Этот класс объединяет такие конкретные техники отбора, для которых характерен общий принцип: каждый элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс (равную вероятность) попасть в выборку. Лишь равенство шансов попадания в выборку, отбор «наугад* является гарантией от намеренных или ненамеренных искажений, гарантией создания выборок-моделей — репрезентативных выборок. Каждый из конкретных способов отбора технически по-разному, но обя зательно реализует этот принцип.
Следует сказать, что такой способ формирования выборки, и это точно подметила российский исследователь И.Де-вятко1, идет от здравого смысла, из нашей с вами повседневной жизни: интуитивно нам кажется, что именно случайный, непредумышленный отбор единиц наблюдения в наибольшей степени соответствует условиям получения объективного суждения. Напомним, что именно на получение такого знания и ориентирована методология классического социологического исследования.
Вместе с тем, несмотря на то что строгая математико-ста-тистическая теория случайной выборки появилась в конце XVIII—XIX веке, ее использование в массовых опросах началось практически спустя век — в начале XX века. Такое «запаздывание» объяснялось умонастроением исследователей — социологов и статистиков. Они считали, что в основе отбора
1 Дввятко И . Ф . Методы социологического исследования. С. 135.
должна лежать не «игра случая» (вероятность), но типичность наблюдений.
К классу строго вероятностных способов отбора относятся такие конкретные техники:
— простой случайный отбор;
— механический (систематический) отбор;
— гнездовой (кластерный) отбор.
Технически простой случайный отбор реализуется с помощью таблицы случайных чисел или с помощью «генератора случайных чисел», который имеется в большинстве статистических компьютерных программ. Для этого необходимо:
1) определить объем выборки;
2) иметь основу выборки, т.е. списки всех людей, входящих в генеральную совокупность. Как правило, это могут быть списки избирателей, домовые книги, личные карточки по учету кадров, находящиеся в отделах кадров предприятий, карточки учета жителей в паспортных столах милиции и т.д.
После этого необходимо каждому элементу основы выборки присвоить двузначный или трехзначный номер. Затем по таблице случайных чисел, следуя в каком-то порядке (по строке или столбцу), отбирается необходимое (соответствующее объему) количество «случайных» чисел. Эти числа индентифи-цируются с номерами в основе выборки, после чего выписываются фамилии тех людей из основы выборки, кто маркировался этими номерами.
Механический (систематический) отбор производится другим способом. Прежде всего определяется шаг выборки, который рассчитывается по простой формуле:
N
где N — объем генеральной совокупности; К— объем выборочной совокупности.
Таким образом, исследователь «шагает» по основе выборки и с систематичностью, равной шагу выборки (например, каждый пятый или каждый сотый), выписывает фамилии
70 |
Часть I • Методологические основания
людей, из которых будет состоять выборочная совокупность. В рамках этого способа отбора требования к основе выборки имеют принципиальный методологический характер1. Важней шим из них является отсутствие порядка, хаос. Это означает, что перечень фамилий людей, составляющих основу выборки, не должен быть упорядочен по социальным параметрам: уровню дохода, возрасту, социальному положению, стажу работы и т.д.2 Только хаотичное, неупорядоченное множество фамилий при таком способе отбора способно дать каждому элементу (каждой фамилии) равный шанс попасть в выборку, быть основанием для создания выборки-модели.
Гнездовой, или кластерный, отбор предполагает вероятно стный отбор «гнезд» (кластеров). В качестве таковых выступают естественные объединения, из которых в ряде случаев состоит генеральная совокупность. Так, например, генеральная совокупность учеников конкретной школы представлена «гнездами» классов, генеральная совокупность семей города — «гнездами» квартир, а генеральная совокупность сельского района в России — «гнездами» сел. Отобранные вероятностным способом (одним из тех, что мы описывали ранее) «гнезда» (кластеры) опрашиваются полностью. Корректное применение «гнездового» отбора основано на обязательном соблюдении ряда условий:
1. Гнезда (кластеры) должны быть однозначно и явно заданы: каждый член генеральной совокупности должен принадлежать к одному (и только одному) гнезду.
2. Число членов генеральной совокупности, входящих в каждое гнездо (кластер), должно быть известно или поддавать ся оценке с приемлемой степенью точности.
3. Гнезда (кластеры) должны быть не слишком велики и географически компактны, иначе такой отбор теряет всякий финансовый смысл,
Конечно, в реальной практике классического социологического исследования используется и целый ряд других, не
1 Подробно о требованиях к основе выборки см.: Рабочая книга социолога.
1 Упорядочение фамилий по алфавиту не имеет социального смысла, поэтому вполне допустимо.
Тема 2 • Основные черты количественного подхода 71
вписывающихся ни в какие классы, способов отбора: типологи ческий, стратифицированный. Более того, реальные выборки, как правило, многоступенчаты^ где на каждой ступени меняют ся единицы отбора и могут использоваться различные техники отбора. Тем не менее только класс строго вероятностных способов способен обеспечить максимальное соответствие результа тов, полученных при изучении выборочной совокупности, тем явлениям или процессам,1 которые характерны для всего объекта исследования, т.е. обеспечить тем самым необходимое каче ство социологического исследования.
