В исследованиях, ориентированных на комментарий исследователя, где, как мы помним, чаше всего используется язык, близкий к повседневной речи, таким «полезным рецептом» выступает оценка результатов самими информантами: если исследовательская версия понятна им, принципиально ими «схватываема», переводима ими в действие, тогда определенное понимание достигнуто, а выводы исследования обоснованны. В сущности, при таком обращении к информантам как к главным экспертам речь идет о правдоподобии результатов исследования. «Правдоподобное может не соответствовать действительности, но оно всегда отвечает обыденным представ лениям о социально возможном»1.
1 Эта «тоска по объективности» свойственна не всем направлениям внутри качественной социологии. Мы уже говорили
0 так называемом постмодернистском крыле, с позиции кото
рого качественное исследование в принципе не может пред
ставить социальный мир истинным образом : оно не может ни
чего, кроме описания собственного опыта исследователя.
1 Качанов Ю . Начало социологии. СПб.: Алетейя, 2000. С. 136.
Ориентация на правдоподобие в некоторых направлениях ка
чественной социологии дала основание Ю.Качанову назвать
ее «массовой социологией», нацеленной на «массовую ауди
торию» вслод за журналистикой или астрологией.
Представители научного nothcoda , ориентированные на результат в форме мини- meopuu , предлагают и другие способы повышения качества исследования.
Прежде всего — это соблюдение тех норм и правил, которые характерны для научного исследования вообще. З.Бауман назвал их правилами ответственных высказываний. Эти правила требуют, чтобы «кухня» исследователя, т.е. вся совокупность процедур, приведших к завершающим выводам и выступающих гарантом их достоверности, была широко открыта для не ограниченного общественного обозрения; приглашение повторить испытание, может быть, опровергнуть выводы должно быть обращено к каждому желающему. Ответственные высказывания должны соотноситься с другими суждениями по данной теме: они не могут просто отвергнуть другие, уже высказанные точки зрения или умолчать о них, как бы эти точки зрения ни противоречили им, сколь бы неудобными они ни были.
Еще одним способом, «работающим» на адекватность «схватывания» реальности, на повышение обоснованности исследовательской версии, является триангуляция (от англ. trian gle — треугольник).
В самом этом термине, введенном в 1970 г. в научный оборот английским социологом Н.Дензином1, на наш взгляд, «умерла» (воплотилась) метафора треугольника как геометрической фигуры, в которой все углы и стороны всегда соотносят ся друг с другом. В самом общем виде триангуляция означает ис следовательскую процедуру соотнесения данных исследования с результатами других исследований. В сущности, триангуляция является примером переопределения, приспособления известного в науке критерия «хорошего» исследования — «воспроизводи мость данных» к реальности качественного исследования. Н.Дензин выделяет следующие ее виды.
Первый — триангуляция данных. Этот вид подразделяется на:
— временную триангуляцию, связанную с повторным исследовательским проектом;
— пространственную триангуляцию, реализующуюся в сравнительных исследованиях.
Denzin N. The Research Act: a Theoretical Introduction to Sociological Methods. Chicago: Adline, 1970. P. 39.
152
Часть I • Методологические основания
Тема 4 • Основные черты качественного подхода
153
Второй — исследовательская триангуляция, при которой сходные ситуации или одна и та же ситуация рассматриваются несколькими специалистами.
Третий — методологическая триангуляция, в которой выделяются две составляющие:
— триангуляция теорий, т.е. использование данных, полученных в различных теоретических перспективах в изучении одного и того же комплекса объектов;
— триангуляция методов: использование различных методов или различных техник внутри одного метода для изучения одного и того же объекта.
Использование триангуляции, особенно в той ее разновидности, когда согласовываются данные, полученные разными участниками исследования, — например, понятые ими смыслы одного и того же действия, — неизбежно придает полученному знанию конвенциональный (согласительный) характер: «побеждает* та исследовательская версия, которая имеет большее количество сторонников, убедительна для большинства исследователей.
В целом социологи-качественники, ориентированные на научный подход, полагают, что производство качественного исследования не должно быть защищено от строгости научных стандартов и норм: полученное знание должно соответствовать законам формальной логики (А.Шюц называл это требование постулатом логической последовательности)'. Хотя обыденное мышление, из которого берут свое начало теоретические конструкции качественной социологии, не всегда отвечает этому условию, логическая непротиворечивость знания является здесь обязательным требованием.
