Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами,
54 |
Часть I • Методологические основания
должен прежде всего хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии. Крупнейший американский психолог С.Стивенс на рубеже 30—40-х годов XX века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения, например удовлетворенности работой или социального самочувствия, предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующий уро вень измерения эмпирических объектов:
— шкала наименований (номинальная);
— шкала порядка (ординальная);
— шкала интервалов (интервальная);
— шкала отношений.
Различия в уровне измерения определяются двумя взаимосвязанными моментами:
1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объектами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно которых происходит упорядочивание.
2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющими шкалу.
Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами?
Прежде всего это отношение равенства—неравенства. Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий), с одной стороны, включает индивидов, равных по одному из значений изучаемого признака'. Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой сторо-
1 В методологии классического социологического исследования термины свойство , признак , характеристика употребляются как синонимы, отражая разные традиции, повлиявшие на становление социологии: философскую, статистическую.
Тема 2 ■ Основные черты количественного подхода_________________ 55
ны, каждая из выделенных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравен ства. Сама классификация признака, т.е. выделение его групп (категорий), — задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку. С помощью номинальной шкалы могут быть измерены такие признаки, как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого поведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Самарского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить), выглядит следующим образом:
1 — физический ф-т;
2 — математический ф-т;
3 — филологический ф-т;
4 — биологический ф-т;
5 — химический ф-т;
6 — социологический ф-т;
7 — психологический ф-т;
8 — юридический ф-т;
9 — ф-т экономики и управления.
Уже на номинальном уровне измерения возможно применение ряда статистических процедур: нахождение частоты распределения признаков; определение средней тенденции по модальной частоте; вычисление определенных коэффициентов корреляции (взаимосвязи) между признаками — коэффициентов Чупрова, Пирсона, Крамера1.
Социолог, пытаясь упорядочить область эмпирических объектов, может установить и отношения порядка между ними. В этом случае он пытается «выстроить» их по мере выраженно сти изучаемого свойства. Так, можно упорядочить исследуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной активности или сово-
1 Подробнее см.: Рабочая книга социолога. С. 172.
56 |
Часть I • Методологические основания
купность предприятий по степени социальной напряженности в них. При этом отношения порядка не только автоматически включают отношения равенства—неравенства, но «идут дальше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «выстраиваются в затылок» от максимальной выраженности изучаемого свойства до минимальной.
Шкала, которая фиксирует такие отношения, называется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фиксируют различия, но устанавливают отношения «больше—меньше» между собой, соответствуя такой же ранжированной упорядоченности эмпирических объектов, Классическим примером порядковой шкалы является шкала удовлетворенности (работой, учебой, жизнью в целом):
1 — вполне удовлетворен;
2 — скорее удовлетворен, чем нет;
3 — и да и нет;
4 — скорее не удовлетворен;
5 — совершенно не удовлетворен.
В практике классических социологических исследований используются и сложные разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей'.
В порядковых шкалах числа (шкальные значения) часто называют рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при условии, что между ними будет сохранена та же самая упорядоченность: числа здесь просто коды, приписываемые исследователем.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пя-тичленноц порядковой шкале шкальные значения указываются и в вербальной форме — приведенная нами шкала удовлетворенности это демонстрирует. В то же время если шкала имеет более 5 значений: 7, 9 или 11, то вербально обозначаются только крайние. Промежуточные значения в таких шкалах обозначаются лишь числами. Примером может служить шкала, пред-
1 Подробно описание этих шкал см.: Осипов Г . В ., Андреев Э . П . Методы измерения в социологии.
57 |
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
назначенная для измерения уровня готовности членов производственного коллектива прийти на помощь друг другу. Шкала может выглядеть так:
1_______ 2_______ 3________ 4________ 5________ 6________ 7
на помощь всегда можно
рассчитывать рассчитывать
не приходится на помощь
Порядковая шкала допускает целый ряд дополнительных (относительно номинальной) статистических процедур: определение медианы, квартилей1 для изучения центральных тенденций, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками.
В целом порядковая шкала обеспечивает более высокий уро вень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в отношениях больше—меньше того или иного свойства.
Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: насколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения.