7. Оценка качества исследования
7.1. Что такое качество социологического исследования
/
Качество исследования, его «хорошесть» здесь по
нимается как мера соответствия полученного знания истинному
положению дел, т.е. тем реальным закономерным связям изуча
емого явления или прогресса, которые социолог должен обна
ружить, «открыть» в социальной действительности. В идеале
получаемое в процессе/исследования знание должно быть слеп
ком изучаемого явления, лишенным искажений. Так понимае
мое качество результатов социологического исследования опи
сывается с помощъю/гермина достоверность. Следует добавить
также, что качество п грешной информации (т.е. той, которая еще
не обработана статистически, а лишь присутствует в массивах
анкет, интервью,' карточек наблюдения) описывается термином
надежность. Мы прорим «достоверность выводов», но приме
нительно к средствам сбора информации следует говорить «на
дежность измерительных процедур» или «надежность инстру
мента». !
Установка'на'получение достоверного знания принципиальна для количественного подхода. В то же время оценить меру достоверности результата социологического исследования по самому}результату практически невозможно. Всем нам знакома ситуация, когда в разгар предвыборной кампании на телеэкране мелькают столбики-рейтинги кандидатов на любые выборные должности, разительно отличающиеся друг от друга; опрашивая одни и те же социальные группы
72 ' kctbl ■ Методологические основания
в один и тот же временной пепиор, фирмы, изучающие обще
ственное мнение, порой умудряются выдавать различные ре
зультаты. \ \
В самом деле, оценить качество большинства продуктов
человеческой деятельности можжц только имея базу для срав
нения, норму, отклонение от которой и будет свидетельство
вать об их качестве. Эта норма может существовать в виде оп
ределенных параметров продукта, четко зафиксированных в
соответствующих документах: например, конкретные толщи
на, высота и ширина вытачиваемой механической детали.
Нормативными являются и представления, существующие в
сознании тех или иных социальныхУрупп, выступающих в ка
честве «производителей* нормы в орществе: например, каче
ство современного романа может йьггь оценено критикой
с позиции современных требований к .этому литературному
жанру \
Для оценки достоверности результата социологического ис
следования не существует нормативной базы: никто не знает
истинного распределения тех или иных^со^иальных признаков
или их связей в изучаемой социальной ЬбгЦности до самого ис
следования. \
7.2. Как оценить достоверность результатов исследования
Вместе с тем опосредованно оценить достоверность результатов можно. Дело в том, что социологическое исследование представляет собой специфический 'еид, познавательной деятельности. Из психологии известно, чтотютдессуальнолю-бая деятельность может быть представлена! тремя своими составляющими, как элементами цепочки: целкю, средством и ре зультатом. При таком рассмотрении становится ясно, что качество результата (его достоверность) целиком и полностью определяется качеством цели и, главное, качеством средств, используемых социологом при производстве'.знания, их надежностью, а также степенью соответствия Целей и средств (что немаловажно). Причем термин «средства» используется здесь в самом широком смысле, как все Познавательные конструкции и организационные процедуры, необходимые для производства социологического знания. Это и методы сбора
Тема 2 • Основные черты количественного подхода_______ ^_________ 73
i i
социологической информации, и теоретическая концепция, лежащая в основе эмпирического изучения, и прежде всего теоретическая гипотеза; это и организация сбора информации, используемые методы анализа данных^ обоснование выборки исследования; это и интерпретация выврдов и т.д.
Собственно говоря, умение создавать надежный инструмент исследования, организовывать сбой первичной информации так, чтобы минимизировать ее искажение, выбирать в каждой конкретной исследовательской ситуации оптимальный способ отбора выборочной совокупное^, подбирать методы статистической обработки социологической информации с учетом не только целей и задач исследования, но и природы социальных признаков (качественные они или количественные) — это и многое другое есть основа профессионализма социолога, его ремесла.
Данные обстоятельства означают также; что для оценки достоверности результатов проведенного исследования необходимо по меньшей мере провести экспертизу инструмента сбора информации: опросника, карточки наблюдения, классификатора контент-анализа, Кроме того, необходимо оценить правильность расчета и обоснования выборки исследования, соответствие методов статистической обработки данных исследовательским задачам. Эти средства социологического исследования имеют нормативную базу: целый ряд 'требований к их конструированию и использованию существует в «метасоцио-логии» — специальной социологической науке', под названием «Методология и методы социологического исследования». Отсюда вытекает и принципиальная возможность их оценки с точки зрения надежности.