Д.Силвермен, продолжая эту линию, полагает, что для того чтобы оценить, хорошо ли сделано качественное исследование или^нет, надо поставить ряд вопросов:
1 — Являются ли методы исследования соответствующими природе исследовательских задач?
1 Шюц А . Формирование понятий и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 495.
2 — Понятна ли связь между понятиями внутри полученного
знания (теории)?
3 — Ясны ли критерии, используемые для отбора случаев, для
сбора данных и их анализа?
4 — Осуществлялся ли сбор данных систематически?
5 — Существует ли соответствие между характером данных и
процедурами их анализа?
6 — Насколько систематическим был этот анализ?
7 — Было ли соответствующее обсуждение того, как темы, ка-
тегории извлекались из первичных данных?
8 — Было ли соответствующее обсуждение «за» или «против»
аргументов исследования?
9 — Существует ли ясное различие между первичными данны-
ми и их интерпретацией? Утвердительные ответы на эти вопросы, по мнению английского социолога, являются гарантом обоснованности результатов исследования, их адекватности изучаемой реальности'.
1. Позиция исследователя
В Теме 2 мы уже говорили, что в классическом социо логическом исследовании исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса, производя знание, максимально очи-щенное от его субъективности, так называемое объективное знание. В этой методологии, выступая от лица разума вообще, он производит знание-норму, знание-истину, непреложную для всех. В этом смысле позиция исследователя здесь — всегда над массовым сознанием. Это позиция вещателя единственно верной истины, которая производится для непросвещенных масс и, естественно, без них. Именно поэтому Бахтин называл такое знание монологичным2, а М.Фуко — знанием-властью': социолог здесь теоретически определяет социальную реальность, скрытно участвуя тем самым в производстве власти.
1 Silverman D. Op. cit. P.177.
1 Бахтин М . М . К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С. 86.
J Фуко М . Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ключ, 1999. С. 41.
154
Часть ! • Методологические основания
Тема 4 * Основные черты качественного подхода
155
В методологии качественного исследования — принципиально другая ситуация. Занимая позицию вне эмпирического опыта (а это обязательная позиция исследователя в любой парадигме), качественный исследователь одновременно и погружается в этот опыт, находится внутри него, будь то наблюдение ситуации изнутри (включенное наблюдение) или чтение «документов жизни»: личных дневников, мемуаров.
Погружение в жизненные миры изучаемых людей, производство знания как исследовательской интерпретации их повседневных интерпретаций принципиально меняет облик этого знания: оно становится диалогичным. «Простой» человек, в чей опыт переживания, проживания жизни погружается исследователь, становится вровень с ним, на равных участвуя в исследовании. В этой ситуации взаимного общения, актуального или виртуального (если исследователь общается не «лицом к лицу» с информантом), невозможно a priori решить, как остроумно замечает Юрген Хабермас, «кому у кого следует поучиться»1. Голос социолога оказывается не единственным и не главным. «Открывая двери» здравому смыслу, повседневному донаучному практическому знанию, этому голосу масс, ориентируясь на него, качественный исследователь «сходит с пьедестала», теряет свою позицию «всезнающего рассказчика», говорящего от имени Разума. Он один из масс, такой же, как те, кого он изучает. «Мы не говорим за других или от их имени. Мы — это они» — очень точно эту позицию выразила
Н.Козлова3.
Выводы, сделанные качественным исследователем, хотя и «схватывают» реальность, тем не менее не претендуют на всеобщность. Они частны и локальны и потому не могут быть нормой, непреложной истиной, «обязательным блюдом» для всех. Именно в этом смысле такая позиция — это позиция принципиального неучастия во власти, в однозначном и тотальном определении социальной реальности.
'Хабермас Ю. Указ. соч. С. 43.
2 Козлова Н . Как работать с советским архивом // Методологический потенциал качественной социологии. Самара: Самарский университет, 2000. С. 91.
Возможны ли отклонения от этого принципа? Возможны, если соииолог-качественник сознательно выбирает позицию оп ределения социальной реальности, выступая как эксперт: в большей степени это, видимо, может происходить в постмодернистки ориентированных качественных исследованиях, где «властвует» практически только исследовательское видение явления.