Этот более высокий уровень измерения обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений. Довольно часто их объединяют под одним названием «метрические» шкалы.
Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не
1 Медиана представляет собой такое значение признака, которое характерно для единицы наблюдения, занимающей срединное положение в ряду единиц статистической совокупности, упорядоченных по значениям признака. Квартиль (верхний или нижний) — это такое значение признака, которое делит ряд распределения признака на четыре равные части.
58 |
Часть I • Методологические основания
было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями в ней были неравны, но просто упорядочены.
Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями1.
Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальными значениями, т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затрачиваемого в неделю на различные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12-14 часов в неделю) жители России тратят в 6—7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал — шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некоторых физиологических и психологических свойств человека, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значение этих свойств.
Исследователь, используя метрические шкалы, приобретает большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, принадлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков и мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.). В шкалах этого типа могут использоваться коэффициент парной корреляции Пирсона, множественный коэффициент корреляции.
Тема 2 • Основные черты количественного подхода 59
5.3. Процедура построения порядковой шкалы
Процедура построения порядковой шкалы1 (как, впрочем, и метрических) — несомненно, творческий процесс. Вместе с тем существует и определенный алгоритм этой деятельности, который зависит, в свою очередь, от того, какой признак мы собираемся измерять — относительно простой или относительно сложный. Попробуем вначале определить содержание этих терминов.
Относительно простым признаком мы называем такой, который может быть достоверно измерен непосредственно, без использования промежуточных звеньев — индикаторов.
К относительно сложным могут быть отнесены такие признаки, которые не могут быть измерены достоверно непосредственным образом и потому нуждаются в использовании индикаторов в процессе измерения (косвенное измерение).
Следует сказать, что не существует каких-либо критериев, философских или математических, для отнесения признака к категориям простых или сложных. Здесь должен прежде всего срабатывать профессионализм социолога, его личностный социальный опыт, здравый смысл, интуиция наконец.
Конечно, a priori понятно, что такие признаки, как «уровень политической культуры» или «уровень включенности в организацию», не могут достоверно измеряться непосредственно, т.е. быть относительно простыми признаками. Вместе с тем ряд социальных свойств, например «интерес к учебе» или «отношение к материалам газеты», могут быть измерены и как простые, и как сложные признаки.
Рассмотрим процедуру построения полностью упорядоченной шкалы (порядковой шкалы). Для простого признака она сводится к одному этапу Здесь измеряемое свойство представляется как про-
1 Следует сказать, что такие шкалы используются в социологии нечасто. Тем не менее примером такой шкалы может служить шкала Търстоуна , главный акцент при построении которой как раз сделан на обосновании равенства интервалов между суждениями — шкальными значениями.
' Порядковая шкала в литературе часто называется полностью упорядоченной шкалой . Такая шкала противостоит другой — частично упорядоченной , которая представляет собой промежуточный вариант между номинальной и порядковой шкалами. Мы остановились на процедуре разработки порядковой шкалы потому, что такие шкалы наиболее распространены в социологических исследованииях.
60
Часть ! • Методологические оснований
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
61
тяженность, как континуум (длительность), «протягивающаяся» от максимального до минимального своего значения. Наглядно эту «протяженность» можно представить в виде своеобразной «линейки», градации которой представляют собой значения измеряемого признака.
Размерность конструируемой шкалы, т.е. количество ее пунктов, определяется степенью требуемой точности: более дробная шкала, как правило, более точно измеряет то или иное социальное свойство. Вместе с тем, выбирая меру дробности шкалы, необходимо учитывать и уровень образования социальной группы, являющейся объектом исследования. Известно, что уровень образования самым тесным образом связан с дифференцирующей способностью человека: чем выше этот уровень, тем выше и способность человека расчленять, отделять одного от другого, словом дифференцировать. Применительно к предмету нашего разговора это означает, что измерение с помощью очень дробной шкалы (например, 7- или 9-членной) в исследовании, где объект исследования — социальная группа с достаточно низким уровнем образования, может оказаться ненадежным: респонденты просто не в состоянии столь дробно дифференцировать измеряемый
признак.
