать себя мыслью, что они оправданы Богом или усыновлены Им. Длительное неповиновение Христу в сочетании с отсутствием плодов Духа, таких, как любовь, радость, мир и т. д. (см.: Гал. 5:22,23), показывает, что, возможно, человек внутренне не является истинным христианином и что с самого начала у него не было подлинной веры и он не испытал перерождающего воздействия Святого Духа. Иисус предостерегает о том, что некоторым людям, которые пророчествовали, изгоняли бесов и совершали знамения Его именем, Он скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23). Иоанн пишет: «Кто говорит: „я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4; здесь Иоанн говорит о постоянной модели поведения). Если человек оказывает все большее неповиновение Христу, то едва ли этот человек в действительности является христианином.

6. Что такое непрощаемый грех? Несколько конкретных мест в Писании повествуют о грехе, который не будет прощен. Иисус говорит:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32).

Сходное утверждение встречается в Мк. 3:29,30. где Иисус говорит: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29; ср.: Лк. 12:10). Также в Послании к Евреям, в гл. 6, говорится:

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4–6; ср.: 10:26,27; см. также рассуждение о грехе «к смерти» в 1 Ин. 5:16,17).

В этих отрывках речь может идти как об одном и том же грехе, так и о разных. Принять определенное решение можно лишь изучив контекст.

По этому вопросу были высказаны различные точки зрения[524].

1. Одни утверждают, что речь идет о грехе, который мог быть совершен только во время пребывания Христа на земле. Но утверждение Иисуса о том, что «всякий грех и хула простятся человекам» (Мф. 12:31), носит такой общий характер, что едва ли можно соотнести Его слова лишь с действиями, совершенными в период Его земной жизни; тексты, о которых идет речь, не дают оснований для подобного ограничения. Кроме того, в Евр. 6:4—6 говорится о тех, кто «отпал» спустя несколько лет после того, как Иисус возвратился на небеса.

2. Многие считают, что здесь говорится о неверии, которое продолжается до самой смерти человека; поэтому все, кто умирает в неверии (или, по крайней мере, те, кто слышал о Христе, но не поверил), совершают этот грех. Безусловно верно, что упорствующие в неверии до самой смерти не будут прощены, но действительно ли речь в приведенных выше стихах идет именно об этом? При более внимательном изучении становится очевидным, что язык процитированных текстов едва ли соответствует такому объяснению, так как в них говорится не о неверии в целом, а о неверии тех, «кто будет хулить Духа Святого» (Мф. 12:32; Мк. 3:29), и об «отпадших» (Евр. 6:6). Здесь имеется в виду конкретный грех — осознанное отрицание работы Святого Духа и хула на Него или осознанный отказ от истины Христовой, когда «ругаются Ему» (Евр. 6:6; букв.: «выставляют на посмешище», греч. παραδειγματ'ιζειν. — Примеч. пер.). Кроме того, представление о том, что этот грех заключается в неверии до самой смерти, плохо согласуется с контекстом, в котором Иисус (как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Марка) обличает фарисеев за их речи (контекст рассматривается ниже).

3. Утверждают также, что этот грех совершают истинные верующие, «отпадшие» от Христа, и что лишь подлинно рожденные свыше могут его совершить. Эта точка зрения основывается на особом толковании природы «отпадения», о котором говорится в Евр. 6:4—6 (подразумевается, что это отрицание истинным христианином Христа и, как следствие, утрата спасения). Но такое понимание Евр. 4—6 звучит неубедительно[525]. Более того, если такая точка зрения может быть обоснована Евр. 6, она не объясняет хулы на Духа Святого, о которой говорится в Евангелиях, где Иисус отвечает на осознанное отрицание фарисеями труда Святого Духа, совершенного через Христа.

4. Есть мнение, что этот грех состоит в необычайно злонамеренном, осознанном отрицании и злословии труда Святого Духа, свидетельствующего о Христе, когда плоды этого труда приписываются сатане. Изучение контекста Евангелий от Матфея и Марка показывает, что Иисус давал ответ на обвинения фарисеев, которые говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24). Фарисеи неоднократно были свидетелями труда Иисуса. Незадолго до этого Он исцелил слепого и немого одержимого, так что он снова стал видеть и говорить (Мф. 12:22). Народ был поражен и следовал за Иисусом. Сами фарисеи много раз видели ясные свидетельства поразительной силы Святого Духа, действовавшего через Иисуса и приносившего жизнь и здоровье многим людям. Но фарисеи, несмотря на эти очевидные проявления действия Святого Духа, осознанно отвергали власть Иисуса и Его учение и считали их бесовскими. Иисус ясно сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф. 12:25,26). Поэтому со стороны фарисеев было безумно и иррационально утверждать, что Иисус изгонял бесов властью сатаны, — это была осознанная, злонамеренная ложь.