Вопросы для самоконтроля
1. Каков фокус исследовательского интереса в качественном исследовании?
2. Опишите образ социальной реальности в качественной парадигме.
3. Что означает понять социальное явление?
4. Почему мы может понять Другого?
5. Каков характер знания, получаемого в качественной парадигме?
6. Каковы возможные сочетания повседневных интерпретаций изучаемых людей и исследовательской интерпретации?
7. Опишите уровни репрезентации опыта.
8. Что такое реалистический и повествовательный (нарративный) подход в качественном исследовании?
9. Какие направления внутри качественной социологии сегодня складываются?
10. Опишите язык и форму представления результата в каждом из этих направлений.
11. Какова логическая структура получения знания в качественном исследовании?
12. Как оценивается качество качественного исследования? Опишите проблему истины здесь.
13. Что такое триангуляция и зачем она используется в некоторых направлениях качественной социологии.
14. Какова позиция исследователя в качественном исследовании?
Тема 5
Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах
Ключевые понятия : Функция, простое описание, аналитическое описание, научное объяснение, семантическое объяснение, социальное управление,прогнозирование, прикладные задачи, изменение социальной ситуации, индивидуальная свобода, индивидуальное самосознание
Социальная практика имеет... право требовать от социальной теории по крайней мере того, чтобы хоть некоторые из ее результатов могли быть применены и чтобы число и значимость этих результатов постоянно возрастали.
У. Томас, Ф. Знанецки. Методологические заметки
Наилучшая служба, которую социология может сослужить людям в их повседневной жизни и сосуществовании, — это стимулирование взаимного понимания и терпимости как постоянных условий общей свободы.
Зигмуит Бауман. Мыслить социологически
Термин «функция», насквозь научный, имеет много значений. Самое распространенное из них, идущее от биологии, — задача части по отношению к целому. Применительно к нашей теме это означает, что предмет нашего разговора — это задачи, решение которых общество возлагает на социологию. Что общество ждет от социологии и что она может дать обществу?
Сама постановка этих вопросов достаточно традиционна и возникает в фокусе классической социологической методологии с ее ориентацией на производство знания как научного
Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах_________ 159
в соответствии со всеми канонами этого типа знания, выработанными еще великими мыслителями Нового времени.
Качественная социология, принципиально отвергающая такое научное знание, тем не менее в целом не отвергает такой постановки вопроса, хотя и по-другому отвечает на него. Кроме того, качественная парадигма в некоторых своих направлениях меняет угол зрения и вообще по-другому ставит этот вопрос: вместо безликого общества на авансцену выходят конкретные люди, конкретные действующие субъекты, нуждающиеся в социологическом знании. При этом к конкретным людям в равной мере относятся и изучаемые, и сам исследователь. Еще раз вспомним: «Мы — это они».
1. Функции классического социологического исследования: общая характеристика
В целом производство социологического знания в классической парадигме ориентировано на выполнение следующих четырех задач:
— описание общественных явлений и процессов (описательная функция);
— объяснение их (аналитическая функция);
— использование в управлении социальными процессами и явлениями (управленческая функция);
— использование для целей прогнозирования (прогнозная функция). В сущности, все эти функции характерны для любого научного
знания. Первые две — описание и объяснение — собственно по знавательные задачи: цель любого научного познавательного процесса — описать и объяснить изучаемый фрагмент реальности.
Две другие — прикладные задачи: полученное знание «прикладывается», «приспосабливается» к конкретной ситуации, изменяя ее.
Познавательные и прикладные функции тесно связаны друг с другом. В философии науки, осмысливающей этот тип знания, даже существует специальное направление — инструмен тализм. Сторонники его полагают, что объяснение и описание в науке, т.е. теории, нужны лишь для того, чтобы были достигнуты главные цели — предсказание и изменение изучаемого фрагмента реальности, «спасение явления». Здесь собственно
160 |
Часть I ' Методологические основания
познавательные задачи выступают лишь средством, инструментом достижения практических целей'. Один из крупнейших философов XX века Л .Витгенштейн в этом ключе писал в своих «Лекциях по эстетике»: «Одна из наиболее важных особенностей объяснения состоит в том, что оно обязано снабжать нас предсказанием. Физика связана с инженерией. Мост не должен рушиться»2.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.