Проблема здесь состоит в том, что оценить са,иу эту надеж ность средств исследования, а в конечном итоге и достоверность результатов могут только социологи-профессионалы в рамках экспертизы. В то же время в достоверном социологическом знании нуждаются как конкретные заказчики (это характерно для прикладных исследований), так и общество в целом (при осуществлении фундаментальных исследований). Механизм же обязательной профессиональной экспертизы инструмента сегодня отсутствует, да и вряд ли может существовать вообще.
74 |
Часть I ■ Методологические основания
7.3. Асимметрия приписывания
в социологическом исследовании
Достоверность получаемой по итогам социологического исследования информации самым тесным образом связана и с качеством интерпретации результатов, понимаемой здесь как процесс1 восхождения от полученных эмпирических данных к теоретическим понятиям (индуктивная ветвь гипотетико-дедуктивно-индуктивной логики классического социологического исследования). На этом этапе — немало проблем, учет которых, несомненно, способствует повышению качества исследования, достоверности его результатов.
Одна из них 4- относительно новая, обнаруженная английским социологом Фарром в конце 1980-х годов, получила название асимметрия приписывания. Явление асимметрии приписывания — это свойство человеческой натуры, склонность представлять себя в более выгодном свете, приписывать своим поступкам более /благородные мотивы. Причем, являясь во многом средством психологической защиты человека, асимметрия приписывания .происходит бессознательно, что делает невозможным ее предотвращение в процедуре опроса. Вместе с тем понятно, что сам/факт ее существования значительно «смещает» информацию, делая ее менее достоверной. 1де и каким образом проявляется это явление?
Прежде всфх> асимметрия приписывания заметна при оценке ситуации респондентом с позиции актора или наблюдателя. Сами эти: позиции задаются исследователем — разработчиком опррсНика с помощью формулировки вопроса. Так, спрашивая.: «Скажите, пожалуйста, чем вы руководствовались, выбирая эТот институт?», исследователь помещает респондента в позицию актора, деятеля (от англ. to act — действовать). Здесь респондент оценивает себя, мотивы собственного поведения. Если же вопрос сформулировать другим образом: «Скажите, пожалуйста, чем руководствовались ваши друзья, выбирая этот институт?», то респондент оказывается в позиции наблюдателя, со стороны оценивающего мотивы поведения других. Йсхледования показывают, что, находясь в позиции наблюдателя, люди гораздо более критичны, приписывают другим, как правило, менее «благородные» мотивы. Эту
Тема 2 • Основные черты количественного подхода 75
«повышенную критичность» следует учитывать, интерпретируя, например, данные экспертного опроса, где эксперты — знатоки, компетентные люди чаще всего находятся в позиции наблюдателя, оценивая мнения, мотивы и возможные варианты повеления тех или иных социальных групп населения.
Российский исследователь этого явления В.Б.Моин1 установил, что асимметрия приписывания проявляется при оценке престижности профессий: свои профессии респонденты склонны оценивать как более престижные (позиция актора), профессии других — как менее престижные (позиция наблюдателя). При этом чем объективно менее квалифицирован труд в рамках собственной профессии, тем выше оценка ее престижа: вступает в действие компенсаторный механизм самозашиты, дающий человеку уверенность в себе, определенный психологический комфорт.
Проявляется асимметрия приписывания и при оценке причин полярных явлений, связанных с одобряемыми или неодобряемы-ми нормами: успех — неуспех, удовлетворенность — неудовлетворенность. При этом успех чаще всего приписывается себе, своим личностным качествам, неуспех — обстоятельствам. То же самое происходит и с удовлетворенностью работой: удовлетворенность объясняется содержанием собственного труда, неудовлетворенность — внешними обстоятельствами: условиями труда, его организацией и др. Фарр, выявивший этот феномен, считает, что известные структуры удовлетворенности и неудовлетворенности работой, выявленные Херцбергом, — всего лишь асимметрия приписывания.
Не существует никаких «поправочных» коэффициентов, способных повысить достоверность информации в случае асимметрии приписывания. Речь может идти только о корректности интерпретации результатов социологического исследования, о повышении их достоверности за счет использования дру гих методов.
' Моин В . Б . Асимметрия приписывания в социологических исследованиях. С. 45.
76
Часть t • Методологические основания
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
77
8. Характер получаемого знания. Позиция исследователя в исследовательском процессе
В методологии классического социологического исследования исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса или явления: социальная реальность, как объективная вещь, отделена от исследователя, противопоставлена ему, выступает не сценой его действия, но объектом изучения, размышления. Здесь социолог — отстраненный наблюдатель социальных явлений, выдающий «на гора» объективное знание — точный слепок изучаемого фрагмента социальной реальности. Такое представление о позиции социолога заключено в известном утверждении великого немецкого социолога М.Вебера о социологии как знании «свободном от ценностей»1. Конечно, это не означает, что социолог как гражданин, как человек свободен от ценностных ориентиров. Это означает только, что, находясь в профессиональной роли, согласно «правилам игры» количественного подхода, он должен максимально контролировать свои эмоции, убеждения, стереотипы, чтобы их влияние на результат социологического исследования максимально исключить.