Сказав: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28), Иисус произносит следующее предостережение: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Он говорит о том, что нейтралитет здесь невозможен и что те, кто, подобно фарисеям, противится Ему, конечно же, против Него. Затем Он сразу же добавляет: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12:31). Фарисеи, которые осознанно злословили действие Святого Духа через Иисуса, утверждая, что это действие сатаны, не получат прощения.

Контекст показывает, что Иисус говорит не о грехе, который заключается просто в неверии или отрицании Христа, а о грехе, который подразумевает: 1) ясное понимание, Кто такой Иисус и какая сила (Святой Дух) действует через Него; 2) осознанное отрицание фактов, связанных с личностью Христа, о которых Его противникам было известно, что они истинны; 3) злонамеренную попытку приписать сатане результаты труда Святого Духа через Христа. В этом случае жестокосердие было настолько велико, что любые обычные средства, способные привести грешника к покаянию, были бы отвергнуты. Убеждение истиной не принесло бы результатов, ибо эти люди уже знали истину и сознательно отвергали ее. Проявления силы Духа Святого в исцелении и в даровании жизни не были бы действенны, так как фарисеи видели такие проявления и отвергали их. В данном случае не стоит говорить, что грех сам по Себе настолько ужасен, что не может быть покрыт искупительным трудом Христа; скорее всего, ожесточенное сердце грешника не дает возможности даровать ему прощение через покаяние и веру в Христа ради спасения. Этот грех не может быть прощен, потому что он отсекает грешника от покаяния и спасительной веры через принятие истины.

Беркхоф определяет такой грех следующим образом:

Этот грех состоит в сознательном, злоумышленном, вопреки очевидности, и преднамеренном отрицании и злословии свидетельства Святого Духа в отношении благодати Бога во Христе, когда эту благодать из ненависти и враждебности приписывают князю тьмы… Совершая этот грех, человек преднамеренно, злоумышленно и осознанно приписывает сатане то, что очевидно является трудом Бога[526].

Беркхоф поясняет, что этот грех состоит «не в сомнении по поводу истины, не в ее греховном отрицании, а в противоречии этой истины, которое происходит вопреки убеждению разума, просвещению совести и даже решению сердца»[527].

Непрощаемый грех подразумевает крайнее ожесточение сердца и отсутствие раскаяния. Следовательно, люди, которые боятся совершить подобный грех и в сердце своем сожалеют о грехе и ищут Бога, не попадают в категорию виновных в непрощаемом грехе. Беркхоф говорит: «Мы можем быть уверены, что если люди опасаются, что они совершили такой грех, тревожатся об этом и просят молиться о них, то они не совершали ничего подобного»[528].

Такое понимание непрощаемого греха согласуется и с Евр. 6:4—6. Там «отпадите» знали истину и были убеждены в ней: они были «просвещены» и «вкусили дара небесного»; они в определенной степени участвовали в труде Святого Духа и вкусили «благого глагола Божия и сил будущего века», и все же они осознанно отвернулись от Христа и «ругаются Ему» (Евр. 6:6). На них не действуют обычные Божьи средства, с помощью которых Он приводит людей к покаянию и вере. Зная истину и будучи убежденными в ней, они сознательно отвергли ее.

Однако 1 Ин. 5:16,17, судя по всему, относится к другой категории. Вэтом тексте говорится не о грехе, который никогда не будет прощен, а скорее о грехе, который ведет к смерти, если в нем упорствовать. Вероятно, этот грех подразумевает учения, содержащие серьезные доктринальные ошибки о Христе. В контексте, посвященном прошению с верой того, что согласуется с волей Божьей (1 Ин. 5:14,15), Иоанн просто говорит нам, что мы можем с верой молиться Богу о том, чтобы Он простил этот грех, если человек не раскаивается, — но он, безусловно, не запрещает молиться о том, чтобы еретические учители отвратились от своей ереси, покаялись и тем самым обрели прощение. Многие люди, проповедующие серьезные доктринальные заблуждения, еще не зашли настолько далеко, чтобы можно было говорить, что они совершили непрощаемый грех и не могут покаяться из–за своего же собственного жестокосердия.