Сконструированные таким образом шкалы-линейки переводятся в вопросную форму, чтобы быть помещенными в опросник (помним, что измерение социальных признаков происходит в процедуре опроса). Практически перевод в вопросную форму означает разработку вопроса (естественно, с ответами на него), сохраняющего «идею» и размерность шкалы, но выраженного »на языке респондента», т.е. на языке повседневного общения той социальной группы, которая выступает объектом исследования. Такая шкала в ее вопросной форме выступает операциональным определением^ теоретического понятия, в котором отражена сущность измеряемого признака.
1 Операционализация — это процедура связывания теоретического понятия с эмпирическими наблюдениями, где последние выступают показателями каких-то свойств, относящихся к данному понятию.
Рассмотрим в качестве примера процедуру построения полностью упорядоченной шкалы для измерения социального свойства «интерес к учебе».
Трехчленная линейка этого признака будет выглядеть следующим образом:
Макс. знач. Средн. знач. Мин. знач.
Высокий Средний Низкий
интерес интерес интерес
Пятичленная «линейка» будет выглядеть так:
1__________ 2_________ 3__________ 4________ 5
Макс. Выше ср. Среднее Ниже ср. Мин.
Очень Высокий Средний Низкий Очень
высок. интерес интерес интерес низкий
интерес интерес
Вопросная форма пятичленной шкалы может быть сформулирована следующим образом: «Скажите, пожалуйста, в какой мере вам интересна учеба в университете?»
1 — очень интересна;
2 — пожалуй, интересна;
3 — и интересна, и неинтересна;
4 — скорее, неинтересна;
5 — совершенно неинтересна.
Алгоритм построения шкалы для измерения сложных приз наков гораздо сложнее и включает несколько этапов.
На первом этапе измеряемый признак, как и в случае, ранее рассмотренном, «протягивается», представляется как про тяженность- На втором этапе осуществляется поиск индикато ров измеряемого социального свойства. Можно сказать, что социологическая наука «подсмотрела» этот способ измерения У жизни: все мы для того, чтобы «вычислить» сложное, скрытое от непосредственного наблюдения явление, пытаемся
62
Часть I • Методологические основания
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
63
по каким-то внешним его проявлениям составить представление о нем. Например, «истинное» отношение к себе друга (или подруги) можно определить, зная его (ее) поведение в сложных для нас ситуациях. Некоторые «штрихи* этого отношения можно представить себе, зная, что он (она) говорит о нас другим людям. Очевидно, можно найти еще немало таких ситуаций, в которых ясно проявляется отношение к нам.
Как подбираются проявители изучаемого свойства, индика торы при разработке шкалы? Прежде всего, важнейшим условием подбора адекватных индикаторов является теоретическое осмысление изучаемой социальной характеристики.
Как правило, в науке к моменту, когда исследователь приступает к изучению того или иного социального явления, уже существует ряд значений основного понятия (или понятий), с помощью которых он собирается «схватывать» изучаемое явление. Обычно эти значения «вписаны» в оригинальные исследовательские концепции, отражающие позицию автора, егс методологический подход. Довольно часто обилие подходов, значений одного и того же понятия вызывает у исследователя-новичка чувство тревоги, ощущение хаоса, беспорядка в «научном доме». Вместе с тем многообразие подходов, конкурирующих точек зрения — это нормальный, единственно возможный способ существования научного знания. Исследователь в конкретном исследовании должен выбрать такой подход, а значит, и такое значение основного понятия, которое ему представляется более убедительным, более «работающим» на его исследовательские задачи.
Кроме того, для точного подбора индикаторов огромное значение имеют профессиональный и социальный опыт исследователя, его «знание жизни». Еще раз подчеркнем: подбор обоснованных индикаторов — всегда творческое дело, т.к. никаких четких критериев для их выделения нет. Здесь хорошие помощники — и интуиция, и социологическое воображение социолога.
«Когда бы знала, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», — писала Анна Ахматова.
Подбираемые исследователем индикаторы должны, как правило, отражать субъективные и объективные (здесь — поведенческие) грани изучаемого признака, что позволяет в изме-
рительной конструкции более адекватно «схватить» его сущность.
Надежность измерения зависит и от количества найденных исследователем индикаторов: чем их больше, тем полнее, адекватнее измеряется социальное свойство. Вместе с тем в социологических исследованиях за редким исключением их число не превышает 2—У.