Свобода от ценностей здесь фактически означает и свободу от ответственности за использование результатов такого исследования. Социолог должен дать достоверный результат, объективное знание. Как, в каких целях, во имя чего полученное знание будет использоваться — его, как профессионала, мало заботит. Эта сциентистская позиция сегодня выступает объектом мощной критики: потрясения, которые пришлось пережить людям в XX веке, не в последнюю очередь были вызваны отстраненностью ученых от проблемы использования их знания.
Кроме того, результат познания здесь, как уже говорилось, — некая теория или система идеализированных объектов (понятий), выстроенная по законам «правильно рассуждающего ума». Такая теория не может быть создана на уровне массо-
1 Вебер М . Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 553-557.
вого сознания участников социального процесса. Она принципиально не ориентирована на здравый смысл, обыденное, повседневное знание людей, ее язык кардинально отличается от языка повседневного обшения. В этой методологии исследователь выступает от лица безличного разума, разума вообще: неслучайно научные статьи до сих пор пишутся в безличной грамматической форме. Здесь исследователь, «"очищенный" от всего индивидуального, смутного, неподконтрольного, от дурного настроения и головной боли, от вдохновения и корня квадратного из -1, — одинокий субъект, говорящий только монологами и не знающий диалога».1
Такое сочетание позиции абсолютно отстраненного наблюдателя, изучающего социальный мир примерно так, как биолог изучает под микроскопом мир бактерий, с обязательной ориентацией на теорию, выстроенную по законам математической логики, и на познание универсальных истин, делает знание, получаемое в этой парадигме, не только объективным, но и нормативным, непреложным, фактически истиной для всех.
Критики классической методологии полагают, что в такой ситуации исследователь автоматически возносится над массовым сознанием, превращается «во всезнающего рассказчика, наблюдающего за происходящим на сцене из царской ложи»3, становится вещателем единственно верной истины. Он здесь оказывается, по мнению Питера Бергера, «самозванным сверхчеловеком, отгородившимся от теплой витальности обыденного существования, ищущим удовлетворение в том, чтобы судить о жизни других людей, тщательно раскладывая их по полочкам, из-за чего он выпускает из виду реальную значимость того, что наблюдает»5.
1 Лехциер В . Л . Путь к опыту // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Самара: Самарский университет, 2000. С. 26.
1 Козлова Н . Н . Как работать с советским архивом // Там же. С. 86.
3 Бергер П . Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. С. 22.
78
Часть I • Методологические основания
Тема 2 • Основные черты количественного подход ?
79
Такое знание монологично по определению, потому что производится просвещенными людьми (учеными) с позиции абсолютного превосходства над непросвещенными. Оно устанавливает закон, норму, и потому его можно назвать Законодательным Разумом. Критики полагают, что такое знание автоматически производит власть, если под властью понимать не «вездесущие щупальца государства», но «всю совокупность тактик, стратегий, технологий, детерминирующих, регламентирующих и дисциплинирующих жизнь человека»1.
Вопросы для самоконтроля
1. Каков фокус исследовательского интереса в классическом социологическом исследовании?
2. Почему классическую парадигму называют парадиг мой социальных фактов?
3. Какова основная исследовательская ориентация количественного исследования?
4. Кто выступает объектом в количественном исследовании?
5. Назовите виды социальных групп.
6. Что такое нисходящая стратегия получения знания, чем она отличается от восходящей 1 ?
7. Что такое гипотезы-основания и гипотезы-следствия?
8. Укажите сферы использования математики в классическом социологическом исследовании.
9. Каковы особенности измерения в социологии?
10. Опишите этапы построения порядковых шкал для измерения простых и сложных социальных признаков.
11. Как можно оценить качество социологического исследования?
12. Что такое асимметрия приписывания и как ее учитывать в социологическом исследовании?
13. Какова позиция социолога в классическом социологическом исследовании?
1 Фуко М . Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 41
Литература
1. Асп Э. Введение в социологию. СПб.: Алетейя, 1998.
2. Батыгин ГС. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995.
3. Бауман 3. Мыслить социологически. М: Аспект-Пресс, 1996.
4. Бергер 77. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996.
5. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий изменения. М.: Аспект-Пресс, 1998.
6. Громов И., Мащкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1996.
7. Девятка И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. М.: Наука, 1993.
8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Екатеринбургский университет, 1998.
9- Докторов Б.З. Надежность измерения в социологическом исследовании. М.: Наука, 1979.
10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
11. Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.
12. Мот В.Б. Асимметрия приписывания в социологических исследованиях//Социс. 1991. № 5.
13. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М.: Весь мир, 1995.
14. Осиное Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
15. Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986.
16. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1998.
17. РитиерДж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
17. Судаков В.И. Социологическое познание: современные тенденции и стимулы развития. Днепропетровск: Видавництво, 1995.
18. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). М.: Стратегия, 1998.
19. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.
20. Телешова И. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998.
21. ЯдовВА. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.
ТемаЗ
Качественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки
Ключевые понятия : Овладение миром , страте гия власти , внушающее воздействие , математи ческие методы , понимание , внутреннее пере живание , смысл социального действия , прагматизм , действующий субъект , коммуника ция , определение ситуации , символический ин - теракционизм , принятие роли другого , драма тургический подход , феноменологическая социология , жизненный мир , типизация , конструкт конструктов , требование адекват ности , документальный метод интерпретации , этнометодология , практические объяснения
Tempore mutantur, et nos miitamur in illis. (Времена меняются, и мы меняемся с ними.)
Латинская поговорка
1. Что такое качественный подход в социологическом исследовании
Термин «качество» уже употреблялся нами в предыдущей теме в значении меры «хорошести», определенных достоинств предмета. В этом смысле мы говорим «качественная вещь», «высокое качество образования», «низкое качество социологического исследования» и т.д. Есть и другое значение этого термина, используемое, как правило, в философии. Здесь «качество» означает специфические свойства предмета, его
ТемаЗ • Качественный подход 81
«особость» и противостоит термину «количество», относящемуся к мере выраженности этих свойств. Идея противостояния заключена и в словосочетаниях «качественный подход», «качественная социология», выступающих принципиальной противоположностью традиционному, классическому, количественному. Мы — не количественники, количественники — не мы. При этом сами эти термины «качественный подход», «качественная социология», столь часто сегодня используемые, — скорее метафоры, чем строгие научные понятия.
В самом общем виде качественный подход представляет собой такую методологию социологического исследования и, соответственно, такие исследовательские практики, целью которых является изучение социальных явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности, интерпретирующего мир вместе с другими людьми, действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы потом конструировать понятия, призванные «вобрать» в себя этот субъективный опыт.
2. Из истории становления
Традиционно считается, что качественная социология родилась в знаменитой Чикагской социологической школе' в 20—30-х годах XX столетия. Ее рождение связывают с уникальным пятитомным исследованием У.Томаса и Ф.Знанецки «Польский крестьянин в Европе и Америке»', где впервые использовались включенное наблюдение и качественный анализ текстов, которые впоследствии будут отнесены к «мягким»
1 Чикагской социологической школой называется деятель
ность преподавателей и студентов отделения социологии
Чикагского университета, оставивших чрезвычайно яркий
след е истории американской социологии.
2 Thomas W. and Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and
America. N.Y: Dover Publications, 1958.
82
Часть ! • Методологические основания
Тема 3 • Качественный подход
83
качественным методам. Это верно и неверно одновременно. Действительно, замечательные американские социологи, изучая процесс адаптации польских крестьян -эмигрантов к другой культурной среде и стремясь выявить типологию социальных характеров, способствующих (или не способствующих) этому процессу, анализировали их личные дневники и письма. В то же время сами исследователи не осознавали своей методологической «инаковости», своей «другости». В Чикаго в эти годы рождалась эмпирическая социология, еще не осознающая ме тодологических различий внутри себя. Под руководством Р.Парка, одного из выдающихся американских социологов, работали вместе знаменитый Р.Богардус, разработчик шкалы для измерения социальной дистанции, дошедшей до нас под названием «шкала Богардуса», и У.Томас, использующий неизмерительные исследовательские процедуры. Более того, эта «не-измеряющая» социология во многом считала себя незрелой, неумелой, стремясь дорасти до «нормальной» науки. Да, здесь были великие теоретические прорывы, идущие вразрез с классической традицией. У.Томас, ратуя за необходимость опоры в исследованиях на субъективный опыт индивидов, писал, обращаясь к коллегам-социологам: «Мы должны поставить себя в положение субъекта, пытающегося найти дорогу в этом мире, и мы должны помнить, что среда, которая на него влияет и к которой он адаптируется, это — его мир, а не объективный мир науки»1. В то же время тот же У.Томас вполне в духе классического научного знания говорил о необходимости социологом сохранять полную нейтральность по отношению к исследуемым явлениям и процессам. В предисловии к своему «Польскому крестьянину» он вместе с Ф.Знанецки, как истинный представитель классической науки, претендующей на «овладение миром», писал: «Наш успех в контроле над природой убеждает, что со временем мы будем способны в такой же мере контролировать и мир социума»'.
Подлинное рождение качественного подхода в социологическом исследовании следовало бы связывать с манифестом молодых английских социологов Д.Силвермена, А.Сикурелла
1 Томас У ., Занецки Ф . Методологические заметки. С. 347.
2 Там же. С. 336.
и др., которые в своей работе «Новые направления в социологической теории» впервые теоретически обстоятельно и страстно осмыслили иную, альтернативную социологию'. Тогда, в 1970-х годах, западный мир раскололся на два противостоящих лагеря: «бунтовщиков-качественников», яростно нападающих на противников, и «количественников», занявших «круговую оборону» и защищающих себя не менее яростно.