Д. Наказание за грех

Наказание Божье за грех — это средство, с помощью которого Бог пытается удержать от последующих грехов и предостеречь тех, кто знает об этом. Но это не главные причины, ведущие к наказанию. Главная причина заключается в том, что этого требует праведность Божья, чтобы Бог был прославлен в мире, который Он сотворил. Он — Господь, «творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:24).

Павел говорит о Христе Иисусе, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:25). Далее Павел объясняет, почему Бог предложил Иисуса как «умилостивление» (т. е. жертву, которая несет на себе гнев Бога, направленный на грех, и тем самым обращает гнев Бога в милость): «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25). Павел осознает, что если бы Христос не искупил наши грехи, то Бог не был бы явлен как Бог праведный. Поскольку Он не наказал их в прошлом, люди имели бы право обвинить Бога в неправедности, исходя из утверждения о том, что Бог, не наказывающий за грехи, — это неправедный Бог. Поэтому, когда Бог послал Христа, чтобы Тот умер и искупил наши грехи, Он показал Свою праведность. Он сохранил наказание, относящееся к прошлым грехам (ветхозаветных святых), а затем, в совершенной праведности, Он свершил это наказание над Христом на кресте. Таким образом, умилостивление Голгофы ясно показало, что Бог совершенно праведен: «К показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26).

Итак, крест показал, почему Бог наказывает грех: если бы Он не наказывал грех, Он не был бы праведным Богом, и в мире не существовало бы высшей справедливости. Но, когда грех наказан, Бог проявляет Себя как праведный Судия всех, и в Его мире свершается правосудие.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Чтение этой главы помогло вам осознать остающийся в вашей жизни грех? Вы можете конкретно указать какие–либо сферы вашей жизни, в которых сохраняется грех? Усилилась ли ваша ненависть к греху? Почему вы иногда менее остро ощущаете, насколько грех отвратителен? Как вы считаете, какое общее воздействие окажет прочтение этой главы на ваши отношения с Богом?

2. Что было бы для вас более утешительным: считать, что грех вошел в мир, потому что Бог предопределил это, или что он пришел через вторичные причины, или потому, что Бог не мог предотвратить этого события, несмотря на то что оно противоречило Его воле? Что бы вы чувствовали, если бы жили в мире, в котором зло существовало всегда, в рамках некоего «дуализма»?

3. Можете ли вы провести какие–либо параллели между искушением, которому подверглась Ева, и теми искушениями, с которыми вы сталкиваетесь в вашей христианской жизни?

4. Есть ли у вас чувство несправедливости в связи с тем, что вы считаетесь виновным по причине греха Адама (если вы согласны с тем, что этому учит Рим. 5:12—21)? Как вы справляетесь с этим ощущением несправедливости, чтобы оно не стало помехой в ваших отношениях с Богом? Нет ли у вас глубокого убеждения в том, что, будучи христианином, вы совершенно неспособны совершить никакого духовного блага в глазах Бога? Как вы относитесь к этому учению, думая о жизни тех неверующих, с которыми вы знакомы?

5. Какой свободой выбора обладают те неверующие, которых вы знаете? Смогут ли они без помощи Святого Духа отказаться от сопротивления Богу?

6. Как вам помогает библейское учение о степени тяжести греха в вашей христианской жизни? Когда вы совершаете грех, ощущаете ли вы «отеческое неудовольствие» Бога? Как вы реагируете на это чувство?

7. Считаете ли вы, что современные христиане в значительной степени утратили способность понимать, насколько грех отвратителен? Что можно в этой связи сказать о неверующих? Считаете ли вы, что мы, христиане, перестали понимать, насколько укоренен грех в неверующих? Что мы не видим истинной проблемы человеческого рода, всех стран и цивилизаций, не понимаем, что это не недостаток образования, общения или материального благополучия, а грех против Бога?

Специальные термины

полная греховность

полная неспособность

прощаемый грех

смертный грех

умилостивление

унаследованная вина

унаследованная испорченность

унаследованный грех

вменить

возраст ответственности

грех

дуализм

непрощаемый грех

первородная вина

первородное осквернение

первородный грех

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.