На этом этапе каждый из выделенных признаков-индикаторов представляется соответствующей шкалой. Вопросные формы этих шкал непосредственно попадают в опросник. При этом необходимо убедиться, что найденные признаки-индикаторы подходят для всех единиц наблюдения, составляющих объект исследования, т.е. каждый человек, «входящий» в объект исследования, обладает свойством занять определенное место в континуумах по выделенным индикаторам.
Рассмотрим в качестве примера процедуру построения шкалы для измерения относительно сложного признака «учебно-познавательная активность студентов». На первом этапе определяется, можно ли этот признак представить в виде континуума, выделяются и фиксируются прежде всего полюса и середина этого континуума. Следует отметить, что возможно выделение ряда континуумов по разным основаниям для измерения одного и того же социального признака (в данном случае признака «учебно-познавательная активность»). При этом выбор конкретного основания для разработки шкалы обусловливается целями и задачами исследования, методологическим подходом исследователя к изучению данной проблемы. Окончательно, с учетом целей и задач исследования, шкала для измерения признака «учебно-познавательная активность» выглядит следующим образом:
1 — очень высокая;
2 — высокая;
3 — средняя;
4 — низкая;
5 — очень низкая.
1 Исключение составляет измерение очень сложных и емких признаков, таких, как образ жизни , качество потребления и др., где число индикаторов может достичь 10-15.
64
Часть I • Методологические основания
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
65
На втором этапе происходит поиск эмпирических индикаторов учебно-познавательной активности. Для этого свойства могут быть выделены следующие индикаторы':
1 — характер поведения на семинарах;
2 — количество времени, затрачиваемого на самостоятельную работу;
3 — интерес к учебе.
В свою очередь, шкалы индикаторов могут быть представлены так:
Индикатор Л «Характер поведения на семинарах». Вопросная форма шкалы выглядит следующим образом:
1 — в большинстве случаев добровольно, по собственному
желанию выступаю на семинарах;
2 — в большинстве случаев выступаю лишь по вызову пре-
подавателя;
3 — как правило, отказываюсь выступать на семинарах.
Индикатор 2, «Количество времени, затрачиваемого на самостоятельную работу в неделю». Вопросная форма шкалы выглядит так:
1 — затрачиваю на самостоятельную работу 10 и более ча-
сов в неделю;
2 — затрачиваю на самостоятельную работу от 2 до 9 часов в
неделю;
3 — затрачиваю на самостоятельную работу менее 2 часов в
неделю.
Индикатор 3. «Интерес к учебе». Вопросная форма шкалы выглядит так:
1 —занятия в университете в основном интересны;
2 —занятия в университете представляют некоторый интерес;
3 — занятия в университете в основном малоинтересны.
Очень часто при измерении сложных признаков (косвенное измерение) социологи используют различные логические
и математические процедуры для перехода от отдельных индикаторов к измеряемому свойству. Сами эти процедуры называются индексами. Следует сказать, что в классическом социологическом исследовании для самых различных целей используется большой спектр индексов: логических и аналитических1.
Применительно к теме нашего разговора наиболее распространенным является использование индекса как логической процедуры, где логически обосновывается переход от отдельных индикаторов к измеряемому признаку. Собственно говоря, такой переход выступает своеобразным третьим этапом построения шкалы для измерения сложного признака.
Для нашего признака этот индекс может выглядеть следующим образом (два из трех выделенных индикаторов взяты для простоты и понятности изложения):
Индикаторы | Измеряемый признак | |
Характер поведения на семинарах Пункты шкалы | Интерес к к учебе Пункты шкалы | Учебно-позкавател ьная активность студентов Пункты шкалы |
1 | 1 | I |
1 | 2 | 2 |
1 | 3 | 3 |
2 | 1 | 2 |
2 | 2 | 3 |
2 | 3 | 4 |
3 | I | 3 |
3 | 2 | 4 |
3 | 3 | 5 |
1 Здесь учебно - познавательная активность понимается как хактеристика такой деятельности, при которой первостепенное значение имеет не столько результат деятельности, сколько ее процесс.
1 Подробнее см.: Рабочая книга социолога; Татарова Г . Г . Методология анализа данных в социологии. (Введение).