3. Предпосылки становления
По нашему мнению, следует выделять две группы причин, способствующих возникновению альтернативного подхода в социологическом исследовании: причины глобального характера, связанные со сменой теоретических парадигм в XX веке, и локальные, внутренние — обусловленные неудовлетворенностью социологов-эмпириков «познавательным горизонтом» классического подхода.
К первой группе причин глобального характера следует отнести резкое в XX веке падение престижа науки в ее нововремен ной форме. И дело не только в том, что с наукой во многом связываются глобальные катастрофы человечества. Подвергается критике сама интенция науки овладеть миром. Великий критик научного знания, выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер3, обыгрывая известный термин «картина мира», который используется для описания той или иной исторической эпохи, говорит о том, что применительно к Новому времени картина мира — это не изображение мира, но мир, понятый как картина. Именно в Новое время мир, представленный человеку как картина, мир, предметно противопоставленный ему, переходит в сферу его компетенции и распоряжения. Здесь мир превращается в объект, резко противостоя человеку — познающему субъекту. Практически об этом же говорил и Николай Бердяев5, выдающийся русский философ, в своей работе «Смысл творчества». Он сравнивал науку с оккультизмом, с «черной магией»,
1 См.: Новые направления в социологической теории.
* Хайдеггер М . Время и бытие: Статьи и выступления. С, 447.
3 Бердяев НА . Философия свободы. Смысл творчества. С. 266.
84
Часть I - Методологические основания
Тема 3 • Качественный подход
as
видя в последней «колыбель» науки: корыстную жажду овладения природой и добытая из нее всего, что дает силу человеку, наука получила от них. Вся психология науки, по Бердяеву, родственна «черной магии», ибо и та и другая жаждут власти над природой. Критике подвергается сама позиция научного знания, в том числе и гуманитарного, рассматривать мир толь ко как объект познания и освоения, «по ту сторону» от важнейших экзистенциальных (смысложизненных) вопросов, значимых для каждого человека. «Все, чем мы непосредственно озабочены в нашей жизни, избегает строгих характеристик науки. Жизненная реальность — вне пределов науки», — говорит современный шотландский философ С.ГТирст1.
В научном знании возводится в абсолют познавательная ситу ация, как будто все, что было и есть, всегда существовало только для того, чтобы попасть в лабораторию, как точно сказал французский философ М. Мерло-Понти'. Здесь мир истолковывается лишь как познавательный объект, т. е. рассматривается как бы лишенный собственной значительности и не могущий быть без специальной санкции познающего субъекта. «Познавать и осваивать. Идти дальше. Чувствовать себя хозяином в мастерской сущего»'— вот главная интенция научного знания.
Применительно к классической социологии как одного из вариантов такого типа научности острие критики направлено на превращение ею человека в объект жестких социальных технологий, в объект манипулирования. Социология, по образному выражению современного английского исследователя Зиг-мунта Баумана, «перепутала истину с пользой, информацию с контролем, знание с властью»4.
1 Пирст С . Теории сознания. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 6.
1 Мерло - Понти М . Философ и социология. От Мосса к Клоду Леви Строссу // Мерло - Понти М . В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной пит., 1997. С. 68.
г Лехциер В . Л . Путь к опыту // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Самара: Самарский университет, 2000.
* Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 235.
Она восприняла призыв власть имущих доказать обоснованность социологического знания практическими выгодами, которые она может дать для управления общественным порядком тем, кто следит за порядком и управляет им. Тем самым социология, воспринявшая перспективу управления, стала рассматривать общество «сверху» как материал, обладающий способностью к сопротивлению, как объект манипуляции, внутренние свойства которого нужно лучше узнать, чтобы он стал податливее и восприимчивее к той форме, какую ему захотят придать. В этом своем аспекте классическая социология стала рассматриваться как усиливающая контроль над теми, кого уже контролируют, как меняющая ситуацию в пользу тех, кто уже наслаждается лучшим положением. Социологию стали обвинять в том, что она способствует неравенству и социальной несправедливости.
В XX веке резкой критике подвергается Нововременной Познающий Разум в социо-гуманитарных науках, изучающий человека даже не просто отдельно, но в бесконечном удалении от исследователя, «вне положения по отношению к исследующему остраненному уму», как точно сказал В.Библер1. Сегодня этому подходу противостоит идея того, «что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как вещи, как объекты — с ними можно только диалогически общаться»1.
Главная задача социбгуманитарного знания сциентистского типа — описать, объяснить человека, как он есть сам по себе, «очищенный» от исследовательского субъективизма, любых проявлений его личности. Здесь исследователь анонимен, ибо выступает от лица Познающего Разума, абстрактного Субъекта познания, действующего в соответствии с универсальными законами дедуктивной логики. В XX веке начинает четко осознаваться, что такое знание, выстроенное по «лекалам» классической рациональности, не является подлинно гуманитарным, хотя объектом его и выступают человек или социальная группа, как в социологии. Стало пониматься, что истинная гуманитарность
1 Библер В . От наукоучения к логике культуры. С. 297.