3 Готлиб А.С
66
Часть I • Методологические основания
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
67
Следует подчеркнуть, что в случае разработки шкалы для измерения относительно сложного признака в опросник попадают лишь шкалы-индикаторы. Собственно же шкала измеряемого признака, как и таблица логического перехода к ней (если социолог вообще разрабатывает такой индекс), существуют только в программе социологического исследования.
6. Выборочный метод
Основные понятия н идея выборочного метода
Неотъемлемая черта классического социологического исследования — использование выборочного метода1 с его специфическими для этой методологии техниками отбора. В самом деле, объектом исследования в классической парадигме в конечном счете всегда выступают большие социальные группы, как носители массовых социальных явлений и процессов. При изучении таких социальных групп опросными методами (они в силу своей универсальности самые популярные) возникает проблема отбора тех конкретных людей, которые будут непосредственно участвовать в опросе. Почему вообще возникает эта проблема?
Прежде всего, из прагматичных соображений: проводить сплошные опросы, т.е. опрашивать всю социальную группу (или группы), составляющую объект исследования, не рационально, не выгодно. Это требует значительных финансовых, временных и трудовых затрат. Не случайно такой сплошной опрос, как перепись населения, например, проводится в нашей стране один раз в десять лет.
Кроме того, известно, что начиная с определенной величины объема опрашиваемых фактически не происходит прироста новой информации*. Это означает, что реальное количество людей, которых надо опрашивать, может быть в десятки, сотни раз
1 Методология качественного исследования не всегда
предполагает использование выборки, да и виды отбора
там принципиально другие.
2 Немецкий исследователь Э.Ноэль опытным путем устано
вила, что этотобьем равен 1000-1200 человек. См.: Ноэль Э .
Массовые опросы. Введение в методику демоскапии. М.:
Прогресс, 1978.
меньше по сравнению с величиной социальной группы, выступающей объектом исследования. Этот практический вывод оказался очень удобным для социологов, как правило, всегда находящихся в «тисках» времени, трудозатрат да и финансовых возможностей.
Выборочный метод описывается с помощью ряда основных понятий:
— генеральная совокупность — это совокупность единиц объекта исследования, относительно которой делаются выводы в исследовании;
— выборочная совокупность — это часть генеральной совокупности, отобранная определенным образом и выступающая непосредственным объектом изучения;
— репрезентативность — свойство выборочной совокупности
бьпъмоделью генеральной совокупности, т.е. воспроизводить
ее структуру по значимым для исследования признакам.
Основная идея выборочного метода заключается в том, что
бы закономерности, полученные при изучении относительно
небольшой группы людей (выборочной совокупности), распро
странить на весь объект исследования (генеральную совокуп
ность). Строго говоря, только используя репрезентативные вы
борки, т.е. выборки-модели, можно говорить о точном
соответствии выводов, полученных при изучении выборочной
совокупности, тем тенденциям, которые характерны для гене
ральной1.
Существует только один класс (тип) отбора, обеспечивающий репрезентативность. Это класс строго вероятностных спо собов отбора. Другой класс (тип) — не строго вероятностных способов отбора репрезентативность не обеспечивает, хотя под «давлением обстоятельств»2 достаточно широко используется
1 Выборка - модель лишена всяких смещений: ошибка репре
зентативности, которая всегда возникает, когда из большого
объема случайным образом отбирается малый обьем, не
существенна.
2 Мы имеем в виду несколько факторов: определенную «кри
минализацию» нашей жизни, вследствие чего попадание ин
тервьюеров в квартиры незнакомых людей, вероятностным
способом попавших в выборку, затрудняется; отсутствие
необходимой информационной базы, позволяющей техни
чески просто и корректно осуществить случайный отбор.
68
Часть ! • Методологические основания
Тема 2 • Основные черты количественного подхода
69
в социологической практике. Нерепрезентативные способы отбора (например, квотный отбор как самый популярный из них) обременены ошибкой, дают определенное смешение, снижая возможность получения «истинной», «как есть на самом деле» информации.
Остановимся подробнее лишь на классе строго вероятностных способов отбора как на типе, где методологические посыпки классической парадигмы выражены наиболее выпукло.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 338.