1 Бахтин М . М . К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник: 1984-1985. М., 1S86
86 |
Часть I * Методологические основания
предполагает «возвращение» исследователя как личности в изучаемый процесс, когда знание представляет собой его личностную интерпретацию в акте диалога внутреннего мира другого человека, интерпретацию социального контекста бытия, «инкорпорированной» истории.
В XX веке «личностно нейтральное» знание, произведенное от лица «всеобщего» разума, подвергается критике еще и по другой причине. Это знание, вырабатывающее универсальные законы, рассматривается как производящее норму, как принудительное, предписывающее для всех и потому являющееся «скрытыми стратегиями власти»1. Власти интеллектуалов над людьми, не принадлежащими к этой группе. В самом деле, интеллектуалы (прежде всего — ученые), создавая те или иные понятия, категории мышления, идеологии, мировоззренческие системы, производят норму, которой пользуются все. Видимо, Н.Козлова права, говоря, что «все мы, прошедшие школу образования, пользуемся оппозициями: теоретическое — практическое, научное — обыденное, элитарное — массовое, прогрессивное — отсталое, внешнее — истинное т.д.»'. Однако эти оппозиции — плоды деятельности интеллектуалов, которые потом через систему образования «навязывают их» всем остальным. Проблема здесь в том, что мы (т.е. все остальные) принимаем их за объективные свойства мира.
Понятно, что, живя в мире, невозможно избежать категоризации этого мира, властных категориальных рамок, которые нам услужливо предоставляют интеллектуалы. Проблема эта достаточно сложна. Вместе с тем рассмотрение нововременной формы научного знания как производителя скрытых стратегий власти ~ одна из глобальных к нему претензий.
Существует еще одна причина, очень точно уловленная Юргеном Хабермасом1: стала явной неудача универсальных наук об обществе, не сумевших выполнить свои теоретические и практические обещания: по его мнению, известная кейнси-
1 Фуко М . Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы.
1 Козлова И . Социально-историческая антропология. М.: Ключ, 1999. С.140.
i Хабермас Ю . Моральное сознание и коммуникативное действие. С. 36.
ТемаЗ ' Качественный подход______________________________ 57
анская экономическая теория оказалась не в состоянии предложить действенные мероприятия в политике и экономике; в психологии провалились притязания теории обучения на универсальность, а всеобъемлющая теория Т.Парсонса никак не согласовывалась с социологическими исследованиями. Все это открывало путь для альтернативных начинаний.
Следует выделить и причину онтологического плана, входящую в круг глобальных, — это кардинальное изменение характе ра самой социальной жизни, который так или иначе осмысливается социальным исследователем, когда он разрабатывает понятия или более сложные познавательные конструкции — теории. В этом смысле вступление западного общества в индустриальную современность в конце XIX века «потребовало» теорий, оправдывающих экономическую целерациональность вмес то исследования конкретных разнообразных жизненных форм. Эти теории создавались в рамках методологии классической науки образца XVII-XVIII веков с их верой'в безграничность человеческого разума, стремлением преобразовать природу и человека в соответствии с идеальным Проектом. Цивилизация Модерна, как многие сегодня называют эту эпоху, — это эпоха Проекта.
В середине XX века на Западе, а сейчас и у нас в России — иная социальная ситуация. Переходность западного и российского общества (хотя это совершенно разные переходности), усиление плюрализма, политические решения, в которых изначально закодирована множественность интерпретаций, смена духовных ориентиров в российском обществе, множественность оценок исторического прошлого, настоящего и будущего страны — все это создает атмосферу стихийного постмодернизма общественной жизни с ее нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости. Очевидно, что такая «лоскутная» социальная реальность нуждается в иных познавательных средствах, способных «схватить» это многообразие, эту изменчивость и переходность.
Причины внутреннего плана в нашей классификации — это те стороны познавательного процесса в рамках классического подхода в социологическом исследовании, которые подвергались критике изнутри: со стороны социологов-эмпириков, накопивших к этому времени немалый опыт таких исследований. Более всего социологи были не удовлетворены опытом
88 |
Часть I - Методологические основания
использования математики: методами многомерной статисти ки, математического моделирования для описания и объяснения социальных явлений.
В самом деле, статистическая традиция, которую вобрала классическая социология, предполагает, что изучаемые объекты существуют независимо друг от друга; отдельные их свойства хорошо вычленяются и также независимы друг от друга или свя заны простейшими зависимостями. Она также предполагает, что выявление характеристик, описывающих целостность объектов из их элементарных первичных свойств, не представляет слож ности. Вместе с тем на Западе в 1970-х годах, а в России значительно позже — в 1990-х годах приходит осознание того, что для социальных объектов — это слишком большие упрощения: формально-логический аппарат математики не в состоянии достаточно достоверно описать и объяснить всю сложность социального объекта, для которого характерны неавтономность его отдельных свойств, нелинейная их зависимость, «вписанность» в более широкий социальный контекст, временная изменчивость т.д. В социологическом сообществе все больше утверждается мысль о том, что «стыковка» математики и социологии — невероятно сложная проблема, несмотря на значительные усилия математиков и социологов по «привязыванию» новейших математических моделей и оригинальных математических аппаратов к потребностям социологической науки.
Еще одна принципиальная «внутренняя» претензия состояла в невозможности в рамках классического подхода описать ре альную целостность социального объекта, это сочетание порой несочетаемого, противоречивого. Действительно, сама установка количественного подхода на представление социальной характеристики, как правило, латентной (скрытой, внутренней), через ряд заменителей-индикаторов, которые потом, логически соединенные исследователем, будут характеризовать меру выраженности ее сущности, начинает казаться сомнительной.
А как быть со сложными социальными характеристиками, реальными целостностями, такими, как тип сознания, стиль жизни, качество потребления'? Даже представление каждой из них «вселенной» показателей (что практически невозможно осуществить в реальном социологическом исследовании) все-
89 |
Тема 3 * Качественный подход
таки не дает возможность выявить реальную целостность этих социальных характеристик.
К недостаткам классической социологии стали относить и невозможность изучить социальный объект в его временной изменчивости, обусловленной как генетической природой объекта (например, взрослением подростков), так и социальными процессами. Лонгитюдные исследования, пытающиеся описать поколенческие сдвиги в формах поведения, типах сознания, где на протяжении десятков лет изучаются одни и те же люди, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, скорее экзотика, нежели реальная исследовательская практика.
В социологическом сообществе накопилась также определенная неудовлетворенность методами классического исследования, и прежде всего стандартизированным интервью, анкетным опросом, как инструментами, где методологические посыпки позитивистской парадигмы в социологии выражены наиболее отчетливо. Пришло осознание того, что стандартизация вопросов и предлагаемых вариантов ответов отнюдь не гарантирует однозначности их восприятия со стороны респондентов (на этом постулате построена вся идея измерения социальных признаков). Стало ясно, что заранее предложенные формулировки вопросов и ответов оказывают внушающее воздействие на респондентов, не позволяя получить ответы, выходящие за рамки предпосылок, в неявном виде содержащихся в формулировках ответов и вопросов. Стало понятно, что у респондентов существует значительная разница в мотивации отвечать на предлагаемые вопросы, да и значимость их для них разная и т.д.
Кроме того, возникло убеждение, что количественные данные, полученные в результате опросов, вовсе не являются объективными — это просто сумма ответов на стандартизированные вопросы. Ответов, которые, по мнению современного французского социолога Д.Берто, являются полностью субъективными сами по себе и остаются таковыми, «даже если вы закодируете их цифрами, перемешаете и
1 БертоД . Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Матер, междунар. семинара. СПб., 1997. С.17.
90
Часть I ' Методологические основания
Тема 3 • Качественный подход
91
создадите средние статистические показатели»1. «Каким бы способом вы ни готовили кошек или даже репрезентативную выборку кошек, они от этого не превратятся в кроликов», — замечает он.
В целом, подводя некоторый итог, можно сказать, что на таком фоне глобальных и внутренних причин, несомненно, взаимообуславливаюших друг друга, и произошло конституи-рование качественной парадигмы в социологии.
4. Теоретические истоки
Качественный подход в социологическом исследовании уходит корнями в целую гамму концепций, теоретических направлений, сложившихся в европейской и американской социальной философии в конце XIX — начале XX века. Созданные выдающимися социальными мыслителями ВДильтеем, М.Вебером, Г.Зиммелем, А.Шюцем, УДжеймсом, Дж.Дьюи, во многом различающиеся друг от друга, они тем не менее в методологическом плане противостоят позитивизму, натурализму, являя собой альтернативный способ познания об щества.
Эта идеология антипозитивизма, антинатурализма позже была «подхвачена» философами, во многом определившими облик социального знания в XX веке: Г.Мидом, Г.Блумером, Г.Гарфинкелем, П.Бергером, Т.Лукманом, И.Гофманом и др. Созданные ими концепции и направления символического интеракционизма, этнометодологии, социального конструирования реальности, феноменологической социологии, драматургической социологии каждая по-своему определили черты качественной социологии. Конечно, объемы этой книги не дают возможности подробно остановиться на этих и других социальных теориях и направлениях, послуживших философской колыбелью качественного подхода. Тем более понятно, что невозможно это сделать и применительно к творчеству создателей этих теорий в целом, представить их в живом сплетении присущих им парадоксов. Нас прежде всего будут интересовать методологический аспект их творчества, вопросы познания, как они понимались и рассматривались ими.
Концепция понимания
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.